Введение 3
ГЛАВА I. ПРИНЦИПЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В
СССР 12
§1. Молодежные организации России в 1917 году 12
§2. Молодежная политика в 1917-30-е годы. Становление комсомола 19
§3. Советская молодежь накануне и в период военных конфликтов 27
§4. Протестные настроения среди молодежи и период «оттепели» 32 §5. Кризисные явления в молодежном движении в 1980-е го
ды 42
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В СРЕДНИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 48
§1. Методическое обоснование 48
§2. Технологическая карта внеклассного мероприятия 49
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 64
Приложения
Государственная молодежная политика (ГМП) является неотъемлемой частью социальной политики нашей страны, кроме того, она существенно влияет на поступательное развитие общества. Еще немецкий философ Карл Маркс и последователь его теории, советский политический деятель Владимир Ленин называли объективный процесс вовлечения молодых людей в дела страны исторически прогрессивным явлением. По их мнению, это не только способствует социальному росту, но и пробуждает классовое сознание граждан.
На сегодняшний день мы можем отметить происходящие в России изменения в государственной молодежной политике, которые учитывают весь ее предыдущий многолетний опыт и анализ исторических процессов. Важнейшие политические, социальные, экономические и духовные перемены лишь только усиливают значимость вопросов и проблем в формировании политики молодого поколения, с которым исторически в наибольшей степени связаны перспективы развития любого государства.
В своей работе перед анализом молодежной политики периода 1917 - 1980-х годов нам важно указать, что представляет молодежная политика в современной России. В первую очередь необходимо отметить, что она опирается на действующее законодательство страны, которое регламентирует деятельность государственных органов и общественных организаций, являющихся посредниками между молодежью и государством.
Одним из документов, регламентирующим на сегодняшний день в России основы государственной молодежной политики, является Распоряжение правительства от 29 ноября 2014 года №2403-р «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики до 2025 года» .
В документе, в частности, отмечается, что в стране сложилась и действует система формирования и реализации молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Интересы и потребности молодежи учитываются при реализации программ социальноэкономического развития.
Также важно указать, что 11 февраля 2019 года правительство России опубликовало информационные материалы о 12-ти национальных проектах, утвержденных в рамках указа президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 года. Перед правительством поставлена задача достижения девяти национальных целей развития страны, среди которых затронуты вопросы, касающиеся государственной молодежной политики. В частности, сюда можно отнести реализацию национальных проектов «Образование», «Демография», «Наука», «Производительность труда и поддержка занятости» .
Процесс изучения молодежной политики не может быть завершенным в силу изменения и развития общества в целом и постоянно обновляющимся составом молодежи. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что изучение реализации молодежной политики сегодня возможно только на основе познания уже сложившихся в прошлом тенденций, закономерностей развития и на анализе исторического опыта, что говорит об актуальности данного исследования. Актуальность выпускной квалификационной работы также обуславливается потребностью исследования отечественной истории во всей ее полноте, многообразии политических явлений, вне ограничения рамками государственной идеологии для дальнейшего развития исторической науки по вопросам государственной молодежной политики. На современном этапе в России имеется необходимость в организации молодежи. В частности, в 2018 году Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) стало напрямую подчиняться правительству РФ. Тем самым президент, который подписал указ, подчеркнул важность направления, которым занимается ведомство.
Кроме того, вопросы молодежной политики были одними из важных в рамках президентской кампании Владимира Путина в 2018 году.
Объектом исследования является молодежь, молодежное движение и молодежные организации в 1917 - 1980-х гг...
В данной выпускной квалификационной работе исследован процесс зарождения и становления государственной молодежной политики в России и СССР в период с 1917 года до 1980-х. На основе изученных документов мы можем сделать вывод, что молодежная политика всегда неразрывно связана с политическим строем. С 1991 года в нашей стране сложился опыт принятия специальных законов о молодежи или молодежной политике, однако этого бы не произошло без исторического опыта, который начал складываться еще в начале XX века.
Первый этап формирования молодежной политики пришелся на первое десятилетие после Октябрьской революции. При этом в России до 1917 года не существовало организаций, объединяющих рабочую молодежь, которая в буквальном смысле станет движущей силой будущих революционных событий. Имеющиеся на тот момент молодежные организации, такие как «Маяк», делали упор на просвещение молодых людей, ограничивая при этом их влияние на общественно-политические процессы.
Однако если февраль 1917 года никак не изменил положение рабочей молодежи в обществе, то после октября новая власть начала рассматривать в ней непосредственно участников революции. Партия большевиков начала сплочение молодежи, которая за счет ощущения собственной значимости начала требовать свои права. С приходом большевиков к власти были приняты основополагающие для молодежной политики документы по вопросам труда, образования. Уже тогда Совет Народных Комисаров страны считал необходимым выделять молодежные вопросы в самостоятельные государственные документы.
Кроме того, появились первые ресурсы государственной молодежной политики - молодые люди начали объединяться в союзы. Первые союзы рабочей молодежи в крупных российских городах - Петрограде, Москве, Киеве - появились в тот же переломный 1917-й год. Это позволило молодым людям почувствовать себя борцами за свободу. Несмотря на тяжелые экономические условия, руководство страны много делало для трудоустройства молодежи, охраны ее труда, в частности, подростков.
Появление таких молодежных объединений как «Труд и свет», Социалистический союз рабочей молодежи создавали для руководства партии предпосылки формирования организации, которая не только бы объединила молодых людей, но и являлась посредником между молодежью и властью. Отсюда мы видим, что если изначально молодежная среда характеризовалась плюрализмом, то вскоре партия, осознавая роль молодежи в системе государства, свела государственную молодежную политики до единственной организации - РКСМ, которая в дальнейшем будет известна как ВЛКСМ.
Созданное Советским государством и коммунистической партией положение комсомола в обществе позволяло ему деятельно участвовать в жизни общества и государства, ставить и решать молодежные проблемы на всех уровнях государственного управления и руководства. По инициативе РКСМ были приняты законоположения, касающиеся труда, образования, быта молодежи. Комсомол имел широкое представительство в государственных и общественных органах. В ходе нашего исследования, мы сделали вывод, что без единой, сильной организации, как комсомол, нельзя было решить многие принципиальной важности для молодежи вопросы. Комсомол был организатором и исполнителем политики коммунистической партии и Советского государства в среде молодежи.
Однако с конца 20-х годов XX века правящая партия контролировала почти все государственные структуры. В рамках молодежной политики существовал тезис, что социалистическое государство решает все проблемы молодежи. При этом в этот период была улучшена, в частности, сфера охраны здоровья детей и подростков, установлен обязательный процент рабочих мест, которые предназначались исключительно для подростков 15-17 лет. Советская власть создавала широкие возможности для получения молодыми людьми образования и профессии.
Советская молодежь приняла активное участие, как и в боевых действиях во время Великой Отечественной войны, так и в послевоенный восстановительный период. Однако со второй половины 50-х годов в стране произошли значительные изменения, которые также нашли отражение и в государственной молодежной политике. Она по-прежнему носила партийно-государственный характер, однако молодежь начала искать выход за рамки партии, период «оттепели» стал мощным источником эмансипации молодежи...
1. «О некоммунистических организациях молодежи» от 16 февраля
1922 г. Циркулярное письмо УК РКСМ. URL:
[http://www.hrono.ru/dokum/192 dok/index.php] Дата обращения: 25. 01. 2019.
2. Декрет ВЦИК об установлении предельного минимума количества подростков на предприятиях // В. И. Ленин о молодежи. М.,1974.
3. Декрет Совнаркома о восьмичасовом рабочем дне // В. И. Ленин о молодежи. М., 1974.
4. Декрет Совнаркома о правилах приема в высшее учебное заведение // Ленин о молодежи. М., 1974.
5. КПСС в резолюциях. Изд.7, ч. 4. М.,1960.
6. Молодежное движение России в документах (1905-1938) / Под ред. Деркаченко П. - М.,1999. - 369 с.
7. Национальные проекты: ключевые цели и ожидаемые результаты // Сайт правительства России. URL: [http://government.ru/news/35675/]. Дата обращения: 17.03.2019.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р г. Москва URL: [http://base.garant.ru/70813498/]. Дата обращения: 01. 11. 2018.
9. Сборник постановлений ЦК ВЛКСМ, принятых после XII съезда.
URL: [http://www.hrono.ru/dokum/192 dok/index.php]. Дата обращения:
17.03.2019.
II. Периодическая печать
10. Елков И. Повестка о призыве // «Российская газета» - №93 - 2015.
11. Крупская Н. К. Как организоваться рабочей молодежи? // «Правда» - 1917. URL: [https://www.litmir.me/br/?b=237786&p=97]. Дата обращения: 10.04.2019.
12. Не расстаться с комсомолом // «Коммерсантъ» - 2018. URL:
[~https://www.kommersant.ru/doc/3765024#id1329135]. Дата обращения:
10.01.2019.
III. Монографии и статьи по теме исследования
13. Аникст А.Г. Рабочее (профессиональное) образование в РСФСР.
- М.: «Наука», 1928. - 212 с.
14. Аскеров А. Изучение истории ВЛКСМ - на большевистские рельсы // За теоретическую учебу. - М.: «Политическая энциклопедия», 1932.
- 103 с.
15. Бредихин В.Е. Предвоенный комсомол: социально
демографическая характеристика состава // Альманах современной науки и образования. - Тамбов, 2015. - 178 с...50