Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления банковскими продуктами 6
1.1. Использование маркетинга при управлении банковскими продуктами 6
1.2. Управление банковскими продуктами в организации 13
1.3. Особенности маркетинговой деятельности в банковской сфере 21
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА по совершенствованию управления банковскими продуктами ОАО «Россельхозбанк» 30
2.1. Характеристика системы управления банковскими продуктами ОАО «Россельхозбанк» 30
2.2. Обоснование предложений по управлению банковскими продуктами 49
2.3 Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы 61
Заключение 69
Лист нормоконтроля 72
Список использованных источников 73
НОРМОКОНТРОЛЬ 77
Достижения выпускника бакалавриата и их оценка 82
Деятельность банков в условиях рыночной экономики представляет собой особый вид предпринимательской деятельности, связанной с движением денежных средств - их мобилизацией, распределением для повышения качества банковских услуг
Интенсивная конкуренция на рынке банковских услуг заставляет банки искать новые пути и применять новые методы для достижения желаемых финансовых результатов. На первый план выходят вопросы качественного улучшения банковского маркетинга. Важно не только расширять перечень банковских продуктов и совершенствовать технологию их создания, но и изучать способы их внедрения. Требованием времени становится анализ различных видов банковских продуктов, особенностей их создания, а также поиск возможностей их совершенствования и продвижения на рынок.
Таким образом, выбранная тема работы является актуальной в современных условиях работы предприятия.
Изучением проблем управления маркетингом занимаются многие современные ученые, в частности А.М. Годин [10], Ж.Н. Моисеенко [30], Г.А. Савчук [39], и другие, однако на сегодняшний день недостаточно раскрыта проблема управления маркетингом в банковской сфере.
Объектом исследования в работе является ОАО «Россельхозбанк».
Предметом исследования - управление банковскими продуктами в финансовых организациях.
Цель работы - разработка рекомендаций по совершенствованию управления банковскими продуктами в банке.
Задачи работы:
• рассмотреть сущность и основные формы маркетинговой деятельности;
• исследовать теории управления маркетинговой деятельностью на
предприятии;
• изучить особенности маркетинговой деятельности в банковской сфере;
• изучить существующую систему управления банковскими продуктами в банке;
• разработать предложения по совершенствованию управления банковскими продуктами и дать оценку их результатов.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам исследуемой темы; законодательство Российской Федерации и его регионов; официальные инструктивнометодические материалы; публикации в периодической печати, бухгалтерская и статистическая отчётность предприятия; а также материалы собственных исследований.
Методической основой написания работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных методов анализа: метод сравнения, цепных подстановок, группировки, абсолютных и относительных величин, графического, экспертных и других. Выбор каждого метода осуществляется с учетом характера решаемых в процессе исследования задач.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что полученные теоретические и научно-методические результаты могут использоваться предприятием для повышения его конкурентоспособности.
Постановка целей и задач работы определила следующую структуру работы: введение, две главы, заключение, список использованных
источников и приложения.
В первой главе работы рассмотрены теоретические основы управления банковскими продуктами, в том числе сущность и формы маркетинговой деятельности, концептуальные подходы к её организации, методика анализа управления маркетинговой деятельностью предприятия.
Вторая глава посвящена организации опытно-экспериментальной работы по совершенствованию управления банковскими продуктами ОАО «Россельхозбанк», в ней дана общая характеристика банка, рассмотрена система управления банковскими продуктами, проведен анализ конкурентоспособности, разработаны рекомендации по совершенствованию управления банковскими продуктами и дана их оценка.
Общий объем работы составил 77 страниц.
Список использованных источников литературы включает 52 источника.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сложившаяся экономическая ситуация заставляет банки искать новые пути и применять новые методы для достижения желаемых финансовых результатов. На первый план выходят вопросы качественного улучшения банковского маркетинга. Важно не только расширять перечень банковских продуктов и совершенствовать технологию их создания, но и изучать способы их внедрения. Требованием времени становится анализ различных видов банковских продуктов, особенностей их создания, а также поиск возможностей их совершенствования и продвижения на рынок.
Целью работы была разработка рекомендаций по совершенствованию управления банковскими продуктами.
Объектом исследования выступил ОАО «Россельхозбанк».
Целью создания банка - было формирование на его базе национальной кредитно-финансовой системы обслуживания товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
Услуги банка включают: услуги для физических лиц (вклады, переводы, кредитование) и услуги для юридических лиц (рассчетно-кассовое обслуживание, кредитование, операции с ценными бумагами).
Для оценки услуг банка был использован такой метод анализа как диаграмма Парето, основанный на анализе потребителей. Анализ позволил выявить проблемы, которые нужно устранить в первую очередь, по мнению клиентов, - это доступность кредитов и привлекательность вкладов.
По состоянию на 1 января 2020 года в Банке обслуживалось 21 553 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Основная доля клиентов, а именно 32,1 и 34,6% - это клиенты обсуживающиеся в банке до 1 года и от 2 до 3 лет соответственно.
Для выявления недостатков обслуживания клиентов в банке, был проведен анализ с помощью инструмента SERVQUAL, основанного на соотнесении ожиданий потребителя и восприятия полученной услуги. Коэффициент потребительского восприятия превысил коэффициент потребительских ожиданий на 3,04 и составил 23,31, что позволяет высоко оценить уровень качества оказываемых банком услуг.
Одним из основных методов продвижения у банков является формирование узнаваемости бренда и его положительного имиджа. Размещение рекламы банка осуществляется с помощью подрядчиков, выбираемых на тендерной основе.
Проведенный анализ внешней среды, позволил отметить, что, несмотря на кризис, банковский рынок активно развивается. Наибольшее влияние на рынок оказывают политические и экономические факторы. Рынок, несмотря на большое количество конкурирующих учреждений, относится к типу рынка с доминирующей компанией - это ПАО «Сбербанк». Данному состоянию рынка способствуют значительные входные барьеры и политика государства.
Для выявления направлений совершенствования работы АО «Россельхозбанк», был проведен сравнительный анализ его услуг с его ближайшими конкурентами - банками Альфа Банк, Открытие и ВТБ 24.
Анализ показал, что основными направлениями по укреплению конкурентных позиций банка могут быть:
• ввод в линейку кредита на открытие собственного дела;
• изменение ставок по кредиту на неотложные нужды (приведение их в соответствие с предложениями конкурентов);
• повышение доступности банкоматов банка.
В целях совершенствования управления банковским продуктом организации предложено:
• регулярное проведение исследований потребительских предпочтений с целью выявления возможностей по разработке новых продуктов банка;
• постоянный мониторинг выхода новых банковских продуктов у конкурентов;
- использование технологии обработки данных Big Data - она представляет собой технологию хранения и обработки больших объемов данных (персональные сведения о клиентах, информация о кредитных портфелях и портфелях, находящихся в доверительном управлении кредитной организации и т. д.). С помощью обработанных подобным образом сведений банку легче принимать управленческие решения и достигать поставленных целей
Расчеты показали, что рекомендованные изменения позволят увеличить оборот кредитов на 12,63 млрд. руб., что положительно отразится на работе банка. При условии осуществления изменений уровень обслуживания клиентов будет более соответствовать ожиданиям клиентов, то есть повысится эффективность работы банка (повысятся характеристики качества процессного подхода).
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. от 12.05.2020 N 23-П). Документы. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 12.06.2020)
2. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990
№ 395-1. Документы. http: // www.consultant.ru / document /
cons_doc_LAW_5842/ (дата обращения 12.06.2020)
3. Акулич И. Л. Маркетинг: учебник. Минск: Высшая школа, 2017. 524 с.
4. Алексунин В.А., Дубаневич Е.В., Скляр Е.Н. Маркетинговые
коммуникации. Практикум. М.: Дашков и К, 2018. 196 с.
5. Армстронг Г. Основы маркетинга. М.: Вильямс И.Д., 2019. 752 c.
6. Беквит Г. Четыре ключа к маркетингу услуг. М.: Альпина Паблишер,
2017. 252 с.
7. Белоножкина Е. А. Анализ применения инструментов маркетинга на современном этапе развития рынка банковских услуг: зарубежный опыт и российская практика // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. № 26 (260). С. 2-11.
8. Березина Е.А. Исследование эффективности организации маркетинга на предприятии. СМАЛЬТА. 2018. № 6. С. 18-20
9. Бесходарный А.А. Эффективность управления маркетингом: методика оценки // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2016. № 1. С. 44 - 47.
10. Вайсман А.М. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. М.: Экономика, 2017. 324с.
11. Волков К.М. Использование маркетинга в управлении (менеджменте) предприятием // Аспирант. 2017. № 10. С. 135 - 136.
12. Годин А.М. Маркетинг. Учебник для бакалавров. М.: Дашков и К, 2017. 656 с.
13. Грачёв Н.В. Маркетинговый подход к управлению предприятием в современных экономических условиях // Вестник образовательного
консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и
управление. 2018. № 7. С. 108 - 109.
14. Годин А.М. Маркетинг: учебник для бакалавров. М. : Дашков и Ко, 2018. 656 с.
15. Горштейн М. Современный маркетинг. М.: Дашков и Ко, 2017. 404 с...52