Медиация в коммерческих отношениях
|
Введение 3
1. Историко-правовой и теоретический анализ института медиации 6
1.1. История развития института медиации в зарубежных странах 6
1.2. Становление и развитие института медиации в России 16
1.3. Понятие медиации и ее место в системе альтернативных способов
урегулирования споров 24
2. Применение медиации в коммерческих правоотношениях 34
3. Применение медиации в публичных отношениях 49
Заключение 57
Список использованных источников
1. Историко-правовой и теоретический анализ института медиации 6
1.1. История развития института медиации в зарубежных странах 6
1.2. Становление и развитие института медиации в России 16
1.3. Понятие медиации и ее место в системе альтернативных способов
урегулирования споров 24
2. Применение медиации в коммерческих правоотношениях 34
3. Применение медиации в публичных отношениях 49
Заключение 57
Список использованных источников
В эпоху глобализации экономической и социальной жизни общества актуальной проблемой человечества становится готовность людей к взаимодействию в условиях высокой конфликтогенности среды, требующей цивилизационного диалога. Таким образом, приобретает большую значимость институт медиации (посредничества) как уникальный феномен, главной целью которого является обеспечение равноправия и разрешение споров на новом высокоразвитом уровне.
Согласно определению из словаря С. И. Ожегова конфликт представляет собой столкновение, серьезное разногласие, спор. Последнее же означает словесное состязание, обсуждение, в котором каждый отстаивает свое мнение. В. И. Даль же определяет сам процесс спора как не соглашение, опровержение, или же состояние, в котором сторона имеет иное мнение от своего оппонента и пытается его доказать.
В последнее время в России растет интерес к институту медиации, особенно в праве. Развитие этого института за рубежом свидетельствует о том, что он успешно зарекомендовал себя как инструмент урегулирования правовых споров, в том числе с участием бизнеса.
В России также принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193- ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее - Закон о медиации), который вступил в силу с 1 января 2011 года . Помимо этого, в стране созданы и функционируют организации, занимающиеся развитием медиации (Центр медиации и права, Коллегия посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Объединенная комиссия по корпоративной этике и Объединенная служба медиации (посредничества) при Российском союзе промышленников и предпринимателей и другие).
На данный момент развивается законодательство о медиации. Например, Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 197-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Этим законом расширена возможность применения процедуры медиации. Теперь эта процедура может быть применена в административных и иных публичных отношениях .
Несмотря на наличие специального правового регулирования, изучению института медиации в России уделяется недостаточно внимания, а практика его применения еще не является обширной. Доктриной не выработано единого подхода к понятию медиации, поэтому имеется необходимость детальной проработки и всестороннего анализа различных правовых аспектов применения медиации, определение места этого института в системе способов альтернативного урегулирования споров, в том числе с учетом мирового, а также российского исторического опыта.
Объектом бакалаврской работы выступают правоотношения, возникающие в процессе урегулирования споров посредством применения процедуры медиации.
Предмет бакалаврской работы составляют нормы российского, а также зарубежного права, которые регулируют отношения медиации, правоприменительная практика, научные взгляды, концепции, теории в рассматриваемой сфере.
Цель бакалаврской работы состоит в постановке, изучении и разрешении основополагающих теоретических и практических проблем применения медиации для урегулирования споров, возникающих в коммерческих отношениях.
Задачами бакалаврской работы являются:
- исследование истории развития института медиации и источников его правового регулирования;
- анализ и характеристика сущности и различных подходов к понятию медиации;
- определение места и роли медиации в системе альтернативных способов урегулирования спора;
- выявление и характеристика особенностей осуществления процедуры медиации и механизма правового регулирования медиации и смежных с ней институтов в сфере коммерческих отношений;
- анализ новелл и проблем правового регулирования медиации.
Методологическая основа бакалаврской работы представляет собой совокупность научных приемов и методов исследования явлений и процессов. В бакалаврской работе применялись общенаучный (диалектический) метод познания, общие приемы формальной логики (анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия и сравнение и другие) и связанные с ними частнонаучные методы: исторический, системно¬структурный, социологический, технико-юридический, лингвистический, сравнительно-правоведческий. Многие проблемы бакалаврской работы исследовались как междисциплинарные, существующие на стыке юридической науки, социологии и психологии, что было обусловлено задачами комплексного анализа указанного явления.
Согласно определению из словаря С. И. Ожегова конфликт представляет собой столкновение, серьезное разногласие, спор. Последнее же означает словесное состязание, обсуждение, в котором каждый отстаивает свое мнение. В. И. Даль же определяет сам процесс спора как не соглашение, опровержение, или же состояние, в котором сторона имеет иное мнение от своего оппонента и пытается его доказать.
В последнее время в России растет интерес к институту медиации, особенно в праве. Развитие этого института за рубежом свидетельствует о том, что он успешно зарекомендовал себя как инструмент урегулирования правовых споров, в том числе с участием бизнеса.
В России также принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193- ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее - Закон о медиации), который вступил в силу с 1 января 2011 года . Помимо этого, в стране созданы и функционируют организации, занимающиеся развитием медиации (Центр медиации и права, Коллегия посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Объединенная комиссия по корпоративной этике и Объединенная служба медиации (посредничества) при Российском союзе промышленников и предпринимателей и другие).
На данный момент развивается законодательство о медиации. Например, Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 197-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Этим законом расширена возможность применения процедуры медиации. Теперь эта процедура может быть применена в административных и иных публичных отношениях .
Несмотря на наличие специального правового регулирования, изучению института медиации в России уделяется недостаточно внимания, а практика его применения еще не является обширной. Доктриной не выработано единого подхода к понятию медиации, поэтому имеется необходимость детальной проработки и всестороннего анализа различных правовых аспектов применения медиации, определение места этого института в системе способов альтернативного урегулирования споров, в том числе с учетом мирового, а также российского исторического опыта.
Объектом бакалаврской работы выступают правоотношения, возникающие в процессе урегулирования споров посредством применения процедуры медиации.
Предмет бакалаврской работы составляют нормы российского, а также зарубежного права, которые регулируют отношения медиации, правоприменительная практика, научные взгляды, концепции, теории в рассматриваемой сфере.
Цель бакалаврской работы состоит в постановке, изучении и разрешении основополагающих теоретических и практических проблем применения медиации для урегулирования споров, возникающих в коммерческих отношениях.
Задачами бакалаврской работы являются:
- исследование истории развития института медиации и источников его правового регулирования;
- анализ и характеристика сущности и различных подходов к понятию медиации;
- определение места и роли медиации в системе альтернативных способов урегулирования спора;
- выявление и характеристика особенностей осуществления процедуры медиации и механизма правового регулирования медиации и смежных с ней институтов в сфере коммерческих отношений;
- анализ новелл и проблем правового регулирования медиации.
Методологическая основа бакалаврской работы представляет собой совокупность научных приемов и методов исследования явлений и процессов. В бакалаврской работе применялись общенаучный (диалектический) метод познания, общие приемы формальной логики (анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия и сравнение и другие) и связанные с ними частнонаучные методы: исторический, системно¬структурный, социологический, технико-юридический, лингвистический, сравнительно-правоведческий. Многие проблемы бакалаврской работы исследовались как междисциплинарные, существующие на стыке юридической науки, социологии и психологии, что было обусловлено задачами комплексного анализа указанного явления.
Анализ теоретических и практических проблем применения медиации для урегулирования споров, возникающих в коммерческих отношениях показывает, что медиация, обладая своей социальной и экономической ценностью, отвечает интересам бизнеса и всего общества.
Развитие института медиации в том или ином государстве зависело от множества факторов (экономические, социальные, идеологические и т.д.). Медиация исторически развивалась не только в зарубежных странах, но и в России. История развития медиации в России свидетельствует о том, что медиация не является заимствованным институтом, она применялась на разных этапах социального и экономического развития. А в современном видении медиация - это результат развития правового и социального государства.
Мировой опыт показывает, что использование медиации и других альтернативных способов урегулирования правовых споров, особенно в коммерческих отношениях, ведет к улучшению экономических отношений в бизнесе, а также к разгрузке судебной системы.
В России институт медиации сравнительно недавно закреплен Федеральным законом от 27.10.2010 № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". Законом регулируется сама процедура медиации, определяются требования к медиаторам, закрепляются порядок и последствия заключения медиативного соглашения. В 2019 году сфера применения процедуры медиации была расширена и охватила собой, в том числе, административные и иные публичные отношения. Это свидетельствует о том, что правовое регулирование института медиации развивается.
Правовое регулирование процедуры медиации требует дальнейшего развития. Так как исчерпывающие правовое регулирование процедуры медиации обеспечивает необходимую базу для успешного и эффективного применения медиации конфликтующими сторонами.
Медиация входит в систему альтернативных способов урегулирования споров наряду с переговорами, арбитражем и различными комбинированными видами альтернативного урегулирования споров (независимая оценка (экспертиза), омбудсмен, упрощенный суд присяжных и мини-суд («судья на прокат»).
При этом медиация обладает определенными характерными чертами, которые отличают ее от других видов неюрисдикционного урегулирования правового спора, и доказывают то, что медиация - это действенный и эффективный способ урегулирования споров, особенно среди субъектов предпринимательской деятельности, которые, как правило, при возникновении конфликтов несут серьезные риски и потери. Преимуществами медиации перед судебным разрешением споров является: неформальность, доступ к справедливости, прямое участие и общение сторон, относительно быстрый и дешевый процесс, наделение спорящих сторон возможностью влияния на урегулирование спора, обеспечение участникам возможности выйти из спора победителями при отсутствии проигравших.
Данные характерные черты базируются на основных принципах медиации (добровольность, сотрудничество, независимость и беспристрастность, конфиденциальность, равноправие сторон).
Судебная практика и иная правоприменительная практика на сегодняшний день не является обширной. Однако даже немногочисленные существующие примеры подтверждают, что, используя медиацию, стороны могут самостоятельно и эффективно урегулировать конфликтную ситуацию и найти взаимоприемлемое решение.
На данный момент все еще существуют различные идеологические, организационные и юридические проблемы, препятствующие более активной интеграции института медиации в правоприменительную практику.
В качестве положительного аспекта необходимо отметить новеллу законодательства, допускающее применение медиации в административных и иных публичных отношениях, субъектами которых являются не только органы публичной власти, но и бизнес-агенты. Принятые поправки только подтверждает, что медиация эффективна, удобна, многоаспектна и является гибкой процедурой, применимой практически в любой сфере общественной жизни.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что необходимо продолжать развитие института медиации в России. Необходимо создать эффективную систему подготовки медиаторов, выходить на новый уровень взаимодействия медиаторов и судов, содействовать развитию благоприятной правовой среды в обществе и государстве, а также осуществлять эффективную просветительскую и информационную политику в этой сфере. Это приведет к увеличению доверия к медиаторам в обществе, в частности, среди бизнес-сообщества. Повсеместное применение процедуры медиации выведет коммерческие отношения на новый уровень, что будет способствовать упрочнению деловых и партнерских отношений, развитию бизнеса в нашей стране и повышению экономического благосостояния.
Развитие института медиации в том или ином государстве зависело от множества факторов (экономические, социальные, идеологические и т.д.). Медиация исторически развивалась не только в зарубежных странах, но и в России. История развития медиации в России свидетельствует о том, что медиация не является заимствованным институтом, она применялась на разных этапах социального и экономического развития. А в современном видении медиация - это результат развития правового и социального государства.
Мировой опыт показывает, что использование медиации и других альтернативных способов урегулирования правовых споров, особенно в коммерческих отношениях, ведет к улучшению экономических отношений в бизнесе, а также к разгрузке судебной системы.
В России институт медиации сравнительно недавно закреплен Федеральным законом от 27.10.2010 № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". Законом регулируется сама процедура медиации, определяются требования к медиаторам, закрепляются порядок и последствия заключения медиативного соглашения. В 2019 году сфера применения процедуры медиации была расширена и охватила собой, в том числе, административные и иные публичные отношения. Это свидетельствует о том, что правовое регулирование института медиации развивается.
Правовое регулирование процедуры медиации требует дальнейшего развития. Так как исчерпывающие правовое регулирование процедуры медиации обеспечивает необходимую базу для успешного и эффективного применения медиации конфликтующими сторонами.
Медиация входит в систему альтернативных способов урегулирования споров наряду с переговорами, арбитражем и различными комбинированными видами альтернативного урегулирования споров (независимая оценка (экспертиза), омбудсмен, упрощенный суд присяжных и мини-суд («судья на прокат»).
При этом медиация обладает определенными характерными чертами, которые отличают ее от других видов неюрисдикционного урегулирования правового спора, и доказывают то, что медиация - это действенный и эффективный способ урегулирования споров, особенно среди субъектов предпринимательской деятельности, которые, как правило, при возникновении конфликтов несут серьезные риски и потери. Преимуществами медиации перед судебным разрешением споров является: неформальность, доступ к справедливости, прямое участие и общение сторон, относительно быстрый и дешевый процесс, наделение спорящих сторон возможностью влияния на урегулирование спора, обеспечение участникам возможности выйти из спора победителями при отсутствии проигравших.
Данные характерные черты базируются на основных принципах медиации (добровольность, сотрудничество, независимость и беспристрастность, конфиденциальность, равноправие сторон).
Судебная практика и иная правоприменительная практика на сегодняшний день не является обширной. Однако даже немногочисленные существующие примеры подтверждают, что, используя медиацию, стороны могут самостоятельно и эффективно урегулировать конфликтную ситуацию и найти взаимоприемлемое решение.
На данный момент все еще существуют различные идеологические, организационные и юридические проблемы, препятствующие более активной интеграции института медиации в правоприменительную практику.
В качестве положительного аспекта необходимо отметить новеллу законодательства, допускающее применение медиации в административных и иных публичных отношениях, субъектами которых являются не только органы публичной власти, но и бизнес-агенты. Принятые поправки только подтверждает, что медиация эффективна, удобна, многоаспектна и является гибкой процедурой, применимой практически в любой сфере общественной жизни.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что необходимо продолжать развитие института медиации в России. Необходимо создать эффективную систему подготовки медиаторов, выходить на новый уровень взаимодействия медиаторов и судов, содействовать развитию благоприятной правовой среды в обществе и государстве, а также осуществлять эффективную просветительскую и информационную политику в этой сфере. Это приведет к увеличению доверия к медиаторам в обществе, в частности, среди бизнес-сообщества. Повсеместное применение процедуры медиации выведет коммерческие отношения на новый уровень, что будет способствовать упрочнению деловых и партнерских отношений, развитию бизнеса в нашей стране и повышению экономического благосостояния.
Подобные работы
- Система правовых средств регулирования и разрешения
юридических конфликтов, связанных с осуществлением коммерческой
деятельности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕДИАЦИИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕДИАЦИИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ПОСРЕДНИЧЕСТВО (МЕДИАЦИЯ) КАК СПОСОБ
РАЗРЕШЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Заключение и исполнение международных коммерческих договоров (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Дипломные работы, ВКР, международное частное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Организация процедуры медиации в Великобритании и России
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Медиация как форма разрешения предпринимательских споров в России и за рубежом
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - МЕДИАЦИЯ В СФЕРЕ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В КАЗАХСТАНЕ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - Имплементация института медиации в правовую систему Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



