Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОСТАВЛЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО ЕСТЕСТВЕННО- НАУЧНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Работа №164204

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы124
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК 7 НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
1.1. Общая характеристика функциональной грамотности и ее 7
компонента - естественно-научной грамотности
1.2. Проблема формирования естественно-научной грамотности 13
учащихся в современной основной школе
1.3. Методика формирования естественно-научной 18
грамотности
1.4. Особенности заданий на оценку развития естественно-научной 20
грамотности
ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО 29 ЕСТЕСТВЕННО-НУЧНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.
2.1. Методика составления тестовых 29
заданий
2.2. Особенности структуры и содержания банка заданий для оценки 36
естественно-научной грамотности
2.3. Составление тестовых заданий по естественно-научной 39 функциональной
грамотности
2.3.1. Комплекс заданий по естественно-научной грамотности для 40 обучающихся 5 класса
2.3.2. Комплекс заданий по естественно-научной грамотности для 61
учащихся 6
класса
2.3.3. Комплекс заданий по естественно-научной грамотности для 72
учащихся 7
класса
2.3.4. Комплекс заданий по естественно-научной грамотности для 84
учащихся 8
класса
2.3.5. Комплекс заданий по естественно-научной функциональной 97
грамотности учащихся 9
класса
Заключение 111
Выводы 113
Список литературы 115
Приложение 121

Одной из приоритетных задач современного образования является обучение функциональной грамотности учащихся. Данное направление обусловлено рядом нормативных документов, регламентирующих образование в России. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 № 1642, с изменениями от 27.02.2023 г., национальный проект «Современная школа» определяют одной из стратегических целей и приоритетов вхождение Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству образования. Национальный проект «Современная школа» нацелен на достижение поставленной задачи до 31.12.2024 г. через обновление содержания и технологий обучения, включение обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов, работодателей, представителей общественных организаций в образовательный процесс и обновление материально-технической базы. Формирование естественнонаучной функциональной грамотности учащихся должно стать приоритетным направлением российского образования. Данное направление отражено в обновленном федеральном стандарте основного общего образования, утверждённым Приказом Минпросвещения России от
16.11.2022 N 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России
22.12.2022 N 71764) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями): в ФГОС ООО появляется понятие «функциональная грамотность», которое вошло в перечень государственных гарантий качества основного общего образования. Обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденный Приказом Минпросвещения от 12.08.2022 № 732 предполагает, что учащиеся овладевают функциональной грамотностью при изучении учебных предметов.
Таким образом, приоритетным в системе образования становится развитие функциональной естественно-научной грамотности у учащихся общеобразовательной школы. Проанализировав нормативную документацию системы отечественного образования, известно, что Россия стремится к достижению лидерских позиций в международных исследованиях оценки качества образования и укреплению полученных результатов среди ведущих стран мира.
Одним из ведущих исследований качества образования является исследование PISA (Programme for International Student Assessment) - Международная программа по оценке качества образования учащихся. PISA представляет собой международное тестирование функциональной грамотности школьников в возрасте 15 лет на умение школьниками применять на практике полученные ранее знания. Данное исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в объединении с международными научными организациями и национальными центрами периодичностью один раз в три года. Тестирование PISA определяет качество образования по трем основным направлениям современного образования: читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность. С 2018 года исследуется финансовая грамотность учащихся, а с 2021 года проверяются креативное мышление и глобальные компетенции.
Впервые данное исследование было проведено в 1964 году. Российская Федерация впервые присоединилась к Международной программе по оценке качества образования лишь в 2000 году.
По итогам исследования PISA в 2018 году Министерство просвещения Российской Федерации объявило о том, что по совокупности полученных результатов Россия относится к странам с положительной динамикой изменений в образовательных областях. В связи с этим в 2019 году в стране запущен внутренний мониторинг функциональной грамотности учащихся, затрагивающий все области образования, охватывающий все регионы страны. В рамках данного мониторинга Минпросвещением поставлена задача на разработку новых видов заданий и методических рекомендаций для педагогов к ним [38].
По результатам общероссийского оценивания исследования PISA, проводимое в 2021 году, по естественнонаучной функциональной грамотности показало по сравнению с предыдущими итогами улучшение результатов на 4 балла - Российская Федерация занимает 34 место в рейтинге среди стран-участниц исследований по модели PISA. По тогам оценки читательской и математической грамотности - 21 и 24 места соответственно.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс формирования естественнонаучной функциональной грамотности.
Предмет исследования: методика составления тестовых заданий по естественно-научной функциональной грамотности.
Цель: составление тестовых заданий по естественно-научной функциональной грамотности.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Изучить современную психолого-педагогическую и методическую литературу по естественно-научной грамотности.
2. Проанализировать современное состояние естественно-научной грамотности в практике школы.
3. Разработать и применить в образовательном процессе тестовые задания по естественно-научной функциональной грамотности.
Для решения задач использовались следующие методы исследования [Рузавин, 2012]:
• из теоретических - анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, нормативных документов, систематизация полученных данных;
• эмпирических - знаковое моделирование;
• практических - составление тестовых заданий, тестирование, статистическая обработка полученных результатов.
Апробация работы:
1. Просвиркина О.А. Развитие эстетического воспитания школьников на уроках биологии// Методика обучения дисциплинам естественно-научного цикла: проблемы и перспективы: материалы XXI Всероссийской научно­практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. С. 152-153
2. Апробирована с обучающимися 9А класса в МБОУ «Средняя школа № 133» г. Красноярска
Личный вклад: разработано 55 тестовых заданий по естественно­научной грамотности.
Практическая значимость:
Полученные данные можно использовать в общеобразовательных учреждениях как в процессе обучения, так и для подготовки к проводимым исследованиям качества образования ФБГНУ «Федеральный институт педагогических измерений», международным исследованием PISA.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Развитие технологий, экономики государства, промышленности немыслимо без создания функционально грамотного общества. Современные реалии жизни ставят перед современной системой образования развитие функциональной грамотности подрастающего поколения. Огромную роль в формировании всесторонне развитой и образованной личности играет естественно-научная функциональная грамотность, затрагивающая практически все сферы жизни человека. В современной системе образования обучение и развитие естественно-научной грамотности начинается в дошкольном возрасте. Школьное обучение предметам естественно-научного цикла построено на принципе преемственности. При изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе у обучающихся формируются представления о живой и неживой природе, причинно-следственных связей, физических явлениях и свойствах предметов, знаний о веществе и элементарных химических реакциях. В основной школе через изучение предметных областей наук, установление межпредметных связей. формирование навыков практической деятельности с использованием имеющихся знаний у обучающихся формируются компетенции функциональной грамотности.
2. Изучив нормативную базу, регулирующую процесс получения образования в школе, известно, что одной из первостепенных задач Российской Федерации является повышение качества образования. Стремление вывести страну в десятку мировых лидеров по показателям качественного обучения легло в основу национальных проектов «Образование» и «Современная школа», переработку федеральных государственных образовательных стандартов с учетом формирования компетенций функциональной грамотности, повышения требований к направленности личности учителя.
3. На основании методики составления тестовых заданий, требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных образовательных программ по обучению биологии, химии и физики разработаны комплексы тестовых заданий, направленных на оценку развития функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов. Комплексы тестовых заданий составлены с учетом требований, предъявляемых международным исследованием PISA: все задания объединены в блоки, базируются на реальных жизненных ситуациях, направлены на выявления той или иной компетенции. Тестовые задания были апробированы в МБОУ СШ № 133 г. Красноярска на уроках биологии в 5-9 классах. Разработанные тестовые задания могут быть использованы в общеобразовательных учреждениях на уроках биологии, физики, химии как в процессе обучения, так и в подготовке к олимпиадам по предметам естественно-научной направленности, исследованиям, проводимыми ФБГНУ «Федеральный институт педагогических измерений», международным исследованием PISA.


1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. С. 342.
2. Алейникова А.В., Аникиева А.В., Литвинчук В.Г., Трухин К.И. Функциональная грамотность: адресные рекомендации. Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования свердловской области «Институт развития образования». Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2021. 57 с
3. Алексашина И.Ю., Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О.
А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. СПб.: КАРО, 2019. 160 с.
4. Горленко Н.М., Галкина Е.А., Прохорчук Е.Н. Кейсы как способ формирования естественно-научной грамотности (на примере биологии). Красноярск, 2021. 104 с.
5. Даутова, О.Б. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьники на уроке в условиях ФГОС. Санкт-Петербург: КАРО, 2016. 184 с.
6. Даутова, О.Б. Игнатьева Е.Ю. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников. Санкт-Петербург: КАРО, 2015. 160 с.
7. Демидова, М. Ю. Система измерительных материалов для оценки метапредметных результатов. М.: Издательство «Перо», 2013. 165 с.
8. Ковалёва, Г.С. Петина А.Ю. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. М.: Просвещение, 202. 95 с.
9. Конасова, Н.Ю. Технология оценивания образовательных результатов. Волгоград: Учитель, 2014. 141 с.
10. Кунаш, М.А. Формирование и развитие познавательной компетентности учащихся. Волгоград: Учитель, 2015. 156 с.
11. Леонтьев А.А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. 251 с.
12. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Просвещение, 1998 г. 460 с.
13. Мамай С.П. Методика составления тестовых заданий. Екатеринбург, 2001. 60 с.
14. Муштавинская, И.В. Лукичева Е.Ю. Современная оценка образовательных достижений учащихся. Санкт-Петербург: КАРО, 2015. 304 с.
15. Пентин А.Ю., Ковалева Г.С., Давыдова Е.И. и др. Состояние естественнонаучного образования в российской школепо результатам международных исследований TIMSS и PISA// Вопросы образования. 2018. № 1. С. 79-109....53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ