СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Сущность познавательного интереса как свойства личности 8
1.2. Особенности развития познавательного интереса в дошкольном
возрасте 12
1.3. Психолого-педагогические условия создания предметноразвивающей среды в дошкольной образовательной организации 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 43
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 46
2.1. Исследование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент) 46
2.2. Сопровождение процесса развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в условиях организованной предметно-
развивающей среды группы детского сада 60
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 94
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Сущность познавательного интереса как свойства личности 8
1.2. Особенности развития познавательного интереса в дошкольном
возрасте 12
1.3. Психолого-педагогические условия создания предметноразвивающей среды в дошкольной образовательной организации 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 43
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 46
2.1. Исследование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент) 46
2.2. Сопровождение процесса развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в условиях организованной предметно-
развивающей среды группы детского сада 60
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 94
Проблема развития познавательного интереса дошкольников - одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного образования, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а интерес является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Исследование познавательного интереса осуществляется сегодня в разных научных аспектах. В настоящее время наука располагает значительными сведениями о сущности и роли познавательного интереса в структуре личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.К. Дусавицкий, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Л.Ф. Обухова, Г.И. Щукина); взаимосвязи функционирования отдельных психических процессов (памяти, внимания) и познавательного интереса (Н.Ф. Добрынин, П.И. Зинченко, Е.А. Обухова,
A. А. Смирнов); значимости дошкольного возраста как сензитивного периода в формировании познавательной активности личности (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Ю. Эльконин); характеристиках дошкольного возраста, детерминирующих познавательную активность (Л.Ф. Обухова, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова); связи в формировании познавательного интереса с такими качествами личности как любознательность, инициативность, потребность в познании , наблюдательность (Д.Е. Берлайн, Д.Б. Богоявленская, B.C. Ильин, Г.И. Патяко, А.Н. Поддъяков, Л.Б. Проскурякова, Г.И. Щукина,
B. C. Юркевич). Заложенное в познавательном интересе эмоциональное начало, по мнению Ю.Н. Кулюткина, содержит весомые энергетические ресурсы и обеспечивает его перерастание в свойство личности.
Раскрыты педагогические условия развития познавательного интереса детей дошкольного возраста: расширение познавательных форм общения с ребенком в дошкольной организации и в семье, обогащение поисковых
способов познания окружающего мира, их актуализация и перенос в разные виды деятельности. В качестве средств развития познавательного интереса обосновываются: исследовательские и проблемно-поисковые формы
(Н.Н. Поддъяков), художественная и познавательная литература (О.В. Дыбина), взаимодействие ребенка с воспитателем (А.В. Соболева), информационная и предметно-развивающая среда (А.Н. Ганичева, О.Л. Зверева).
Значительное внимание в научных исследованиях последних лет уделяется вопросам исследования потенциала предметно-пространственной среды для развития личности ребенка. Научные данные позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. В центре предметно-развивающей среды стоит решение задач становления личности ребенка, раскрытия его возможностей, развитие познавательного интереса и познавательной активности. Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, С.Л. Новоселова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамонова отмечают ее значимость в организации детской деятельности: «деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, необходимые способы действия» [34, с. 12].
Анализ нормативных документов, определяющих содержание и технологии дошкольного образования, указывает на значимость познавательного интереса дошкольников и необходимость создания предметно-развивающей среды, способствующей полноценному развитию личности. В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в дошкольной образовательной организации. Развитие познавательного интереса будет происходить только в тех случаях, когда ребёнок оказывается в ситуации наличия - именно для него - познавательной задачи и решает её успешно.
«Сопровождение процесса развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами предметно-развивающей среды».
Цель исследования: определить педагогические условия
сопровождения процесса развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами предметно-развивающей среды.
Объект исследования: развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация предметно-развивающей среды как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: сопровождение процесса развития
познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами предметно-развивающей среды предполагает:
• обогащение предметно-развивающей среды группы детского сада
• организацию взаимодействия ребенка со взрослым в условиях предметно-развивающей среды, направляющее познавательную деятельность и стимулирующее познавательные вопросы;
• актуализацию опыта познавательной активности в самостоятельной деятельности детей;
• методическую поддержку педагогов в решении задач развития познавательного интереса детей средствами предметно-развивающей среды.
Задачи исследования:
1) изучить характеристику познавательного интереса как психолого-педагогической категории и особенностей его развития в дошкольном возрасте.
2) определить возможности предметно-развивающей среды как средства развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста;
3) выявить особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
4) определить и экспериментальным путем проверить
педагогические условия, обеспечивающие эффективное сопровождение процесса развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами предметно-развивающей среды.
Теоретическая основа исследования:
• теоретические положения культурно-исторической теории развития;
• исследования о развитии познавательного интереса;
• исследования о роли предметно-развивающей среды в развитии личности ребенка.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; диагностические методы (наблюдение, мониторинг детских вопросов, опросные методы), педагогический эксперимент, методы качественной и математической обработки результатов.
Научная новизна и практическая значимость данной работы заключается в разработке педагогических условий сопровождения процесса развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами предметно-развивающей среды. Результаты опытно
экспериментальной работы могут быть использованы специалистами дошкольных образовательных организаций в практической деятельности, в практике семейного воспитания.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе организации опытно экспериментальной работы автора в дошкольной образовательной организации. Основные положения и результаты исследования обсуждались на научно-исследовательском семинаре магистрантов программы «Управление дошкольным образованием», LV международной научно-практической конференции «Психология и
проблемы практического применения»
(Новосибирск, 2017).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы и приложения.
Исследование познавательного интереса осуществляется сегодня в разных научных аспектах. В настоящее время наука располагает значительными сведениями о сущности и роли познавательного интереса в структуре личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.К. Дусавицкий, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Л.Ф. Обухова, Г.И. Щукина); взаимосвязи функционирования отдельных психических процессов (памяти, внимания) и познавательного интереса (Н.Ф. Добрынин, П.И. Зинченко, Е.А. Обухова,
A. А. Смирнов); значимости дошкольного возраста как сензитивного периода в формировании познавательной активности личности (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Ю. Эльконин); характеристиках дошкольного возраста, детерминирующих познавательную активность (Л.Ф. Обухова, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова); связи в формировании познавательного интереса с такими качествами личности как любознательность, инициативность, потребность в познании , наблюдательность (Д.Е. Берлайн, Д.Б. Богоявленская, B.C. Ильин, Г.И. Патяко, А.Н. Поддъяков, Л.Б. Проскурякова, Г.И. Щукина,
B. C. Юркевич). Заложенное в познавательном интересе эмоциональное начало, по мнению Ю.Н. Кулюткина, содержит весомые энергетические ресурсы и обеспечивает его перерастание в свойство личности.
Раскрыты педагогические условия развития познавательного интереса детей дошкольного возраста: расширение познавательных форм общения с ребенком в дошкольной организации и в семье, обогащение поисковых
способов познания окружающего мира, их актуализация и перенос в разные виды деятельности. В качестве средств развития познавательного интереса обосновываются: исследовательские и проблемно-поисковые формы
(Н.Н. Поддъяков), художественная и познавательная литература (О.В. Дыбина), взаимодействие ребенка с воспитателем (А.В. Соболева), информационная и предметно-развивающая среда (А.Н. Ганичева, О.Л. Зверева).
Значительное внимание в научных исследованиях последних лет уделяется вопросам исследования потенциала предметно-пространственной среды для развития личности ребенка. Научные данные позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. В центре предметно-развивающей среды стоит решение задач становления личности ребенка, раскрытия его возможностей, развитие познавательного интереса и познавательной активности. Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, С.Л. Новоселова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамонова отмечают ее значимость в организации детской деятельности: «деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, необходимые способы действия» [34, с. 12].
Анализ нормативных документов, определяющих содержание и технологии дошкольного образования, указывает на значимость познавательного интереса дошкольников и необходимость создания предметно-развивающей среды, способствующей полноценному развитию личности. В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в дошкольной образовательной организации. Развитие познавательного интереса будет происходить только в тех случаях, когда ребёнок оказывается в ситуации наличия - именно для него - познавательной задачи и решает её успешно.
«Сопровождение процесса развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами предметно-развивающей среды».
Цель исследования: определить педагогические условия
сопровождения процесса развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами предметно-развивающей среды.
Объект исследования: развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация предметно-развивающей среды как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: сопровождение процесса развития
познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами предметно-развивающей среды предполагает:
• обогащение предметно-развивающей среды группы детского сада
• организацию взаимодействия ребенка со взрослым в условиях предметно-развивающей среды, направляющее познавательную деятельность и стимулирующее познавательные вопросы;
• актуализацию опыта познавательной активности в самостоятельной деятельности детей;
• методическую поддержку педагогов в решении задач развития познавательного интереса детей средствами предметно-развивающей среды.
Задачи исследования:
1) изучить характеристику познавательного интереса как психолого-педагогической категории и особенностей его развития в дошкольном возрасте.
2) определить возможности предметно-развивающей среды как средства развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста;
3) выявить особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
4) определить и экспериментальным путем проверить
педагогические условия, обеспечивающие эффективное сопровождение процесса развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами предметно-развивающей среды.
Теоретическая основа исследования:
• теоретические положения культурно-исторической теории развития;
• исследования о развитии познавательного интереса;
• исследования о роли предметно-развивающей среды в развитии личности ребенка.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; диагностические методы (наблюдение, мониторинг детских вопросов, опросные методы), педагогический эксперимент, методы качественной и математической обработки результатов.
Научная новизна и практическая значимость данной работы заключается в разработке педагогических условий сопровождения процесса развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами предметно-развивающей среды. Результаты опытно
экспериментальной работы могут быть использованы специалистами дошкольных образовательных организаций в практической деятельности, в практике семейного воспитания.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе организации опытно экспериментальной работы автора в дошкольной образовательной организации. Основные положения и результаты исследования обсуждались на научно-исследовательском семинаре магистрантов программы «Управление дошкольным образованием», LV международной научно-практической конференции «Психология и
проблемы практического применения»
(Новосибирск, 2017).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы и приложения.
Наше исследование было посвящено теме: «Сопровождение процесса развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами предметно-развивающей среды».
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у воспитанника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет.
2. Важность формирования познавательного интереса в дошкольном возрасте обусловлена высокой сензитивнотью личности и потребностью в познании окружающего мира, но именно наставник остается главным побудителем познанию ребенка. Требуется грамотный подход к организации предметно-развивающей среды для развития познавательного интереса дошкольника, учитывающий его половые и индивидуальные особенности, разнообразие нестандартные творческие форм (игры, эксперименты, проекты) комфорт и свобода выбора в той или иной созданной взрослым предметно-развивающей среде.
3. Прикладной этап исследования был направлен на исследование степени выраженности познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, в условиях дошкольной образовательной организации. Исследование проводилось на базе ЧДОУ «Детский сад № 198 открытого акционерного общества «Российские железные дороги». В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте от 6 до 7 лет. 20 детей в экспериментальной и 20 детей в контрольной группе.
4. Проведенный констатирующий эксперимент позволяет сделать следующий вывод, что дошкольники в контрольной и экспериментальной группе не достигли высокого уровня познавательного интереса, т.к. вопросы причинно-следственного и прогнозирующего характера составляют низкий процент, а в экспериментальной группе данные вопросы отсутствуют. Преобладание констатирующих вопросов и малая доля вопросов рассуждений и прогнозов свидетельствует о том, что познавательный интерес детей 6-7 лет находится на низком уровне развития.
5. Содержание формирующего эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста построено исходя из следующего: обогащение предметно-развивающей среды группы детского сада; организацию взаимодействия ребенка со взрослым в условиях предметно-развивающей среды, направляющее познавательную деятельность и стимулирующее познавательные вопросы; актуализацию опыта познавательной активности в самостоятельной деятельности детей; методическую поддержку педагогов в решении задач развития познавательного интереса детей средствами предметно-развивающей среды. После формирующего эксперимента отметилось то, что дошкольники экспериментальной группы достигли более высокого уровня познавательного интереса, чем дошкольники контрольной группы, т.к. в экспериментальной группе была проведена работа по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средством предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у воспитанника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет.
2. Важность формирования познавательного интереса в дошкольном возрасте обусловлена высокой сензитивнотью личности и потребностью в познании окружающего мира, но именно наставник остается главным побудителем познанию ребенка. Требуется грамотный подход к организации предметно-развивающей среды для развития познавательного интереса дошкольника, учитывающий его половые и индивидуальные особенности, разнообразие нестандартные творческие форм (игры, эксперименты, проекты) комфорт и свобода выбора в той или иной созданной взрослым предметно-развивающей среде.
3. Прикладной этап исследования был направлен на исследование степени выраженности познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, в условиях дошкольной образовательной организации. Исследование проводилось на базе ЧДОУ «Детский сад № 198 открытого акционерного общества «Российские железные дороги». В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте от 6 до 7 лет. 20 детей в экспериментальной и 20 детей в контрольной группе.
4. Проведенный констатирующий эксперимент позволяет сделать следующий вывод, что дошкольники в контрольной и экспериментальной группе не достигли высокого уровня познавательного интереса, т.к. вопросы причинно-следственного и прогнозирующего характера составляют низкий процент, а в экспериментальной группе данные вопросы отсутствуют. Преобладание констатирующих вопросов и малая доля вопросов рассуждений и прогнозов свидетельствует о том, что познавательный интерес детей 6-7 лет находится на низком уровне развития.
5. Содержание формирующего эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста построено исходя из следующего: обогащение предметно-развивающей среды группы детского сада; организацию взаимодействия ребенка со взрослым в условиях предметно-развивающей среды, направляющее познавательную деятельность и стимулирующее познавательные вопросы; актуализацию опыта познавательной активности в самостоятельной деятельности детей; методическую поддержку педагогов в решении задач развития познавательного интереса детей средствами предметно-развивающей среды. После формирующего эксперимента отметилось то, что дошкольники экспериментальной группы достигли более высокого уровня познавательного интереса, чем дошкольники контрольной группы, т.к. в экспериментальной группе была проведена работа по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средством предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДЕТСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - Методика развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по конструированию в условиях дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017 - Художественно-эстетическая среда как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Дидактическое сопровождение процесса развития логического мышления старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018





