Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дидактическое сопровождение процесса развития логического мышления старших дошкольников

Работа №99023

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Логическое мышление старших дошкольников как психолого-педагогический феномен 7
1.2. Содержание дидактического сопровождения процесса развития
логического мышления старших дошкольников 13
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 23
2.1. Диагностика уровня развития логического мышления старших
дошкольников 23
2.2. Разработка и реализация дидактического сопровождения
процесса развития логического мышления старших дошкольников 31
2.3. Проверка эффективности использования дидактического
сопровождения процесса развития логического мышления старших дошкольников 48
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 87


В настоящее время, в век информационных технологий становится особенно актуальной проблема человека размышляющего, творчески думающего, целеустремленного, способного решать нестандартные задачи, опираясь на логику мысли. Непосредственно к такому поколению людей возрос интерес за последнее время. Умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задач, моделировать будущий процесс - требования современного общества к новому поколению.
На современном этапе государство заинтересовано вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста, повышая качество образования. Поэтому в качестве ведущего принципа дошкольного образования ФГОС рассматривает развитие познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности. А также он направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
Одним из первых кто высказал идею о том, что мыслительное развитие детей кроется не только в количественном запасе знаний, но и в уровне мыслительных процессов, т.е. в качественных свойствах детского мышления, был знаменитый детский психолог Л.С. Выготский. Он заявлял: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли» [15]. Возникает вопрос, зачем развивать дошкольнику мышление?
Психические функции, которые важны для перехода к следующему этапу, формируются на определенном «ярусе», создающемся на каждом возрастном этапе. Поэтому, умения и навыки, накопившиеся в дошкольном возрасте, станут служить прочным основанием для развития умений и приобретения знаний в школе. Значимым в числе этих навыков оказывается умение мыслить логически, т.е. «действовать в уме». Дети становятся более внимательными, начинают думать ясно и четко, могут в любой момент сосредоточиться на проблеме и убедить других в правильности своего решения, если освоят логические операции. Культурному и интеллектуальному развитию личности также будет способствовать знание логики.
Для развития логических приемов мышления старших дошкольников большие возможности предоставляет познавательная деятельность в детском саду. Труды З.А. Михайловой, А. Савенкова, А.В. Белошистой и др. ярко указывают на это.
Но на практике можно заметить, что формированию логических приемов мышления дошкольников в течение их познавательной деятельности в дошкольном образовании уделяется слишком мало внимания.
Современная педагогическая и методическая литература рекомендует педагогам различные методики, активизирующие умственное развитие детей. Но отыскать единый комплект, который включает в себя средства, приемы и методы, совокупность которых обеспечивает технологичность этого процесса не просто. Деятельность по развитию логического мышления детей идет без понимания важности значения психологических приёмов и средств в этом процессе. Так, например, возможности игры, как ведущего вида деятельности, используются недостаточно часто. Не что иное, как игра, создает все условия для формирования логического мышления и активизирует умственное развитие ребенка.
Следовательно, складывается определенное противоречие: между необходимостью развития логического мышления у дошкольников и отсутствием грамотного дидактического сопровождения этого процесса.
Цель исследования: разработка и апробация дидактических материалов (дидактические игры и упражнения, рабочая тетрадь) по развитию логического мышления старших дошкольников.
Объект исследования: процесс развития логического мышления старших дошкольников.
Предмет исследования: содержание условий развития логического мышления старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Выполнить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, охарактеризовать сущность и особенности логического мышления старших дошкольников.
2. Раскрыть сущность, понятия дидактического сопровождения и определить его содержание.
3. Описать компоненты дидактического сопровождения.
4. Разработать содержание дидактического сопровождения, направленного на развитие логического мышления старших дошкольников и методику его использования в дошкольной образовательной организации.
5. Провести опытно-поисковую работу по внедрению дидактического сопровождения по развитию логического мышления детей старших дошкольников в практику.
Методологическим основанием исследования являются психологические концепции, объясняющие сущность детского мышления и педагогические теории развития логического мышления в процессе учебной деятельности, а также системный подход к изучению психических процессов:
- теория мышления (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Л.М. Фридман, Н.А. Подгорецкая);
- теория развития логического мышления (П.П. Блонский, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.И. Мещеряков, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин, А.М. Матюшкин и др.);
- теория игровой деятельности (Л.С. Выготский, М. Монтессори, Н.П. Аникеева, Е.И. Добринская, А.П. Журавлёв, Б.П. Никитин, С.А. Шмакова);
- теория построения дидактических игр (Э.А. Базарз, Е.А. Вяхирева, Н.В. Фролова, О.Ю. Субботин, Г.П. Теске, Н.Г. Коленцева, Е.О. Алексеева)
Решение поставленных задач осуществлялось с использованием следующих методов исследования:
- теоретические: исследование психолого-педагогической и
методической литературы по данной проблеме, изучение инновационного отечественного и зарубежного опыта;
- эмпирические: педагогическое наблюдение за деятельностью дошкольников, проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента;
- обработка данных: количественный и качественный анализ;
- презентация полученных данных в виде диаграмм и таблиц.
Полученные результаты, условия, описанные методы и средства, методические рекомендации по развитию логического мышления старших дошкольников могут быть использованы педагогами ДОУ в практике.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 15» города Алапаевска.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и 6 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Вопросу развития мышления необходимо уделять внимание с самого раннего детства. Изучением особенностей развития мышления дошкольников занимались многие педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Жан Пиаже, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие. Они считали, что возникновение мышления у ребенка представляет собой качественно новую ступень развития познания, которая характеризуется переходом от восприятия внешних признаков предмета, явлений, к отражению внутренних, существенных связей и взаимосвязей между ними. На протяжении дошкольного детства генезис мышления идет в двух направлениях: формируются и развиваются формы мышления и мыслительные операции. Преобладание определенной формы мышления зависит от сформированности мыслительных операций внутри каждой из них.
Изучение теоретических аспектов развития логического мышления у старших дошкольников позволило выявить, что логическое мышление - это мышление с помощью понятий, суждений и умозаключений, которые формируются в процессе анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
Анализируя изученную литературу, мы выяснили, игра является эффективным средством обучения и воспитания дошкольников. Она органично вливается во все виды детской деятельности, создаёт переход от игровой деятельности к учебной и обеспечивает интеграцию образовательных областей. Игра даёт возможность реализации программных образовательных задач в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Мы предположили, что эффективность развития логического мышления у старших дошкольников зависит от соблюдения следующих психолого-педагогических условий:
• разработка и реализация дидактического сопровождения процесса развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста;
• правильно организованная развивающая среда в ДОУ (подбор педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования).
Диагностическое обследование дошкольников, целью которого было определение уровня развития логического мышления, было проведено в процессе написания работы. По результатам мы определили какие проблемы испытывают дети при анализе, синтезе, сравнении, обобщении и классификации. Сводный анализ уровней диагностируемых умений показал, что 44% детей имеют низкий уровень развития логического мышления.
Как один из вариантов решения проблемы, нами, на основе выявленных в теоретической части психолого-педагогических условий использования игры как средства развития логического мышления дошкольников был разработано дидактическое сопровождение, направленное на развитие логического мышления детей посредством игр в совместной деятельности педагога и детей, во время взаимодействия детей между собой.
Для развития операций логического мышления у старших дошкольников нами были использованы дидактические игры Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко из сборника «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, А. К. Бондаренко, из сборника «Дидактические игры в детском саду», Л. Ю. Субботиной «Игры для развития и обучения», Л. Ф. Тихомировой «Развитие логического мышления».
Дидактические игры представляют собой особый вид игровой деятельности. Именно в игре ребенок получает новые знания, обобщает и закрепляет их. В игре быстрее формируются и изменяются операции логического мышления, начиная с простейших и заканчивая самыми сложными. Для организации дидактических игр заранее определялось место и время, продолжительность проведения, количество участников.
Учитывались и психологические условия: учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и эмоциональный настрой на участие в дидактической игре.
Специально организованная развивающая среда и подобранные и последовательно проведенные игры позволили развить на достаточном уровне логическое мышление старших дошкольников.
Таким образом, все поставленные в исследовании задачи были решены.



1. Агаев, Е. Формирование элементов логического мышления [Текст] / Е. Агаев // Дошкольное воспитание. - 2012. - №1. - С. 153.
2. Анищенко, О. Игра в плане работы воспитателя [Текст] / О.Анищенко // Дошкольное воспитание. - 2014. - №4. - С. 122.
3. Антонова, О. Д. Умные игры, умные дети. Развивающие игры и упражнения для детей [Текст] / О. Д. Антонова. - Новосибирск: 2008. - 270 с.
4. Акулова, Е. Н. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников [Текст] / Е. Н. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2008. - №4. - С. 119.
5. Алябьева, Е. А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет [Текст] / Е. А. Алябьева. - М.: Сфера, 2005.
6. Белошистая, А. В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / А. В. Белошистая. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 296 с.
7. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - М.: Просвещение, 2013. - 101 с.
8. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко.- М.: Просвещение, 2015. - 175 с.
9. Борисенко, М. Г. Скоро в школу [Текст] / [Текст] М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - СПб.: Паритет, 2005. - 16 с.
10. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст] /А. В. Брушлинский. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2008. - 406 с.
11. Веденов, А. А. Моделирование элементов мышления [Текст] / А.А. Веденов. - М.: Наука, 2015. - 160 с.
12. Веклерова, Х. М. Формирование логических структур у старших дошкольников [Текст] / Х. М. Веклерова. - Обнинск: Светоч, 1998. - 87 с.
13. Венгер, Л. А. Диагностика умственного развития дошкольника [Текст] / Л. А. Венгер. - М.: Педагогика, 2014. - 256 с.
14. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А Венгер, О.М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; под ред. Л. А. Венгер. - М.: Просвещение, 2014. - 127 с.
15. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. Т.3. [Текст] / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1997. - 453с.
16. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П. Я.Гальперин. - М.: 2006. - 277 с.
17. Гринявичене, Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды [Текст] / Н. Т. Гринявичене. - М.: 2006. - 311 с.
18. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст]: методическое пособие для воспитателей / Т. И. Ерофеева. - СПб.: Владос, 2007. - 104 с.
19. Житникова, Л. М. Учите детей запоминать [Текст]: пособие для воспитателя / Л. М. Житникова. - М.: Просвещение, 2012. - 94 с.
20. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение/ Р. И. Жуковская. - М.: Владос, 2015. - 312 с.
21. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф.Закирова. - М.: Академия, 2008 - 352 с.
22. Запорожец, А. В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов [Текст] / А. В. Запорожец, Д.Б.Эльконин. - М.: 2014. - 324 с.
23. Земцова, О. Н. Умные книжки. Задачки для ума. Развиваем мышление [Текст] / О. Н. Земцова. - М.: Махаон, 2007. - 18 с.
24. Ильясов, И. И. Исследование развития познавательной деятельности [Текст] / И. И. Ильясов. - М.: Просвещение, 2011. - 326 с.
25. Кузнецова, В. Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков [Текст] / В.Г. Кузнецова. - СПб.: Оникс, 2006. - 63с.
26. Левитес, В. В. Развитие логического и алгоритмического мышления дошкольника [Текст] / В. В. Левитес // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №9 - С.15-23
27. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.
28. Маркова, Т. А Воспитателю о детской игре [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Т. А. Маркова. - М.: Просвещение, 2012. - 128с.
29. Менчинская, Н. А. Проблема учения и умственного развития школьника [Текст]: избранные психологические труды / Н. А. Менчинская. - М.: Педагогика, 1989. - 224 с.
30. Мисуна, С. Развиваем логическое мышление [Текст] / С. Мисуна // Дошкольное воспитание. - 2005. - №8. - С. 48-52.
31. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений 5-е изд / Р. С. Немов. - М.: ИЦ ВЛАДОС. - 687 с.
32. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е.А. Носова, Р. Л. Непомнящая. - М.: Детство-Пресс, 2007. - 116 с.
33. Павелко, Н. Н. Психология и педагогика [Текст] : учебное пособие для высшей школы / Н. Н. Павелко, С. О. Павлов. - М.: КНОРУС. 2012. - 495 с.
34. Панова, Е. П. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. П. Панова // Начальная школа. - 2002. - №6. - С. 56-59.
35. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Б.М. Бим-Бэд. - М.: Академия, 2002.-306с.
36. Петерсон, Л. Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников [Текст]: методические рекомендации / Л. Г. Петерсон, Е.Е.Кочемасова. - М.: Ювента, 2006.
37. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст]: учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
38. Поддъяков, Н. Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н.Н. Поддъяков. - М.: Педагогика, 2003.
39. Прудникова, Н. К. Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. К. Прудникова // Молодой ученый. - 2017. - №13. - С. 590-592.
40. Рубцов, В. В. Современные проблемы дошкольного образования [Текст] / В. В. Рубцов, Е. Г. Юдина // Психологическая наука и образование.- 2010. -№3.
41. Сластёнин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Издательский центр Академия, 2007. - 576 с.
42. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е. О. Смирнова - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. - 366 с.
43. Стародубцева, И. В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников [Текст] / И.В.Стародубцева, Т. П. Завьялова. - М.: Аркти, 2008. - 72 с.
44. Сычева, Г. Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Г. Е. Сычева. - М.: Книголюб, 2007.
45. Тёпленькая, Х. М. Логические конструкты в речи ребёнка [Текст] / Х. М. Тепленькая. - М.: Смысл, 2000. - 198 с.
46. Тихомирова, А. Ф. Развитие логического мышления детей [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов / А. Ф. Тихомирова, А. В.
Басов. - Ярославль: Академия развития, 1998.
47. Управителева, Л. В. Подготовка к школе в детском саду: счет, чтение, речь, мышление [Текст] / Л. В. Управителева. - Ярославль: Академия развития, 2006.
48. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А.Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
50. Шагреева, О. А. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст] / О. А. Шагреева, Е. В. Родина, Н. А. Стародубова. - М.: Академия, 2002. - 208 с.
51. Юдина, Е. Г. Логическое мышление: этапы формирования [Текст] / Е. Г. Юдина. - М.: Мир, 2000. - 436 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ