Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические основы познавательного интереса 5
1.1. Формирование познавательного интереса учащихся 5
1.2. Формирование познавательных интересов в обучении математике 10
Глава II. Дидактические игры при обучении математике 16
2.1. Использование дидактических игр при обучении математике 16
2.2. Дидактические игры 17
2.3. Разработка уроков 28
2.4. Апробация 57
Заключение 61
Литература 62
Приложение 64
Согласно новым ФГОС основной задачей обучения в школе является формирование умений самостоятельно добывать знания. Известно, что знания теряют ценность, если они получены без интереса. Как писал великий ученый Блез Паскаль "Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным". Поэтому формирование интереса является важнейшей задачей педагогики.
Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен
достаточно тщательно, тем не менее остается нерешенной проблема - как вызвать устойчивый познавательный интерес у школьников. Как показывают исследования ученых психологов, дидактов, методистов, в последние годы наблюдается снижение интереса к изучению математики у учащихся. Многие учащиеся считают математику сложной, не интересной.
Поэтому учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса. Одним из аспектов решения этой проблемы является применение игровых элементов на уроках математики. Математическая игра имеет мощный резерв для реализации такой задачи обучения, как повышение познавательного интереса, через все разнообразие форм ее проведения.
Математические игры отличаются эмоциональностью, вызывают у учащихся положительное отношение к занятиям по математике, а, следовательно, и к математике в целом; способствуют активизации учебной деятельности; обостряют интеллектуальные процессы и главное, способствуют формированию интереса к предмету.
А может ли математическая игра являться эффективным средством развития познавательного интереса учащихся к математике? В этом и
заключается проблема данного исследования.
Исходя из этой проблемы, можно определить цель исследования- разработка дидактических игр на уроках математики для формирования и развития интереса у учащихся к предмету.
Объектом исследования является процесс обучения математике в 5-6 классах.
Предметом- дидактические игры на уроках математики в 5-6 классах.
Гипотезы исследования: Использование дидактических игр на уроках математики способствует привитию интереса у учащихся к предмету.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие познавательного интереса с различных точек зрения, стадии развития, условия его формирования;
2. Изучить пути формирования познавательного интереса при обучении математике;
3. Изучить дидактическую игру как форму работы на уроках математики;
4. Определить цели, задачи, условия проведения, компоненты, виды дидактических игр;
5. На основе анализа методической, психолого-педагогической литературы разработать дидактические игры на уроках математики для формирования и развития интереса у учащихся к предмету.
В результате исследования мы пришли к выводу, что развитие познавательного интереса школьников основывается на создании интереса к математике. На уроках математики имеется немало возможностей формирования интереса школьников к математике. Одной из таких возможностей является дидактическая игра.
В работе разработаны дидактические игры на уроках математики при изучении различных тем. Использование этих уроков учителем способствует не только формированию видов математических знаний, но и интереса к математике. Об этом свидетельствуют результаты апробации, проведенной в Арыг-Узюнской средней школе Улуг-Хемскогокожууна.
Другой возможностью для формирования у учащихся и интереса к математике являются различные внеклассные и внешкольные формы занятий по математике.В то же время они могут быть направлены на развитие определенных сторон мышления и черт характера учащихся. При этом усвоение знаний происходит как бы само собой, как результат возникшего интереса к предмету.
Вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов игр, учитель будет помогать ученикам активно использовать учебный материал, пробуждать у них стремление к вычислению и решению задач. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала. Кроме того, что методически правильно подобранные и к месту использованные игры способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям; учат выдвигать гипотезы, обосновывать их, дискутировать.
Таким образом, дидактические игры являются одним из наиболее эффективных способов повышения познавательного интереса на уроках математики, при этом наблюдается положительная динамика роста познавательного интереса к математике.
1 Водзинский, Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. - М: Учпедгиз, 2003.
2. Ганичев, Ю. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки // Воспитание школьника, 2002. - №2.
3. Горностаев, П.В. Играть или учиться на уроке // Математика в школе,
1999. - №1.
4. Дышинский, Е.А. Игротека математического кружка. - 1972.
5. Калинин, Д. Математический кружок. Новые игровые технологии // Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2011. - №28.
6. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики: книга для учителя / В.Г. Коваленко. - М: Просвещение, 1990.
7. Метельский, Н.В. Дидактика математики: общая методика и ее проблемы. - Минск: Издательсто БГУ, 2012.
8. Минский, Е.М. От игры к знаниям. - М: Просвещение, 2009.
9. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе - М: Просвещение,
1979.
10. Петрова, Е.С. Теория и методика обучения математике: Учебно-методическое пособие для студентов математических специальностей / Е.С. Петрова. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 2014.
11. Самойлик, Г. Развивающие игры // Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2002. - №24.
12. Сиденко, А. Игровой подход в обучении // Народное образование, 2000. -
№8.
13. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М: Знание, 1983.
14. Технология игровой деятельности: учебное пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Теренкина, О.В. Еремкина. - Рязань: Издательство РГПУ, 2004.
15. Факультативные занятия по математике в школе / сост. М.Г. Лускина, В.И.Зубарева. - К: ВГГУ, 2012.
16. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А.К. Марковой. - М: Просвещение, 2011.
17. Шаталов, Г. Способы повышения мотивации обучения // Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2003. - №23.
18. Шатилова, А. Занимательная математика. КВНы, викторины / А. Шатилова, Л.Шмидтова. - М: Айрис-пресс, 2014.
19. Шуба, М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. - М: Просвещение, 1995.
20. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. - М: Просвещение, 1979.
21. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. - М: Просвещение, 2012.
22. Эльконин Д.Б. Психология игры. М: Педагогика, 1978.
23. Манвелов, С. Г. Конструирование современного урока математики. - М.:Просвещение, 2012.
24. Барышникова Н. В. Математика 5 - 11 класс. Нестандартные уроки. - Волгоград: Учитель, 2012.
25. Психолго - педагогические основы обучения математике. - Под.ред. В.А. Гусева. - М. ООО «Издательство» «Вербум - М», ООО «Издательский центр» «Академия», 2003.
26. Симонов В. М. Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах на уроках математики, физики, информатики, химии, биологии, географии, экономики. - Волгоград: Учитель, 2012.