Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Понятие сущность и виды коррупции современной России

Работа №16406

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы76
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
880
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введения… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ СУЩНОСТИ И ВИДА КОРРУПЦИИ 6
1.1 Понятие сущность и виды коррупции 6
1.2 Коррупция как социальное явление 13
1.3 Понятие и правовое регулирование коррупции 17
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ 25
2.1 Правовые аспекты эволюции деятельности институтов государственной власти в борьбе с коррупцией в РФ 25
2.2 Политико-правовые аспекты противодействия коррупции в России 34
2.3 Место и роль предупреждения коррупции в системах национальной безопасности России 41
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА 50
3.1. Особенности проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов 50
З.2. Основные направления борьбы с коррупционной преступностью в Республике Тыва 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ…


Aктуaльнoсть иccлeдoвaния дaннoй тeмы зaключaeтся в тoм, чтo кoррyпция в пoслeднee врeмя рaспрocтрaняeтся нa всe сфeры и урoвни жизнeдeятeльнocти сoврeмeннoгo рoccийского oбщeства и фактически становится его атрибутом.
Коррупция стала масштабной проблемой современности. Несмотря на то что коррупция подрывает основы государственности, на протяжении столетий она является неотъемлемым негативным признаком самого государства. Ни одно государство, независимо от его социально- экономического и политического устройства, не имеет абсолютного иммунитета к коррупции.
В настоящее время в нашей стране принят целый ряд нормативных актов по противодействию коррупции. Основным законодательным достижением является Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции», в котором в том числе закрепляется и такое ключевое понятие, в данной сфере, как противодействие коррупции. В основу определения «противодействие коррупции» законодатель заложил деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.
Законодательство рассматривает проведение оперативно – розыскных мероприятий по выявлению и предупреждению коррупции как одно из направлений борьбы органов ФСБ с преступностью. Тем самым борьба с коррупцией является сегодня вспомогательной функцией борьбы с преступностью в целом. И в связи с этим изучение данной темы исследования является актуальной и своевременной.
Объектом исследования выступают общественное отношение направленное на коррупцию как социокультурном феномене в РФ.
Предмет исследования составляют основные формы коррупционных действий граждан и государственных служащих в современной России.
Целью выпускной квалификационной работы является раскрытие сущности, источников и причин коррупции в российском обществе, показ причин распространения в органах государственной власти и разработка предложений по совершенствованию мер противодействия ей.
В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
1. уточнить содержание понятия «коррупция», проанализировать и систематизировать основные подходы к ее исследованию;
2. охарактеризовать влияние коррупции на функционирование и развитие общественных систем;
3. охарактеризовать место и роль предупреждения коррупции в системах обеспечения национальной безопасности России;
4. определить правовые аспекты эволюции деятельности институтов государственной власти в борьбе с коррупцией в РФ;
5. проанализировать и систематизировать формы проявления коррупции в современном российском обществе.
Нормативная база исследования. Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 25 декабря 2008г. № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции», от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003г. №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, действующие в правовой системе России.
Теоретическая база исследования. Проблема противодействия коррупции, как уже отмечалось, ранее исследовалась в научной литературе. В частности, соответствующей проблематике посвящены работы С.Г.Александрова, А.И. Долговой, И. Ермилина, И.Ю. Жилиной, Н.А. Карагодина, Л.М. Колодкина, А.В. Кудашкина, М.В. Костенникова, П.А. Кабанова, В.В. Лунеева, В.Н. Лопатина, В.М. Николайчика, А.Д. Сафронова, Э.В. Талапиной, Ю.В. Трунцевского, А.А. Шевелевича, Е.Ю. Шерстобитовой и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что в дипломной работе была, предпринята попытка описания современной ситуации предупреждения коррупции. Выделены основные формы проявления коррупции в современном российском обществе. Осуществлен системный анализ основных видов коррупционной деятельности, раскрыты их сущностные черты, причины их возникновения, носящие социокультурный характер. Работа обобщила в себе научный материал, связанный с заявленной темой и позволивший учесть направления развития юридической науки, на основе чего в научный оборот вводятся, новые материалы и источники.
Практическая значимость квалификационной работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы для усовершенствования организационно – правовых мер предупреждения коррупции. Материалы исследования могут быть использованы в семинарских и лекционных занятиях, посвященных проблемам деятельности органов государственной власти Российской Федерации в системе противодействия коррупции.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части и заключения, а также приложен список использованной литературы.
Основная часть работы состоит из трех глав.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дал следующее определение коррупции: это «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» (п. «а» ч. 1 ст. 1).
Основным способом профилактики коррупции является обеспечение исполнения всеми гражданами антикоррупционного законодательства.
Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные целевые программы по реализации мер антикоррупционной политики и обеспечивает их выполнение, заключает международные договоры в сфере антикоррупционной политики и обеспечивает выполнение принятых по ним обязательств.
Правовое противодействие коррупции в России основывается на нормах Конституции РФ и международных правовых актов. В частности, речь идѐт о ст. 2 Конституции РФ, которая определяет, что человек, его права и свобода является высшей ценностью. Отсюда вытекает, что обязанностью государства является в первую очередь соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Поэтому при осуществлении правового противодействия коррупции не должны затрагиваться права и свобода человека.
В качестве средств противодействия коррупции используются законодательные правовые и нормативные акты, антикоррупционные программы, межведомственные комиссии по противодействию коррупции, системы мер борьбы с коррупцией и т. д., создаваемые и принимаемые на всех уровнях законодательных и исполнительных органов власти.
Представляется, на муниципальном уровне, имеет место созданием разного рода документов по противодействию коррупции, вовлекающих в их реализацию огромное количество людей, служб, временных и постоянных комиссий и т. д., результативность которых будет трудно оценить. Идет накопление опыта организации борьбы.
Антикоррупционная политика должна включать меры направленные на решение следующих задач:
– организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях,
– сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции;
– уменьшение выгод для обеих сторон, участвующих в коррупционной сделке, от заключения последней;
– увеличение вероятности выявления коррупционных действий и наказания за причиненный ими вред;
– влияние на мотивы коррупционного поведения;
– создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.
Российское государство для получения положительного результата в сфере борьбы с коррупцией должно осуществлять антикоррупционную политику, предполагающую проведение целого комплекса мероприятий. Она должна включать в себя систему мер, направленных как на пресечение и уголовно-правовое преследование совершаемых коррупционных действий, так и на предотвращение их возникновения путем устранения возможностей злоупотребления властью.
Меры предупредительного характера должны быть направлены на устранение и изменение социокультурных оснований коррупции. Они должны осуществляться в двух направлениях деятельности.
Первое из них должно быть акцентировано на изменении характера властных отношений в обществе в сторону уменьшения возможностей для произвола чиновников и увеличения общественного контроля над ними. Основу этого направления должны составить следующие меры: 1)устранение условий, создающих при взаимодействии граждан с чиновниками возможности для совершения последними коррупционных действий; 2) формирование механизмов, контролирующих деятельность чиновников, а также способствующих ее информационной открытости, «прозрачности» для общественных структур; 3) привлечение гражданского общества к процессам управления государством.
Второе направление антикоррупционных мер, направленных на предупреждение возникновения коррупции, заключается в формировании в сознании граждан и должностных лиц негативного отношения к коррупционной деятельности. Это направление включает в себя мероприятия по разработке государством антикоррупционной идеологической концепции, по внедрению административной этики в систему государственной службы, по осуществлению программы культурно-образовательных мер, носящих антикоррупционных характер.
Практическое осуществление комплексной антикоррупционной политики государства может способствовать снижению отрицательных последствий от коррупции до уровня, не препятствующему нормальному развитию современного российского общества.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ) // Российская газета от 1 августа 2014 г.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации – Новосибирск: Норматика. 2015 г.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации новая редакция. – М.: ЭКСМО, 2015 г.
4. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ О противодействии коррупции (принят ГД ФС РФ 19.12.2008, ред. от 21.11.2011) // Российская газета.- 2008.- № 266.
5. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (принят ГД ФС РФ 03.07.2009, ред. от 21.11.2011) // Российская газета.- 2009.- № 133.
6. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.12.99 г.). М., 2009.
7. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269; 2008. № 47. Ст. 5431
8. Закон Республики Тыва от 07.07.2008 г. № 856 ВХ-2 «О мерах по противодействию коррупции в Республике Тыва»
9. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета.- 2009.- № 88.
10. Указ Президента РФ от 21.09.2009 г. № 1065. «Проверка достоверности и полноты сведений, предоставляемых государственными служащими» // Российская газета.- 2009.- № 60.юстиции Российской Федерации» // Российская газета.- 2004.- № 8.
12. Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «Национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010 – 2011 годы» (ред. от 13.03.2012) // Российская газета.- 2010.- № 79.
13. Указ Президента РФ от 13.03.2012 № 297 «Национальном плане противодействия коррупции на 2012 – 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» // Собрание законодательства РФ.- 2012.№ 12.- ст. 1391.
14. Указ Президента РФ № 891 от 1 сентября 1995 г. «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий» (ред. от 13.03.2012) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 4
15. Приказ Минюста Российской Федерации от 21.10.2011 г. № 363 «Об утверждении формы заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 4620.
16. Приказ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 28.04.2011 г. № 212. «Порядок уведомления федеральными государственными служащими Федеральной службы финансово – бюджетного надзора» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 46. Ст. 47.
17. Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789 «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006– 2008 годах» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 46. Ст. 4720.
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г.
№ 96. «Методика проведения антикорупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативно правовых актов». // Российская газета.- 2010.- № 9.
19. Об утверждении Порядка уведомления военнослужащими и федеральными государственными гражданскими служащими органов федеральной службы безопасности о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений : приказ Федеральной службы безопасности Рос. Федерации от 10 июня 2010 г. № 291 г. Москва // Рос. газ. - Федеральный выпуск № 5259. – 2010. – 13 авг.
Специализированная литература
20. Александров С.Г. Юридическая дефиниция «коррупция»: понятие, особенности методологического познания / С.Г. Александров // История государства и права. - 2007. - № 11. - С. 2-5.
21. Астанин В. В. Принципы противодействия коррупции в российском законодательстве. – М.: ЮНИТИ 2010 С. 56.
22. Астанин, В. В. Антикоррупционный мониторинг в Российской Федерации: цели, задачи, содержание // Актуальные проблемы теории и практики выявления и пресечения коррупционных правонарушений. Сб. матер. Всероссийского семинара-совещания (Истра, 17-18.12.2009). – М., 2010. – С. 50.
23. Гулягин А. Ю. Экспертиза нормативно-правовых актов как юридическое средство противодействия коррупции // Юридический мир. 2009. № 12.
24. Делягин М., Шахрай С. Коррупция в системе государственного управления России: значение, причины и механизмы искоренения
// Стратегия для России: повестка дня для Президента. 2000. – М., 2000.
25. Дронов Р.В. Коррупция – угроза национальной безопасности России: монография / Р.В. Дронов. СПб.: Изд-во «Астерион», 2010.
26. Дудин Н.П. Противодействие коррупции: научно-практическое издание / Н. П. Дудин и др. – СПб.: СПб юрид. ин-т (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2009.
27. Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века / под общ. ред. А. И. Гурова. М., 2000.
28. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции: принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006.№ 26.
29. Кушниренко С.П., Пристансков В.Д. Коррупция и ее преступные проявления. Особенности уголовного преследования / С.П. Кушниренко, В.Д. Пристансков.- СПб.: Социальная литература, 2004.
30. Максимов С. В. Коррупция. Закон. Ответственность. М., 2008.
31. Мизерий А.И. История борьбы с коррупцией в России. М. 1998. С. 187
32. Новое проявление взяточничества. Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Исаи. 1, 23; 5, 22-23. // Российское законодательство Х-ХХ веков / Под общ. ред. А.И. Чистякова. М.: Юрид. лит., 1985. Т. 2. С.201.
33. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ // СЗРФ. 2009. № 29.
34. Орлов А. Р. Антикоррупционная политика в Российском государстве в контексте обеспечения национальной безопасности. Автореф. к.ю.н. Саратов, 2013.
35. Правовые средства противодействия коррупции в системе государственной службы: учебно-методическое пособие. – М., 2012. – С. 124.
36. Проява С. М. Экономизация коррупции. Механизм противодействия. М., 2008.
37. Российская юридическая энциклопедия / Авт. кол.: Т.Е. Абова, С.А. Авакьян, Г. Д. Алексеев; гл. ред. А.Я. Сухарев. - М., 1999.
38. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / Пер с англ. О.А. Алякринского. - М.: Логос, 2003. - С. 120.
39. Талапина Э. В. Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции (постатейный). М.: Волтерс Клувер, 2010. – 192 с
40. Тихомиров Ю.А., Трикоз Е.Н. Право против коррупции / Ю.А. Ти- хомиров, Е.Н. Трикоз // Журнал российского права. - 2007. - № 5. - С. 39-52.
41. Тихомирова Л. В., Тихомиров М Ю. Юридическая энциклопедия / отв. ред. М. Ю. Тихомиров. М.: Юридическая литература, 1997.
42. Федотов П.В. Лекции о противодействии коррупции / П.В. Федотов - М.: Академия экономической безопасности МВД РФ, 2011.
43. Филиппова Е. М. Взятка. Победит ли коррупция Россию.– СПб., 2008.
44. Халиков А. Н. Оперативно-розыскная деятельность по борьбе с коррупционными преступлениями, совершаемыми должностными лицами органов власти: Монография. – М.: РИОР: ИНФА-М, 2013. 2-е изд., испр. и доп. – С. 3.
45. Хамазина О. И. Правовые средства противодействия коррупции: Проблемы теории и практики. – М., 2013. – С.78-102.
46. Чуклинов А.Е. Административный ресурс как специфическая форма политической коррупции: специализированный учебный курс / А.Е. Чуклинов, под ред. доц. Е.В. Кобзевой.- Саратов: Сарат. Центр по исслед. проблем организованной преступности и коррупции, 2004.
Статьи из журналов, сборников и газет
47. Барыгина И. Инновации против коррупции / И. Барыгина // Рос. газ.- 2007. - № 38.
48. Боброва Н. А., Заикин Д. А. Парламентские формы борьбы с коррупцией // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 1. С.24–29.
49. Быков, С.А. Функции ФСБ России в борьбе с коррупцией и организованной преступностью // Журнал правовых и экономических исследований. – 2010. – № 3. – С. 5-8.
50. Власенко, М. А. Политико-правовые аспекты противодействия коррупции в России / М. А. Власенко // Каспийский регион: политика, экономика, культура.– 2010.– № 1.– С. 66 –71.
51. Гончаренко Г.С. Понятие, сущность и виды коррупции современной России / Г.С. Гончаренко // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 6. - С. 58-61.
52. Гулягин А. Ю. Экспертиза нормативных правовых актов как юридическое средство противодействия коррупции // Юридический мир. 2009. № 12. С. 37–39.
53. Журавлев, Р. А. Правовые проблемы предупреждения коррупции среди муниципальных служащих / Р. А. Журавлев // Предупреждение преступности и обеспечение безопасности в городах. -М. : Щит-М, 1999. -С. 59 – 62.
54. Ипатова Т.В. Законодательство субъекта Российской Федерации в сфере противодействия коррупции / Т.В. Ипатова // Вестник ТГУ: Серия «Право». - 2011. Выпуск 25. - С. 16 – 21.
55. Козлов, Т. Л. Проблемы предупреждения коррупции в государственных органах / Т. Л. Козлов, С. К. Илий // Право и безопасность.– 2012. - № 3-4. – С. 74.
56. Колчеманов Д. Н. Административно-правовое регулирование установления принципов противодействия коррупции //Административное и муниципальное право. 2013. № 12. С.33–36.
57. Коррупция – как деструктивный процесс в правотворческой деятельности // Юридический вестник.- 2009.- № 2.
58. Кузьмин Н.А. К вопросу о понятии и природе коррупции / Н.А. Кузь- мин // Российский следователь. - 2009. - № 24. - С. 23-26.
59. Курзенев В. А., Глухих И. Ю, Рубцова Ю. Ф. Модель ограничения стимулов к коррупционным проявлениям в государственном управлении // Управленческое консультирование. 2010. № 3. С. 27-37.
60. Левин М., Сатаров Г. Явление коррупции в России. Победить это зло сложно, но бороться с ним можно // Независимая газета. 2012. 2 октября.
61. Лопатин В. Н. О системном подходе в антикоррупционной политике // Государство и право. 2011. № 7.
62. Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Государство и право. 2000. № 4. С. 99-107.
63. Наумов И. Рейтинги России опять испортила коррупция / И. Наумов // Независимая газета. 2008. 24 октября.
64. Ноздрачев А.Ф. Коррупция как правовая проблема в вопросах и ответах / А.Ф. Ноздрачев // Адвокат. - 2007. – С. 1-3.
65. Овчинников М. А. Коррупция как ключевая угроза национальной безопасности // Прокуратура и институты гражданского общества в противодействии коррупции: научно-практическая конференция. СПб., 2008.
66. Патрушев Н.П. Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее роль в обеспечении национальной безопасности России // Проблемы международной и национальной безопасности: сб. научных трудов / Н.П. Патрушев. СПб.: Изд.центр СПбГМТУ, 2001.
67. Президент России В. Путин объявляет войну коррупции // Российская юстиция. 2004. № 1. С. 2.
68. Сараев Н.В. О некоторых вопросах применения законодательства России о противодействии коррупции // Административное и муниципальное право. – 2010. – № 6. – С. 77.
69. Сатаров Г.А. и др. Россия и коррупция: кто кого? // Российская газета. 1998. 19 февр.
70. Тихомиров Ю. Преодолевать коррупциогенность законодательства / Ю. Тихомиров // Право и экономика.- 2004.- № 5.
71. Нет коррупции!: (электронный ресурс): Республика Тыва: – Режим доступа: http://ru-world.net/south-asia.
72. Несвободная от коррупции Тува: Республика Тыва:– Режим доступа: http://kizil.bezformata.ru/listnews/.
73. В МВД состоялся брифинг на тему «Противодействие коррупции на территории Республики Тыва»: Республика Тыва: – Режим доступа: http://kizil.bezformata.ru/listnews/net-korruptcii/6737318/.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ