ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Понятие и характеристика социальной компетентности детей
старшего дошкольного возраста 8
1.2. Особенности трудового воспитания детей старшего дошкольного
возраста 15
1.3. Трудовое воспитание как условие формирования социальной
компетентности у детей дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1. Изучение сформированности социальной компетентности у детей
старшего дошкольного возраста 27
2.2. Содержание работы по формированию социальной компетентности
у детей старшего дошкольного возраста в процессе трудового воспитания 42
2.3. Определение эффективности использования трудовой деятельности в работе над формированием социальной компетентности у детей старшего
дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Развитие современной системы дошкольного образования неразрывно связано с социальными, политическими и экономическими преобразованиями в мире - изменяются значение и роль человеческого фактора, потребности и содержание, принципы и условия успешной социализации подрастающего поколения. Обязательным условием становления и развития гармоничной, целостной, востребованной в современном обществе личности, является формирование социальной компетентности у подрастающего поколения.
Дошкольное детство и дошкольное образование находятся в самом начале жизненного пути человека. Детство - особый период, главной чертой которого является процесс взросления ребенка, его вхождение в социальный мир взрослых. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности - способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими [4].
Развитие социальной компетентности детей - важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В современных условиях социально¬экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать дошкольникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным векторам развития, но и выработать у них способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы [10].
В современном образовании основной ценностью является человек со всеми своими особенностями, человек, как целостная развивающаяся система. Поэтому в педагогике все больше внимания уделяется концепции компетентности, основная цель которой состоит в формировании личности, способной в постоянно меняющихся условиях современной жизни действовать адекватно, брать на себя ответственность, применять по назначению полученные знания и опыт в новых условиях, ориентироваться на социально-нравственные ценности...
Изучение теоретических аспектов темы исследования позволило сделать следующие выводы.
Старший дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка. В этот период у дошкольников происходит значительный скачок во всех процессах, формируются основные характеристики личности, которые отражают главную суть предпосылок учебной деятельности.
Именно в этот возрастной период закладываются основы социальной компетентности детей. Она определяется конкретными возрастными особенностями дошкольников и выражается в их психофизическом развитии, личностных достижениях, определенной независимости и самостоятельности при разрешении жизненных проблем, ситуаций и задач, а также в организации общей деятельности со сверстниками и взрослыми.
Социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребенка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. Социальная компетентность у дошкольников формируется в процессе их социализации, которая осуществляется в первую очередь в ДОО.
Социализация дошкольников осуществляется в различных видах детской деятельности, в ходе которых они учатся взаимодействовать друг с другом и осваивают соответствующие социальные навыки.
Социальный опыт также приобретается дошкольниками в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые им предоставляются ближайшим окружением.
Труд, как один из видов свойственных дошкольникам деятельности, выступает средством формирования социальной компетентности у них. В процессе трудовой деятельности дошкольники знакомятся с нормами и моделями поведения и взаимоотношений между детьми и взрослыми, которые становятся образцами для их собственного поведения; приобретают основные навыки социальной компетентности, необходимые для установления контакта и развития взаимодействия с окружающим миром.
Особое значение для формирования социальной компетентности у старших дошкольников имеют коллективные виды, направленные на создание и усвоение общественного опыта взаимодействия, в которых складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В процессе осуществления трудовой деятельности у старших дошкольников происходит развитие составляющих социальной компетентности: определенных социальных и коммуникативных навыков; интереса к более сложным формам творческого взаимодействия с партнерами по труду; способность понимать личностные особенности других людей и учитывать их и свои действия; навыка саморегуляции поведения.
В ходе проведенной нами исходной диагностики старших дошкольников было определено, что в ЭГ 2 ребенка показали высокий уровень сформированности социальной компетентности, 7 дошкольников - средний уровень, а 5 - низкий. В КГ 4 ребенка показали высокий уровень сформированности социальной компетентности, 6 дошкольников - средний уровень, а 4 - низкий...
1. Антонова Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления. // Детский сад от А до Я. - 2004. - №5. - С. 12-16.
2. Арнаутова О.Ю. Организация трудовой деятельности детей в
процессе субъект-субъектного взаимодействия со взрослыми: опыт
экспериментально-педагогической работы педагогов МДОУ. / Под ред. С.В. Алябушевой. - Челябинск, ООО «Полиграф-Мастер», 2007. - 40 с.
3. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: учебно-метод. пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 144 с.
4. Буре Р.С. Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности. // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 8. - С. 9-11.
5. Буянов В.П. Теория труда. / В.П. Буянов, К.А. Кирсанов, Л.М. Михайлов. - М.: Экзамен, 2003. - 416 с.
6. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. // Психология личности. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Просвещение, 1982. - 320 с.
7. Гогоберидзе А.Г. К проблемам познания и понимания ребенка дошкольного возраста. // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 239 с.
8. Данилина Т.А., Зегенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс,
2004. - 128 с.
9. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология личности и деятельности дошкольника. - М., 2005. - 428 с.
10. Захарова Т.Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников. // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - №2. - С. 10-21.
11. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. // Вестник Красноярского краевого дворца пионеров и школьников. - 2009. - №2. - С. 5-10.
12. Каменева Г.Н. Трудолюбие старших школьников и роль детско-
родительских отношений в его становлении: дис канд. псих. наук. - М.,
2005. - 171 с.
13. Карпов А.В. Психология труда. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 350 с.
14. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во Моск. ун-та, Изд. центр «Академия», 2004. - 336 с.
15. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер,
коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 267 с...49