ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОЙ СМЕЛОСТИ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Социальная смелость в современной психологической науке 6
1.2. Психологические возрастные особенности старших школьников ... 9
1.3. Психолого-педагогические условия взаимосвязи социальной
смелости и уверенности в себе старших школьников 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ СМЕЛОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 27
2.1. Этапы и методы исследования 27
2.2. Обоснование и краткая характеристика методов исследования.
Анализ результатов исследования 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
Актуальность исследования. В современном обществе социальная ситуация характеризуется достаточно высокой степенью психологической неопределенности и предполагает у личности наличие смелости для принятия решений и способности к риску с опорой на собственные силы. Эту категорию в психологическую науку ввел Р.Б. Кеттелл, как один из факторов в группе коммуникационных характеристик личности. Социальная смелость рассматривается как социально-психологическое понятие, которое имеет сложную структуру, включающую в себя такие элементы, как социальный интеллект, уверенность в себе, способность к риску, неконформность в социальных ситуациях [14].
Социальная смелость формируется в процессе социализации личности под воздействием различных факторов, одним из которых является общение и взаимодействие личности с другими людьми и группами. Социальная смелость, как самостоятельная психологическая категория только сейчас начинает анализироваться и изучаться как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. Позитивные оценки наличия «качества» и эффективности собственных навыков и способностей определяют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек берётся за их выполнение. В процессе социализации личность усваивает определенные нормы и правила взаимодействия с другими социальными объектами. Процесс взаимодействия социальных объектов имеет сложную структуру и зависит от многих факторов, в том числе и от уровня социальной смелости, который показывает, насколько личность готова к тем или иным социальным взаимодействиям, несмотря на наличие у нее определенных социальных страхов.
Возрастная группа старших школьников в свою очередь характеризуется главным личностным новообразованием юности - социально-психологической готовностью к жизненному самоопределению. В основе готовности к самоопределению лежит формирование у старших школьников устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимании долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку. Развитие этих психологических качеств обеспечивает в дальнейшем сознательную, активную, творческую жизнь человека [27].
Активная общественная жизнь, новый характер учения, возрастающая самостоятельность и активность в учебном процессе, часто приобретающие характер самообучения, оказывают большое влияние на становление мировоззрения юношей и девушек (что является одной из основных черт психического развития в этом возрасте), на формирование их самостоятельности, инициативности, чувства долга, на развитие их творческой деятельности в различных областях знания. Особое значение приобретает развитие личности в старшем школьном возрасте.
Новые условия жизни и деятельности, новое положение в коллективе, в школе, приобретение практического опыта серьезной общественной деятельности предъявляют старшему школьнику совершенно новые достаточно высокие требования, под влиянием которых и складывается его личность. Именно поэтому развитие социальной смелости является важнейшим аспектом успешной жизни у старших школьников.
Цель исследования: выявить взаимосвязь социальной смелости и уверенности в себе старших школьников.
Объект исследования: социальная смелость и уверенность в себе.
Предмет исследования: взаимосвязь уверенности в себе и социальной смелости старших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести обзор и анализ научной литературы по проблеме социальной смелости и уверенности в себе.
2. Изучить взаимосвязь социальной смелости и уверенности в себе старших школьников.
Гипотеза исследования: социальная смелость старших школьников взаимосвязана с уровнем уверенности в себе. Чем выше уверенность в себе, тем выше показатели социальной смелости.
Научная новизна и практическая ценность исследования: данные полученные в этом исследовании помогут успешному развитию высокому уровня социальной смелости у старших школьников. В связи с малым количеством исследований по проблеме, данная работа будет полезна для изучения студентам ВУЗов, решившим исследовать подобную проблематику. Практическая значимость исследования: Результаты проведенного
исследования могут применяться на практике в работе школьных психологов, сталкивающихся в своей практике с проблемой условий развития социальной смелости у старших школьников.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка и приложений.
В данной дипломной работе мы провели обзор и анализ научной литературы по проблеме социальной смелости и социально смелой личности.
Социальная смелость была рассмотрена как социальнопсихологическое понятие, которое имеет сложную структуру, включающую в себя такие элементы, как социальный интеллект, уверенность в себе, способность к риску, неконформность в социальных ситуациях. Социальная смелость формируется в процессе социализации личности под воздействием различных факторов, одним из которых является общение и взаимодействие личности с другими людьми и группами. Представленные методики проведения исследования позволили более качественно представить результаты данного исследования. Выбранные методы обработки данных и описанные организационные действия позволили повысить достоверность и надежность полученных результатов.
Так же мы изучили влияние условий на развитие социальной смелости у старших школьников, результаты были представлены в таблице. На основании полученных в результате исследования данных, мы можем сделать вывод о том, что старшие школьники, имеющие среднюю и высокую потребность в общении, а так же высокую и завышенную самооценку, имеют более высокий уровень социальной смелости, чем их сверстники, имеющие более низкие показатели. Это говорит нам о том, что уровень социальной смелости зависит от потребности общения и уровня самооценки.
Так же в результате анализа полученных данных, мы установили , что среди исследуемых старших школьников в количестве 20-ти человек, преобладают школьники с высоким уровнем социальной смелости. Таким образом, мы полагаем, что количество социальных контактов, и уровень оценки себя, влияют на условия развития социальной смелости у старших школьников.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Академический Проект, 2010. 623 с.
2. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М.: МГУ, 1973. 210 с.
3. Абульханова К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. №4. С. 39-55.
4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая, О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект-Пресс, 2001. 301 с.
5. Бергер П., Лукман, Т Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
6. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994. 400 с.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Воронеж, 1997. 352 с.
8. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
10. Габай Т.В. Педагогическая психология. М.: Академия, 2008. 240 с.
11. Головина Е.В. Уверенность в себе и эмоциональный интеллект. М.: Институт психологии РАН, 2015. 67 с.
12. Гриценко Г.Д. Социальное самочувствие и социальная адаптация: соотношение понятий // «Universum: общественные науки». 2014. №6. 2 с.
13. Гулевич О.А. Социальная психология справедливости. М.: Институт психологии РАН, 2011. 284 с.
14. Давудова А.Р Самоактуализация и эмоциональное благополучие как фактор психического здоровья личности // Материалы всероссийской научнопрактической конференции. 2015. С. 118-121.
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика,
1986. 240 с....45