Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь социального интеллекта и социализации ребенка старшего дошкольного возраста

Работа №81785

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
174
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования социального интеллекта и социализации ребенка старшего дошкольного возраста 6
1.1. Понятия «социальный интеллект» и «социализация» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития социального интеллекта и социализации
ребенка старшего дошкольного возраста 15
1.3. Теоретическое обоснование взаимосвязи социального интеллекта и
социализации ребенка старшего дошкольного возраста 25
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи социального интеллекта и социализации ребенка старшего дошкольного возраста 34
2.1. Этапы, методы и методики исследования, анализ результатов
констатирующего эксперимента 34
2.2. Анализ результатов работы по изучению взаимосвязи социального
интеллекта и социализации ребенка старшего дошкольного возраста 46
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию социализации
ребенка старшего дошкольного возраста 52
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Список литературы 58
Приложение

Проблема социального развития ребенка дошкольного возраста в настоящее время приобретает все большую актуальность. Для успешного развития, становления и последующей самореализации личности необходима одна из важнейших способностей, в самом общем виде понимаемая как способность правильно понимать поведение людей и эффективно взаимодействовать с окружающим миром, обозначенная понятием «социальный интеллект».
Развитие социального интеллекта способствует успешной адаптации ребенка в социальной среде, особое значение его развитие приобретает в старшем дошкольном возрасте - на этапе перехода к школьному обучению.
Дошкольное образование является первой и достаточно важной ступенью всей системы образования, оно направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, в том числе и эмоционального благополучия. В разделе 2.6 ФГОС дошкольного образования отмечено, что в детях необходимо развивать отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность ребенка вступать в совместную деятельность, а также его социальный и эмоциональный интеллекты.
В дошкольном возрасте интенсивно происходит социализация ребенка, предполагающая усвоение норм поведения, ценностей, характерных для общества. Главными факторами социализации являются семья, дошкольная организация, развивающие центры, которые посещает ребенок. Социализация обогащает опыт ребенка, создает условия для формирования представлений о нормах поведения в обществе, которые становятся базой для формирования и развития социального интеллекта.
О.Ю. Масягина отмечает, что в настоящее время в возрастной психологии и в педагогике отсутствует полная картина, дающая представление о развитии социального интеллекта ребенка старшего дошкольного возраста. В научной литературе имеются разрозненные исследования по различным аспектам этой проблематики. Недостаточно изучена взаимосвязь социализации и социального интеллекта.
Упоминание о взаимосвязи социального интеллекта и социализации есть в работах Э. Торндайка, теориях Г. Айзенка, Н. Ньюкомба, отечественных ученых М.И. Бобневой, В.Н. Куницыной, А.И. Савенкова и др.
Различные аспекты взаимосвязи социального интеллекта и социализации проанализированы в материалах исследований А.А. Венедиктовой, И.Ю. Ивановой, М.В. Копыльцовой, О.Ю. Масягиной, Е.С. Михайловой, А.А. Никоновой, Т.А. Панковой, П.М. Якобсона и др.
Изучение взаимосвязи социального интеллекта и социализации позволит разработать условия, при которых социализация способствовала бы развитию социальному интеллекту старших дошкольников.
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить наличие взаимосвязи социального интеллекта и социализации ребенка старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития социального интеллекта и социализации ребенка старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь социального интеллекта и социализации ребенка старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: взаимосвязь социального интеллекта и социализации ребенка старшего дошкольного возраста будет более выражена при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- использование в процессе исследования комплекса психодиагностических методик;
- разработка психолого-педагогических рекомендаций по развитию социализации ребенка старшего дошкольного возраста.
Для этого были поставлены следующие задачи:
1) уточнить понятия «социальный интеллект» и «социализация» в психолого-педагогической литературе;
2) определить особенности развития социального интеллекта и социализации ребенка старшего дошкольного возраста;
3) определить этапы, методы и методики исследования, проанализировать результаты работы по изучению взаимосвязи социального интеллекта и социализации ребенка старшего дошкольного возраста;
4) разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию социализации ребенка старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость: материалы данной работы могут использоваться педагогами и психологами, работающими в центрах развития детей, дошкольных образовательных организациях.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность выбранной тематики связана со значимостью социального интеллекта и социализации для развития личности ребенка, его адаптации в социуме, с интенсивностью протекания процесса социализации в старшем дошкольном возрасте и со значимостью его результатов на этапе перехода к школьному обучению; с недостаточной изученностью вопросов взаимосвязи социального интеллекта и социализации, малой представленностью данных по этому вопросу в психолого-педагогической литературе.
В своей работе мы исходили из следующих ключевых определений:
1. Социальный интеллект, по Е.С. Михайловой, - когнитивный аспект коммуникативных способностей личности, который интегрирует познавательные процессы, связанные с отражением личности, в частности социальную перцепцию и рефлексию».
2. Социализация - это двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющих человеку функционировать в данном обществе.
Было проведено экспериментальное исследование взаимосвязи социального интеллекта и социализации детей старшего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 5 лет 7 месяцев до 6 лет 6 месяцев, 10 мальчиков и 10 девочек. В исследовании использовались следующие методики: Методика обследования социального развития ребенка; «Альбом для экспресс-диагностики социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста», проективная методика «Дом. Дерево. Человек».
Были выявлены статистически значимые взаимосвязи между показателями социализации и показателями социального интеллекта:
- на способность ребенка делать предположения о поведении человека в той или иной ситуации как составляющую социального интеллекта оказывают влияние: общение со взрослыми, общение со сверстниками, интеграция в социально-бытовые условия, уровень социального развития в целом.
- на способность ребенка различать эмоции и объединить одной эмоцией несколько ситуаций или символических изображений оказывает влияние общение со взрослыми, общение со сверстниками и общий уровень социального развития.
- на понимание ребенком изменения значения фразы в зависимости от эмоциональной окрашенности оказывает влияние общение со взрослым.
- на понимание ребенком последующего логического развития социальной ситуации оказывают влияние: интеграция в социально-бытовые условия, уровень социального развития в целом и - с высокой степенью достоверности - общение со взрослым;
- тревожность обратно взаимосвязана со способностью предположить последствия поведения в определенной ситуации; различением эмоций; пониманием значения фразы в зависимости от эмоционального состояния, пониманием логики развития ситуации. С этими же показателями обратно взаимосвязаны конфликтность, фрустрация и враждебность.
- незащищенность обнаруживает отрицательную взаимосвязь со способностью предположить последствия поведения в определенной ситуации;
- трудности в общении демонстрируют обратную корреляцию с умением различать эмоции и различать смысл фраз, сказанных в разном эмоциональном состоянии.
Таким образом, гипотеза, поставленная в рамках исследования, подтверждена. Была выявлена взаимосвязь социализации и социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.



1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд / Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии. - 1995. - №1. - С. 112-116.
2. Алешина А.В., Шабанов В.С. Эмоциональный интеллект. Российская практика / А.В. Алешина, В.С. Шабанов. - М.: Манн-Иванов- Фербер, 2014. - 448 с.
3. Андреева И.А. Исследование социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста // Обруч. - 2015. - №1. - С. 54-56.
4. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М. И. Бобнева. - М.: Наука, 2008. - 312 с.
5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком /
A. А. Бодалев. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 200 с.
6. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 2003. - 325 с.
7. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста / С.В. Велиева. - СПб.: Речь, 2014. - 117 с.
8. Венедиктова А.А. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников в рамках реализации ФГОС образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» / А.А. Венедиктова // Дошкольное воспитание. - 2016. - №2. - С. 86-90.
9. Веракса А.Н., Якупова В.А. Познавательное и социальное развитие дошкольников в контексте готовности к школе / А.Н. Веракса,
B. А. Якупова // Вопросы психологии. - 2014. - №5. - С. 38-44.
10. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2012. - 436 с.
11. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С.
Выготский. - М.: Смысл: Эксмо, 2004. - 1136 с.
12. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1934. - 433 с.
13. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. Сб. переводов / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Прогресс, 1965. - С. 433-456.
14. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2005. - 167 с.
15. Дроговцева Н.О. Особенности развития социального интеллекта дошкольников / Н.О. Дроговцева / Дошкольное воспитание. - 2016. - №4. - С. 35-41.
16. Дуткевич Т.В. Детская психология / Т.В. Дуткевич. - М.: Высшая школа, 2014. - 341 с.
17. Исаева И.Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка в период дошкольного детства: дис. канд. пед. наук / И.Ю. Исаева. - Ростов-на-Дону: Изд. Рост. гос. ун-та, 2011. - 196 с.
18. Ковалева А.И. Социализация / А.И. Ковалева // Знание. Умение. Понимание. - 2014. - №4. - С. 141-146.
19. Копыльцова М.В. Развитие социального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности / М.В. Копыльцова // Дошкольное воспитание. - 2016. - №2. - С. 40-48.
20. Кудинова Н.В. Роль социального интеллекта в профессиональной самореализации личности / Н.В. Кудинова // Психологический журнал. - 2010. - №4. - С. 222-228.
21. Кудрявцева Н.А. Единство интеллекта: научный отчет / Н.А. Кудрявцева. - СПб.: СПбГУ, 1995. - 222 с.
22. Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок / Ч. Кули. - М.: Сфера, 2015. - 336 с.
23. Куницына В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н. В. Казаринова. - СПб.: Питер, 2012. - 544 с.
24. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение / В.Н. Куницына // Теоретические и прикладные вопросы психологии / Под ред. А.А. Крылова. - СПб.: Питер, 2005. - С. 48-59.
25. Лунева О.В. История исследования социального интеллекта / О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - № 1. - С. 53-58.
26. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. - М.: Академия, 2000. - 278 с.
27. Манина К.Е. Факторы становления социального интеллекта на разных этапах / К.Е. Манина // Мир психологии. - 2015. - №4. - С. 48-50.
28. Масягина О.Ю. развитие социального интеллекта дошкольников: методологический подход, психологические механизмы, модель развития / О.Ю. Масягина // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С. 47-50.
29. Мид Дж.Г. Сборник переводов. Избранное / Дж.Г. Мид. - М.: Сфера, 2015. - 277 с.
30. Мидриянова Б.М. Социализация как педагогическое явление / Б.М. Мидриянова // Педагогика. - 2014. - №6. - С. 47-49.
31. Микляева Н.В. Модель развития социального интеллекта дошкольников / Н.В. Микляева // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 6. -
С. 40-43.
32. Микляева Н.В. Событийное планирование образовательного процесса в контексте развития социального интеллекта дошкольников / Н.В. Микляева // Современный детский сад. - 2015. - № 7. - С. 19-25.
33. Михайлова Е.С. Социальный интеллект. Концепции, модели, диагностика / Е.С. Михайлова.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. - 266 с.
34. Михайлова О.А. Социальная компетентность детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях социального приюта / О.А. Михайлова // Педагогика. - 2015. - №3. - С. 22-29.
35. Михайлова Я.И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 6-7 лет: автореф. дис. канд. психол. наук / Я.И. Михайлова. - СПб.: СПбГУ, 2013. - 27 с.
36. Никонова А.А. Музейная эписистема / А.А. Никонова. - СПб.: СПбГУ, 2015. - 296 с.
37. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб. - М.: АСТ, 2011. - 227 с.
38. Олпорт Г.В. Личность в психологии: Теории личности / Г.В. Олпорт. - М.: ЮВЕНТА, 2011. - 345 с.
39. Отюцкий Г.П. Социальный интеллект: субъектный и
объектный подходы / Г.П. Отюцкий // Территория науки. - 2014. - №1. - С. 101-109.
40. Панкова Т.А. Социальный интеллект как фактор адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности / Т.А. Панкова // Вестник Московского университета. Серия 6. Психология. - 2014. - №4. - С. 112-117.
41. Песочникова Л.С., Левикова Е.В. Социальный интеллект и социальные навыки подростков, больных шизофренией / Л.С. Песочникова, Е.В. Левикова // Российский психиатрический журнал. -2012.- №6. - С. 74-77.
42. Поликанова Е.П. Социализация личности / Е.П. Поликанова // Философия и общество. - 2010. - №3. - С. 19-22.
43. Практический интеллект / Под ред. Р.Дж. Стернберга и др. - СПб.: Питер, 2014. - 265 с.
44. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Педагогика, 1986. - 277 с.
45. Савенков А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества / А.И. Савенков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2005. - Т.2. - № 4. - С. 94-101.
46. Смиренская А.Н. Особенности социального интеллекта у старших дошкольников / А.Н. Смиренская // Дошкольная педагогика. -
2013.- №5. - С. 33-36.
47. Сафонов К.Б. Пути социализации в современном обществе / К.Б. Сафонов // Социологические науки. - 2012. - № 8 (22). - С. 181-183.
48. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 158 с.
49. Социальная психология личности / Под ред. М. И. Бобнева, Е.В. Шорохова. - М.: Наука, 1979. - 344 с.
50. Субботский Е.В. Социальный интеллект в условиях сложных социальных систем / Е.В. Субботский, О.Б. Чеснокова // Национальный психологический журнал. - 2010. - №2(4). - С. 22-29.
51. Тард Г. Законы подражания / Г. Тард. - М.: Флинта. 2007. - 240 с.
52. Торндайк Э.Л, Уотсон Дж.Б. Бихевиоризм / Э.Л. Торндайк, Дж.Б. Уотсон. - М.: Флинта, 2014. - 749 с.
53. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева.- М.: Высшая школа, 2012. - 256 с.
54. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория / Д.В. Ушаков. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 259 с.
55. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 11-28.
56. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия / З. Фрейд. - СПб.: Питер, 2013. - 366 с.
57. Фрейд З. Психика: структура и функционирование/ З. Фрейд. - М.: Академический проект, 2007. - 433 с.

исследования/ М.А. Холодная. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2012. - 272 с.
59. Харитонова И.В. Особенности социального интеллекта старших дошкольников и его развитие средствами психогимнастики: автореф. дис. канд. психол. наук / И.В. Харитонова. - СПб.: Изд. СПбГУ, 2011. - 29 с.
60. Шилова О.В. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимым взрослым: автореф. дис. канд. психол. наук / О.В. Шилова. - Н. Новгород: Изд. НГУ, 2014. - 24 с.
61. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка / А.М. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.-88 с.
62. Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта / А.Л. Южанинова // Проблемы оценивания в психологии. - Саратов: СГУ, 1984. - С. 84-87.
63. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон.
- Воронеж: МОДЭК, 2011. - 209 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ