ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 6
1.1 Бюджетное законодательство РФ: понятие, содержание, принципы,
источники 6
1.2 Понятие, признаки финансово-правовой ответственности и её
соотношение с иными видами ответственности 12
1.3 Привлечение к ответственности за нарушение бюджетного
законодательства в зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ 18
2 ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 23
2.1 Бюджетные правонарушения как основания привлечения к
ответственности: понятие, состав, виды 23
2.2 Бюджетные меры принуждения за нарушение бюджетного
законодательства 34
2.3 Институт ответственности за нарушение бюджетного законодательства: проблемы и перспективы развития 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. В Российской Федерации на сегодняшний момент неуклонно возрастает число правонарушений, которые совершаются в бюджетной сфере. В связи с этим повышается важность бюджетной ответственности, то есть ответственности, которая налагается за нарушения бюджетного законодательства. Наравне с этим, возрастает роль совершенствования данного вида ответственности в целях поддержания порядка при формировании бюджетов различных уровней, в целях поддержания стабильности расходования бюджетных средств, а также в целях охраны прав граждан от различного рода правонарушений, совершаемых в бюджетной сфере.
На протяжении долгого времени происходит реформирование регулирования бюджетной сферы в целях поддержания стабильности данной сферы общественных отношений. Предпосылками данных реформ являлись: развитие бюджетных правоотношений, а именно появление новых бюджетно-правовых отношений, которые появлялись при взаимодействии различных субъектов; также реформам предшествовало появление качественно новых видов финансово-экономической деятельности, что требовало скорейшего реагирования на данный процесс и т.д.
Общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере, в любом государстве имеют большое значение. Это связано с тем, что от состояния бюджетной сферы зависит, во-первых, деятельность, развитие государства, во-вторых, стабильное функционирование всего общества в целом, и в- третьих, благосостояние граждан в целом. Для того чтобы бюджетная сфера функционировала должным образом, в законодательстве закреплены такие меры ответственности, которые влекут негативные последствия за правонарушения и преступления, совершенные в бюджетной сфере.
Таким образом, увеличение количества правонарушений и преступлений в бюджетной сфере повлекло за собой появление специальных мер ответственности. Благодаря закреплению в законодательстве данных мер ответственности, государство может продолжать стабильно функционировать, гарантируется законное формирование бюджетов различных уровней, соблюдаются гарантированные права человека и гражданина в данной сфере общественных отношений. Предпосылками реформ в сфере бюджетных правоотношений выступали: развитие бюджетных правоотношений, а именно появление новых бюджетно - правовых отношений, которые появлялись при взаимодействии различных субъектов; появление качественно новых видов финансово-экономической деятельности, что требовало скорейшего реагирования на данный процесс и т.д. Всё это обусловило необходимость изменения и дополнения мер ответственности за совершение правонарушений в бюджетной сфере. Всё вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования.
Научная проблема состоит в том, что положения законодательства, касающиеся привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства, нуждаются в теоретическом обосновании, уточнении, конкретизации в связи с распространением количества нарушений в данной сфере общественных отношений.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с привлечением к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время в теории и правоприменительной практике проблемы привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства не исчерпали себя, а внесение поправок в положения законодательства не устраняет возникшие проблемы и порождает появление новых проблемных аспектов.
Предмет исследования - совокупность правовых норм, регулирующих данную область правоотношений, материалы судебной практики, учебные, справочные и доктринальные источники.
Цель данной работы - выявление проблем и разработка предложений по повышению эффективности противодействия нарушениям бюджетного законодательства.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать общую характеристику и правовые основы бюджетного законодательства РФ;
- раскрыть понятие финансово-правовой ответственности;
- проанализировать особенности зарубежного законодательства в части ответственности за нарушение бюджетного законодательства;
- исследовать понятие бюджетного правонарушения как основания привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства;
- раскрыть содержание мер принуждения, применяемых за нарушение бюджетного законодательства;
- выделить основные проблемы, сформулировать предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения в сфере ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
Методологическую основу исследования составляют следующие методы: диалектический метод исторический метод; формально-юридический метод; общенаучные методы: метод индукции, дедукции, синтез, анализ и др.
Нормативную базу исследования составляют: Конституция РФ, Уголовный Кодекс РФ, КоАП РФ, Бюджетный Кодекс РФ; федеральные законы, регулирующие сферу бюджетных правоотношений.
Теоретическую основу исследования составляют работы следующих авторов: Абросимова Р. Ю., Борисова А.Н., Гладких В.И., Грачевой Е.Ю., Запольского С.В., Кондрат Е.Н., Лапиной М.А., Крохиной Ю.А., Артюхина Р.Е., Бондарь Е.О., Бортникова С.П. Голубева А.В., Горловой Е.Н., Гуляева И.А., Ильина А.Ю., Мирошник С.В., Корниенко Е.Л., Комягина Д.Л., Козырина А.Н. и др.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы относительно ответственности за нарушение бюджетного законодательства:
1. Понятие бюджетного законодательства - это одно из самых важных понятий в бюджетном праве. Оно является законодательной основой бюджетного процесса и бюджетного регулирования в Российской Федерации, и включает в себя три уровня: федеральное бюджетное законодательство; бюджетное законодательство, формируемое на уровне субъекта Российской Федерации; нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие бюджетные отношения.
2. Финансово-правовая ответственность является самостоятельным видом публичной ответственности, которая реализуется через систему гос. принуждения с целью восстановления финансовых утрат страны. При применении финансовых мер государственного принуждения учитывается характер и степень общественной опасности правонарушения, что закрепляется в НПА. Также финансово-правовую ответственность определяют, как форму государственного принуждения, которая направлена на обеспечение соблюдения финансового законодательства.
3. Анализ бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающего ответственность за бюджетные нарушения, позволяет сделает вывод о существовании самостоятельного вида юридической ответственности - финансово-правовой, под которой следует осознавать установленную государством обязанность лица, которое совершило финансовое правонарушение, претерпевать лишения имущественного характера, которые предусмотрены санкцией финансово-правовой нормы, применяемые в определенном порядке уполномоченными на то органами государственной власти и местного самоуправления.
4. Анализ законодательства, устанавливающего ответственность за бюджетные нарушения показывает, что бюджетные нарушения нашли себе место в различных НПА, которые послужили основой для развития и совершенствования науки и законодательства в будущем.
5. Изучение действующих НПА России и стран ближнего и дальнего зарубежья позволяет прийти к выводу о том, что законодательством различных стран в той или другой степени регулируются отношения, которые связаны с установлением ответственности за совершение правонарушений в бюджетной сфере.
Законодательство стран ближнего зарубежья по отношению к российским НПА, которые регулируют бюджетные отношения в отдельных вопросах, является практически «зеркальным», что объясняется его развитием в течение длительного периода в рамках единого государства «Союза советских социалистических республик». К огорчению, в законодательстве большинства из стран дальнего зарубежья бюджетные правонарушения не рассматриваются, как самостоятельный вид.
6. Бюджетное нарушение (правонарушение) - это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), которое выражается в ненадлежащем исполнении участником бюджетного отношения обязанностей, которые предусмотрены нормами бюджетного законодательства, за которое установлена финансово-правовая ответственность.
7. Задача бюджетных мер принуждения-это создание дополнительных инструментов для регулирования поведения участников бюджетного процесса, что допускает применение правовой ответственности к должностным лицам и этим же участникам бюджетного процесса, как к юридическим лицам. Помимо этого, бюджетные меры принуждения имеют обеспечительную и пресекательную цели: они должны иметь ограниченный во времени характер и конкретную задачу, что может быть установлено уже в подзаконных НПА. Меры государственного принуждения служат средством обеспечения реализации негативной правовой ответственности, являясь при этом механизмом объективизации санкции за совершенное правонарушение.
8. Правонарушения в области бюджетного управления наносят вред по социальной сфере. Бюджеты всех уровней призваны решать проблемы обеспечения населения первоочередными благами, такими как образование, здравоохранение, социальная политика и т.д. Необходимо неукоснительное привлечение к юридической ответственности за нарушения в бюджетной сфере, что должно способствовать укреплению бюджетной дисциплины и снижению количественного роста бюджетных правонарушений.
Сравнение правовых предписаний, которые содержат составы правонарушений в финансовой сфере и изложены в КоАП РФ и БК РФ, обозначили проблему, при которой отсутствует корреляция между составами административных и бюджетных правонарушений. Субъектами административных правонарушений, которые содержатся в ст.ст.15.14 -
15.15.3 КоАП РФ, выступают юридические и должностные лица. Субъектами правонарушений в бюджетной сфере, в соответствии с нормами, которые предусмотрены в ст.ст.306.4 - 306.8 БК РФ, являются финансовые органы. Правовая специфика данного понятия заключается в том, что оно носит синкретический характер, т.к. включает как органы исполнительной власти, обладающих статусом юридических лиц, так и собственно должностных лиц, подпадающих под признаки, предусмотренные статьей 2.4 КоАП РФ.
Регулирование применения бюджетных мер принуждения, которые изложены в ч.2 ст.306.2 БК РФ, осуществляется по кодифицированным нормам, которые необходимо включить в БК РФ в виде отдельного раздела или же главы.
В текущем времени оно осуществляется по правовым предписаниям, которые изложены в подзаконных НПА - приказах и других документах. Процессуальный порядок применения бюджетных мер принуждения должен содержать единообразный порядок. Это обеспечит четкость и ясность в изложении процессуальных предписаний, которые связаны с обеспечением порядка применения бюджетных мер принуждения, позволит ликвидировать правовые пробелы, которые возникают в связи с отсутствием детальной регламентации процесса применения бюджетных мер принуждения.
На основании изложенного, можно предложить ряд изменений законодательства в области ответственности за нарушения бюджетного законодательства:
1) Установить взаимосвязь составов правонарушений, применяемых к правонарушителям норм БК РФ в Кодексе РФ об административных правонарушениях, но при этом в качестве дополнительных санкций применять специальные бюджетные меры государственного принуждения, изложенные в главе 30 БК РФ. В частности, дополнить санкции соответствующих норм КоАП РФ отсылками к соответствующим нормам БК РФ, которые содержат специфические бюджетные меры принуждения, содержащиеся в гл.30 БК РФ;
2) Процессуальное регулирование применения бюджетных мер принуждения, которые изложены в ч.2 ст.306.2 БК РФ, осуществлять по кодифицированным нормам, которые необходимо систематизировать в БК РФ в виде отдельного раздела или главы;
3) C целью предания юридической значимости статьи 15-14-15.15.16 КоАП РФ выделить в отдельную главу КоАП РФ с названием «Административные правонарушения в бюджетной сфере»;
4) Следует принимать во внимание особенности статуса органов Счетной палатой РФ, КСО субъектов РФ. Соответственно необходимо реформировать законодательство, чтобы суды рассматривали все составы, по которым возбуждают дела Счетная палата РФ, КСО субъектов РФ или ввести в гл.23 КоАП РФ, чтобы данные органы в качестве уполномоченных имели возможность рассматривать соответствующие дела об административных правонарушениях;
5) Увеличить срок давности для составов административных правонарушений, по которым вправе возбуждать дела Счетная палата РФ, КСО субъектов РФ, до 3 лет, внеся поправку в ст.4.5 КоАП РФ.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 18.02.2020). // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - №25. - Ст. 2954.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145- ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1998.- №31. - Ст. 3823.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Российская газета. - 2001. - № 2868.
5. Федеральный закон от 23.07.2013 № 252-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 19. - Ст. 4213.
Научная и учебная литература
6. Абросимов Р. Ю. Ответственность за нарушение финансового законодательства: науч.-практ. Пособие - М: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2014. - 225 с.
7. Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. - 776 с..
8. Гладких В.И. Квалификация преступлений в сфере экономики: курс лекций. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 336 с.
9. Грачева Е.Ю. Финансовое право: учебник для бакалавров. М.: Проспект. 2015 - 648 с.
10. Грачева Е.Ю. Налоговое право. Учебник. - М.: Проспект - 2016. - 326 с.
11. Запольский С.В. Финансовое право: учебник для бакалавров - М.: Юрайт, 2014. - 575 с.
12. Кондрат Е.Н. Правонарушения в финансовой сфере России.
Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия. - М.:
Юстицинформ, 2014. - 289 с.
13. Крохина Ю.А. Налоговое право. Учебник. - М.: Юрайт - 2016. - 430 с.
14. Крохина А.Ю. Бюджетное право России: учебник для
бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 328 с.
15. Лапина М.А. Административная юрисдикция в финансовой сфере: Монография - М., 2015. - 271 с.
Публикации в научных журналах, сборниках и СМИ
16. Артюхин Р.Е. Вопросы развития бюджетного права // Реформы и право. - 2012. - № 3. - С. 14 - 21.
17. Бойко Н.Н. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции. - 2015. - №12. - С. 174 - 177.
18. Бондарь Е.О. О некоторых проблемах соотношения административной и бюджетно-правовой ответственности за нецелевое использование бюджетных средств // Современное право. - 2014. - № 12. - С. 6-11
19. Бортников С.П. Налоговая ответственность и ответственность за нарушение бюджетного законодательства России // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2016. - № 3. - С. 53-61.
20. Гейхман О.М. Бюджетно-правовая ответственность в системе юридической ответственности // Финансовое право. - 2010. - №5. - С. 13 - 17.
21. Голубев А.В. Юридическое выражение адресности расходов бюджетов // Финансовое право. - 2012. - № 7. - С. 18 - 22
22. Горлова Е.Н. Сущность, цели и функции юридической ответственности за нарушение финансового законодательства // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - №8. - С. 43 - 51.
23. Горлова Е.Н. Правовая природа финансово-правовой ответственности и ее соотношение с другими видами юридической ответственности // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. - 2017. - №8. - С. 23 - 29.
24. Гуляев И.А. К вопросу о совершенствовании бюджетного законодательства // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2018. - №1. - С. 170- 175.
25. Залибекова Д.З. Проблемы ответственности за нарушение бюджетного законодательства // Евразийский юридический журнал. - 2015. - №8. - С. 205 - 206.
26. Ильин А.Ю. Правовая доктрина финансового контроля // Финансовое право. - 2014. - № 4. - С. 19 - 33
27. Козырин А.Н. Бюджетное законодательство: научно¬
практический комментарий статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации // Реформы и право. - 2012. - № 1. - С. 19 - 36.
28. Комягин Д.Л. Бюджетные нарушения и бюджетные меры принуждения: новация бюджетного законодательства // Реформы и право. - 2014. - №2. - С. 18 - 27.
29. Комягин Д. Л. Бюджетная ответственность // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2014. — № 4. — С. 98— 107.
30. Корниенко Е.Л. Бюджетно-правовая ответственность за нарушение норм бюджетного законодательства в Российской Федерации // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. - №47. - С. 294 - 296.
31. Лях О.А. Административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства // Вестник АКСОР. - 2010. - №2. - С. 94 - 95.
32. Мирошник С.В. Бюджетно-правовая ответственность как институт бюджетного права // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2011. - № 3. - С. 36-44.
33. Мищенко Л.В., Телицын Н.А. Коллизии в праве в части привлечения виновных к различным видам ответственности за нецелевое расходование/использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов // Юридическая техника. - 2017. - № 11. - С. 505-508.
34. Ольховская Н.П. К вопросу о бюджетных мерах принуждения // Международный правовой курьер. - 2016. - № 5. - С. 22-25.
35. Полосин С. А. Бюджетное принуждение в системе мер государственного принуждения: понятие, признаки, виды // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. - 2016. - № 1. - С. 160-167.
36. Полякова С.А.О субъектах бюджетно-правовой ответственности // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. - 2015. - № 1. - С. 70-77.
37. Полякова С.А. О национальном и зарубежном законодательстве, устанавливающем ответственность за нарушения в бюджетной сфере: сравнительный анализ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №2. - С. 35 - 41.
38. Рассыльников И.А. Новая концепция административной
ответственности за нарушение бюджетного законодательства // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и
управление. — 2014. — № 2. — С. 90—95.
39. Сагиндыков И.Х., Соколова О.А. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства // Молодежный научный форум: гуманитарные науки. - 2016. - №6. - С. 206 - 211.
40. Саранчук Ю.М. Дифференциация юридической ответственности
за бюджетные нарушения // Вестник экономической безопасности. - 2015. - №5. - С. 123 - 127.
41. Станкевич Г.В. Принципы бюджетного законодательства:
теоретико-правовой анализ // Научный вестник ГАОУ ВПО
«Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». - 2016. - №2. - С. 76 - 84.
42. Сухомлинов В.Н. Финансовая ответственность как разновидность юридической ответственности // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2014. - №2. - С. 75 - 80.
43. Темирова Б.Г. Правовое регулирование института юридической ответственности за бюджетные правонарушения // Евразийский юридический журнал. - 2017. - № 6. - С. 116-118.
44. Трошкинева Е.В. Современная динамика правового регулирования ответственности за нарушение норм бюджетного законодательства // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2009. - № 5. - С. 33-38.
45. Тютина Ю. В. О месте налоговой ответственности в системе юридической ответственности // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2008. - 66 с.
46. Фатьянов А.А., Солянникова С.П. О некоторых аспектах применения мер юридической ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации // Вестник Финансового университета. - 2013. - №5. - С. 96 - 106.
47. Юсупов Р.З. К вопросу о бюджетно-правовой ответственности // Правовая культура. - 2019. - № 4. - С. 74-82.
48. Яковлев В.Ф. О понятии правовой ответственности // Журнал российского права. - 2014. - №1. - С. 5 - 7.
Источники на электронных носителях:
49. Аналитическая записка по результатам контрольных мероприятий, проведенных контрольно-аудиторскими подразделениями
органов Федерального казначейства в 2014 году. - [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://old.roskazna.ru/vedomstvennyy-i-vneshniy-
kontrol/vnutrenniy-kontrol/materialy-analiza-kontrolnoy- deyatelnosti/doc/Аналитическая_записка_ за_2014_год^Г. (дата обращения: 01.02.2020)
50. О применении бюджетных мер принуждения за совершение
нецелевого использования бюджетных средств: письмо Минфина России от 11.03.2014 № 02-10-10/10495. - [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=21212- pismo_minfina_rossii_ot_11.03.2014 02-10-
1010495_finansovym_organam_subektov_rossiiskoi_federatsii_po_voprosam_svy azannym_s_primeneniem_byudzhetnykh_mer_prinuzhdeniya_za_sove (дата
обращения: 01.02.2020)
51. Регламент Счетной палаты РФ: утв. Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 7 июня 2013 г. № 3ПК). - [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ach.gov.ru. (дата обращения: 01.02.2020)