Введение 3
Глава I. Теоретические основы обучения преобразованиям тригонометрических выражений в курсе алгебры и начала анализа. . . . 7
1.1 Цели и задачи обучения теме «Преобразования тригонометрических выражений» в курсе алгебры и начал анализа 7
1.2 Анализ теоретического материала темы «Преобразования тригонометрических выражений» в учебниках различных авторов 9
Глава II. Методические основы обучения преобразованиям тригонометрических выражений в курсе алгебры и начала анализа. . . 21
2.1 Методика обучения преобразованиям тригонометрических выражений в курсе алгебры и начала анализа 21
2.2 Анализ содержательной части заданий ЕГЭ по теме «Преобразования тригонометрических выражений» 31
2.3 Применение интерактивных средств обучения, при изучении тригонометрии 39
2.4 Элективный курс по теме «Преобразования тригонометрических выражений» 47
Заключение 64
Список используемой литературы 65
Приложение 68
Тригонометрия, как наука, берет свое возникновение еще со времен античной Греции. И берет свое начало с необходимости измерений в таких областях, как астрономия, землемерия и архитектура. В то время данная дисциплина имела чисто геометрический уклон и представляла, главным образом, «исчисление хорд». Со временем в ней стали появляться незначительные аналитические аспекты.
Знания, приобретенные в курсе тригонометрии, имеют так внутри предметный, так и межпредметный характер, которые необходимы при изучении физики, химии, астрономии и т. д.
Раздел школьного курса математики, именуемый тригонометрией, многократно претерпевал изменения, как по содержанию, так и по времени его изучения. Так, в прошлом, тригонометрия была даже самостоятельным, автономным учебным предметом.
Одной из важнейших составляющих курса алгебры и начала анализа в 10 и 11 классах несомненно является изучение раздела «Тригонометрия». Однако для большинства учеников материал по тригонометрии представляется наиболее сложным. Причиной тому может являться как недостаток программных часов, отведенных на изучение раздела «Тригонометрия», так и поверхностное изложение теории данного материала в некоторых учебниках. Отметим, что материал по тригонометрии является неотъемлемой частью для подготовки к Единому Государственному экзамену.
Актуальность предоставленной работы заключается в том, что, тригонометрия - очень важный раздел школьного курса алгебры; данный материал традиционно применяется в математических олимпиадных заданиях, играя роль инструмента отбора. Рассуждая о математической подготовке учащихся, стоит отметить огромную значимость изучения тригонометрического материала для становления мышления учащихся.
Также знания в данной области играют значимую роль в дальнейшем образовании и практической деятельности. Отметим, что тригонометрия уже несколько десятков лет не является самостоятельным учебным предметом общеобразовательной школьной программы, а всего лишь разделом, элементы которого постоянно переходят из среднего школьного курса в старший, и обратно. При этом постоянно происходит сокращение содержательной части тригонометрического материала, что отрицательно сказывается на качестве усвоения ее основных идей и методов. В итоге, основная часть учащихся после завершения обучения в школе представляют тригонометрию как набор огромного количества непонятных формул.
Нередко для решения тригонометрических уравнений и неравенств, а так же для решения комбинированных заданий и задач на упрощение тригонометрических выражений необходима широкая база знаний о правилах преобразования алгебраических выражений и тригонометрических формул (уметь применять и использовать их как по отдельности, так и в комплексе).
Материал темы «Преобразования тригонометрических выражений» обладает широкими возможностями для классификации и обобщения знаний. К моменту изучения тригонометрии учащиеся владеют достаточным багажом знаний о функциях и их свойствам, о методах решения алгебраических уравнений, о различных видах тождественных преобразований.
Большие проблемы при изучении темы «Преобразования тригонометрических выражений» в школьном курсе возникают по причине несоответствия между довольно большим объемом содержания и сравнительно небольшим количеством часов, выделенным на освещение предоставленной темы.
Объектом исследования является процесс изучения преобразования тригонометрических выражений в курсе алгебры и начала анализа.
Предмет исследования - система задач по теме «Тригонометрические преобразования», систематизированных по типам в курсе алгебры и начала анализа в 10 классе....
На основе проделанной работы получены следующие результаты:
1. Выявлены цели и задачи изучения раздела «Преобразования тригонометрических выражений» в школьном курсе математики
2. Проведен сравнительный анализ учебно - методической литературы по разделу: «Преобразования тригонометрических выражений».
3. Изучены теоретические вопросы, связанные с методикой обучения учащихся по данному разделу.
4. Проведен анализ заданий в ЕГЭ по теме «Преобразования тригонометрический выражений»
5. Разработан элективный курс по теме «Преобразования тригонометрических выражений».
6. Рассмотрена возможность использования интерактивных средств обучения по теме «Преобразования тригонометрический выражений».
Задачи выпускной квалификационной работы решены. Цель достигнута.
Перспектива дальнейшего применения материала выпускной квалифицированной работы состоит в том, что она может быть использована в качестве дополнительного пособия при ознакомлении с рассмотренной темой.
Данная работа может быть рекомендована для практического использования студентам математических факультетов в период прохождения производственной практики и учителям математики.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: приказ мин. образования и науки РФ от 17.05.2012 г. №413. URL: ййр://минобр-науки.рф/документы/2365. (дата обращения 07.02.2022).
2. Алгебра. Сборник рабочих программ. 7-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций / Бурмистрова Т.А. и [др.]. 2-е изд., доп. М. : Просвещение, 2020. 96 с.
3. Алгебра. 10 - 11 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / Ш. А. Алимов, Ю. и [др.]. 2-е изд., М. : Просвещение, 2021. 467 с.
4. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс : учебник для общеобразовательных учреждений с двух частях. Базовый уровень / А.Г. Мерзляк и [др.]. 2-е изд. М. : ИЦ «Вентана Граф», 2021. 474 с.
5. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс : учебник для общеобразовательных учреждений с двух частях. Углубленный уровень / А.Г. Мерзляк и [др.]. 4-е изд. М. : ИЦ «Вентана Граф», 2021. 362 с.
6. Алгебра и начала математического анализа. 10 - 11 классы : учебник для общеобразовательных учреждений с двух частях. Базовый уровень / А.Г. Мордкович и [др.]. 14-е изд. М. : Просвещение, 2021. 402 с.
7. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни / С. М. Никольский и [др.]. 8-е изд. М. : Просвещение, 2021. 432 с.
8. Груденов Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики : кн. для учителя. М. : Просвещение, 1990. 224 с.
9. Кара-Сал Н. М. Применение таблиц и схем в процессе изучения тригонометрии // Вестник Тувинского государственного университета. 2012. № 4 (15) С. 21-27.
10. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике. Часть I : учебное пособие. М. : Просвещение, 1977. 113 с.
11. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике. Часть II : учебное пособие. М. : Просвещение, 1977. 145 с.
12. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики : учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов / Е.И. Лященко и [др.]; под ред. Е. И. Лященко. М.: Просвещение, 1988. 223 с.
13. Лакерник А. Р. Высшая математика. Краткий курс : учебное пособие. М. : Логос, 2008. 528 с.
14. Ларин А. А. Курс высшей математики : учебник для студентов вузов. Часть 1. М. : Просвещение, 2017. 320 с.
15. Лихачев Б. Т. Педагогика : курс лекций : учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт-М. 2001. 70с....(26)