Формирование коммуникативной компетентности у будущих бакалавров психолого-педагогического образования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Коммуникативная компетентность бакалавра психолого-педагогического
образования как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Особенности коммуникативной компетентности педагога-психолога 23
1.3. Организационно-педагогические условия формирования
коммуникативной компетентности у обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование» 27
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 32
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 32
2.1. Диагностика сформированное™ коммуникативной компетентности у
будущих бакалавров психолого-педагогического образования 34
2.2. Опыт организации работы по формированию коммуникативной
компетентности у будущих бакалавров психолого-педагогического образования 49
2.3. Анализ и интерпретация данных экспериментальной работы 58
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЯ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Коммуникативная компетентность бакалавра психолого-педагогического
образования как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Особенности коммуникативной компетентности педагога-психолога 23
1.3. Организационно-педагогические условия формирования
коммуникативной компетентности у обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование» 27
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 32
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 32
2.1. Диагностика сформированное™ коммуникативной компетентности у
будущих бакалавров психолого-педагогического образования 34
2.2. Опыт организации работы по формированию коммуникативной
компетентности у будущих бакалавров психолого-педагогического образования 49
2.3. Анализ и интерпретация данных экспериментальной работы 58
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЯ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Актуальность исследования. Современное общество, в том числе профессиональное сообщество, предъявляет с каждым годом все более высокие требования к подготовке педагогических кадров в вузе. Особое внимание уделяется не только наличию высокого уровня предметной подготовки педагога, но и сформированности определенной группы универсальных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности. В последние годы исследователи, работодатели, получатели образовательных услуг отмечают, что уровень сформированности коммуникативной компетентности у педагога не соответствует современным реалиям.
Специфические требования к сформированности компонентов коммуникативной компетентности предъявляются к педагогу-психологу, деятельность которого напрямую связана с процессом профессионального общения и организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Сформированность коммуникативной компетентности у педагога-психолога является неотъемлемой составляющей его деятельности и одним из показателей его профессионализма. Процесс формирования коммуникативной компетентности происходит как непосредственно в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы, так и в процессе получения профессионального опыта вне стен вуза. Зачастую данный процесс носит стихийный характер, слабо организованный в образовательном пространстве.
Высокий уровень сформированности коммуникативной компетентности у выпускника вуза будет способствовать: эффективности в профессиональной деятельности с получателями образовательных услуг; быстрой адаптации в условиях нового педагогического и родительского коллектива; успешному установлению контакта и взаимоотношений с получателями образовательных услуг, коллективом, руководством образовательной организации; самореализации в профессиональной деятельности, успешности в карьере.
В современной системе высшего образования поступление на ту или иную образовательную программу бакалавриата происходит на основе конкурса по результатам предметных испытаний. Требований к профессиональным и личностным компетентностям не предполагается. В этой связи очевидна необходимость разработки организационнопедагогических условий по формированию коммуникативной компетентности у студентов психолого-педагогического образования в процессе обучения в вузе.
Таким образом, определяется противоречие между требованиями, выдвигаемыми современным государством и обществом, к уровню коммуникативной компетентности у педагога-психолога и
несоответствующим этим требованиям уровнем сформированности коммуникативной компетентности у выпускников педагогического университета. Выделенное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия, способствующие формированию коммуникативной компетентности у будущих бакалавров психолого-педагогического образования? и конкретизировать тему магистерской диссертации: «Формирование коммуникативной компетентности будущих бакалавров психологопедагогического образования».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать организационно-педагогические условия по формированию коммуникативной компетентности у будущих бакалавров психологопедагогического образования, реализовать и проверить их результативность в процессе экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативной компетентности у будущих бакалавров психолого-педагогического образования.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности у будущих бакалавров психолого-педагогического образования.
Гипотеза исследования:
Формирование коммуникативной компетентности у студентов психолого-педагогического образования будет результативно, если:
• произведена диагностика актуального уровня сформированности коммуникативной компетентности у студентов психолого-педагогического образования на первом этапе экспериментальной работы, выявлены дефициты;
...
Специфические требования к сформированности компонентов коммуникативной компетентности предъявляются к педагогу-психологу, деятельность которого напрямую связана с процессом профессионального общения и организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Сформированность коммуникативной компетентности у педагога-психолога является неотъемлемой составляющей его деятельности и одним из показателей его профессионализма. Процесс формирования коммуникативной компетентности происходит как непосредственно в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы, так и в процессе получения профессионального опыта вне стен вуза. Зачастую данный процесс носит стихийный характер, слабо организованный в образовательном пространстве.
Высокий уровень сформированности коммуникативной компетентности у выпускника вуза будет способствовать: эффективности в профессиональной деятельности с получателями образовательных услуг; быстрой адаптации в условиях нового педагогического и родительского коллектива; успешному установлению контакта и взаимоотношений с получателями образовательных услуг, коллективом, руководством образовательной организации; самореализации в профессиональной деятельности, успешности в карьере.
В современной системе высшего образования поступление на ту или иную образовательную программу бакалавриата происходит на основе конкурса по результатам предметных испытаний. Требований к профессиональным и личностным компетентностям не предполагается. В этой связи очевидна необходимость разработки организационнопедагогических условий по формированию коммуникативной компетентности у студентов психолого-педагогического образования в процессе обучения в вузе.
Таким образом, определяется противоречие между требованиями, выдвигаемыми современным государством и обществом, к уровню коммуникативной компетентности у педагога-психолога и
несоответствующим этим требованиям уровнем сформированности коммуникативной компетентности у выпускников педагогического университета. Выделенное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия, способствующие формированию коммуникативной компетентности у будущих бакалавров психолого-педагогического образования? и конкретизировать тему магистерской диссертации: «Формирование коммуникативной компетентности будущих бакалавров психологопедагогического образования».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать организационно-педагогические условия по формированию коммуникативной компетентности у будущих бакалавров психологопедагогического образования, реализовать и проверить их результативность в процессе экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативной компетентности у будущих бакалавров психолого-педагогического образования.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности у будущих бакалавров психолого-педагогического образования.
Гипотеза исследования:
Формирование коммуникативной компетентности у студентов психолого-педагогического образования будет результативно, если:
• произведена диагностика актуального уровня сформированности коммуникативной компетентности у студентов психолого-педагогического образования на первом этапе экспериментальной работы, выявлены дефициты;
...
Коммуникативная компетентность представляет собой важную составляющую среди сформированных компетентностей бакалавров психолого-педагогического образования. Она позволяет не только осуществлять эффективную коммуникацию в процессе профессиональной деятельности, но и способствует личностной самореализации. Значимость сформированности коммуникативной компетентности для выпускников психолого-педагогического направления подготовки определяется самой спецификой будущей профессиональной деятельности: согласно ФГОС ВО выпускник этого направления должен осуществлять коммуникацию во всех видах профессиональной деятельности, выстраивать межличностную коммуникацию субъектов образовательной среды.
Большое количество работодателей отмечает неготовность выпускников-бакалавров к осуществлению профессиональной
коммуникации внутри педагогического коллектива, с родителями и обучающимися, с руководством организации. В современных ВУЗах образовательный процесс в большинстве случаев определяется как традиционно-репродуктивный, общение между преподавателем и студентами носит отношение характера «субъект-объект». Зачастую результатом становится сформированное отношение пассивного слушателя, который является просто получателем информации, не проявляющим и не инициирующим какой-либо активности. В итоге у будущего специалиста области «человек-человек» формируется позиция, отражающая пассивность мышления, неумение высказывать собственное мнение, отстаивать свои интересы, продуктивно общаться, быть готовым к диалогу и взаимодействию.
Термин «коммуникативная компетентность» в последние годы набирает большую популярность и рассматривается разными исследователями с разных точек зрения. В нашем исследовании под понятием «коммуникативная компетентность бакалавра психологопедагогического образования» понимается совокупность коммуникативных знаний, умений, навыков, необходимых для решения профессиональных задач. Она обеспечивает качество профессионального общения специалиста с педагогическим коллективом, обучающимися и их родителями, руководством образовательной организации, и, в целом, становление и готовность специалиста к трудовой деятельности. Обучение в ВУЗе является тем процессом, внутри которого происходит развитие профессиональнокоммуникативной компетентности бакалавра психолого-педагогического образования.
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил нам прийти к определению структуры коммуникативной компетентности будущего педагога-психолога, которая представлена мотивационно-ценностным, когнитивным, операционным и
профессиональным компонентом.
Педагогическая работа по формированию коммуникативной компетентности в вузе должна строиться на основе принципов целенаправленности, использования активных форм социальнопсихологического обучения в качестве ведущих, комплексности и системности педагогических воздействий, направленных на гармоничное формирование компонентов коммуникативной компетентности, применения ресурсов вуза и пространства будущей профессиональной деятельности.
Несмотря на большой интерес со стороны исследователей, профессионального сообщества к коммуникативной компетентности мы определили недостаточность методической разработки диагностического и формирующего материала. С точки зрения диагностики большинство авторов изучают именно личностные качества в структуре коммуникативной компетентности, что противоречит структуре, которую мы выделили в нашем исследовании.
В нашем исследовании приняли участие 43 студента психологопедагогического образования первого и выпускного курса обучения: 19 человек выпускного курса, 24 человека первого курса. Диагностика проводилась в процессе наблюдения за студентами в различных коммуникативных ситуациях: с одногруппниками, профессорско- преподавательским составом, администрацией института, как во время учебных занятий, так и во внеучебных мероприятий и ситуаций неформального общения.
...
Большое количество работодателей отмечает неготовность выпускников-бакалавров к осуществлению профессиональной
коммуникации внутри педагогического коллектива, с родителями и обучающимися, с руководством организации. В современных ВУЗах образовательный процесс в большинстве случаев определяется как традиционно-репродуктивный, общение между преподавателем и студентами носит отношение характера «субъект-объект». Зачастую результатом становится сформированное отношение пассивного слушателя, который является просто получателем информации, не проявляющим и не инициирующим какой-либо активности. В итоге у будущего специалиста области «человек-человек» формируется позиция, отражающая пассивность мышления, неумение высказывать собственное мнение, отстаивать свои интересы, продуктивно общаться, быть готовым к диалогу и взаимодействию.
Термин «коммуникативная компетентность» в последние годы набирает большую популярность и рассматривается разными исследователями с разных точек зрения. В нашем исследовании под понятием «коммуникативная компетентность бакалавра психологопедагогического образования» понимается совокупность коммуникативных знаний, умений, навыков, необходимых для решения профессиональных задач. Она обеспечивает качество профессионального общения специалиста с педагогическим коллективом, обучающимися и их родителями, руководством образовательной организации, и, в целом, становление и готовность специалиста к трудовой деятельности. Обучение в ВУЗе является тем процессом, внутри которого происходит развитие профессиональнокоммуникативной компетентности бакалавра психолого-педагогического образования.
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил нам прийти к определению структуры коммуникативной компетентности будущего педагога-психолога, которая представлена мотивационно-ценностным, когнитивным, операционным и
профессиональным компонентом.
Педагогическая работа по формированию коммуникативной компетентности в вузе должна строиться на основе принципов целенаправленности, использования активных форм социальнопсихологического обучения в качестве ведущих, комплексности и системности педагогических воздействий, направленных на гармоничное формирование компонентов коммуникативной компетентности, применения ресурсов вуза и пространства будущей профессиональной деятельности.
Несмотря на большой интерес со стороны исследователей, профессионального сообщества к коммуникативной компетентности мы определили недостаточность методической разработки диагностического и формирующего материала. С точки зрения диагностики большинство авторов изучают именно личностные качества в структуре коммуникативной компетентности, что противоречит структуре, которую мы выделили в нашем исследовании.
В нашем исследовании приняли участие 43 студента психологопедагогического образования первого и выпускного курса обучения: 19 человек выпускного курса, 24 человека первого курса. Диагностика проводилась в процессе наблюдения за студентами в различных коммуникативных ситуациях: с одногруппниками, профессорско- преподавательским составом, администрацией института, как во время учебных занятий, так и во внеучебных мероприятий и ситуаций неформального общения.
...
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА МОТИВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Формирование мотивационной компетенции будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативной компетенции будущих учителей начальных классов
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2018 - Профессиональная подготовка будущих бакалавров к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
БАКАЛАВРОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ
ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019





