Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития взаимоотношений

Работа №163634

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

конституционное право

Объем работы107
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Историко-теоретическая характеристика государственной власти и местного самоуправления в России 8
1.1. Теоретические подходы к понятию «публичная власть» и ее видам в юриспруденции 8
1.2. История возникновения и развития местного самоуправления и его взаимоотношений с государственной властью28
1.3. Местное самоуправление в единой системе публичной власти в Российской Федерации 41
2. Особенности взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления в России 48
2.1. Принципы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления: проблемы классификации и нормативного закрепления 48
2.2. Формы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления 58
3. Основные проблемы взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления в России 70
3.1. Передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления 70
3.2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления 78
3.3. Сочетание государственного контроля и принципа самостоятельности деятельности органов местного самоуправления 84
Заключение 90
Библиографический список 99

Актуальность темы. В 2020 году в Российской Федерации произошли значительные изменения в теории и практике конституционализма. В Конституцию РФ были внесены поправки, существенно меняющие социальную и политическую сферу жизни российского государства и гражданского общества. Эти изменения стали началом нового периода в развитии института публичной власти в Российской Федерации. Реформа конституционных положений установила новые принципы и формы взаимодействия между государственным уровнем власти и местным самоуправлением в контексте общей публичной власти. Единство системы публичной власти, которая включает в себя как государственные органы, так и органы местного самоуправления, устанавливается частью 3 статьи 131 Конституции РФ. Это значит, что данные органы действуют согласованно и работают на благо общества, решая общие проблемы и вопросы.
В 2020-2021 годах были проведены реформы с целью улучшения взаимодействия между государственными органами и местным самоуправлением для пользы всего населения страны. Но, судя по результатам анализа, эта цель не была в полной мере достигнута.
Местное самоуправление играет ключевую роль в жизни граждан и является одним из базовых элементов демократической системы. Однако недавние изменения в законодательстве в определенной степени игнорируют эту важную роль. Например, отказ от создания поселкового уровня местного самоуправления, лишение возможности населения выбирать глав муниципальных образований и передача этого вопроса под непосредственный контроль региональных органов власти, а также наделение таких субъектов правом оказывать влияние на принятие местными органами власти решений по местным вопросам нарушает связь местного самоуправления с местным населением и усиливает государственный контроль над его деятельностью.
В настоящее время положения статьи 12 Конституции РФ, которые обеспечивали самостоятельность и близость публичной власти к гражданам, становятся труднодостижимыми. Поэтому важно найти эффективные формы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления для наиболее успешного решения проблем в интересах жителей определенной территории.
Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что изучение взаимодействия государственной власти и местного самоуправления является крайне актуальным вопросом в современной России. Анализ этих отношений помогает лучше понять динамику и проблемы развития данных институтов, а также способствует поиску решений для улучшения их взаимодействия.
Степень научной разработанности проблемы. Тема исследования имеет высокую степень научной разработанности, однако исследования затрагивают в основном отдельные вопросы или формы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления, например, А.З. Кучиев изучает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, А.Т. Карасев и К.И. Коваленко исследуют самостоятельность местного самоуправления как ключевой принцип осуществления государственной и местной власти, М.В. Тарханов и Е.В. Шленева рассматривают разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации и так далее.
В настоящее время существуют отдельные вопросы, которые как на уровне законодательства, так и на уровне практической деятельности, до сих пор не разрешены. Для развития законодательства и научной базы в этом направлении необходимо вернуться к исследованию существующих вопросов.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при изучении проблем развития взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления в России.
Предметом исследования являются взаимоотношения государственной власти и местного самоуправления в России.
Целью исследования является комплексное теоретико-практическое исследование проблем развития взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления в России для формулировки предложений по совершенствованию действующего законодательства. Для достижения поставленной цели необходимо было выполнить следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы к понятию «публичная власть» и ее видам в юриспруденции.
2. Исследовать историю возникновения и развития местного самоуправления и его взаимоотношений с государственной властью.
3. Рассмотреть местное самоуправление в единой системе публичной власти в Российской Федерации.
4. Изучить проблемы классификации и нормативного закрепления принципов взаимодействия государственной власти и местного самоуправления.
5. Определить формы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления.
6. Изучить передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления.
7. Рассмотреть разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.
8. Исследовать сочетание государственного контроля и принципа самостоятельности деятельности органов местного самоуправления.
Методы исследования. При проведении исследования применялись общенаучные и частнонаучные методы.
Историко-правовой метод позволил исследовать историю возникновения и развития местного самоуправления и его взаимоотношений с государственной властью. Структурно-функциональный метод позволил рассмотреть местное самоуправление в единой системе публичной власти в Российской Федерации. Формально-юридический метод использовался при изучении теоретических подходов к понятию «публичная власть» и ее видам в юриспруденции, а также определении иных понятий, важных для исследования.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость исследования состоит в подробном изучении вопросов, касающихся взаимоотношений государственная власть и местное самоуправление в России и проблем их развития, в одной работе. В свою очередь практическая значимость исследования состоит в возможности последующего использования результатов работы в научной деятельности, а также в изучении курса конституционного и муниципального права в средних профессиональных и высших учебных заведениях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Для создания эффективной системы взаимодействия между разными уровнями публичной власти и сохранения при этом некоторой независимости местного самоуправления в вопросах компетенций и организации необходимо внести изменения в определения местного самоуправления и органов местного самоуправления, которые закреплены в Конституции РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепить на законодательном уровне принципы и формы такого взаимодействия.
2. Для эффективной передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления необходимо иметь четко разработанную систему оценки возможностей передачи полномочий, лимиты на передачу всех полномочий или их отдельной части в определенной сфере деятельности, принципы наиболее оптимального разделения между государственным и местным уровнем власти всех существующих полномочий и обеспечивающих их выполнение финансов, а также четко проработанный регламент для передачи полномочий по уровням.
3. Для эффективного разграничения предметов ведения и полномочий между государственными органами и местным самоуправлением нужно разрешить множество спорных моментов: определить общий подход и систему терминов в отношении «предметов ведения» и «полномочий», закрепить их в законодательстве РФ и исключить такое понятия как «вопросы местного значения»; определить закрытый перечень предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления, а также установить, что иные полномочия могут осуществляться органами местного самоуправления только на основании передачи полномочий или соглашения с органами государственной власти РФ или субъектов РФ.
4. Самостоятельность местного самоуправления не означает полной независимости органов местного самоуправления, а лишь устанавливает право населения и местных органов власти на самостоятельное создание органов местного самоуправления, осуществление нормотворческой деятельности для решения вопросов местного значения, владение собственными ресурсами, включающими в себя финансовые и материальные активы, для выполнения полномочий, связанных с предметами ведения органов местного самоуправления.
Структура и объем работы. Исследование состоит из введения, трех разделов, включающих в себя 8 подразделов, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования по каждой из задач, поставленных во введении, получены определенные выводы.
Так, по первой задаче: «Изучить теоретические подходы к понятию «публичная власть» и ее видам в юриспруденции» можно сделать вывод, что публичная власть является сложной структурой, и существует множество подходов к ее определению.
Несмотря на различия в подходах, можно выделить несколько ключевых свойств публичной власти. Во-первых, это легитимность – законность и признание власти обществом. Во-вторых, системность – наличие структуры и иерархии. В-третьих, институциональность – закрепление власти в правовых и политических институтах. И в-четвертых, функциональность – способность власти выполнять свои задачи.
Такое важное понятие, как публичная власть, должно быть закреплено в действующем федеральном законодательстве во избежание его неверного толкования. Поэтому предлагается включить в статью 132 Конституции РФ часть 4 следующего содержания:
«4. Публичная власть – это власть, имеющая свою структуру и иерархию, осуществляемая через государственные и муниципальные учреждения либо непосредственно населением, основанная на законодательстве и интересах большинства и поддерживаемая силой принуждения.».
По второй задаче исследования: «Исследовать историю возникновения и развития местного самоуправления и его взаимоотношений с государственной властью» были сделаны следующие выводы:
История местного самоуправления началась в древние времена и прошла через три основных этапа. Наибольшее развитие местное самоуправление достигло во время правления Александра II, благодаря проведенным им реформам. Вместе с тем, местное самоуправление становилось все более зависимым от государственной власти. К моменту Великой Октябрьской революции местное самоуправление потеряло свою независимость и стало фактически инструментом исполнения государственных решений на местах. В советский период местное управление было тесно связано с государственной властью и не играло самостоятельной роли.
Современный этап развития местного самоуправления стартовал в 1990-х годах. На сегодняшний день местное самоуправление обладает своими полномочиями, собственностью и статусом, однако остается связанным с государственной властью.
В контексте проведенного исторического обзора, можно выделить семь основных периодов в развитии местного самоуправления, каждый из которых характеризуется определенными особенностями.
По третьей задаче было рассмотрено местное самоуправление в единой системе публичной власти в Российской Федерации и сделаны выводы, что нужно внести изменение в определение местного самоуправления, которое представлено в Конституции РФ. Так, предлагается часть 1 статьи 130 Конституции РФ изложить в следующей редакции:
«1. Местное самоуправление в Российской Федерации – форма публичной власти, взаимодействующая с другими формами власти в рамках, определенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, и обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.».
Также необходимо пересмотреть определение органов местного самоуправления, которое содержится в статье 2 Закона № 131-ФЗ, и сложить его в следующей редакции:
«органы местного самоуправления – негосударственные органы публичного управления, формируемые непосредственно населением и представительным органом муниципального образования с участием органов государственной власти, обладающие собственными полномочиями для решения вопросов местного значения на благо населения соответствующей территории;».
Такие изменения будут способствовать установлению лучшей взаимосвязи между различными уровнями управления, при этом сохраняя определенную автономию местного самоуправления в вопросах полномочий и организации.
Результатами решения четвертой задачи: «Изучить проблемы классификации и нормативного закрепления принципов взаимодействия государственной власти и местного самоуправления» стали следующие выводы:
Принципы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления не прописаны в действующем российском законодательстве, но могут быть выявлены через анализ существующих правовых норм. Эти принципы делятся на общие (конституционные) и специальные (основанные на других законодательных актах о местном самоуправлении). Четкое прописывание указанных принципов в законодательстве РФ позволит более уверенно гарантировать, что соответствующие полномочия органов государственной и местной власти будут эффективно исполняться. А соответственно, более эффективным будет и контроль за таким исполнением. Поэтому предлагается Закон № 131-ФЗ дополнить статьей 6.1 следующего содержания:
«Статья 6.1. Основные принципы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления.
1. Взаимодействие государственной власти и местного самоуправления осуществляется на основе принципов, установленных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
2. К числу конституционных принципов относятся принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; принцип признания многонационального народа РФ как носителя суверенитета и единственного источника власти; принцип законности и верховенства Конституции РФ на всей территории государства; принцип признания и защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; принцип единства системы органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях с четким разграничением предметов ведения и полномочий; принцип признания и гарантирования местного самоуправления, имеющего самостоятельность в рамках своих полномочий и не являющегося частью системы органов государственной власти; принцип установления общих принципов организации и работы системы государственной власти и местного самоуправления; принцип признания права населения самостоятельно решать вопросы местного значения путем референдума, выборов и других способов прямого выражения воли граждан, а также через избираемые органы местного самоуправления; принцип осуществления местного самоуправления в четких границах конкретных территорий; принцип самостоятельного установления населением определенной территории структуры органов местного самоуправления; принцип корректировки границ территории осуществления местного самоуправления только через согласование с населением, проживающим на данной территории; принцип самостоятельного управления органами местного самоуправления муниципальной собственностью, формированием, утверждением и исполнением местного бюджета, а также закреплением местных налогов и сборов; принцип наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; принцип гарантирования местному самоуправлению права на судебную защиту.
3. К числу специальных принципов относятся принцип первоочередности интересов населения с учетом его исторических и местных традиций; принцип предоставления субвенций местным бюджетам для выполнения органами местного самоуправления определенных государственных полномочий; принцип предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований для сбалансированного развития территорий и улучшения качества жизни населения; принцип предоставления органам местного самоуправления субсидий из федерального бюджета для совместного финансирования расходных обязательств; принцип несения органами и должностными лицами местного самоуправления ответственности перед населением, государством, физическими и юридическими лицами, прозрачности и открытости их деятельности; принцип создания в каждом субъекте Российской Федерации совета муниципальных образований, представляющего интересы местного самоуправления и обеспечивающего взаимодействие между муниципальными образованиями и государственными органами; принцип содействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в развитии местного самоуправления путем совместной работы и координации действий региональных и местных органов власти для улучшения качества жизни населения и обеспечения устойчивого развития территории; принцип определения региональными органами государственной власти в рамках своих полномочий порядка выборов в органы местного самоуправления; принцип перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и региональными органами государственной власти для улучшения управления и обеспечения более эффективного решения вопросов на местах.».
По пятой задаче: «Определить формы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления» сделаны следующие выводы:
Взаимодействие государственной власти и местного самоуправления – это процесс сотрудничества государственных и муниципальных органов власти для решения общих задач и обеспечения эффективного управления. При этом необходимо более качественное правовое регулирование этих форм взаимодействия для обеспечения эффективного сотрудничества и соблюдения прав всех участников соответствующего процесса. Поэтому предлагается внести изменение в Закон № 131-ФЗ, дополнив его статьей 6.2 следующего содержания:
«6.2. Формы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления.
Взаимодействие государственной власти и местное самоуправление осуществляется в следующих формах:
передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления;
разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления;
формирование органов местного самоуправления и преобразование муниципальных образований при участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
организация переподготовка и повышения квалификации лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы;
ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц;
оглашение отчетов должностных лиц органов государственной власти перед представительными органами местного самоуправления;
планирование и реализация совместных совещаний, конференций и иных мероприятий, в том числе с целью обмена опытом;
привлечение органов местного самоуправления к реализации государственных программ и программ субъектов Российской Федерации;
проведение государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведение федерального регистра муниципальных нормативно-правовых актов;
формирование координационных, совещательных или рабочих органов для решения совместных задач;
законодательная инициатива местного самоуправления в законодательных органах государственной власти субъектов Российской Федерации;
подписание договоров и соглашений в рамках взаимодействия;
оказание органами государственной власти методической помощи местному самоуправлению;
оценка органами государственной власти эффективности деятельности местного самоуправления;
участие местного самоуправления в избрании высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.».
По шестой задаче: «Изучить передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления» сделаны следующие выводы:
Институт передачи государственных полномочий местному самоуправлению имеет свои плюсы и минусы. Преимущества включают эффективное взаимодействие между органами разных уровней власти, которое приводит к положительным результатам. Отрицательные же моменты заключаются в том, что не всегда удается достичь идеального взаимодействия и разрешить практические и финансовые проблемы, снижающие общую эффективность системы.
Чтобы решить эти проблемы, предлагаются следующие шаги:
1. Разработать систему оценки возможностей передачи полномочий, а также определить лимиты на передачу всех или части полномочий в определенной области.
2. Установить оптимальное распределение полномочий и финансовых ресурсов между различными уровнями государственной власти и местного самоуправления с учетом возможного уровня их наиболее эффективной реализации.
3. Разработать регламент для проведения процедуры передачи полномочий, в котором установить предмет, сроки, основания передачи полномочий и их финансового обеспечения, а также обязанность законодательных органов государственной власти субъектов РФ согласовывать с представительными органами муниципальных образований, которым планируется передача определенных полномочий, соответствующие законопроекты.
По седьмой задаче было рассмотрено разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.
Вопрос разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления требует серьезного и систематического анализа и урегулирования. При этом на первом месте стоят следующие задачи:
1. Определить для законодательства о государственных и местных органах власти единый подход и терминологию в отношении «предметов ведения» и «полномочий».
2. Установить, что относится к предметам ведения, а что к полномочиям органов местного самоуправления, закрепить их в законодательстве и исключить такое понятия как «вопросы местного значения».
3. Определить закрытый перечень предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления, чтобы избежать их чрезмерного расширения, а также установить, что иные полномочия, не отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления, могут осуществляться ими только на основании передачи полномочий или соглашения с органами государственной власти РФ или субъектов РФ.
По восьмой задаче: «Исследовать сочетание государственного контроля и принципа самостоятельности деятельности органов местного самоуправления» можно сделать вывод, что, несмотря на существующие конституционные нормы, органы местного самоуправления не являются полностью независимыми субъектами и подлежат государственному контролю, поскольку они представляют собой часть системы государственного управления, расположены на территории страны и подчиняются ее законам. Государство имеет возможность оперативно реагировать на потенциальные нарушения закона со стороны местной власти и принимать необходимые меры для их устранения.
Для исключения дальнейших споров и неверных интерпретаций предлагается внести в статью 2 Закона № 131-ФЗ определение понятия «самостоятельность местного самоуправления»:
«самостоятельность местного самоуправления – право населения и местных органов власти на самостоятельное создание органов местного самоуправления, осуществление нормотворческой деятельности для решения вопросов местного значения, обладание достаточными материальными и финансовыми ресурсами для выполнения полномочий, связанных с предметами ведения органов местного самоуправления».
Таким образом, в рамках проведенного исследования были предложены отдельные способы решения обнаруженных проблем, которые могут лечь в основу других научных исследований.



1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года [с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008, № 6-ФКЗ, от 30.12.2008, № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, от 04.10.2022 № 7-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ, Указа Президента РФ от 27.03.2019 № 130] // Официальный интернет-портал правовой информации: гос. система правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd= 102027595 (дата обращения 08.02.2024).
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ: [ред. от 14.02.2024 г.] // Собрание законодательства РФ — 2003. — № 40 — Ст. 3822.
3. О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области отдельными государственными полномочиями области в сфере архивного дела: Закон Кировской области от 17 сентября 2005 года № 360-ЗО: [ред. от 27.02.2023 г.] // Вятский край — 2005. — № 182(3590).
Акты судебной практики
4. По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы: постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 № 30-П // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_189899/.
Литература
5. Абдурахимов Р. Ш. Делегирование отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления / Р. Ш. Абдурахимов // Юридическая наука. — 2022. — № 1. — С. 4-8.
6. Авакьян С. А. Структура публичной власти в России: проблемы формирования и развития // Вестник Сибирского юридического института МВД России. — 2018. — № 4(33). — С. 7-13.
7. Авдеев Д. А. Принципы организации публичной власти в России // Вестник Уральского юридического института МВД России. — 2021. — № 3(31). — С. 112-120.
8. Административное право Российской Федерации: учебник / Под редакцией А. Ю. Соколова. — Москва: Юридическое издательство «Норма», ИНФРА-М, 2016. — С. 113-117.
9. Административное право: учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — Москва: Норма — 2007. — 815 с.
10. Административное право: учебник / Ю. М. Козлов. — Москва: Юристъ, 2005. — 554 с.
11. Антропова А. В. Сравнительно-правовой анализ норм Устава благочиния 1782 г. и Жалованной грамоты городам 1785 г / А. В. Антропова, А. А. Суховская // Актуальные проблемы науки: взгляд студентов: Материалы Всероссийской с международным участием студенческой научной конференции, Санкт-Петербург, 18 января 2023 года. — Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина — 2023. — С. 228-230.
12. Афанасьев А. В. Предпосылки и образование губернской системы Петром I / А. В. Афанасьев // Юридическая наука: традиции и инновации: Сборник материалов международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей, Великий Новгород, 19–20 апреля 2018 года. — Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого — 2018. — С. 55-60.
13. Бабешкина О. А. Учение Томаса Гоббса о государстве и праве / О. А. Бабешкина, Д. В. Алексашкина // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: Сборник статей по материалам XIX международной научно-практической конференции. — Москва: ООО «Международный центр науки и образования» — 2018. — С. 103-107.
14. Быков А. В. Развитие местного самоуправления в России в конце XVII - первой четверти XVIII в / А. В. Быков // Сибирское юридическое обозрение — 2018. — № 1. — С. 12-16.
15. Бялкина Т. М. Компетенция местного самоуправления: новое в содержании и правовом регулировании // Вестник Воронежского государственного университета. — 2022. — № 1(48). — С. 18-30.
16. Бялкина Т. М. Реализация конституционного принципа народовластия в системе местного самоуправления Российской Федерации / Т. М. Бялкина // Конституционное и муниципальное право. — 2013. — № 1. — С. 60-63.
17. Вайкок Н. А. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления / Н. А. Вайкок, Е. В. Смирнова // Эффективное государственное и муниципальное управление как многоаспектный фактор социально-экономического развития современной России: Материалы II Международной научно-практической конференции, 30–31 октября 2019 года. — Краснодар: Кубанский государственный технологический университет - ООО «ЭльДирект» — 2019. — С. 86-89.
18. Васильева Н. Ю. Институт президентства в системе публичной власти Российской Федерации: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Москва, 2012. — 178 с.
19. Виссаров А. В. Общие принципы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Марий Эл / А. В. Виссаров, А. М. Кудрявцев // Марийский юридический вестник. — 2017. — № 1(20). — С. 35-38.
20. Вишнякова Л. В. Формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления / Л. В. Вишнякова // Синергия Наук. — 2021. — № 62. — С. 289-295.
21. Гамалей А. А. Предметы ведения органов местного самоуправления: история и современность / А. В. Гамалей // Право и управление. — 2022. — № 1. — С. 67-73.
22. Ганина О. Ю. Институт ответственности органов местного самоуправления: генезис и развитие / О. Ю. Ганина // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. — 2022. — № 2(52). — С. 9-14.
23. Гусейнов Р. Г. Влияние монголо-татарского ига на развитие российского государства и права / Р. Г. Гусейнов // Эволюция российского права: Материалы XVII Международной научной конференции молодых ученых и студентов, Екатеринбург. — Екатеринбург: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный юридический университет» — 2019. — С. 48-51.
24. Дитятковский М. Ю. Реализация факультативных полномочий органов местного самоуправления в городах // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2021. — Т. 12, № 1. — С. 99-111.
25. Зеленцов А. Б. Административная власть как правовая категория / А. Б. Зеленцов // Административное право и процесс. — 2021. — № 2. — С. 35-41.
26. Зубарев С. М. О некоторых спорных моментах проекта Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» / С. М. Зубарев // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации — 2020. — С. 23-26.
27. Ильина К. Е. История развития местного самоуправления в России / К. Е. Ильина, А. С. Циндрин // Эпомен. — 2021. — № 52. — С. 157-167.
28. Какадий И. И. История развития местного самоуправления в Российской Федерации / И. И. Какадий, Д. Б. Ширипова // Бюллетень науки и практики. — 2020. — Т. 6, № 6. — С. 261-268.
29. Карасев А. Т., Коваленко К. И. Самостоятельность местного самоуправления как ключевой принцип осуществления государственной и местной власти // Вестник Уральского юридического института МВД России. — 2019. — № 1. — С. 73-76.
30. Карасев А. Т., Гиздатов А. Р., Морозова А. С. Некоторые вопросы контроля представительных органов муниципальных образований за деятельностью полиции // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2018. — Т. 18, № 1. — С. 83-87.
31. Кобзарь-Фролова М. Н. О терминах «государственное управление» и «публичное управление» в научных трудах, учебной литературе и законодательстве / М. Н. Кобзарь-Фролова // Правовая политика и правовая жизнь. — 2023. — № 2. — С. 87-103.
32. Кобзарь-Фролова М. Н. Система органов публичной власти Российской Федерации: понятие, характерные признаки, взаимодействие / М. Н. Кобзарь-Фролова // Сибирское юридическое обозрение. — 2021. — № 2. — С. 192-203.
33. Коваленко К. И. Основные модели, принципы и формы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации // Вестник Уральского юридического института МВД России. — 2020. — № 1(25). — С. 51-56.
34. Комарова В. В. Идеи народовластия / В. В. Комарова // Lex Russica (Русский закон). — 2016. — № 3(112). — С. 69-81.
35. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2019. — 578 с.
36. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд: учебное пособие / Б. С. Эбзеев. — Москва: «Закон и право» Издательское объединение «ЮНИТИ», 1996. — 372 с.
37. Корзинин А. Л. Земский двор в 1565–1572 годах / А. Л. Корзинин // Сборник в честь В. К. Зиборова. — Санкт-Петербург: Скрипториум, 2017. — С. 152-175.
38. Корсун К. И. Государственная власть и местное самоуправление: конституционно-правовое регулирование содержания и взаимодействия: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Челябинск, 2022. — 243 с.
39. Кучиев А. З. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями / А. З. Кучиев // Перспективы развития АПК в современных условиях: Материалы 10-й Международной научно-практической конференции. — Владикавказ: Горский государственный аграрный университет — 2021. — С. 243-245.
40. Лаврова А. В. Реформа местного самоуправления Петра I / А. В. Лаврова, Г. М. Чербаева // Актуальные вопросы местного самоуправления в Российской Федерации: Сборник научных статей по итогам I Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню местного самоуправления. — Стерлитамак: Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» — 2018. — С. 79-82.
41. Лапшина И. Е. Местное управление в механизме публичной власти Великобритании: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Москва, 2007. — 24 с.
42. Ларичев А. А. Специфика корпоративной модели местного самоуправления и дивергенция современных подходов к самоуправлению на местах в странах Содружества Наций / А. А. Ларичев // Правоприменение. — 2018. — Т. 2, № 4. — С. 86-97.
43. Лягин С. М. Реформы Александра III в области государственного управления: усиление самодержавия / С. М. Лягин // НАУКА и ОБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ и ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ в СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» — 2023. — С. 354-358.
44. Маркварт Э. Организация местного самоуправления в Германии и применимость немецкого опыта к российским реалиям / Э. Маркварт // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. — 2011. — Т. 4, № 2. — С. 25-36.
45. Мигачев Ю. И. Публичные органы власти в Российской Федерации и зарубежных странах / Ю. И. Мигачев, М. М. Поляков, Г. Ф. Чекмарев // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — Т. 17, № 12(145). — С. 60-67.
46. Мирзаев М. А. Формы, методы и направления, взаимосвязи местной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в современной России / М. А. Мирзаев, С. Салихова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 6-2. — С. 91-96.
47. Миташова А. А. Разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления / А. А. Миташова // Эпомен. — 2021. — № 52. — С. 210-214.
48. Морозов В. А. Типы и формы взаимодействия социально-экономических систем / В. А. Морозов // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10, № 6. — С. 675-690.
49. Муниципальное право России: учебник / А. Н. Кокотов, В. Ш. Шайхатдинов, И. В. Захаров [и др.]. — 6-е изд., пер. и доп. — Москва: ООО «Издательство ЮРАЙТ», 2019. — 459 с.
50. Нехай А.Ю. «Городовое положение» 1785 года как прообраз устава муниципального образования в современной России / А. Ю. Нехай, А. Д. Тамазова // Общество и право. — 2016. — № 4 (58). — С. 207-209.
51. Петров Э. Ю. Конституционный нормоконтроль в современном российском законодательстве: проблемы и пути решения // Вестник Московского университета МВД России. — 2022. — № 2. — С. 188.
52. Пешехонова А. Э. Джон Локк «Два трактата о правлении» / А. Э. Пешехонова // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: Сборник статей по материалам CVI международной научно-практической конференции. — Москва: ООО «Интернаука» — 2019. — С. 66-68.
53. Плахова Д. А. Принципы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями / Д. А. Плахова // Права и свободы человека и гражданина: актуальные проблемы науки и практики: Сборник научных статей и докладов. Х Международная научно-практическая конференция. — Орел: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС — 2018. — С. 218-221.
54. Представительные органы местного самоуправления: механизм формирования и деятельности: монография / Е. В. Белоусова. — Москва: Изд-во Московского гуманитарного ун-та — 2010. — 157 с.
55. Проблематика организации публичной власти в России: учебное пособие / Д. А. Авдеев, А. С. Николаев, А. В. Саленко [и др.]. — Тюмень: ТюмГУ-Press, 2023. — 242 с.
56. Публичная власть: монография / В. Е. Чиркин. — Москва: Юристъ, 2005. — 174 с.
57. Публичный контроль во Франции: монография / А. Н. Пилипенко. — Москва: Издательский Дом «Инфра-М», 2019. — 256 с.
58. Раздел III. Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления // Местное право. — 2019. — № 2. — С. 125-142.
59. Рачинский В. В. Публичная власть как общеправовая категория (Теоретико-прикладной аспект): диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Уфа, 2003. — 195 с.
60. Резенова Д. А. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления / Д. А. Резенова // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменения: Сборник научных статей по результатам научно-исследовательского семинара. — Ижевск: Ижевский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» — 2021. — С. 139-147.
61. Реутов К. О. История становления местного самоуправления в Российской Федерации / К. О. Реутов // Юридический факт. — 2021. — № 155. — С. 3-6.
62. Россинский Б. В. Исполнительные органы в системе публичной власти / Б. В. Россинский // Правовая политика и правовая жизнь. — 2022. — № 2. — С. 39-43.
63. Россинский Б. В. Формирование публичной власти как реализация системного принципа ингрессии / Б. В. Россинский // Административное право и процесс. — 2022. — № 7. — С. 4-8.
64. Соваренко А. В. Местное самоуправление: право или обязанность? (сущность местного самоуправления) / А. В. Соваренко // Выбор власти & власть выбора: Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (с международным участием). — Иваново: Ивановский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации — 2018. — С. 228-236.
65. Соломка Н. И. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Екатеринбург, 1999. — 169 с.
66. Сомова О. А. Правовые основы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Саратов, 2003. — 199 с.
67. Сорокин Ю. Ю. Публичная власть и интересы общества: проблемы взаимодействия: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Москва, 2011. — 213 с.
68. Тарханов М.В. Разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации / М. В. Тарханов, Е. В. Шленева // Проблемы экономики и юридической практики. — 2011. — № 4. — С. 15-18.
69. Теплякова О. А., Костюков А. А. О статусе совещательных и координационных органов в Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. — 2021. — Т. 7, № 2. — С. 122-134.
70. Тихалева Е. Ю. Формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления / Е. Ю. Тихалева // Научный альманах. — 2019. — № 10-3(60). — С. 66-69.
71. Упоров И. В. Местное самоуправление в России и Китае: организация и конституционно-правовое регулирование / И. В. Упоров // Заметки ученого. — 2021. — № 13. — С. 519-522.
72. Фастович Г.Г., Шитова Т.В. К вопросу об эффективности единой системы публичной власти / Г. Г. Фастович, Т. В. Шитова // Социально-экономический и гуманитарный журнал. — 2020. — № 4(18). — С. 76-88.
73. Фатьянов А. А. Публичная власть в Российской Федерации и ее разновидности / А. А. Фатьянов // Образование и право. — 2023. — № 7. — С. 49-52.
74. Чиркин В. Е. Научные исследования Л.С. Мамута и некоторые новые проблемы государствоведения / В. Е. Чиркин // Труды Института государства и права Российской академии наук. — 2016. — № 2. — С. 18-30.
75. Чихладзе Л. Т., Ганина О. Ю. Органы местного самоуправления в единой системе публичной власти России: вопросы теории и истории // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2021. — Т. 25, № 4. — С. 750-767.
76. Юридическая ответственность публичной власти в современной России: общетеоретический аспект: монография / Б. З. Кушхова. — Пятигорск: РИА-КМВ, 2017. — 191 с.
Электронные источники
77. Толковый словарь Даля. URL: https://gufo.me/dict/dal (дата обращения: 08.02.2024).
78. Толковый словарь Ушакова. URL: https://gufo.me/dict/ushakov (дата обращения 08.02.2023).
79. Результаты мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2022 год. URL: https://minfin.gov.ru (дата обращения: 08.02.2024).
80. Рекомендации по результатам совещания в г. Хабаровске «Полномочия органов местного самоуправления, их оптимальный набор для каждого вида муниципальных образований и вопросы их реализации». URL: https://cmokhv.ru/materials/mat20190731-mm/ (дата обращения: 08.02.2024).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ