Развитие художественных умений в ходе проектной деятельности
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития художественных умений у обучающихся в ходе проектной деятельности
1.1. Современные теоретические подходы к развитию
художественных умений у обучающихся средней школы 7
1.2. Проектная деятельность как один из аспектов работы учителя. . . . 10
1.3. Образы героев народных сказок в картинах русских художников. . 21
Глава II. Методические основы развития художественных умений у обучающихся в 5 классе в ходе проектной деятельности
2.1. Анализ современных программ в аспекте темы исследования 32
2.2. Методические рекомендации по развитию художественных
умений у пятиклассников в ходе проектной деятельности 42
2.3. Апробация разработанных методических рекомендаций 49
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения 63
Глава I. Теоретические основы развития художественных умений у обучающихся в ходе проектной деятельности
1.1. Современные теоретические подходы к развитию
художественных умений у обучающихся средней школы 7
1.2. Проектная деятельность как один из аспектов работы учителя. . . . 10
1.3. Образы героев народных сказок в картинах русских художников. . 21
Глава II. Методические основы развития художественных умений у обучающихся в 5 классе в ходе проектной деятельности
2.1. Анализ современных программ в аспекте темы исследования 32
2.2. Методические рекомендации по развитию художественных
умений у пятиклассников в ходе проектной деятельности 42
2.3. Апробация разработанных методических рекомендаций 49
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения 63
В XXI веке возникает потребность формирования у человека понимания необходимости учиться в течение всей жизни, а также применять новые знания в собственной практической деятельности.
Актуальными становятся задачи воспитания личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира и находить решения в любых жизненных и профессиональных ситуациях. Современная школа диктует необходимость такой организации образовательного процесса, где ведущей целью становится развитие способностей и познавательных интересов школьников, научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в самоопределении. Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать следующие компетенции школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью и т.п.
Поэтому одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, их критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, видеть, формулировать и решать проблему, а также развитие критического мышления. В связи с этим метод проектов приобретает особую ценность в современном образовании.
Проектная деятельность гармонично вписывается в классно-урочную систему и внеурочную деятельность, дополняет ее и позволяет работать над формированием личностных и метапредметных универсальных учебных действий. В проектной работе учащиеся включаются в организуемую
педагогом поисковую учебно-познавательную деятельность. Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности, способности детей к творческому мышлению. Большие возможности для формирования и развития художественно-творческих способностей школьников
предоставляют уроки изобразительного искусства. Однако следует отметить, что это требует особых организованных процессов воспитания и обучения.
Изобразительная деятельность - специфическое, образное постижение действительности, которое может идти всевозможными путями.
Одной из центральных задач современного художественного образования является развитие художественных умений учащихся с целью формирования чувства прекрасного, развития способности понимать и ценить красоту и произведения искусства, понимать и видеть гармонию окружающего мира во всем ее многообразии. В процессе развития художественных умений совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это способствует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка.
Данной проблемой занимались многие художники-теоретики, например, такие как Н.Н. Волков, Б.В. Раушенбах, Е.В. Шорохов, К.Ф. Юон, Г.К. Савицкий.
Одним из эффективных современных методов обучения на сегодняшний момент является метод проектов, или проектная деятельность. В проектной деятельности осуществляется акт творчества и создается нечто новое. Для этого требуются особые качества ума: наблюдательность, способность анализировать, развитое воображение, что в совокупности и является художественно-творческими способностями. Кроме того, при выполнении проектной работы воспитывается самостоятельность, направленная на приобретение новых знаний и умений, трудолюбие, предприимчивость, культура поведения, патриотизм, формируются эстетические качества личности и развивается художественная инициатива. Так же реализуется творческий потенциал учащихся. Организация проектной деятельности включает в себя связь с другими уроками, что позволяет осуществлять межпредметные связи...
Актуальными становятся задачи воспитания личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира и находить решения в любых жизненных и профессиональных ситуациях. Современная школа диктует необходимость такой организации образовательного процесса, где ведущей целью становится развитие способностей и познавательных интересов школьников, научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в самоопределении. Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать следующие компетенции школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью и т.п.
Поэтому одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, их критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, видеть, формулировать и решать проблему, а также развитие критического мышления. В связи с этим метод проектов приобретает особую ценность в современном образовании.
Проектная деятельность гармонично вписывается в классно-урочную систему и внеурочную деятельность, дополняет ее и позволяет работать над формированием личностных и метапредметных универсальных учебных действий. В проектной работе учащиеся включаются в организуемую
педагогом поисковую учебно-познавательную деятельность. Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности, способности детей к творческому мышлению. Большие возможности для формирования и развития художественно-творческих способностей школьников
предоставляют уроки изобразительного искусства. Однако следует отметить, что это требует особых организованных процессов воспитания и обучения.
Изобразительная деятельность - специфическое, образное постижение действительности, которое может идти всевозможными путями.
Одной из центральных задач современного художественного образования является развитие художественных умений учащихся с целью формирования чувства прекрасного, развития способности понимать и ценить красоту и произведения искусства, понимать и видеть гармонию окружающего мира во всем ее многообразии. В процессе развития художественных умений совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это способствует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка.
Данной проблемой занимались многие художники-теоретики, например, такие как Н.Н. Волков, Б.В. Раушенбах, Е.В. Шорохов, К.Ф. Юон, Г.К. Савицкий.
Одним из эффективных современных методов обучения на сегодняшний момент является метод проектов, или проектная деятельность. В проектной деятельности осуществляется акт творчества и создается нечто новое. Для этого требуются особые качества ума: наблюдательность, способность анализировать, развитое воображение, что в совокупности и является художественно-творческими способностями. Кроме того, при выполнении проектной работы воспитывается самостоятельность, направленная на приобретение новых знаний и умений, трудолюбие, предприимчивость, культура поведения, патриотизм, формируются эстетические качества личности и развивается художественная инициатива. Так же реализуется творческий потенциал учащихся. Организация проектной деятельности включает в себя связь с другими уроками, что позволяет осуществлять межпредметные связи...
В результате работы над темой исследования для реализации поставленной в начале исследования цели и в соответствии с поставленными задачами, на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по теме работы, был выявлен понятийный аппарат по исследуемой теме, систематизирован теоретический материал по развитию художественных умений в ходе проектной деятельности, а также проанализированы современные программы в аспекте исследуемой темы, разработаны и апробированы методические рекомендации по развитию художественных умений у пятиклассников в ходе проектной деятельности.
Проектная деятельность, как современный инновационный метод обучения, может конкурировать с традиционным обучением, также обеспечивать целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитывать и развивать обучающихся. Поэтому есть все основания говорить о методах обучения проектной деятельности, которые мы понимаем целенаправленные и организованные способы и приемы выполнения учебных творческих проектов.
Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Участие в проектировании развивает исследовательские и творческие данные личности: способность к самоопределению и
целеполаганию, способность ориентироваться в информационном пространстве
Метод проектов всегда предполагает какое-то решение проблемы, учитывающей с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - объединение знаний, умений из различных областей науки и творческих областей. В настоящее время этот метод часто рассматривают как систему обучения, при которой обучающиеся накапливают знания и умения в процессе планирования, накопления заний и умений, а затем выполнения постепенно и последовательно более усложняющихся практических заданий-проектов.
Проведенный анализ литературы по теме исследования, рассмотрение теоретических и методических основ проектной деяытельности, а также проведенный анализ современных программ по изобразительному искусству для основной школы, позволили нам сделать вывод о том, что организация проектной работы на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности дает достаточно большие возможности для развития художественных умений обучающихся, их творческой активности, воспитанию эстетического восприятия окружающей действительности. Стоит отметить, что организация проекторной деятельности в современной системе образования является достаточно распространенным и эффективным методом обучения.
На примере дисциплины «Изобразительное искусство», согласно проведенному нами исследованию, развитие художественных умений в ходе работы над проектом на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности процессе, так же является эффективным средством. Работа над художественным проектом - это интересное и увлекательно занятие, которое может быть организовано в соответствии с интересами обучающихся.
Таким образом, сделанные выводы позволяют нам считать, что цель исследования, поставленная в начале работы, достигнута, задачи решены.
Проектная деятельность, как современный инновационный метод обучения, может конкурировать с традиционным обучением, также обеспечивать целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитывать и развивать обучающихся. Поэтому есть все основания говорить о методах обучения проектной деятельности, которые мы понимаем целенаправленные и организованные способы и приемы выполнения учебных творческих проектов.
Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Участие в проектировании развивает исследовательские и творческие данные личности: способность к самоопределению и
целеполаганию, способность ориентироваться в информационном пространстве
Метод проектов всегда предполагает какое-то решение проблемы, учитывающей с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - объединение знаний, умений из различных областей науки и творческих областей. В настоящее время этот метод часто рассматривают как систему обучения, при которой обучающиеся накапливают знания и умения в процессе планирования, накопления заний и умений, а затем выполнения постепенно и последовательно более усложняющихся практических заданий-проектов.
Проведенный анализ литературы по теме исследования, рассмотрение теоретических и методических основ проектной деяытельности, а также проведенный анализ современных программ по изобразительному искусству для основной школы, позволили нам сделать вывод о том, что организация проектной работы на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности дает достаточно большие возможности для развития художественных умений обучающихся, их творческой активности, воспитанию эстетического восприятия окружающей действительности. Стоит отметить, что организация проекторной деятельности в современной системе образования является достаточно распространенным и эффективным методом обучения.
На примере дисциплины «Изобразительное искусство», согласно проведенному нами исследованию, развитие художественных умений в ходе работы над проектом на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности процессе, так же является эффективным средством. Работа над художественным проектом - это интересное и увлекательно занятие, которое может быть организовано в соответствии с интересами обучающихся.
Таким образом, сделанные выводы позволяют нам считать, что цель исследования, поставленная в начале работы, достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Развитие профессионального интереса студентов к проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Проектная деятельность в сфере дошкольного образования: сущность и содержание
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ - БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКЕ
Магистерская диссертация, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Реализация проектной деятельности младших школьников в процессе изучения художественного произведения на уроке литературного чтения (Педагогика, психология)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - МУЗЫКАЛЬНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



