Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие профессионального интереса студентов к проектной деятельности

Работа №81772

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2020
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
256
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ СПО В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 Содержание и структура понятий «Профессиональный интерес»,
«Проектная деятельность» в научно-педагогической литературе 8
1.2 Средства, формы, методы развития профессионального интереса
студентов среднего профессионального образования 21
Вывод по первой главе 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ СРЕДСТВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ СПО
2.1 Анализ учебно-методического обеспечения дисциплины «История стилей
в костюме», реализуемой в СПО 35
2.2 Выявление уровня сформированности профессионального интереса у
студентов профессиональной образовательной организации 40
2.3 Разработка учебно-методического пособия, способствующего развитию
профессионального интереса студентов к проектной деятельности 46
Вывод по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ

В настоящее время стандартом образования предусмотрено - увеличение вклада профессионального образования в социально - экономическую и культурную модернизацию России, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой каждого обучающегося. Таким образом, ведущим направлением работы профессиональной образовательной организации является создание условий для формирования и развития у студентов личностных и профессиональных качеств [14].
Специфика профессиональных качеств у студентов в системе среднего профессионального образования закреплена в Федеральных государственных стандартах нового поколения. Согласно требованиям Федерального государственного стандарта студенты должны обладать общими и профессиональными компетенциями, где компетенциями являются способности применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. В ФГОС декларирована общая компетенция «ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес» [41].
Проанализировав психолого-педагогические исследования, раскрывающие сущность понятия «интерес», мы выявили его всевозможные трактовки.
В соответствии с исследованием Черниковой О.В. интерес возникает на основе потребности. Являясь побудительной силой настоящего, интересы подкрепляются мотивами, отражающими устремленность человека в будущее, в том числе направленность на обучение в рамках своей профессиональной деятельности [43].
Теоретический обзор исследований, раскрывающих понятие «профессиональный интерес» позволил выявить психолого-педагогический и социально-педагогический аспекты этого феномена.
С социально-педагогической позиции профессиональный интерес рассматривается как отношение человека к определенной профессии, окрашенное эмоционально положительным тоном (В.В. Кревневич, Э.Ж. Туляганов и др.) [24, 40].
Г.Д. Бабушкин трактует понятие «Профессиональный интерес» как системное образование, развивающееся у человека в процессе соприкосновения с конкретной профессиональной деятельностью [5].
С этой точки зрения профессиональный интерес понимается нами как сложный многоступенчатый иерархический комплекс психических свойств, процессов и состояний, включающий избирательную, познавательную, эмоциональную и волевую активность, направленную на профессиональную деятельность студентов.
В нашем исследовании процесс развития профессионального интереса студентов к проектной деятельности осуществляется, учитывая возрастные особенности, контингент студентов. Так, в исследованиях А.И. Мордовской дополнительно выделяется потребностно-деятельный компонент, который является системообразующим в структуре профессионального интереса, подчеркивая при этом стремление обучающихся не только лучше познакомиться с будущей профессией, но и готовность «примерить» ее на себя при благоприятных условиях [22].
В исследованиях Г.Д. Бабушкина, С.П. Крягжде, О.В. Черниковой выявлены различные этапы (уровни) формирования профессионального интереса: [5, 23, 43]
- интерес к профессии (абитуриенты);
- становление профессионального интереса и его поддержка (студенты первого курса);
- формирование непосредственно профессионального интереса (студенты второго и третьего курса);
- стабилизация и развитие уровня сформированности профессионального интереса (студенты четвертого курса).
В исследованиях различных ученых определены характеристики уровней сформированности профессионального интереса:
- высокий (характеризуется взаимозависимостью интересов и способностей, высоким уровнем развития профессионально-личностных качеств, высоким уровнем склонности к выбранной деятельности);
- средний (наблюдается некоторое несоответствие интересов и способностей: средний уровень развития профессионально-личностных качеств, наличие сомнений по поводу работы в сфере выбранной специализации, средний уровень склонности к профессиональной деятельности);
- низкий уровень (отсутствие четкого интереса к профессии технолог-конструктор, несоответствие интересов и способностей, низкий уровень развития профессионально-личностных качеств, нежелание работать по профессии, низкий уровень склонности к профессиональной деятельности).
Делая вывод можно сказать, что проблема развития профессионального интереса изучается широко в научной и педагогической литературе и теоретически проработана. Однако остается мало разработанным вопрос, который касается методики развития профессионального интереса у студентов среднего профессионального образования. По специальности технолог-конструктор малое количество методических указаний по развитию профессионального интереса в системе СПО с использованием передовых педагогических технологий, направленных на применение средств проектной деятельности.
В связи с этим можно сформулировать следующее противоречие: между необходимостью развития профессионального интереса, как основной компетенции Федерального Государственного образовательного стандарта и недостаточностью методического обеспечения с использованием средств проектной деятельности.
Актуальность, значимость и недостаточная проработанность рассматриваемой проблемы определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие профессионального интереса студентов к проектной деятельности».
Объект исследования - процесс развития профессионального интереса студентов в профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования - проектная деятельность как средство развития профессионального интереса студентов СПО.
Цель исследования: разработать учебно-методическое пособие для развития профессионального интереса студентов к проектной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую, психолого-
педагогическую и специальную литературу по проблеме развития профессионального интереса студентов;
2. Выявить средства развития профессионального интереса студентов к проектной деятельности;
3. Исследовать уровень сформированности профессионального интереса студентов в Челябинском техникуме текстильной и легкой промышленности;
4. Разработать учебно-методическое пособие для развития профессионального интереса в учебном процессе студентов среднего профессионального образования к проектной деятельности.
Для выполнения выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: теоретический и сравнительный анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; тестирование, беседа, наблюдение; количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном мире для развития экономики в стране преимущество отдается инновационной деятельности предприятий, что должно привести к росту потребности в специалистах, осуществляющих активную профессиональную деятельность. Будущим рабочим и специалистам необходимо уметь быстро действовать в нестандартных ситуациях, самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, овладевать сложными технологическими процессами, ориентироваться в нестандартных профессиональных ситуациях.
Педагогический процесс в ЧТТЛП, который классически сложился на протяжении времени, ориентируется на подготовку рабочих и специалистов для массового производства, в котором, как подразумевается, будут требоваться только репродуктивные знания и умения рабочего в определенной профессиональной области и навыки выполнения стандартных рабочих операций. Таким образом, сформировавшийся процесс обучения в ЧТТЛП способствует малоэффективному развитию профессионального интереса, за счет недостаточной направленности на последовательное формирование всех его компонентов (эмоционального, мотивационного, интеллектуального, волевого).
На основании вышесказанного мы определили цель исследования - разработать учебно-методическое пособие для развития профессионального интереса студентов к проектной деятельности.
Обоснование цели и предмета, сформированных на их основе задач исследования, на решение которых была направлена работа, позволило определить ход нашей работы.
Мы проанализировали процесс развития профессионального интереса обучающихся и выявили, что это целостное образование, включающее в себя четыре компонента: мотивационный, т.е. мотивацию обучающихся к выбранной специальности, волевой, интеллектуальный и эмоциональный. Взаимодействие данных компонентов ведет к этапам формирования профессионального интереса. Для достижения результата используется совокупность средств, что дает возможность представить системную, целенаправленную организацию развития профессионального интереса будущих технологов-конструкторов к проектной деятельности.
Задачи опытно-поисковой работы — определить уровень сформированности профессионального интереса у студентов профессионального образования; разработать учебно-методическое пособие, способствующее развитию профессионального интереса студентов к проектной деятельности;
Опытно-поисковая работа проводилась на базе Челябинского техникума текстильной и легкой промышленности, в исследовании принимали обучающиеся третьего курса по специальности 29. 02. 04 «технолог-конструктор».
Результаты тестирования показали невысокий уровень сформированности профессионального интереса обучающихся, что обусловлено в значительной степени несовершенством организации процесса обучения. Данные показатели позволили нам стимулировать работу согласно отбору содержания, форм, методов и средств, направленных на поэтапное формирование профессионального интереса к проектной деятельности.
На основе выделенных средств для эффектного развития профессионального интереса к проектам, а также согласно тематическому плану рабочей программы учебной дисциплины «История стилей в костюме», нами был разработано учебно-методическое пособие, с включением средств проектной деятельности, которое можно использовать в практике преподавателям ЧТТЛП. Учебно-методическое пособие содержит структуру выполнения проектной работы, последовательность выполнения работы, основные требования, предъявляемые к проектной работе, а также систематическое и последовательное изложение учебного материала по теме дисциплины и задания к нему. Данное пособие способствует включению обучающихся в активную интеллектуальную и самостоятельную практическую деятельность, которая ведет к развитию профессионального интереса.
Поставленные нами задачи были также реализованы:
1. Проанализировали научно-методическую, психолого-
педагогическую и специальную литературу по проблеме развития профессионального интереса студентов;
2. Выявили средства развития профессионального интереса студентов к проектной деятельности;
3. Исследовали уровень сформированности профессионального интереса студентов в Челябинском техникуме текстильной и легкой промышленности;
4. Разработали учебно-методическое пособие для развития профессионального интереса в учебном процессе студентов среднего профессионального образования к проектной деятельности.
Таким образом, на основании вышеизложенного мы можем сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута.



1. Абдалина, Л. В. Профессионализм педагога: структура и механизм развития [Текст]: Л. В. Абдалина // Вестник Тамбовского университета / Воронеж. межрегион. ин-т обществ. наук, Воронеж. гос. соц. ун-т. - Воронеж, 2015. - С. 18-21.
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: учебник / Г. С. Абрамова. - Москва: Академ. проект, 2018. - 794 с. : ил.
3. Андрианова, И. А. Развитие профессиональных интересов студентов
туристского вуза в сфере гостеприимства [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / И. А. Андрианова - Рос. междунар. акад.
туризма. - Москва, 2009. - 218 с. - Режим доступа:
https://dlib.rsl.ru/010044176. - Загл. с экрана.
4. Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы [Текст]: Б. Г. Ананьев // Ученые записки ЛГУ. Психология / Ленинградский гос. ун-т, Ленинград, 1959. - С. 41-60.
5. Бабушкин, Г. Д. Взаимосвязь профессионального интереса и склонности к педагогической деятельности [Текст]: Г. Д. Бабушкин // Вопросы психологии / Московский гос. псих.-пед. ун-т, Москва, 1987. - С. 62-70.
6. Бабушкин, Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности [Текст]: учебник / Г. Д. Бабушкин. - Омск : Омский гос. ин-т физ. культуры, 1990. - 185 с. : ил.
7. Бабушкин, Г. Д. Формирование профессионального интереса к
деятельности тренера [Электронный ресурс]: автореф. дисс. ... доктора пед. наук : 13.00.04 - Омск, 2000. - 50 с. - Режим доступа:
http://www.dslib.net/fiz-vospitanie/formirovanie-professionalnogo-interesa-k-dejatelnosti-trenera.html. - Загл. с экрана.
8. Бадмаева, Н. Ц. Методика для диагностики учебной мотивации студентов [Текст] : методические рекомендации / А. А. Реан, В. А. Якунин ; модификация Н. Ц. Бадмаевой ; Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004. - 151 с.
9. Байтимирова, А. Т. Сущность и структура понятия «Профессиональный интерес» [Текст] / А. Т. Байтимирова // Теория и практика общественного развития / Институт социологии РАН. - Москва, 2013. - С. 36-39.
10. Бедерханова, В. П. Проблемы воспитания и развития личности. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых [Текст] / В. П. Бедерханова // Развитие личности. - 2013. - № 1. - С. 11-23.
11. Бондаревская, Е. В. Образовательно-профессиональный стандарт как инструмент инновационного развития педагогического образования в Федеральном Университете [Текст] / Е. В. Бондаревская // Известия Волгоградского государственного педагогического университета / Волгогр. гос. соц.-пед. ун-т - Волгоград, 2015. - С. 51-54.
12. Вершинин, С. И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессий [Текст] / С. И. Вершинин // Школа и производство. - 1996. - № 3. - С. 90-93.
13. Власлюк, Г. В. Мотивация [Текст]: учебное пособие для студентов специальностей «Управление персоналом», «Управление человеческими ресурсами» / Г. В. Власлюк. - Москва: МИИТ, 2013. - 204 с. : ил.
14. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования на 2013-2020 год» [Текст]. - Москва, 2014. - 8 с.
15. Гребенникова, О. А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся [Текст] / О. А. Гребенникова // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2015. - № 5 (88). - С. 30-33.
16. Дралюк, И. А. Проектная деятельность как средство воспитания
социальной активности студентов [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Саратов, 2005. - 21 с. - Режим доступа:
https://dlib.rsl.ru/01002881498. - Загл. с экрана.
17. Егорова, Ю. А. Способность к целеполаганию как деятельностная и педагогическая категория: сущность, функции, структура, уровни развития [Текст]: Ю.А. Егорова // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета / Южно-Урал. гос. гум.-пед. ун-т. - Челябинск, 2013. - С. 77-90.
18. Захаров, Ю. А. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования [Текст]: учебник / Б. П. Невзоров, Т. М. Чурекова ; под. общ. ред. Н. Э. Касаткина. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 1996. - 159 с. : ил.
19. Зинченко, В. П. О целях и ценностях образования [Текст] / В. П. Зинченко // Идеи и идеалы. - 1997. - № 5. - С. 109-115.
20. Калабина, О. В. Проектирование коллекции как способ творческой самореализации и профессионального становления будущих конструкторов изделий легкой промышленности [Текст]: О. В. Калабина // Концепт / Межрегион. центр. тнновац. тех-гий в обр. - Киров, 2014. - С. 8¬16.
21. Касаткина, Н. Э. Теория и практика формирования
профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования [Электронный ресурс] : дис. ... доктора пед. наук : 13.00.01. - Москва, 1995. - 38 с. - Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01000121632. - Загл. с экрана.
22. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е. А. Климов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 304 с.
23. Крягжде, С. П. Психология формирования профессиональных интересов [Текст]: учебник / С. П. Крягжде. - Вильнюс, 1982. - 343 с.
24. Кревневич, В. В. Формирование профессиональной направленности у учащихся старших классов средней школы [Электронный ресурс]: автореф. Дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01 - Москва, 1953. - 16 с. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01005820198. - Загл. с экрана.
25. Ламберт, Дэкерс. Мотивация [Текст]: учебник / Д. Ламберт. - Москва: Пресс-медия, 2013. - 637 с. : ил.
26. Мордовская, А. И. Формирование профессиональных интересов школьников в процессе факультативных занятий [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 -Москва, 1990. - 17 с. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000131670. - Загл. с экрана.
27. Науменко, О. П. Развитие интереса к профессиональной деятельности у студентов колледжа [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Магнитогорск, 2002. - 20 с. - Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/01002326396. - Загл. с экрана.
28. Педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс] : под ред. И. А.
Каирова. - Москва [1965]. - Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01005609065. - Загл. с экрана.
29. Платонов, К. К. Структура и развитие личности [Текст]: учебник / К. К. Платонов. - Москва: Наука, 1986. - 254 с.
30. Полёвина, В. А. Формы и методы формирования творческой направленност личности в клубных объединениях любителей моды [Текст]: В. А. Полёвина // Социально-экономические явления и процессы / Тамб. гос. ун-т имени Г. Р. Державина. - Тамбов, 2015. - С. 10-15.
31. Попова, Г. В. Развитие: понятие и сущность (Теоретический аспект) [Текст]: Г. В. Попова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России / СПб ун-т Мин. внут. Дел РФ. - Санкт-Петербург, 2015. - С. 139¬148.
32. Профессиональный стандарт. Специалист по ремонту и индивидуальному пошиву швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий, головных уборов, изделий текстильной галантереи, Специалист по моделированию и конструированию швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий по индивидуальным заказам [Электронный ресурс]: опис. труд. ф-ций. - Москва [2015]. Режим доступа: http://fgosvo.rU/docs/101/69/2/33. - Загл. с экрана.
33. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология» / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова; - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2007. - 476 с.
34. Рубинштейн, С. Л. Направленность личности [Текст]: хрестоматия по психологии / С. Л. Рубинштейн. - Москва : Просвещение, 1987. - 152 с.
35. Руднева, Е. Л. Социально-профессиональная адаптация старшеклассников в системе лицейского образования [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 - Кемерово, 2000. - 23 с. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000082540. - Загл. с экрана.
36. Сергеев, Н. К. Сериков В.В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе [Текст]: монография / Н. К. Сергеев, В. В. Сериков. - Москва: Логос, 2013. - 89 с.
37. Словарь иностранных слов [Электронный ресурс] : под ред.: А. Г. Спиркина, И. А. Акчурина, Р. С. Карпинской. - Москва [1980]. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001014941. - Загл. с экрана.
38. Сухарев, А. И. Формирование профессиональной направленности личности в художественной деятельности [Текст] / А. И. Сухарев // Омский научный вестник / Омск. гос. технич. ун-т. - Омск, 2014. - С. 155¬157.
39. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] : под ред. Д.
Н. Ушакова. - Москва [2008]. - Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01003496179. - Загл. с экрана.
40. Туляганов, Э. Ж. Формирование профессионального интереса школьников в современных условиях сельскохозяйсвенного производства
[Электронный ресурс]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01 -
Москва, 1992. - 18 с. - Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01000763694. - Загл. с экрана.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» [Электронный ресурс] : сов-ть образоват. треб. к профессии. - Москва [2014]. Режим доступа: https://classinform.ru/fgos/29.02.04-konstruirovanie- modelirovanie-i-tekhnologiia-shveinykh-izdelii.html. - Загл. с экрана.
42. Философский словарь [Электронный ресурс]: под ред. И. Т. Фролова.
- Москва [2001]. Режим доступа:http://bookre.org/reader?file=634254.- Загл. с экрана.
43. Черникова, О. В. Формирование профессионального интереса к педагогической деятельности у студентов вуза [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 - Великий Новгород, 2006. - 24 с.
- Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/01003292455. - Загл. с экрана.
44. Щербакова, М. В. Диагностика уровней развития кретивности у студентов-дизайнеров [Текст]: М. В. Щербакова // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева / Нижнегород. гос. тех. ун-т им. Р. Е. Алексеева. - Нижний Новгород, 2013. - С. 23-34.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ