Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения биологии

Работа №163311

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы109
Год сдачи2016
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7
1.1. Мышление как основной процесс познания
действительности 7
1.2. Приемы мыслительной деятельности как основа
формирования универсальных учебных действий 26
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНО­ОРИЕНТИРОВАННОГО МЫШЛЕНИЯ 44
2.1. Глобально-ориентированное мышление как современные
условия развития мыслительной деятельности учащихся 9-10 классов... 44
2.2. Методические условия развития глобально­ориентированного мышления учащихся на уроках общей биологии 71
2.3. Рекомендации учителю по развитию глобально­ориентированного мышления учащихся на уроках биологии 93
ВЫВОДЫ 98
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 100

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Определение новых ориентиров образования, развитие личности ребенка в процессе обучения требует от учителя-предметника переосмысления и перестройки учебно-воспитательного процесса по предмету, центром которого должен стать ребенок с его потенциальными возможностями, как субъект и активный участник этого процесса. Основное направление такого воздействия - обеспечение полноценного развития учащихся. Решение этой задачи связано с формированием личности ребенка, в основе которого лежит развитие мыслительной деятельности. Учитель должен добиваться того, чтобы мысль учащихся была точной, последовательной и доказательной, чтобы дети умели проверять наблюдаемые факты и объяснять их на основе теоретических знаний, полученных на уроках, умели устанавливать причинную связь между изучаемыми фактами и явлениями, то есть владели и применяли различные приемы мышления.
Проблема развития мышления учащихся изучалась психологами (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Е.М. Кабанова-Меллер, Н.А. Мсенчинская, Н.Ф. Талызина и др.), педагогами (Ю.К. Бабанский, Л.В. Занков, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.), методистами (Е.П. Брунов, Н.М. Верзилин, А.П. Медовая, Б.Е. Райков, К.П. Ягодовский и др.) и в настоящее время остается актуальной.
Теоретические предпосылки к выявлению параметров глобально­ориентированного мышления содержатся в работах И.Ю Алексашиной, Л. Андерсона, Т.Е. Зориной, А.П. Лиферова, У. Книппа, И.А. Колесниковой, Ю.Н. Кулюткина, Е.Б. Спасской, В. Стейнли, Г.С. Сухобской, С.В. Тарасова, Р. Хенви и др.
Условия развития глобально-ориентированного мышления были выявлены с помощью анализа работ И.Ю. Алексашиной, С.Г. Вершловского, В.Г. Воронцовой, В.Н Дружинина, Н.И. Орещенко, С.В. Тарасова, В. Рудометоффа и Р. Робертсона, Е.Б. Спасской, А.А. Ульяновой и др.
Реализация обучения учащихся приемам мыслительной деятельности требует специальной организации учебного процесса по каждой из изучаемых школьных дисциплин, в том числен по биологии. Не все учителя осознают ту роль, которую играют приемы мышления в составе методов обучения биологии, не достаточно владеют методикой обучения учащихся приемам.
Таким образом, актуальность проблемы и практическая необходимость ее разработки определили выбор темы исследования: «Формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения биологии».
Цель работы: выявить оптимальные методические условия
применения приемов глобально-ориентированного мышления в процессе оучения общей биологии.
Объект исследования: процесс формирования и развития
мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения биологии.
Предмет исследования: глобально-ориентированное мышление как условие формирования мыслительной деятельности учащихся.
Гипотеза исследования: процесс формирования и развития глобально­ориентированного мышления учащихся будет успешным , если в обучении биологии будут учитываться такие условия как содержание учебного материала, методы обучения, формы организации, виды учебной деятельности, средства обучения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мыслительной деятельности учащихся.
2. Обосновать содержание и методику развития глобально- ориентированного типа мышления.
3. Разработать методические рекомендации по применению глобально-ориентированного контента на уроках общей биологии. Методологической основой исследования являются положения философской науки о сущности процесса познания объективной реальности, о взаимосвязи, чувственного и логического в познании; теории поэтапного формирования умственных действий; теории развития биологических понятий; классификации методов, методических приемов и форм организации учебной деятельности.
В процессе исследования применялись следующие методы:
• теоретические: сравнительно-исторический анализ литературных источников и документов, программ, учебников, методических пособии в аспекте рассматриваемой проблемы, моделирование;
• экспериментальные: изучение и обобщение опыта работы различных типов школ по исследуемой проблеме, наблюдение.
Практическая значимость исследования заключается в рекомендации учителю путей решения проблемы повышения качества знаний и умений учащихся по биологии через формирование и развитие их мыслительной деятельности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, значимость проблемы развития мышления учащихся, реальное состояние и наличие условий для ее решения в школьной практике обучения биологии подтверждают целесообразность исследования, ее актуальность, которая возрастает в период реформирования школьного образования.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить вопросы развития мыслительной деятельности учащихся в самостоятельную научно-дидактическую проблему. В работах Ю.К. Бабанского, Д.Н. Богоявленского, Л.С. Выготского, Ш.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, Л.Ф. Обуховой, Н.А. Подгорецкой, С.Л. Рубинштейна, Ю.А. Самарина и других трактуются идеи развития в процессе обучения; раскрывается сущность мыслительной деятельности.
Наиболее полным и точным определением мыслительной деятельности учащихся, в большей мере отвечающим задачам данного исследования, следует признать точку зрения Н.А. Менчинской и Д.Н. Богоявленского. В нашем понимании мыслительная деятельность - это процесс применения логических приемов, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение и др., и невозможно научить школьника рассуждать, доказывать, делать выводы, если он не владеет ими.
Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных и закономерных взаимосвязей действительности. Процесс мышления позволяет человеку понимать сущность предметов и явлений, которые не воспринимаются непосредственно органами чувств. С помощью мышления человек имеет возможность абстрактно познавать окружающий мир. Выделяют по форме: наглядно-действенное, абстрактно-логическое,
наглядно-образное; по характеру решаемых задач: теоретическое и практическое; по степени развернутости: рассудочное и интуитивное; по степени новизны и оригинальности: репродуктивное и творческое.
В работе рассмотрены методические условия развития глобально­ориентированного мышления на уроках биологии, приведены фрагменты уроков биологии.


1. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. Спб., 2007. 144 с.
2. Биологический энциклопедичиский словарь. М.: Сов.
энциклопедия, 1989. 520 с.
3. Выготский Л.С, Непомнящая НИ. О целостном подходе к психологии. Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. — М., 1981.-198с.
4. Гин А.А. ТРИЗ - Педагогика. М.: Вита-пресс, 2015. 77 с.
5. Гин А.А. Приемы педагогической техники. М.: Вита-пресс, 2012. 113 с.
6. Глобальное образование: педагогический поиск, находки,
перспективы/ Под.ред. Е.Б. Спасской. - СПб, 1999. - 132с.
7. Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы/
Под.ред. И.Ю. Алексашиной. - СПб., 1995. - 104с.
8. Глухарёва Е.В., Сапарова К.И., Кузьмина И.А. Мониторинг сформированности ключевых компетенций школьников через проектную деятельность на уроках биологии. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс, 2016. 159 - 163 с.
9. Голикова Т.В. Логические приемы в составе методов обучения биологии. Москва, 1998. 18 с.
10. Демидова М. Ественно-начуный цикл: вырабатываем
общеучебные умения. Народное образование, 2005. 115 - 126 с.
11. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура,
диагностика, развитие.- СПб., 2001. - 223с
12. Зорина Т.Е. Гимназия глобального образования. - СПб., 1997.­40с,
13. Клочко В.Е. Инициация мыслительной деятельности. Москва: дисс. докт. психол. наук, 1991.
14. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Москва, 1998.
15. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. Спб.: КАРО, 2001....47


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ