ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПАМЯТНЫХ МЕСТ ГОРОДА КЫЗЫЛА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Патриотическое воспитание и патриотизм как педагогическое понятие . . 7
1.2 Особенности патриотического воспитания старших дошкольников 15
1.3 Особенности ознакомления старших дошкольников с
достопримечательностями родного города 22
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ 27
2.1 Констатирующий этап 27
2.2 Формирующий этап 31
2.3 Контрольный этап 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Патриотическое воспитание и патриотизм как педагогическое понятие . . 7
1.2 Особенности патриотического воспитания старших дошкольников 15
1.3 Особенности ознакомления старших дошкольников с
достопримечательностями родного города 22
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ 27
2.1 Констатирующий этап 27
2.2 Формирующий этап 31
2.3 Контрольный этап 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Актуальность исследования. На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень - Любовь к Отечеству, к своей Родине.
В содержательном аспекте патриотизм включает: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос и стране в целом; уважительное отношение к родному языку, к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; проявление гордости за социальные и культурные достижения своей страны; отстаивание её свободы и независимости; стремление посвящать свой труд, способности процветанию родины.
В.А. Сухомлинский утверждал, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к родной стране начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.
Дошкольное детство - благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.
Важнейшей задачей патриотического воспитания является систематическая, целенаправленная деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с родной страной. В условиях села Ээрбек наиболее доступным и значимым объектом для формирования патриотического воспитания является г.Кызыл. Во-первых, Кызыл — столица Республики Тыва, во-вторых село Ээрбек расположено недалеко от города, на расстоянии менее 30 км, общение не представляет большой трудности. Дети детского сада и школы часто приезжают школьным автобусом в г.Кызыл: посещают музеи, театры. Наиболее востребованными по программе общего образования является ознакомление детей с памятными местами города.
Для эффективной реализации требований федерального государственного образовательного стандарта сельская администрация специально создает условия для ознакомления детей с достопримечательностями столицы.
С учетом выше сказанного формирование патриотического воспитания посредством памятных мест г.Кызыла является особо актуальной темой.
Проблема исследования. Экскурсии по памятным местам города Кызыла способствуют ли эффективному формированию патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования. Выявить роль экскурсий по ознакомлению с памятными местами г.Кызыла для эффективного формирования патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования. Патриотического воспитания старших дошкольников.
Предмет исследования. Процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством памятных мест города Кызыла с использованием экскурсий.
Гипотеза: мы предполагаем, что процесс патриотического воспитания старших дошкольников будет эффективным, если будут проводить экскурсии по памятным местам города Кызыла.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить исходный уровень формирования патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельского детского сада.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию патриотической воспитанности старших дошкольников посредством памятных мест г.Кызыла.
4. Проанализировать результаты исследования.
Методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы по теме исследования; педагогический эксперимент; диагностические методы: анкетирование, индивидуальные беседы, наблюдения, обобщение и статистическая обработка проведенных работ.
База исследования: Работа проводилась по заказу Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад «Хензигбей» села Ээрбек Кызылского кожууна Республики Тыва». В педагогическом эксперименте принимали участие 10 дети старшей группы.
Апробация работы: Основные положения работы апробированы в ходе прохождения государственной преддипломной работы на базе МБДОУ детского сада «Хензигбей» села Ээрбек, а также в научно-практической конференции студентов, посвященной Году Добровольца (волонтера) в России и Году развития малых сел в Туве 21 апреля 2018 года
Методической основой исследования послужили труды педагогов и психологов Б.С. Волков, И.Г. Добрицкая, Н.В. Волкова, О.С. Колпачук, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, и др.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования: в настоящей работе формирование оптимального уровня патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста достигнуто посредством ознакомления детей с памятными местами города Кызыла.
Работой могут пользоваться студенты в период прохождения педагогической практики и при написании бакалаврской работы; будет использована педагогами дошкольного образования и гувернерами.
Структура и объем работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе представлены теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Вторая глава посвящена педагогическому эксперименту по формированию патриотического в воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления памятными местами города Кызыла с использованием экскурсий.
В содержательном аспекте патриотизм включает: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос и стране в целом; уважительное отношение к родному языку, к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; проявление гордости за социальные и культурные достижения своей страны; отстаивание её свободы и независимости; стремление посвящать свой труд, способности процветанию родины.
В.А. Сухомлинский утверждал, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к родной стране начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.
Дошкольное детство - благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.
Важнейшей задачей патриотического воспитания является систематическая, целенаправленная деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с родной страной. В условиях села Ээрбек наиболее доступным и значимым объектом для формирования патриотического воспитания является г.Кызыл. Во-первых, Кызыл — столица Республики Тыва, во-вторых село Ээрбек расположено недалеко от города, на расстоянии менее 30 км, общение не представляет большой трудности. Дети детского сада и школы часто приезжают школьным автобусом в г.Кызыл: посещают музеи, театры. Наиболее востребованными по программе общего образования является ознакомление детей с памятными местами города.
Для эффективной реализации требований федерального государственного образовательного стандарта сельская администрация специально создает условия для ознакомления детей с достопримечательностями столицы.
С учетом выше сказанного формирование патриотического воспитания посредством памятных мест г.Кызыла является особо актуальной темой.
Проблема исследования. Экскурсии по памятным местам города Кызыла способствуют ли эффективному формированию патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования. Выявить роль экскурсий по ознакомлению с памятными местами г.Кызыла для эффективного формирования патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования. Патриотического воспитания старших дошкольников.
Предмет исследования. Процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством памятных мест города Кызыла с использованием экскурсий.
Гипотеза: мы предполагаем, что процесс патриотического воспитания старших дошкольников будет эффективным, если будут проводить экскурсии по памятным местам города Кызыла.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить исходный уровень формирования патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельского детского сада.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию патриотической воспитанности старших дошкольников посредством памятных мест г.Кызыла.
4. Проанализировать результаты исследования.
Методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы по теме исследования; педагогический эксперимент; диагностические методы: анкетирование, индивидуальные беседы, наблюдения, обобщение и статистическая обработка проведенных работ.
База исследования: Работа проводилась по заказу Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад «Хензигбей» села Ээрбек Кызылского кожууна Республики Тыва». В педагогическом эксперименте принимали участие 10 дети старшей группы.
Апробация работы: Основные положения работы апробированы в ходе прохождения государственной преддипломной работы на базе МБДОУ детского сада «Хензигбей» села Ээрбек, а также в научно-практической конференции студентов, посвященной Году Добровольца (волонтера) в России и Году развития малых сел в Туве 21 апреля 2018 года
Методической основой исследования послужили труды педагогов и психологов Б.С. Волков, И.Г. Добрицкая, Н.В. Волкова, О.С. Колпачук, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, и др.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования: в настоящей работе формирование оптимального уровня патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста достигнуто посредством ознакомления детей с памятными местами города Кызыла.
Работой могут пользоваться студенты в период прохождения педагогической практики и при написании бакалаврской работы; будет использована педагогами дошкольного образования и гувернерами.
Структура и объем работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе представлены теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Вторая глава посвящена педагогическому эксперименту по формированию патриотического в воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления памятными местами города Кызыла с использованием экскурсий.
Данное исследование посвящено одной из актуальных проблем - выявлению педагогических условий эффективности патриотического воспитания старших дошкольников в игровой деятельности.
Решение проблемы исследования потребовало обратиться, прежде всего, к анализу сущности понятия «патриотическое воспитание». Этот анализ возможен лишь в процессе раскрытия категорий «патриотизм», «воспитание».
Воспитание - это один из видов человеческой деятельности, которая осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении игровой, трудовой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию.
Цель патриотического воспитания - формирование патриотизма, прививание к любви к Отечеству, гордость за культуру и повышение качества личности.
В исследовании рассматриваются особенности патриотического воспитания старших дошкольников. На своеобразие патриотического воспитания старших дошкольников оказывают влияние: назначение и традиции общеобразовательного учреждения; специфика воспитательной деятельности и особенности самого воспитателя, его интересы, склонности, установки; особенности коллектива; возраст и индивидуальность старших дошкольников.
В работе рассматривается содержание воспитательной деятельности педагога в патриотическом воспитании старших дошкольников, организуемая по двум основным направлениям: первое - воспитание патриотизма у старших дошкольников; второе - приобщение ребят к такому социально¬нравственному опыту, как защита Отечества, в основе которого лежит любовь к Родине. В ней выделяются следующие виды воспитательных систем: макросистема; региональные воспитательные системы; педагогические системы; частичные системы.
Система патриотического воспитания старших дошкольников в игровой деятельности является системой частичной. Она может организовываться не как отдельный, самостоятельный процесс, а лишь как грань, момент функционирования педагогических систем. Этими целостными педагогическими системами являются и группа, и семья, и образовательное учреждение.
Ее структурными компонентами выступают: цель, задачи, принципы, факторы, содержание, методы, средства, организационные формы, педагогические условия, результат.
В основу условий легли общие факторы воспитания. Как известно, под факторами воспитания обычно понимаются причины или движущие силы какого-либо процесса. Выделяются три группы общих факторов воспитания:
1) это разнообразные виды деятельности воспитанников - игра, ученье, труд, спорт, разнообразные виды искусства и т.п.;
2) различные виды деятельности воспитателей - педагогическое руководство, преподавание (диагностика, планирование, проектирование, организация самообразования и самовоспитания, организация контроля и учета, корректировка деятельности воспитанников);
3) многонациональный коллектив, будучи целенаправленно воспитывающей микросредой, благоприятно развивает личность, в том числе формирует у нее патриотическую воспитанность. Эти положения воспитания выступают факторами патриотического воспитания.
Все компоненты взаимосвязаны, представляют собой единое целое. С целью проверки гипотезы исследования была организована исследовательская работа, которая проводилась в детском саду «Хензигбей» села Ээрбек Кызылского кожууна.
В работе характеризуется организация экспериментальной работы, направленная на проверку гипотезы исследования, а также выделенных нами педагогических условий. Анализ накопленных теоретических и экспериментальных материалов, позволил обосновать педагогические условия эффективности патриотического воспитания старших дошкольников во время игровой деятельности:
а) постоянная целенаправленная работа педагогов по организации и сплочению детского коллектива;
б) систематическое воздействие на сознание старших дошкольников с использованием различных средств с целью формирования патриотических представлений и понятий, организация разнообразной игровой деятельности;
в) вовлечение старших дошкольников в разнообразную практическую патриотическую деятельность;
г) совместная деятельность педагогов и семьи по патриотическому воспитанию старших дошкольников;
д) осуществление индивидуального подхода к старшим дошкольникам в процессе патриотического воспитания во время игровой деятельности. Как показал анализ результатов экспериментальной работы, уровень патриотической воспитанности старших дошкольников экспериментальных групп к концу исследования вырос по сравнению с контрольными группами.
Таким образом, наша цель достигнута, выполненные задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.
Решение проблемы исследования потребовало обратиться, прежде всего, к анализу сущности понятия «патриотическое воспитание». Этот анализ возможен лишь в процессе раскрытия категорий «патриотизм», «воспитание».
Воспитание - это один из видов человеческой деятельности, которая осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении игровой, трудовой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию.
Цель патриотического воспитания - формирование патриотизма, прививание к любви к Отечеству, гордость за культуру и повышение качества личности.
В исследовании рассматриваются особенности патриотического воспитания старших дошкольников. На своеобразие патриотического воспитания старших дошкольников оказывают влияние: назначение и традиции общеобразовательного учреждения; специфика воспитательной деятельности и особенности самого воспитателя, его интересы, склонности, установки; особенности коллектива; возраст и индивидуальность старших дошкольников.
В работе рассматривается содержание воспитательной деятельности педагога в патриотическом воспитании старших дошкольников, организуемая по двум основным направлениям: первое - воспитание патриотизма у старших дошкольников; второе - приобщение ребят к такому социально¬нравственному опыту, как защита Отечества, в основе которого лежит любовь к Родине. В ней выделяются следующие виды воспитательных систем: макросистема; региональные воспитательные системы; педагогические системы; частичные системы.
Система патриотического воспитания старших дошкольников в игровой деятельности является системой частичной. Она может организовываться не как отдельный, самостоятельный процесс, а лишь как грань, момент функционирования педагогических систем. Этими целостными педагогическими системами являются и группа, и семья, и образовательное учреждение.
Ее структурными компонентами выступают: цель, задачи, принципы, факторы, содержание, методы, средства, организационные формы, педагогические условия, результат.
В основу условий легли общие факторы воспитания. Как известно, под факторами воспитания обычно понимаются причины или движущие силы какого-либо процесса. Выделяются три группы общих факторов воспитания:
1) это разнообразные виды деятельности воспитанников - игра, ученье, труд, спорт, разнообразные виды искусства и т.п.;
2) различные виды деятельности воспитателей - педагогическое руководство, преподавание (диагностика, планирование, проектирование, организация самообразования и самовоспитания, организация контроля и учета, корректировка деятельности воспитанников);
3) многонациональный коллектив, будучи целенаправленно воспитывающей микросредой, благоприятно развивает личность, в том числе формирует у нее патриотическую воспитанность. Эти положения воспитания выступают факторами патриотического воспитания.
Все компоненты взаимосвязаны, представляют собой единое целое. С целью проверки гипотезы исследования была организована исследовательская работа, которая проводилась в детском саду «Хензигбей» села Ээрбек Кызылского кожууна.
В работе характеризуется организация экспериментальной работы, направленная на проверку гипотезы исследования, а также выделенных нами педагогических условий. Анализ накопленных теоретических и экспериментальных материалов, позволил обосновать педагогические условия эффективности патриотического воспитания старших дошкольников во время игровой деятельности:
а) постоянная целенаправленная работа педагогов по организации и сплочению детского коллектива;
б) систематическое воздействие на сознание старших дошкольников с использованием различных средств с целью формирования патриотических представлений и понятий, организация разнообразной игровой деятельности;
в) вовлечение старших дошкольников в разнообразную практическую патриотическую деятельность;
г) совместная деятельность педагогов и семьи по патриотическому воспитанию старших дошкольников;
д) осуществление индивидуального подхода к старшим дошкольникам в процессе патриотического воспитания во время игровой деятельности. Как показал анализ результатов экспериментальной работы, уровень патриотической воспитанности старших дошкольников экспериментальных групп к концу исследования вырос по сравнению с контрольными группами.
Таким образом, наша цель достигнута, выполненные задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.



