ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ 6
1.1. Особенности развития тележурналистики 6
1.2 Определение спецпроект в журналистике 12
1.3 Роль корреспондента в телевизионных проектах 24
1.4. Значение эфирного времени на телевидении 30
ГЛАВА 2. Тематика и жанровое разнообразие специальных программ ГТРК «Россия. Пенза» 35
2.1. Становление и развитие ГТРК "Россия. Пенза" 35
2.2 Спецпроект «Открытая книга» 40
2.3 Спецпроект «У камина» 44
2.4 Специальный проект «Город Спутник - город счастливых» 48
2.5 Специальный проект «Сельские вести» 51
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СОБСТВЕННОГО СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА 56
3.1 Специальный проект «Модель из Пензы» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Телепрограммы: 67
Телевидение - важнейший компонент средств массовой информации. Благодаря эффектам присутствия, диалогичности и доверительности, телевидение является мощным инструментом воздействия на людей.
С появлением специальных проектов на телевидении, у журналиста появилась некоторая творческая свобода в подаче материала. Поэтому в эфир попадают чаще те проекты, авторы которых давно зарекомендовали себя на телевидении и их мнение стало авторитетным. Именно из-за этого спецпроекты в изобилии присутствуют на центральном телевидении, в меньшей степени - на региональном.
Сам термин подразумевает некую элитарность, компетентность журналиста в конкретной сложной теме, в которой он разбирается. Спецпроект - явление неоднозначное и на сегодняшний день неисследованное. Многие ученые пытались дать определение этому термину, но так и не раскрыли всей сути и многогранности данного явления. В научной литературе нет ему даже определения, поэтому обращение к данной теме формирует новизну нашей работы.
Актуальность работы - заключается в необходимости изучения современных специальных проектов на региональном телевидении, так как они отражают общественно значимые интересы, события и проблемы. Авторы спецпроектов телеканала «Россия-Пенза» затрагивают острые темы образования, культуры, политики, сельского хозяйства, экономики.
Цель дипломной работы - выявить особенности современных специальных проектов на телеканале «Россия-Пенза», изучить жанровое и тематическое своеобразие.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
— дать определение «спецпроекту» в журналистике;
— изучить особенности спецпроектов на региональном ТВ;
— выявить типы поведения журналиста в специальных программах;
— ознакомиться с основами планирования сетки вещания;
— проанализировать проекты на телеканале «Россия-Пенза»;
— предложить собственный спецпроект.
Гипотеза исследования: стабильная популярность специальных проектов обусловлена тем, что телевидение идет в ногу со временем и освещает актуальные, интересные, важные темы.
Объектом исследования - является спецпроект на телевидении как особая форма журналистского мастерства.
Предметом исследования - являются специальные проекты телеканала «Россия-Пенза»: «Открытая книга», «У камина», «Город Спутник - город счастливых», «Сельские вести».
Методологическую базу исследования составляют труды: Я.Н. Засурского, Р.П. Овсепян, В.Л. Цвик, А.Я. Юровского, Г.В. Кузнецова, В.В. Смирнова, А.А Новиковой, Л.С. Акопян, М. М. Алиевой, Э.Г. Багирова, И.Н. Блохина, Ю.М. Ершова, Е.И. Ждановой, С.В. Иванова, Н.В. Кротовой, М.Н. Ким, О.Ф. Нечай, Е.П. Прохорова, И. А. Радченко, А. А. Тертычного, Н.Н. Цибановой, М. И. Шостак и других.
Методы исследования: анализ теоретической литературы, метод наблюдения и описательный метод, сравнительный анализ, структурно-жанровый анализ.
Теоретическая значимость заключается в попытке сформулировать определение спецпроекту на телевидении, что является вкладом в теорию журналистики, а также в возможности использовать результаты исследования в вузовских курсах по тележурналистике.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть полезны в создании новых специальных телепрограмм практикующими тележурналистами...
В данном исследовании мы поставили и выполнили ряд задач: сформулировали точное определение понятию «спецпроект», разобрались, что данный формат вещания начал функционировать в 1980-х годах, выявили основные внешние признаки, представили классификацию на примере программ с центрального телевидения, выявили типы корреспондентов в спецпроектах, разобрались какую роль играет время вещания для программы. Помимо этого, были рассмотрены основные этапы подготовки к созданию специального проекта: техника для съемок и подготовка ведущего к программе.
Дальнейшей нашей задачей было: проанализировать спецпроекты на телеканале «Россия-Пенза». Были выбраны следующие программы: «У камина», «Открытая книга», «Город Спутник - город счастливых», «Сельские вести». Проанализировав эти проекты, мы можем сказать, что на региональном телевидении освещаются разные сферы общества, тематика программ разнообразна. Также можем сделать вывод, что проекты на «России-Пенза» преобладают в диалоговом жанре. Ведущие программ не провоцируют гостя программы, наоборот играют роль друга, товарища, приятного собеседника. Если говорить о журналистских типах, то востребованным является - «золушка» и «женщина-мать».
На примере данных проектов, мы создали свой собственный специальный проект «Модель из Пензы», который направлен на аудиторию 16+. Программа ориентирована на информирование аудитории о модельном бизнесе и проблемах, связанных с этой сферой.
Таким образом мы подтверждаем гипотезу исследования: стабильная популярность спецпроектов достигается путем выбора актуальных и интересных тем. А также от качества программ. В отличие от видео-блогов, информация на региональном и центральном телевидении тщательно проверяется, за каждое слово журналист несет ответственность не только перед законом, но и перед своей аудиторией.
Журналисты в спецпроектах освещают те же самые темы, что и в интернете, но не создают фейковую информацию, не пишут кликбейты для количества просмотров. Спецпроекты - это формат в котором превыше всего ставится моральный облик журналиста.
Данное исследование состояния современных специальных проектов, позволило проследить, что специальные проекты на региональном телевидении — это популярный формат вещания, он не отстаёт от требований которых придерживаются центральные телеканалы. Журналисты ответственно подходят к своей работе, стремятся соответствовать ведущим на федеральных каналах. Благодаря потребности аудитории в освещении узконаправленных тем с мнением эксперта, формат специальных программ будет вне конкуренции ещё много лет.
1. Акопян Л. С. Авторы телепередач и аудитория. Взаимосвязь // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. №6. С. 115-120.
2. Анализ современной телевизионной программы: учебное пособие / сост. Н.А. Захарченко; под ред. В.Я. Мачнев. - Самара: Изд-во ООО «Порто- принт», 2012. - С 75.
3. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М.: "Искусство", 2007.
4. Блохин И. Н. Характеристики аудитории СМИ // Медиа. Демократия. Рынок. Часть 2 Функционирование СМИ в сфере досуга. - СПб.: Астерион, 2010. - С. 31-33.
5. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики/под ред. С. Ю. Агапитовой, Е. П. Почкай. СПб, 2004. С. 28.
6. Волков А.И. Роль прессы в становлении демократии в России. URL: http://www.evartist. narod.ru/stat/0001.htm
7. Вырковский А. В. и М. И. Макеенко Региональное телевидение России на порге цифровой эпохи. [Академические монографии]. М., 2014 с. 15.
8. Г.В. Кузнецов Телевизионная журналистика [и др.]. М., 2002., с. 76.
9. Голядкин Н. "Взрыв реальности" на телеканалах США. "Телевидение и радиовещание за рубежом", М.: 2004, вып.1.
10. Гриндстафф Л. «Реальное телевидение» и политика социального контроля // Массовая культура: Современные западные исследования. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. - С. 136-150.
11. Григорян М. В. Пособие по журналистике / М. В. Григорян. - М.: Права человека, 2007. - 192 с.
12. Дондурей Д. Энциклопедия частной жизни // Телевидение: режиссура реальности. - М.: Искусство кино, 2007. - С. 152.
13. Дугин Е.П. Телевидение в зеркале международной статистики // Телевидение вчера, сегодня, завтра. Выпуск 3-й, М.: "Искусство", 2005.
14. Егоров В. «Телевидение между прошлым и будущим». Монография. МГУ 2002. С.12.
15. Ершов Ю.М. Телевидение регионов в поисках моделей развития. М., 2012., с. 48....(95)