Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика подачи материалов телевизионных журналистов о вооруженных международных конфликтах (на примере телеканала «Россия — 24» и «РЕН ТВ»)

Работа №51395

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
360
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1: Теоретические аспекты подачи телевизионных материалов о
вооруженных международных конфликтах 7
1.1 Специфика подачи телевизионной информации в контексте
международных конфликтов 7
1.2 Основные направления деятельности военного корреспондента 15
1.3 Правовые и психологические аспекты деятельности 20
Выводы 27
Глава 2: Современная телевизионная практика в контексте проблемы вооруженных международных конфликтах 28
2.1Основные приемы создания репортажей в зоне военного
конфликта 28
2.2 Особенности (специфика) подачи телевизионных материалов журналиста
«Россия 24» Александра Сладкова 31
2.3 Особенности подачи (специфика) телевизионных материалов журналиста
«РЕН ТВ» Валентина Трушнина 38
Заключение 43
Список использованной литературы и источников 49

Актуальность исследования. История человечества полна
конфликтов. После окончания самой жестокой в истории человечества войны - Второй мировой - почти за полвека (до 1996 года) в мире произошло более 70 вооруженных конфликтов: это и война во Вьетнаме, и арабо-израильская война, и внутренние конфликты - гражданская война на территории бывшей Югославии, столкновения в Руанде, конфликт в Чечне и многие другие. Только за период работы над данной темой (начиная с 2011 года) произошло несколько заметных вооруженных конфликтов, повлекших за собой масштабные человеческие жертвы. Речь идет о военных событиях в Ливии, Сирии, Мали и Юго-Восточной части Украины. Мировая общественность заинтересована в получении достоверной и полной информации, в оперативном и объективном освещении вооруженных столкновений. Журналисты, направленные редакциями в зоны боевых действий, «выполняют серьезнейшую миссию, привлекая внимание мирового сообщества к ужасам и реалиям войны». Нельзя недооценить социально значимую роль журналистов во время вооруженных конфликтов. В своих материалах репортеры могут не только рассказать о судьбе населения, переживающего ужасы войны, но и проводить идеи гуманности и антимилитаризма, привлечь внимание общественности к деятельности официальных лиц, допустивших совершение военных преступлений. Международная комиссия по изучению проблем коммуникации, готовившая доклад «Много голосов - один мир», в разработке которого участвовал Я.Н. Засурский, отмечает, что «средства массовой информации, и в особенности телевидение, могут, если захотят, внести больший вклад в определение взглядов и позиций по отношению к войне, чем традиционные общественные институты: церковь, семья, ассоциации и клубы или школы».
Как утверждает специалист по международному праву К. Айлде.р.с, восприятие зрителями целей войны и ведущихся боевых действий, а также общественное мнение о самой военной операции, является «экзистенциальным ресурсом современной войны. В наше время войны не могут вестись без общественной поддержки». Очевидно, что СМИ могут выступать мощнейшим инструментом пропаганды, владеть которым желают многие заинтересованные лица. Еще в период Первой мировой войны развернулась информационная война, в которой участвовали пропагандистские аппараты всех стран, конкурируя друг с другом в манипулировании общественным мнением. Основную роль в этом играла журналистика, обогатившаяся новыми информационными технологиями (кинематографом, радиотелеграфом, фотожурналистикой), вставшая на путь превращения из политической в боевую силу. Позднее, с появлением телевидения, медиа стали играть еще более значимую роль в освещении войн, СМИ стали важнейшим оружием. В этом свете нельзя недооценивать значимость работы военных репортеров как людей, занимающихся сбором, обработкой и распространением общественно значимой информации относительно вооруженных конфликтов.
Актуальность выпускной квалификационной работы определяется, во- первых, усилением в последнее время напряженности на мировой политической арене, появлением новых и эскалацией продолжающихся вооруженных конфликтов (Ливия, Сирия, Украина). Таким образом, непрекращающиеся войны создают все новые информационные поводы для освещения в СМИ, а значит, журналисты будут вновь и вновь отправляться в опасные командировки. При этом не приходится говорить о безопасности освещения боевых столкновений: по данным Комитета по защите журналистов 246 репортеров были убиты в ходе военных действий за последние 13 лет. Причем, наибольшее число смертей были зарегистрированы в Сирии (72) и Ираке (55)5. В то же время по данным Международной федерации журналистов только под конец 2017 года жертвами боевых действий стали 109 репортеров, что свидетельствует об усилении атак на прессу и дополнительно подтверждает актуальность нашего исследования. Во-вторых, военная журналистика недостаточно глубоко изучена в российской научной практике, хотя имеются отдельные труды, посвященные некоторым аспектам темы. В данной выпускной квалификационной работе предпринимается попытка показать имеющиеся знания о военной журналистике, выявить специфику современной профессиональной практики и общие тенденции в работе российских военкоров при освещении международных вооруженных конфликтов. В современном мире возрастает роль информации в развитии общественных отношений. Усиливается значимость новых журналистских специализаций. В данной выпускной квалификационной работе речь пойдет о профессии военного журналиста, о том, как подаются материалы телевизионных журналистов, задача которого освещать военные конфликты, «горячие точки». Необходимо рассмотреть задачи, поставленные перед журналистом в условиях боевых действий, правовые основы и психологическую подготовку, все это является спецификой работы военного корреспондента.
Цель работы - выявить специфику подачи материалов телевизионных журналистов о вооруженных международных конфликтах (на примере телеканала «Россия - 24» и «РЕН ТВ»).
Задачи:
1. Определить специфику подачи телевизионной информации в контексте международных конфликтов.
2. Раскрыть направления деятельности военного корреспондента.
3. Обозначить правовые и психологические аспекты деятельности.
4. Раскрыть особенности подачи телевизионных материалов Александра Сладкова (журналиста «Россия 24»), Валентина Трушнина (журналиста «РЕН ТВ»).
Объект исследования - деятельность телевизионных журналистов о вооруженных международных конфликтах (на примере телеканала «Россия - 24» и «РЕН ТВ»).
Предмет исследования - специфика подачи материалов телевизионных журналистов о вооруженных международных конфликтах (на примере телеканала «Россия - 24» и «РЕН ТВ»).
Методы исследования: сравнительный анализ научных источников; сравнительно-исторический анализ формирования основных принципов взаимодействия журналистов с властями и военными, а также развития международного гуманитарного права в части защиты журналистов; систематизацию и синтез полученных данных.
Теоретико-методологическая база исследования представлена работами: А.А. Тертычного, С.Г. Корконосенко, М.Н. Кима, А.Князев, Амиров А.М. Бабаян Р. Г. Бабицкий А. Ворошилов В. ВГуревич С. МКоновалов И. Кройчик Л.Е.Лазутина, Г.В. Я. Засурского
Структура работы подчинена логике авторской мысли, цели и задачам исследования и состоит из введения, двух глав, а также заключения и списка использованных источников и литературы.
Практическая значимость представленного исследования заключается в том, что она может использоваться в учебных и научных целях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В первой части выпускной квалификационной работы мы проанализировали практическую часть работы репортеров в зонах вооруженных конфликтов и сконцентрировали внимание на четырех аспектах: специфика подачи материалов телевизионных журналистах о вооруженных конфликтах, также о правовых, психологических, и гендерных.
Из данной теоретической главы мы выяснили, что основные жанры в подаче информации о вооруженных конфликтах это - репортаж и заметка.
Если при написании заметки необязательно присутствовать на месте событий, то в репортаже важным фактором является присутствие журналиста во время событий.
Мы разобрали структуру работы репортажа, на какие виды делиться репортаж, как должен строиться правильный репортаж, чтобы донести информацию для аудитории, как проявляется «эффект присутствия».
Важным элементом в жанре репортажа, является его структура создания. Бывают текстовые репортажи, печатаются в газетах, журналах, интернет изданиях и телевизионные репортажи, которые выходят на телевизионных изданиях («Россия 24», «РЕН ТВ», «Первый Канал», «НТВ», «Звезда» и т.д). Поскольку направления вышеперечисленных изданий разные, значит и создание репортажа буду различны, ниже мы рассмотрим структуру создания как текстовых, так и телевизионных репортажей.
В газетном репортаже, как и в радио репортаже, журналисту необходимо словами описать событие происходящее с автором. С помощью одних слов, он должен суметь передать картину событий, чтобы читатель смог воспроизвести их у себя в голове, так и возникает эффект присутствия, о котором мы говорили выше. Иная картина происходит с телевизионным репортажем, где подключается визуальная информация, где журналисту намного легче создать эффект присутствия. С помощью камеры зритель смотрит на происходящее событие глазами репортера, поэтому тут важно показать все эмоциональные нагрузки в зависимости от события. Здесь, журналист вместе с зрителем выступает свидетелем и иногда участником события.
Также из данной теоретической главы можно сделать вывод, что работа требует специальной подготовки, как психологической, так и психической, так же обладать умением общаться с людьми.
Профессия военный журналист - это огромная ответственность, как за свою жизнь, так и за чужую. Нельзя полностью полагаться на теоретические знания. Профессия требует годы тренировок, и даже тогда она не гарантирует полной безопасности. Очень часто встает вопрос о безопасности журналистов на войне. Поэтому данная выпускная квалификационная работа является актуальной, поскольку содержит правовые основы, и инструкции, которым журналист, ради своей безопасности должен соблюдать.
На сегодняшний день нельзя представить военные события без военного журналиста. Профессия военного корреспондента незаменима при освещении военных событий и является самой важной в средствах массовой информации при подаче материалов о «горячих точках» для аудитории.
В первой главе мы выяснили, что причины, по которым репортеры соглашаются освещать «горячие точки», связаны, в первую очередь, с профессиональной деятельностью и сводятся либо к поиску достоверной, политически нетронутой информации, либо к редакционному заданию, от которого невозможно отказаться, а также к реализации собственного профессионального потенциала. Мы можем констатировать, что большая часть репортеров в той или иной степени осведомлена о нормах и правилах во время военных событий, но при этом отношение журналистов к праву войны можно охарактеризовать как негативное. Что касается практического аспекта связанных с военной журналистикой к значительным трудностям мы отнесли: подготовку к командировке, обеспечение медикаментами, едой, жильем, транспортом, адаптацию в новой среде, взаимодействие с военными и передачу информации в редакцию. Аспекты, перечисленные репортерами, в целом схожи, хотя и прослеживаются некоторые отличия. Например, большинство российских журналистов не использовали каски и бронежилеты, но при этом чаще оформляли страховку. Репортеры практически в равной степени передвигались как самостоятельно, так и с воюющими сторонами, однако, зарубежные журналисты предпочитали работать без сопровождения военных или повстанцев.
По второй практической главе мы выяснили особенности подачи материалов телеканала «Россия 24» и «РЕН ТВ». Основные военные корреспонденты двух телеканалов являются: Александр Сладков («Россия 24»), и Валентин Трушнин («РЕН ТВ»). На основе репортажей журналистов был сделан анализ по специфики подачи материалов.
Проанализировав пять репортажей военного журналиста телеканала «Россия 24» Александра Сладкого можно сделать вывод, что большинство его репортажей являются тематическими, проблемными. Практически в каждом материале он пытается донести определенную суть, проблему. Например, «проблема бессмысленной войны на Донбасе», или что «все жители и военные хотят мира и не хотят воевать». Автор не говорит это прямым текстом, а показывает через призму событий и людей ДНР. В большинстве репортаже Сладков пытается добиться эффекта присутствия через призму быта людей и военных, помощью небольших историй от солдат, которые дополняют репортаж эмоциональностью, и у него блистательно это получается, порой несмотря на малый хронометраж репортажа. Языковой стиль в большинстве случаев простой, иногда художественный: Люди бегут от войны. 81 житель погиб. На окраине — пахнущие горелым тротилом воронки. Сопровождающий нас военный с позывным Железный показывает их глубину — бьют по Зайцево крупным калибром. Линия фронта. Тут была сельская школа. Все изрыто снарядами. Старшего на этих позициях зовут Андрей. Укрываемся в развалинах школы. В оконных проемах стараемся не мелькать — будут стрелять. Пытаемся найти безопасные уголки. Как мы уже говорили в первой главе, в репортаже важно вызвать эмоции у зрителя, и у Александра безупречно получается их добиться. Например, сцена возвращения военнопленных к своим родственникам под грустную мелодию за кадром. Либо сцена где девушка говорит о желании мира и свободы в ДНР.
Так же проанализировав пять репортажей Валентина Трушнина можно сделать вывод, что большинство его репортажей являются событийными, информационными. Ни в одном репортаже не обнаружилось аналитики. Язык повествования простой, информационный, сухой. Простой пересказ фактов и событий. Ни в одном репортаже не обнаружилось эффекта присутствия. Хронометраж варьируется от двух до трех минут. Если Александр Сладков показывает репортаж через призму жизни военных, пострадавших, их быт во время войны, то Трушнин показывает свое видение на происходящие события. Подытожив можно отметить, что Валентин Трушнин является прекрасным специалистом в освещении военных событий, поскольку во время вооруженного конфликта, не смотря на опасность для жизни он все равно находится в центре событий чтобы запечатлеть кадры.
Все репортажи военного корреспондента телеканала РЕН ТВ Валентина Трушнина строятся по единой схеме: закадровый, интервью, закадровый, Live, стендап, в зависимости от происходящих событий. Большинство ошибок было сделано со стороны операторской сьемки. Камера во многих репортажа часто тряслась, слишком много больших планов. В некоторых репортажах закадровый голос корреспондента был слишком быстрый и не поддавался полноценному осмыслению услышанного. Частое несоблюдение этических норм, которые противоречат моральным законам журналиста и его аудитории, к примеру, использование детей для передачи информации, которая абсолютно нагромождает репортаж и представляет из себя не нужную информацию и занимает лишнее время зрителя, а также частые кадры трупов и крови после военного конфликта, что полностью запрещено этическими соображениями журналиста, из-за возможного зрителя перед экраном которому не исполнилось восемнадцати лет. Все недочеты можно применить к тому, что контент телеканала позволяет использовать такие материалы. Но этические нормы равны перед всеми.
Из репортажей военных корреспондентов телеканала «Россия 24» был сделан вывод, что главная цель военных корреспондентов таких как Александр Сладков, это создать репортаж, в котором будут освещены все стороны конфликта. Журналист пытается осветить главную проблему нависшего конфликта, для аудитории. Выше, мы отмечали, что каждый военный корреспондент работает по-разному. Некоторые могут прибегать к помощи военных, некоторые отвергают ее. Во время военных действий, журналисты телеканала «Россия 24» постоянно находятся в окружении дружественной армии, которая дает небольшую гарантию безопасности . Журналисты телеканала «РЕН ТВ» и «Россия 24 всегда находят в центре военных событий, от «первого лица» они показывают места сражений, и порой сами попадают под «град» пуль.
Еще одна особенность освещения военных событий телеканала «Россия 24» в отличие от «РЕН ТВ», это художественность подачи репортажей, использование метафор, ироний, ремарок, для полного представления картины происходящего со стороны Александра Сладкова. Данный метод хорошо помогает восприятию информации у аудитории и все репортажи смотрятся как небольшой художественный фильм.
Стандартный хронометраж телевизионного материала телеканала «РЕН ТВ», составляет 1:30 - 3:00 минуты, когда как у телеканала «Россия 24» на примере Александра Сладкова на репортаж уходит от десяти до двадцати минут. Начиная от событий, которые происходят на полях сражения и заканчивая чем питаются военные они полностью раскрывают обстановку происходящих событий, зачастую вставляя небольшие истории.
Данное построение репортажей помогает создать у аудитории эффект присутствия, вызывающие эмоции и полноценное восприятие репортажа.



1. Абрамов В. Методика работы журналиста в особых условиях. М.: Флинта Наука, 2008. - 223 с.
2. Алленова О. Чечня рядом. Война глазами женщины. - М.:
«КоммерсантЪ», 2008. - 161 с.
3. Амиров А.М. Журналистика экстремальных ситуаций// конспект лекций// 2008. - 186 с.
4. Амиров В. М. Сниженная лексика и эффект достоверности в современном военном репортаже // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2015. 2 (138).
5. Амиров В. М. Этика журналиста в дискурсе современного вооруженного конфликта // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2013. 2 (113).
6. Арапова Г.Ю., Кузеванова С.И., Ледовских М.А., Пантелеев Б.Н. Освещение журналистами экстремальных ситуаций. Справочная серия. Юристу и руководителю СМИ. М.: Элиткомстар, 2007. - 160 с.
7. Бабаян Р. Г. Территория войны. Кругосветный репортаж из горячих точек. М.: Издательство «Э». 2016. - 265 с.
8. Бабицкий А. Человек должен возвращаться к своим ошибкам// Индекс// Досье на цензуру №3, 2000 г. - 80 с.
9. Ворошилов В. В. Журналистика // Москва 2009 // Шестое издание
10. Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс. 2004. - 135 с.
11. Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М., 1996. - 210 с.
12. Жеглова Ю. Феномен «прикомандированной» журналистики. //
Современная российская военная журналистика: опыт, проблемы, перспективы./ ред.-сост. Погорелый М., Сафранчук И. - М.:
«Гендальф», 2002. - с. 22-39.
13. Журналистика и война. Освещение российскими СМИ военных действий в Чечне. / под ред. А.Г. Рихтера. Центр «Право и средства массовой информации». М., 1998. - 150 с.
14. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2004. - 230 с.
15. Ким М. Н. Репортаж: технология жанра. СПб.: Изд-во Михайлова В. А. 2005. - 280 с.
16. Князев А. Журналистика конфликта.// Пособие (частичное
изложение). Бишкек, 2001 (www.evartist.narod.ru)
17. Корконосенко С.Г Основы журналистики // Москва 2004 - 310 с.
18. Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов по специальности "Журналистика". СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. - 245 с.
19. Коновалов И. Военная тележурналистика: особенности жанра. // Современная российская военная журналистика: опыт, проблемы, перспективы. / Ред.-сост. М. Погорелый и И. Сафранчук. - М.: Гендальф, 2002. - 110 с.
20. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров. Основы творческой деятельности журналиста. Спб.: Знание. 2005. - 320 с.
21. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс. 2001. - 205 с.
22. Нуждин Т. Памятка журналисту, работающему в горячей точке.
23. Пантелеев Б. Н. Справочник для журналистов, работающих в районах военных действий. М.: Права человека. 2002. - 56 с.
24. Панфилов О. Боевые действия в Чечне. Уроки и выводы// М., 2012 - 155 с.
25. Проблемы эффективности журналистики. / Под ред. Я. Засурского,
З. Шумберы. М., 1990. - 210 с.
26. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М.: изд-во Моск. ун-та, 2011. - 320 с.
27. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебник / М: Аспект Пресс, 2009. - 123 с.
28. Работа журналистов в экстремальных условиях: сборник
рекомендаций. / сост. Дзюба Г.Г. - М., 2008. - с. 184.
29. Свитич Л.Г., Ширяева, А.А. Профессиональное развитие будущего журналиста. М., 1989. - 95 с.
30. Свитич Л.Г. Эффективность журналистской деятельности. М., 1986. - 138 с.
31. Смирнова Е. Журналист в горячей точке: составляющие
профессионализма, 2009 / Библиотека центра экстремальной
журналистики (www.library.cjes.ru )
32. Сладков А.В. Обратная сторона войны. Изд-во «Э»: М., 2015. - 400 с.
33. Современная Российская Военная Журналистика // Редакторы- составители Михаил Погорелый и Иван Сафранчук — М.: Г ендальф, 2002. - 320 с.
34. Справочник для журналистов, работающих в районах военных действий. М., "Права человека", 2002. - 265 с.
35. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс. 2006. - 182 с.
36. Цвик В.Л. Введение в журналистику // Учебное пособие// МНЭПУ (2-е издание, дополненное и переработанное) 2000 Москва - 175 с.
37. Федотов М.А. Правовые проблемы работы журналистов в зоне проведения контртеррористической операции // Терроризм : правовые аспекты борьбы. - М. : Права человека, 2005.
38. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. М.: РИПхолдинг.
2001. - 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ