Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Историческая публицистика как технология обучения истории в школе

Работа №163278

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы107
Год сдачи2018
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-11
Глава I. Понятие исторической публицистики. Использование публицистических произведений в школе 11-60
1.1. Развитие публицистики в России и СССР с XVII по середину XX века 11-49
1.2. Понятие публицистики и исторической публицистики 49-56
1.3. Применение исторической публицистики в школе 56-60
Глава II. Отражение событий Октября 1917 г. в литературе и общественной мысли в первое послереволюционное десятилетие 61-83
2.1. Оценка октябрьской революции в российской политической публицистике 61-69
2.2. Октябрь 1917 года в русской публицистике 69-77
2.3. Зарубежная публицистика об октябрьской революции 77-83
Глава III. Методическая часть 84-94
3.1. Применение исторической публицистики в рамках элективного курса для 11 класса 84-94
Заключение 95-99
Список использованных источников и литературы по теме 100-107

Актуальность исследования состоит в том, что поднимаются вопросы применения такого культурного пласта как историческая публицистика в школе. В последнее время в школах намечается тенденция к самостоятельному, рефлексивному обучению школьников. Приветствуется не только умение работать по общим лекалам или стандартным шаблонам. Как следствие, привлечение исторической публицистики может быть достойной альтернативой или подспорьем для изучения истории.
К тому же, в изучении проблемы применении исторической публицистики и создание связанных с ней педтехнологий мало разработаны, хотя, как будет рассмотрено далее, есть несколько интересных способов применений.
Тема инновационных методов в обучении детей в средней и старшей школе сейчас актуальна как никогда в связи с общей гуманизацией образования. В связи с введением новых методов, технологий обучения, требуются новые мысли и идеи, введение которых требует расширение и на данный момент большой базы. В данный момент часто используются первоисточники, однако зачастую публицистику не рассматривают в данном ключе. Публицистику и произведения, причисляемые к ней, в России принято рассматривать начиная с появления первых газет, однако если рассматривать определение, данное советской энциклопедией, то "Публицистика -это высший род журналистики. <...> Она выделяется тем, что всегда исполнена полемики, спора, борьбы за новые идеи".
Если рассматривать Россию, то публицистика, как вид журналистики развивается с начала XVIII века, закономерно развиваясь до наших дней. Именно тогда в изданиях появляется рефлексивная оценка событий, а не простое их изложение. В газетах и журналах появляется первая аналитика. Идет полный переход от констатации фактов и изложения новостей к призывам и управлению общественными массами.
Публицистика в России является почти единственным и главным проявлением частной общественно-политической инициативы. В указанном аспекте важна руководящая роль литературы, нежели истории или объективная оценка мировосприятия. Так, например, заметно, что авторитетное положение русской литературной критики, в лице таких представителей как Иван Гончаров, или Виссарион Белинский объясняется тем, что она - в лице наиболее популярных своих представителей - занималась по преимуществу публицистикой.
Использование публицистики именно на уроках истории являет собой глубокий, но неосвоенный пласт знаний, причем неосвоенных, по той причине, что изучение публицистических материалов входит в сферу ответственности литературы и журналистики, а не истории. По этой причине разработка педтехнологий с применением публицистики являет собой поле, которое не освоено и нуждается в разработке и исследованиях.
Объектом исследования в данной работе является сама историческая публицистика, а также ее применение на уроках в школе, а также во внеурочной деятельности, например на элективных курсах или на факультативах. Ранее было указано, что изучение публицистики часто очень поверхностно, она требует детального анализа. Зачастую авторы статей и прочих публицистических материалов рассматриваются как полноценные историки, а их труды как настоящие источники. Однако не стоит забывать, что многие труды пишутся больше не по лекалам исторической науки, а скорее по правилам того момента. Так, например, в ряде источников публицистического характера, цель автора не донести до читателя информацию, а побудить его к действию. Таким образом, объектом являются труды, связанные с исторической публицистикой. Также объектом являются технологии, которые можно применить на уроках, так как их число может варьироваться. Например, самым простым методом является анализ публицистического текста, но сравнивая с анализом исторического источника, есть ряд принципиальных моментов. Например, интересны не только факты, изложенные в материале, но и их окраска...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Каковы же перспективы применения исторической публицистики в современных школах и высших школах? И вообще стоит ли ее изучать в принципе, и где потом применять полученные в ходе в ходе исследования знания.
Публицистика отличается от официального источника тем, что не ставит во главу угла донесение достоверных сведений. Главное для нее это формирование общественного мнения, именно воздействие на него является результатом работы публицистики. В целом публицистику определяет целеполагание, то есть выражение мнения группы по общественно важной проблеме. Исследования показывает, что объектом исследований историков и источниковедов служит не авторская публицистика, а труды периодических изданий. Однако, как уже рассмотрено ранее, публицистика газет и журналов имеет другое качество. Главное отличие - смысловая нагрузка, которая обусловлена позицией издания в спектре периодики. Например много решает ориентация издания: профессиональная, политическая и прочее. Стоит добавить, что публицист, готовя материал для журнала или газеты, подразумевает, что он будет опубликован здесь и сейчас, в конкретном номере конкретного издания.
Большая часть научного внимания уделена не публицистике как историческому источнику, а скорее ее филологическому аспекту, который изучается учеными-журналистами. В сфере их интересов не подлинность исторических фактов, не корректность их изложения или правдивость, а структура повествования, формирование условий, в которых трудились публицисты. В сфере внимания ученых-литературоведов не столько история, сколько исторические условия публицистики: нормы написания произведений, цензурные ограничения, личные биографии публицистов, которые оказывают влияние на труды. То есть можно сделать вывод, что на выходе историка более интересует объект, то есть само произведение и изложенные в нем факты, тогда как публициста в равной степени интересуют и условия, то есть субъект.
Что касается публицистики России, то она проходит долгий путь от простой констатации фактов и их изложения до главного вождя, формирующего мнения людей. Если сравнивать периодику XX века и предыдущих, заметно более яростное взывание к читателю, его интересам, его потребностям. Также заметен отход от чисто информативного к эмоциональному характеру. Однако, это не означает, что вся периодика сменила спектр работы, а то, что выделяется нужный сегмент. Происходит разделение на политическую, литературную публицистику, каждая из которых имеет свою сферу влияния, и работает только на нее.
Публицистика любого государства, и Россия не исключение, служит отражением мысли конкретного исторического периода. Направление мысли определяется ограничениями. В образной форме, облеченной в риторическую яркость публицистика вопрошаету совести и долга человечества, стремясьответить на вопросы «Что делать?», «Кто виноват?». Вместе с этим она читателя призывает к действию, решению, покаянию и милосердию. Потому можно рассматривать публицистику как активизирующий фактор, который осуществляющий оперативную оценку кризисных ситуаций. Вместе с тем публицистика помогает намечать конкретные меры по их нормализации.
Следует отметить, что изучение публицистики дает более яркое представление об историческом периоде, а также показать реальное отношение людей, живших в тот исторический момент к происходящим событиям. За фасадом пафоса и ненависти порой скрывается истинное отношение к любому случаю. Рассмотренная во второй главе работы публицистика, посвященная событиям революции 1917 года доказывает это. Безусловно, события 1917 года, являют собой один из самых противоречивых вопросов истории XX века. Тема "Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков. Великая российская революция "вызывает огромный интерес в среде ученых-историков, тема являет собой один из ключевых вопросов нового историко-культурного стандарта, на основе которого составляются современные учебники по истории. В публицистике отражено ее неоднозначное значение. Как положительные всклики сторонников, так и негативизм со стороны буржуазных изданий. Российская политическая публицистика относительно событий октябрьской революции 1917 года противоречива в своих оценках. Революционеры не преследовали цель объективно отразить происходившие события. Завышенная роль партии большевиков в революции, преувеличение степени активности народа в октябрьском восстании, презрение по отношению к контрреволюционным силам - все то, чем отличались революционеры-мемуаристы, но в работах так же присутствует некая целеустремленность, изначальная определенность задач и действий...


1. Блок, А. А. Записные книжки: сборник статей, мыслей. - М.: Вагриус, 2000. - 430 с.
2. Блок, А.А. Избранное. - М.: Госиздат,1978. - 478 с.
3. Бунин, И.А. Публицистика 1918 - 1953 годов: Сборник статей. - М.: Наследие, 1998. - 640 с.
4. Бухарин, Н.И., Российская революция и её судьбы. Возвращенная публицистика, 1900-1917. Кн. 1. - М.: Высшая школа, 1991.- 368 с.
5. Великая октябрьская социалистическая революция: сборник воспоминаний участников революции в Петрограде и Москве. - Москва, 1957. - 515 с.
6. Витте, С.Ю. Воспоминания. Том 2. - Берлин.: "Слово", 1922. - 128 с.
7. Волошин М. Путями Каина // Волошин М. Собрание сочинений. Т. 2. Стихотворения и поэмы. 1891-1931. - М.: Эллис Лак. 2004. - 235 с
8. Волошин М. Россия распятая // Собрание сочинений. Т. 6. Кн. 2. Проза 1900-1927. Очерки, статьи, лекции, рецензии, наброски, планы. М.: Эллис Лак, 2008. - 450 с.
9. Год 1917. Россия. Петроград: Очерки, статьи, воспоминания / Сост. В.Т. Сенин. - М.: Советский писатель, 1987. - 365 с.
10. Время, отлитое в строки, сборник. "Ленинградская правда" за 50 лет.- Л., Лениздат. 1968 - 495 с.
11. Горький, М., Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре. - М.: Современник, 1991. - 127 с.
12. Горький, М. Рассказы, очерки, воспоминания 1924-1936. Собрание сочинений в 30 томах. Том 17. — Москва, Гослитиздат, 1949. — 256 с.
13. Добролюбов, Н. А. Собрание сочинений в трех томах. Т.3. - М.: Художественная литература, 1987. - 651 с.
14.Замятин, Е. И. Собрание сочинений в 5 томах. Том 4. "Беседы еретика". - М.: "Республика", 2010. - 546 с.
15. Из глубины: Сборник статей о русской революции./С.А. Аскольдов, И.А. Бердяев, С.А. Булгаков и др. - М.: Изд-во Московского университета, 1990. - 291с....(98)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ