Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Национальная идентичность в теории обучения и воспитания 6
1.1. Понятие национальной идентичности 6
1.2. Роль предмета «Иностранный язык» в формировании российской
национальной идентичности 10
1.3. Понятие диалога культур как содержание иноязычного образования 12
1.4. Этническая идентичность в структуре гражданственности 22
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Способы формирования национальной идентичности на уроке английского языка 28
2.1. Место регионального компонента в содержании обучения
иностранному языку 28
2.2. Диагностический этап формирующего эксперимента 32
2.3. Формирование когнитивного и эмоционального компонентов
национальной идентичности на уроке иностранного языка 34
2.4. Формирование поведенческого компонента национальной
идентичности 37
2.5. Анализ полученных результатов эксперимента 37
Выводы по 2 главе 39
Заключение 40
Список использованных источников 42
Человек говорящий является прежде всего носителем культурных ценностей народа, национальной принадлежности, которую личность выбирает на основании некоторых факторов, таких как: родной язык, место рождения, традиции и устои. Осознание принадлежности к определенной культуре является необходимым условием интеграции в мировое культурное пространство. Воспитание школьников на современном этапе основывается на общечеловеческих ценностях и строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям. Предмет «иностранный язык» не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями, содействует воспитанию школьников в контексте «диалога культур». Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, чужую страну и свою, обучающиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, ее людям, традициям.
Актуальность исследования определяется тем, что одной из задач школы является формирование гражданской позиции, частным проявлением которой является наличие собственного мнения учащихся, собственной активной жизненной позиции по любому вопросу, что, в свою очередь, стимулирует и мотивирует стремление постоянно увеличивать и углублять объем знаний и о собственной стране, и о других странах.
Объектом исследования является процесс формирования гражданственности в условиях образовательной организации.
Предметом исследования являются способы формирования национальной идентичности в пределах урока английского языка в 9 классе.
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать способы формирования национальной идентичности обучающихся основной школы на уроке английского языка.
Для достижения данной цели планируется решить следующие задачи:
1. изучить определение национальной идентичности для выявления общей характеристики;
2. рассмотреть этническую идентичность как компонент гражданственности;
3. выделить структурные особенности национальной идентичности;
4. рассмотреть понятие «диалога культур» как неотъемлемой части национальной идентичности и содержания предмета «Иностранный язык»;
5. выделить способы формирования национальной идентичности на уроке в 9 классе;
6. провести диагностику уровня сформированности;
7. провести формирующий эксперимент по формированию национальной идентичности обучающихся;
8. проанализировать полученные результаты.
Для проведения исследования использовались методы опроса, а также формирующего эксперимента.
Теоретической базой исследования послужили работы как отечественных, так и зарубежных авторов по проблемам исследования национальной идентичности и понятия нации (Э.Д. Смит, Э.Х. Эриксон, Э. А. Геллнер и др.), гражданственности и патриотизма (Л.В. Рожкова, Н.Д. Васильева, Ю.Н. Никифоров, А.Н. Скалина и др.), связи языка и идентичности (В. Оппенридер, М. Турмаир, Э. Хобсбаум), диалога культур и межкультурной коммуникации (С.Г. Тер-Минасова, В.С. Библер, М.С. Каган).
Теоретическая значимость заключается в обобщении исследований разных наук в этой области.
Практическая значимость - результаты исследования, материалы и примеры можно использовать для обучения диалогу культур на разных ступенях образования для формирования национальной идентичности как составной части гражданственности.
Исследование проходило на базе Муниципального автономного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 19 г.Улан-Удэ" (Республика Бурятия) в период с 1 сентября по 27 октября 2020 года.
Проблема национальной идентичности освещена автором в статье, посвященной языковой репрезентации национальной идентичности [Бугатова, 2020]. Результаты экспериментальной работы были представлены на конференции «Актуальные вопросы лингвистики и лингводидактики» в рамках XXII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в апреле 2021 года. Доклад был отмечен дипломом III степени.
Национальная идентичность определяется как чувство принадлежности человека к одной нации или государству. Существует множество факторов конструирования национальной идентичности, например, национальная символика, язык, национальные цвета, а также история нации, культура, кухня, кровные связи, музыка и др. Многонациональность нашей страны служит основой для формирования единой российской гражданской идентичности обучающихся.
В федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается важность развития культурного разнообразия и языкового наследия народов нашей страны для овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Вхождение в единое культурное и духовное пространство возможно лишь посредством осознания своей принадлежности к этнической группе, которая является частью многонационального гражданского общества, объединенного единой российской гражданской идентичностью.
Для осознания себя частью родной культуры обучающийся должен знать о своеобразии родного региона и уметь рассказывать о нем в процессе иноязычного общения. Диалог культур сопровождает весь процесс познания на уроках иностранного языка. В процессе межкультурного общения происходит диалог культур как процесс взаимодействия индивидов, различающихся своими социокультурными, национальными и этнопсихологическими характеристиками, происходит познание личностью разных культур и создание у участников межкультурного общения более целостной лингвокультурологической картины мира. Картина мира, являющаяся содержанием такого общения, включает не только знания об объеектах материальной культуры и реалиях, но ценности культур.
Этническая идентичность является составной частью национальной идентичности, являющейся основой гражданственности. Лучшим способом осознания самобытности является ее сравнение с другими культурами и в этом смысле наибольшим потенциалом среди учебных предметов школьной программы обладает иностранный язык. Необходимость обучения иностранному языку с учетом национально-регионального компонента продиктовано тем, что понимание иной культуры возможно только на основе знания своего региона. Для формирования национальной идентичности в процессе обучения иностранному языку 9 класса в школе № 19 г.Улан-Удэ была разработана серия уроков по формированию всех ее структурных компонентов: когнитивного, эмоционального, ценностного и поведенческого. В рамках занятий были проведены следующие мероприятия: педагогическая мастерская, опрос для выявления уровня сформированности национальной идентичности учащихся, и заключительный урок, направленный на формирование поведенческого компонента.
В результате проведенных мероприятий, обучающиеся получили знания о достижениях родной культуры, научились вербализовать свои эмоциональные состояния по поводу восприятия произведений искусства соотечественников, получили представление о многообразии культуры России, о культурном своеобразии Бурятии, о понятии гражданственности.
Несколько предложенных мероприятий не являются основанием утверждать, что у обучающихся сформировалась национальная идентичность. Однако подобные уроки создают базу для развития всех компонентов национальной идентичности, повышают уровень национального самосознания. В завершении цикла уроков обучающиеся стали осознавать себя трансляторами многонациональной культуры России. Ученики осознали, что диалог культур представляется невозможным без знания своей родной культуры, а глубокое знание родной культуры возможно при ее сопоставлении с иноязычной. В процессе внутреннего «проживания» культуры осознается причастность к своему народу и формируется национальная идентичность.
1. «Белая книга» по межкультурному диалогу: «Жить вместе в равном достоинстве»: Утверждена министрами иностранных дел стран-членов Совета Европы на 118-й сессии Комитета министров, Страсбург, 7 мая 2008 г.: [пер. с англ. яз.] / Совет Европы. Информационный офис Совета Европы в России. Москва, 2009. 73 с.
2. Баскакова В.П. Вестник Волгоградского государственного университета. 2012. - №1 (15). С.169-173
3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М.Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975. 502 с.
4. Библер В.С. Школа диалога культур: Идеи, опыт, перспективы. Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный Центр, 1993. 416 с.
5. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе [Текст]: проблемы и перспективы: [по специальности № 2103 "Иностранные языки"]. - Москва: Просвещение, 1988. 254 с.
6. Бим И.Л. Теория практика обучения иностранному языку в средней школе - М.: Просвещение, 1998. 116 с.
7. Бим И.Л., Маркова Т.В. Об одном из возможных подходов к составлению программ по иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1992. №1. С.3-16
8. Битнер М.А., Мучкина Е.С. Реализация аксиологического потенциала этнонимов в тексте/ Вестник Красноярского государственного педагогического университета В.П. Астафьева. 2015.- №3 (33). С.173-176
9. Благова Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента: для средней общеобразовательной школы // РЯШ. 1993. № 4. С.16-19.
10. Богданова О.С. Лингводидактика и методика преподавания иностранных языков в схемах и комментариях: текст лекций/ Краснояр. гос.пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2011. 176 с.
11. Богданова О.С. Пока не начался урок: разговор с учителем: учебное- методическое пособие/ Краснояр. гос.пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2017. 224 с.
12. Бугатова А.А. Репрезентация национальной идентичности в британских СМИ // Вопросы переводоведения, межкультурной коммуникации и зарубежной литературы: сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т; отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2020. С. 244247
13. Бушев А.Б. Язык как основание и индикатор идентичности. Человек. Культура. Образование. 2012. №2 (4). С. 147.
14. Герман. Н.Ф. Языковые параметры лингвокультурной идентичности субъекта современной межкультурной коммуникации // Лингвистические аспекты исследования идентичности личности в изменяющемся мире: коллективная монография. Челябинск: Энциклопедия, 2012. С. 8-42.
15. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. Издание третье, 1 доп. и перераб. М.: Аспект Пресс, 2000. 591 с.
... всего 46 источников