Введение 3
Глава I. Генезис института президентства в России и формирование его
правовой основы 7
1.1. Причины учреждения поста президента в России 7
1.2. Основные составляющие правовой базы института президентства в
РФ 19
1.3. Место президента в системе органов государственной власти РФ 33
1.4. Динамика статуса президентской власти в России 38
Глава II. Механизм президентской власти в Российской Федерации 40
2.1. Основные функции института президентства в РФ 40
2.2. Государственные учреждения в контексте проблемы осуществления
президентских полномочий 42
Глава III. Применение результатов исследования в средних
общеобразовательных учреждениях 59
3.1. Технологическая карта урока по праву в 10-м классе на тему: «Система
органов государственной власти в РФ: Президент» 59
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 67
Приложение 77
Выпускная квалификационная работа «Институт президентства в РФ» посвящена анализу основных составляющих президентской власти как важнейшего компонента исполнительной власти нашей страны в целом.
Актуальность темы исследования. Во-первых, неоднозначность оценки места и роли института президентской власти в России показывают, что данный феномен требует дальнейшего обобщения практического опыта и попыток его теоретического анализа.
Демократические преобразования, проводимые в Российской Федерации, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели стал общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение в стране института президентской власти.
Несмотря на многовековой опыт, накопленный различными странами мира в сфере организации и деятельности президентской власти, для России данный государственный институт был к 1991 году новым. С мая 1991 года, когда он был введен в России, начался сложный период адаптации вертикали власти в специфических условиях государства, находящегося в ситуации перехода от тоталитарного к демократическому государственному устройству.
Во-вторых, все государства имеют свою национально-историческую специфику и традиции, вариативность содержания и формы организации президентской власти сильна, она не может быть однотипной в разных странах, поэтому конкретный анализ вертикали власти просто незаменим.
В рамках выпускной квалификационной работы мы исходим из устоявшейся типологии президентской, парламентской или смешанной форм государственного правления. Вместе с тем, рассматривая особенности института президентской власти в России, мы учитываем несомненные особенности структурирования власти в такой крупной в территориальном и экономическом плане страны, какой и является РФ. Соответственно, таких параметров буквально нет больше нигде, и примеров для России просто нет...
В качестве выводов можно привести то, что возникновение института президентства в РФ стало началом реформирования всей исполнительной власти в России, начиная от федерального уровня, заканчивая региональным. За последнее тридцатилетие институт президентства смог эволюционировать из одной политические системы в другую. Отличительной чертой является то, что он не просто сохранил свою стабильность, но и укрепил её, изменив с 1993 года свое место и статус в высших органах государственной власти.
Поскольку современная политическая система начинает своё развитие с начала 1990-х годов, то и институт Президентства, начиная с 1991 года, находился в постоянной модернизации и развитии, которые с одной стороны претерпевали кризисы, а с другой имели взлет и укрепление полномочий на различных этапах эволюции. Развитие Президентства и эволюция полномочий закреплена в трех основных нормативно-правовых актах:
1. в законе «О Президенте РСФСР» (закрепляет статус Президента);
2. в Конституции РСФСР 1978 года;
3. в Конституции РФ 1993 года.
Анализ этих документов, позволил определить динамику развития полномочий института Президента. Однако история России показывает, что повышение объема полномочий зачастую был основан на незаконных основаниях. Примером этого является политические кризисы 1991 года (августовский путч) и 1993 года, которые были ознаменованы пакетами чрезвычайных указов Президента.
Вместе с институтом президентства происходила развитие и президентских структур. Так, в основу развития Администрации Президента была положена американская система с некоторыми адаптациями, Администрация входит в аппарат Президента, а не, как в американской модели, в Правительство. Данная адаптация опыта заложила основу параллелизма функций Правительства и Администрации.
Рассмотрев конституционный статус Президента, мы пришли к следующим выводам. Так, Российской Федерации свойственен смешенный тип республики - президентско-парламентская форма
(«полупрезидентская»). В рамках такой системы Президент обладает собственными прерогативами, которые позволяют ему выполнять свои функции независимо от правительства, однако одновременно с Президентом существуют министры и Председатель Правительства. Министры образуют правительство, которое в свою очередь в частичной мере ответственно перед Парламентом, что отличает данную форму от президентской.
Важным моментом является то, что Президент РФ является влиятельной и активной политической силой, оказывающей воздействие на систему государственной власти в целом: как на внутреннем, так и на внешнем уровне страны...
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 19.01.2021).
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) «О Конституционном Суде Российской Федерации». - [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4172/ (дата обращения: 20.02.21).
3. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред.
от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении». - [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31866/ (дата обращения: 20.02.21).
4. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ (ред.
от 01.07.2017) «О военном положении». - [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35227/ (дата обращения: 20.02.21).
5. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред.
от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации». - [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48221/ (дата обращения: 20.02.21).
6. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О
референдуме Российской Федерации». - [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18623/ (дата обращения: 20.02.21).
7. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке
формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». - [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27187/ (дата
обращения: 20.02.21).
8. Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ
«О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». - [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30387/ (дата обращения: 20.02.21).
9. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента
Российской Федерации». - [Электронный ресурс] // СПС
«КонсультантПлюс». Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40445/ (дата обращения: 20.02.21).
10. Указ Президента РФ от 3 июня 1992 г. № 547 «Об образовании
Совета безопасности Российской Федерации». - [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_74661 / (дата обращения: 20.02.21).
11. Указ Президента РФ от 3 июня 1992 г. № 266-РП «О
первоочередных мерах по обеспечению деятельности Совета Безопасности Российской Федерации». - [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28381/ (дата обращения: 19.01.2021).
12. Указ Президента РФ от 22 августа 1996 г. № 1234 «Об Управлении
делами Президента Российской Федерации». - [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11430/ (дата обращения: 20.02.21).
13. Указ Президента РФ от 9.07.1997 г. № 696 «О полномочном
представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). - [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15049/ (дата обращения: 20.02.21).
14. Указ Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 (ред. от 10.01.2000) «Об
утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации». - [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18471/ (дата
обращения: 20.02.21).
15. Указ Президента РФ от 28.03.1998 г. № 294 «Об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). - [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18280/ (дата обращения: 20.02.21)...72