РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗАДАНИЯ С ПАРАМЕТРОМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА 6
1.1 Сущность понятия «Исследовательские умения» 6
1.2 Исследовательские умения учащихся по математике 16
1.3 Дидактические условия развития исследовательских умений учащихся
8 классов на уроках математики 22
2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗАДАНИЕ С ПАРАМЕТРОМ» 32
2.1 Цели и содержание элективного курса «Задания с параметром», направленного на развитие исследовательских умений учащихся 8 класса
32
2.2 Формы, методы и средства элективного курса «Задания с параметром», направленного на развитие исследовательских умений учащихся 8 класса
40
2.3 Описание педагогического эксперимента и его результатов 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА 6
1.1 Сущность понятия «Исследовательские умения» 6
1.2 Исследовательские умения учащихся по математике 16
1.3 Дидактические условия развития исследовательских умений учащихся
8 классов на уроках математики 22
2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗАДАНИЕ С ПАРАМЕТРОМ» 32
2.1 Цели и содержание элективного курса «Задания с параметром», направленного на развитие исследовательских умений учащихся 8 класса
32
2.2 Формы, методы и средства элективного курса «Задания с параметром», направленного на развитие исследовательских умений учащихся 8 класса
40
2.3 Описание педагогического эксперимента и его результатов 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
Актуальность исследования. В школьной математике есть классы задач, вызывающие особый интерес учителей и методистов, традиционно считающиеся трудными для освоения учениками: задачи на построение, решение систем алгебраических неравенств, текстовые задачи с использованием дробных и процентных соотношений и так далее. Задачи с параметрами занимают в этом перечне не последнее место. Вызвано это рядом обстоятельств.
Во-первых, трудности вызывает само понятие параметра и характер задачи с параметром. Этот термин не имеет чётко сформулированного определения, подобного определениям других математических терминов. Его первичное восприятие учащимися усложнено тем, что в их субъектном опыте сложно выделить примеры использования параметров. Решение задачи с параметрами требует вместо однозначно заданного объекта рассмотреть множество объектов, добавляет в рассматриваемую ситуацию динамики, в отличие от подавляющего большинства «статичных» задач, решаемых в школьном курсе.
Во-вторых, задачи с параметрами относятся к задачам более высокого уровня сложности, не имеют однозначных алгоритмов решения, требуют уверенного владения разнородными фрагментами школьного курса математики, применения разнообразных эвристик.
Наконец, несмотря на большое количество статей, учебных пособий, методика обучения решению задач с параметрами для большинства учителей остаётся недостаточно разработанной.
Проведенный анализ позволил нам констатировать наличие противоречий:
• между потребностью общества в человеке, владеющим исследовательскими умениями и недостаточной подготовленностью учащихся 8 класса;
• между имеющимися потенциальными возможностями курса математики в развитии исследовательских умений учащихся 8 классов и отсутствием эффективных методик, позволяющим реализовать эти возможности.
Проблема данного исследования вытекает из выделенных противоречий и состоит в разработке методики развития исследовательских умений учащихся 8 класса в условиях элективного курса «Задания с параметром».
Объект исследования: процесс развитие исследовательских умений учащихся 8 класса в условиях элективного курса «Задания с параметром».
Предмет исследования: развитие исследовательских умений учащихся 8 класса в условиях элективного курса «Задания с параметром».
Цель исследования: разработать методику развития
исследовательских умений учащихся 8 класса в условиях элективного курса «Задания с параметром».
В основу исследования была положена следующая гипотеза: если в процессе обучения учащихся математики использовать специальную методику проведения элективного курса «Задание с параметром», то это будет способствовать развитию исследовательских умений учащихся.
Проблема, цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
Задачи:
1. Выявить теоретически основы развития исследовательских умений учащихся.
2. Выделить дидактические условия развития исследовательских умений учащихся 8 класса.
3. Разработать методику проведения элективного курса «Задание с параметром», способствующую развитию исследовательских умений учащихся и проверить ее эффективность в опытно-экспериментальной работе.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
• теоретические: междисциплинарный анализ и синтез методологической, педагогической, психологической, методической литературы по вопросам исследования;
• методы эмпирического исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Во-первых, трудности вызывает само понятие параметра и характер задачи с параметром. Этот термин не имеет чётко сформулированного определения, подобного определениям других математических терминов. Его первичное восприятие учащимися усложнено тем, что в их субъектном опыте сложно выделить примеры использования параметров. Решение задачи с параметрами требует вместо однозначно заданного объекта рассмотреть множество объектов, добавляет в рассматриваемую ситуацию динамики, в отличие от подавляющего большинства «статичных» задач, решаемых в школьном курсе.
Во-вторых, задачи с параметрами относятся к задачам более высокого уровня сложности, не имеют однозначных алгоритмов решения, требуют уверенного владения разнородными фрагментами школьного курса математики, применения разнообразных эвристик.
Наконец, несмотря на большое количество статей, учебных пособий, методика обучения решению задач с параметрами для большинства учителей остаётся недостаточно разработанной.
Проведенный анализ позволил нам констатировать наличие противоречий:
• между потребностью общества в человеке, владеющим исследовательскими умениями и недостаточной подготовленностью учащихся 8 класса;
• между имеющимися потенциальными возможностями курса математики в развитии исследовательских умений учащихся 8 классов и отсутствием эффективных методик, позволяющим реализовать эти возможности.
Проблема данного исследования вытекает из выделенных противоречий и состоит в разработке методики развития исследовательских умений учащихся 8 класса в условиях элективного курса «Задания с параметром».
Объект исследования: процесс развитие исследовательских умений учащихся 8 класса в условиях элективного курса «Задания с параметром».
Предмет исследования: развитие исследовательских умений учащихся 8 класса в условиях элективного курса «Задания с параметром».
Цель исследования: разработать методику развития
исследовательских умений учащихся 8 класса в условиях элективного курса «Задания с параметром».
В основу исследования была положена следующая гипотеза: если в процессе обучения учащихся математики использовать специальную методику проведения элективного курса «Задание с параметром», то это будет способствовать развитию исследовательских умений учащихся.
Проблема, цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
Задачи:
1. Выявить теоретически основы развития исследовательских умений учащихся.
2. Выделить дидактические условия развития исследовательских умений учащихся 8 класса.
3. Разработать методику проведения элективного курса «Задание с параметром», способствующую развитию исследовательских умений учащихся и проверить ее эффективность в опытно-экспериментальной работе.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
• теоретические: междисциплинарный анализ и синтез методологической, педагогической, психологической, методической литературы по вопросам исследования;
• методы эмпирического исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В первом параграфе проведен анализ педагогической литературы и раскрывается понятие «исследовательское умение».
Во втором параграфе рассмотрена исследовательская деятельность, которая способствует формированию мыслительных и творческих способностей, умение ставить и решать проблемы, способности ориентироваться в разных потоках информации, умение общаться, формулировать и высказывать свое мнение.
В третьем параграфе рассмотрены условия развития исследовательских умений учащихся. Выделены дидактические принципы составления программ элективных курсов.
В первом параграфе второй главы разобраны подробно цели, задачи, планируемые результаты, примерное тематическое планирование элективного курса «Задания с параметрами». А также, приведено краткое содержание отдельных разделов курса, приведены примеры задач с параметром.
Во втором параграфе второй главы рассмотрены наиболее подходящие методы, формы и средства, способствующие для развития исследовательских умений, учащихся на элективном курсе «Задания с параметром».
Предлагаемый элективный курс будет способствовать формированию у школьников основных умений и навыков исследовательской и проектной деятельности. Разработанная методика является доступной для понимания учащимися основного звена школы, специфика дифференцированного подхода к учащимся позволила повысить интенсивность их деятельности и добиться на различных этапах однородных результатов, из результатов проведенного исследования можно констатировать, что предлагаемая методика является эффективной.
Во втором параграфе рассмотрена исследовательская деятельность, которая способствует формированию мыслительных и творческих способностей, умение ставить и решать проблемы, способности ориентироваться в разных потоках информации, умение общаться, формулировать и высказывать свое мнение.
В третьем параграфе рассмотрены условия развития исследовательских умений учащихся. Выделены дидактические принципы составления программ элективных курсов.
В первом параграфе второй главы разобраны подробно цели, задачи, планируемые результаты, примерное тематическое планирование элективного курса «Задания с параметрами». А также, приведено краткое содержание отдельных разделов курса, приведены примеры задач с параметром.
Во втором параграфе второй главы рассмотрены наиболее подходящие методы, формы и средства, способствующие для развития исследовательских умений, учащихся на элективном курсе «Задания с параметром».
Предлагаемый элективный курс будет способствовать формированию у школьников основных умений и навыков исследовательской и проектной деятельности. Разработанная методика является доступной для понимания учащимися основного звена школы, специфика дифференцированного подхода к учащимся позволила повысить интенсивность их деятельности и добиться на различных этапах однородных результатов, из результатов проведенного исследования можно констатировать, что предлагаемая методика является эффективной.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА НА ЭЛЕКТИВНОМ КУРСЕ «ЗАДАНИЯ С ПАРАМЕТРАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Развитие исследовательских умений обучающихся при решении задач с параметрами
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Алгебраические задачи как средство формирования аналитических умений обучающихся общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2022 - ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «ЗАДАЧИ С ПАРАМЕТРОМ» В СИСТЕМЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО
БИОЛОГИИ В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Функционально-графические методы решения неравенств на элективном
курсе по математике
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Разработка методики решения экспериментальных задач в школьном курсе подготовки к ОГЭ по физике
Магистерская диссертация, физика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2019 - Использование интерактивных средств обучения для организации внеклассной работы по математике в 10-11 классах общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018





