ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА
1.1. Понятия «мышление» и «креативное мышление» в психологопедагогической литературе 11
1.2. Особенности развития креативного мышления младшего
подростка 23
1.3. Способы и приемы развития креативного мышления младшего
подростка на занятиях декоративно-прикладного искусства 31
1.4. Арт-технологии, как средство развития креативного
мышления 36
Выводы по главе 1 43
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА НА ОСНОВЕ
ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ
2.1. Выявление актуального уровня развития креативного мышления
подростков 45
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 62
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 70
Выводы по главе 2 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 92
Актуальность исследования: «Современное общество, активно функционируя, развивается с большой скоростью, что, безусловно, порой порождает сложные, неоднозначные и противоречивые ситуации. Развитие науки и расширение информационного пространства задают высокий уровень конкуренции и усиливают темп возможных изменений, которые касаются разнообразных сторон жизни человека. С одной стороны, данная ситуация предоставляет возможности для успешной самореализации личности во всех сферах деятельности. С другой стороны, современные условия предъявляют и высокие требования к способности принимать решения самостоятельно, разрабатывать и реализовывать нестандартные и принципиально новые идеи, применять гибкость в поведении при решении разнообразных задач» [18, с. 103]. Готовность отказываться от существующих стереотипов, изменчивость современного мира, его неопределенность, высокая конкуренция на рынке труда - всё это побуждает быть людей креативными, нестандартно мыслящими.
Впервые экспериментально обосновал перечень особенностей креативного мышления ученый Дж. Гилфорд. Он считал, что интеграция конвергентного (логического, последовательного, линейного) и дивергентного (целостного, интуитивного, релятивного) мышления приводит к рождению новых идей и творений. В структуре креативности автор выделяет главную роль дивергентного мышления, которое является средством для самовыражения и позволяет зарождать оригинальные идеи, ставить новые проблемы [74].
Проблема развития креативного мышления детей является достаточно сложной для исследования, но рассмотрение всех возможных подходов к ее изучению чрезвычайно актуально в настоящее время. В соответствии с изменившимся социальным заказом общества изменились и ориентиры в самой системе [21, с.83].
Федеральный государственный образовательный стандарт описывает личностные характеристики выпускника школы, в число которых входит «креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества», также в данном документе среди личностных результатов отмечена готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности [28, с.34]. С другой стороны, по мнению современных исследователей и практиков, сложившиеся системы школьного обучения направлены скорее не на развитие творческой деятельности и продуктивного воображения, которое лежит в основе креативности, а на репродуктивное воспроизведение материала и тренировку успешного прохождения итоговых испытаний в форме тестирования, которое точно не предполагает использование школьниками нестандартного мышления.
Современное образование, нередко становится «культурным конвейером», который загоняет человека в рамки определенных предписаний, требований, норм, в результате чего происходит уравнивание, приучение думать одинаково [28, с.124]. Но человек не является трансформатором или накопителем среды, в которой живет.
Отечественные и зарубежные специалисты в области педагогики и психологии подчеркивают противоречия между выдвигаемой современным обществом потребностью в развитии креативного мышления и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на всех этапах обучения. Не случайно в педагогике сейчас ведется интенсивный поиск рациональной организации учебного процесса, стимулирующей развитие творческой активности учащихся в целом и креативного мышления, в частности. Однако в целом проблема развития креативного мышления пока остается и теоретически, и практически недостаточно разрешенной задачей. Сложность этой проблемы обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление качеств креативного мышления [29, с.114].
Следовательно, исходя из вышесказанного, прослеживаются объективно существующие противоречия между:
• требованиями государства в воспитании креативно мыслящего человека и недостаточным вниманием к организации процесса такого воспитания в образовательных организациях;
• потребностью школьников в развитии креативного мышления и отсутствием разнообразия возможностей в удовлетворении данной потребности, по причине недостаточно разработанных педагогических программ по развитию креативного мышления младших подростков;
• необходимостью развития креативного мышления младших подростков и недостаточной исследованностью возможностей (организационно-педагогических условий), повышающих результативность этого процесса;
• необходимостью оптимизации организационно-педагогических условий развития креативного младших подростков и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения механизмов реализации данного процесса.
Актуальность и недостаточное изучение данной проблемы послужили поводом для выбора темы нашего исследования «Развитие креативного мышления младших подростков в процессе реализации программы «Креативный Я».
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать на практике программу «Креативный Я», направленную на развитие креативного мышления младших подростков.
Объект исследования: процесс развития креативного мышления младших подростков.
Предмет исследования: арт-технологии как средство развития креативного мышления младших подростков.
Гипотеза исследования: реализация программы «Креативный Я» с использованием арт-технологий, направленная на развитие креативного мышления, будет эффективна, если:
- содержание занятий отвечает интересам младших подростков и построена на основе таких арт-технологий, как ведение лэпбука, лайфхаки, продукт деятельности в стиле Хенд-мэй;
-задания и упражнения, направлены на развитие беглости мышления, гибкости, оригинальности, разработанности, точности выполнения заданий.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить особенности креативного мышления младшего подростка;
3. Изучить способы и приемы развития креативного мышления на занятиях творчеством;
4. Рассмотреть арт-технологии как способ развития креативного мышления младших подростков;
5. Провести констатирующий эксперимент по выявлению актуального уровня сформированности креативного мышления младших подростков;
6. Разработать программу формирующего эксперимента и апробировать её на практике;
7. Оценить эффективность программы «Креативный Я» на основе арт- технологий с помощью методов математической статистики.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования);
2. Практические (наблюдение, тестирование);
3. Статистические (количественный и качественный анализ нахождение значимости различий по U-Манна-Уитни).
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дома детского творчества» города Сосновоборска, в количестве 22 учащихся возрастом от 10 до 13 лет, которые в дальнейшем разделились на две группы, группа «А» (контрольная) и группа «Б» (экспериментальная).
Апробация исследования. Результаты исследования обсуждались на научных практических и педагогических форумах: Всероссийский форум образовательных практик г.Томск (02.01.2018г.); III этап Городского форума «Педагогических практик» г.Красноярск (26.03.2019г.); VIII Международный научно-образовательный форум «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (28.11.2019г.) Программа формирующего эксперимента «Креативный Я» заняла призовое место в V Краевом конкурсе дополнительных общеобразовательных программ в номинации- художественная.
По теме диссертации имеются две публикации.
Методологическая основа исследования: системно-деятельностный подход в изучении мышления (В.Н.Дружинин, Д.А.Леонтьев, В.А.Якунин); деятельностный, ориентирующий на использование активных методов в процессе дополнительного образования (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Дж. Брунера), синтетический подход к изучению процессов творчества (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, Дж. Рензулли).
Теоретическая основа исследования: концептуальная основа магистерского исследования построена с использованием работы социологов, педагогов, психологов, искусствоведов по проблемам формирования и развития креативного мышления, креативности личности: Б.Г. Ананьева, И. Я. Лернер, С.Л. Рубинштейн; теоретические концепции креативной деятельности, креативного мышления: Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, Ж.Тойлер, Я.А. Пономарев, С. Н. Орлова. Заслуживают внимания авторские концепции развития креативного мышления через творческую деятельность такие как: Чернышевский Дмитрий, Майкл Микалко; из зарубежных авторов: Остин Клеон, Майкл Роуди, Тина Силиг, Михай Чиксентмихайи.
Научная новизна: по итогам проведенного исследования выявлены эффективные арт-технологии, положительно влияющие на развитие креативного мышления младших подростков.
Теоретическая значимость заключается в проведении исследования по проблеме развития креативного мышления младших подростков; выделении основных структурных компонентов креативного мышления; определении уровней и показателей сформированности креативного мышления; разработке программы «Креативный Я» на основе арт- технологии, позволяющих повысить уровень креативного мышления младших подростков.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа «Креативный я» на основе арт-технологий, а также полученные результаты в ходе ее апробации, могут быть использованы в практической деятельности преподавателей дополнительного образования, учителей школ и педагогов ДОУ.
Структура и объём диссертации:
Полный объём - 157 страниц, 13 рисунков, 11 таблицы и 8
приложения. Количество использованных источников 90.
Описание представляемого исследования включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении обсуждается: актуальность работы, цель, объект исследования, предмет исследования, рабочая гипотеза, задачи исследования, научная новизна, научная, теоретическая и практическая значимость; приводится структура диссертации, а также список работ, в которых опубликованы результаты данного исследования.
В главе 1 описаны теоретические основы развития креативного мышления младшего подростка; рассмотрены: понятия «мышление», «креативное мышление» в психолого-педагогической литературе;
особенности креативного мышления младшего подростка, способы и приемы развития креативного мышления младшего подростка, а также специфика арт-технологий и ее возможность в развитии креативного мышления на занятиях творчеством.
В главе 2 приведение описание экспериментального исследования:
• подбор методик для выявления актуального уровня развития креативного мышления младших подростков; проведение констатирующего эксперимента;
• разработана и апробирована программа «Креативный я» на основе арт-технологий;
• на третьем этапе осуществлялся контрольный срез, анализировались и обобщались итоги педагогического эксперимента, формулировались выводы и оформлялись результаты.
Основные результаты диссертационного исследования были представлены на научных практических и педагогических форумах: III этап Городского форума «Педагогических практик» г.Красноярск (26.03.2019г.); Всероссийский форум образовательных практик г.Томск (02.01.2018г.); VIII Международный научно-образовательный форум «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (28.11.2019г.)
По теме диссертации опубликованы 2 статьи, в которых нашли отражение теоретические принципы и результаты работы: Ареховская А.О. Особенности креативности в младшем школьном возрасте // Вопросы студенческой науки/ Санкт-Петербург, 2019г. №3 (31) С.80
Петропавловская Н.В., Ефимова Е.В., Ареховская А.О. Из опыта реализации сетевой дополнительной общеобразовательной программы «Команда плюс» // Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей/ Изд.: АНО ДПО «Академия инновационного образования и развития. 2019 г. №1 С. 50-54. ISSN: 2500-1876
В заключении сформулированы основные результаты диссертации.
В приложениях собраны таблицы, содержащие данные по результатам исследования, методики исследования, программа формирующего эксперимента «Креативный Я».
В магистерской диссертации представлено теоретическое обоснование развития креативного мышления младших подростков в процессе реализации программы «Креативный я». Это позволило нам расширить научные знания о предмете исследования, а именно, определить диагностический инструмент исследования, обосновать, разработать арт-педагогические технологии, выбрать методики и их реализовать в процессе экспериментальной работы и доказать их результативность. В соответствии с целями и задачами проведенного исследования, можно сделать следующие выводы по его результатам:
• уточнены понятия «мышление», «креативное мышление», а также систематизированы взгляды, подходы ученых к изучению природы креативного мышления;
• рассмотрена особенность развитие креативного мышления младших подростков;
• определена специфика арт-технологий и ее возможность в развитии креативного мышления младших подростков на занятиях творчеством;
• разработан диагностический инструмент изучения креативного
мышления младших подростков. Определены критерии: беглость;
оригинальность, гибкость (семантическая), разработанность, точность выполнения заданий;
- для проверки уровней выделены диагностики, по заданным критериям: беглость - субтест «Использование предметов», «Составление изображений» авторов диагностики вербальной и невербальной креативности Дж.Гилфорда и Е.П.Торренса в модификации Е.Туник; оригинальность - субтест «Заключения» авторов диагностики вербальной и невербальной креативности Дж.Гилфорда и Е.П.Торренса в модификации Е.Туник (вербальный тест), а также диагностика невербальной креативности «Завершение картинок» автора Е.П.Торренса, адаптированным А.Н.
Ворониным; гибкость (семантическая) - вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» авторов И. С. Аверина, Е.И. Щебланова; разработанность - тест креативности диагностики творческого мышления автора Е.П.Торренса; точность выполнения заданий - наблюдение за учащимися в процессе их деятельности;
• опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАУДО «ДДТ» г. Сосновоборска, в которой приняли участие 22 подростка возрастом от 10-13лет. Проведенный нами констатирующий эксперимент показал, необходимость разработки и проведения формирующего эксперимента, с целью повышения актуального уровня развития креативного мышления через творческую деятельность. Были сформированы две группы контрольная и экспериментальная;
• в связи с выше поставленной целью была разработана и реализована программа формирующего эксперимента «Креативный Я» на основе применения арт-технологий;
- для отслеживания динамики развития и эффективности предложенной программы был проведен итоговый контрольный срез, который показал, что в экспериментальной группе наблюдались положительные изменения по всем критериям. Высокий уровень достиг 26 % (3чел.), средний 53% (6чел.), низкий 21% (2чел). Статистический анализ U-Манна-Уитни, позволил
сделать вывод, что полученное эмпирическое значение иэмп(26.5) находится в зоне неопределенности.
Положительные результаты, полученные в ходе исследования, позволяют считать эффективным представленную программу формирующего эксперимента, основанную на арт-технологиях. Для более значимых результатов, программа «Креативный Я», требует усовершенствования в виде материально-технической базы, привлечения специалистов арт-индустрии.
Запланированные цель и задачи магистерской диссертации достигнуты. Получены новые знания об исследуемом процессе, выявлены эффективные формы и методы развития креативного мышления младших подростков, которые отражены в новизне, теоретической и практической значимости исследования. Гипотеза диссертационной работы нашла свое подтверждение.
1. Аверина И. С., Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». Пособие для школьных психологов. М.: Соборъ, 1996. 60с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288с.
3. Анисимов В.П. Арт-педагогика нравственности: Монография / В.П. Анисимов, Тверь: Твер.гос.ун-т, 2010. 113с.
4. Ареховская А.О. Особенности креативности в младшем школьном возрасте// Вопросы студенческой науки/ Санкт-Петербург, 2019г. №3 (31) С.80-86.
5. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры ХХ века М.: Советский художник, 1987. 232с.
6. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976. 258с.
7. Барышева Т.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. М.: изд-во: «Феникс», 2004. 204с.
8. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А., Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб., 2006. 268 с.
9. Бернатосян С. Г. Воровство и обман в науке. СПб., 1998. 342с.
10. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал. 1999. т.16. №5. С.49-58.
11. Васильева Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. 2015. №11. С. 1717-1719.
12. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. М.В. Гамезо. М., 1984. 132с.
13. Выготский Л.С. Психология искусства / Предисл. А.Н. Леонтьева. М.: Искусство, 1986. 573 с.
14. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления Спб: Питер, 2000. 68с.
15. Гатовская Д. А. Лэпбук, как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2015. С.162-164....90