ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 КОММУНИКАЦИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ 10
1.1 Особенности коммуникаций в государственном управлении культурой..10
1.2 Коммуникационная политика органов государственной власти в области
культуры: теоретические и практические аспекты 25
ГЛАВА 2 КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ 41
2.1 Общественное мнение о состоянии сферы культуры в РФ 41
2.2 Общественное мнение о состоянии сферы культуры в Пензенской области 52
2.3 Рекомендации по управлению коммуникационной политикой
Министерства культуры и туризма Пензенской области 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
В современном постиндустриальном, информационном обществе как никогда видна коммуникационная природа социального управления, и развитие строится на постоянном совершенствовании коммуникаций. В эти первые двадцать лет нового тысячелетия реализуется наднациональный тренд открытости органов исполнительной власти. Переход от монолога к диалогу, от разрозненных каналов коммуникации к интегрированным (стратегическим), предопределяет эффективность на сегодня и в перспективе само будущее социальных субъектов.
В государственном управлении происходит переход от информационного сопровождения своей деятельности к информационному партнерству и сотрудничеству. В зависимости от целей выделяют несколько видов коммуникационного взаимовоздействия в сети Интернет: Government- to-Citizen (G2C), Government-to-Bisiness (G2B), Government-to-Government (G2G), Government-to-Employees (G2E). Сложилась и постоянно обновляется понятийная система - это «цифровая (дигитальная) демократия», «электронное правительство», «электронное гражданство», «бережливое правительство», «умное правительство», «умный город», «умный регион» и др. Гражданское общество как вектор развития предполагает все эти изменения, реализуя право общественного участия в социальном развитии. А процессы информатизации фиксируют поворот исторического времени, к будущему, очертания которого не могут быть просто запланированы и не совсем ясны.
Государственная информационная политика уже рассматривается как фундамент системы национальной безопасности, и как источник определенных видов информации, создаваемой органами государственной власти в процессе выполнения ими своих функций «на благо всего общества и являющимися общественным достоянием» (в трактовке документов ЮНЕСКО), например, это открытые данные. Необходимо понимание 3
субъектами государственного управления значения информации для такой цели как рост приумножения «общественного капитала» и экономического благосостояния. Для этого государство должно использовать средства достижения в виде последовательной и комплексной национальной информационной политики на основе скоординированного плана действий, включая и законодательное регулирование, и развитие институциональной инфраструктуры, и управление информацией во многих аспектах, включая и ее исследование [20]...
В рамках подготовки выпускной квалификационной работы (диссертации) были поставлены цель и задачи. В достижении цели - изучении коммуникационной политики региональных органов
государственной власти в области культуры - решены были следующие задачи:
- выявлены особенности коммуникаций государственного управления в сфере культуры;
- дана характеристика коммуникационной политики органов государственного управления в области культуры как концепции;
- проведены исследования общественного мнения о состоянии сферы культуры в РФ и Пензенской области;
- разработаны рекомендации по управлению коммуникационной политикой Министерства культуры и туризма Пензенской области.
По результатам исследования коммуникацию в государственном управлении культурой мы можем характеризовать как единое системное целое, сложно организованное, с вертикальной иерархией, во главе которой находится Правительство РФ, а управляемым объектом - десятки тысяч организаций культуры. Министерство культуры РФ и министерства субъектов страны являются инструментами в достижении общенациональных целей и текущей культурной политики.
Организация коммуникаций во внутренней структуре Министерства культуры РФ и министерств субъектов подчинены одной модели: в соответствии с функциональными направлениями, национального Стандарта открытости, системой координации своей деятельности в форме общественных советов. Сравнение коммуникаций Министерства культуры РФ и министерств субъектов не в пользу последних по масштабам и содержанию.
Коммуникация в государственном управлении культурой достигла того критического порога, чтобы быть названой цифровой: внедрены более десяти общенациональных информационных систем (платформ), они модернизируются, реализуют поставленные цели. Региональные министерства и учреждения сферы культуры вовлечены в эти цифровые платформы и сервисы, развивают собственные...
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) - URL:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 15.01.2021).
2. Об обеспечении доступа к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления. ФЗ РФ от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/ (дата обращения: 16.01.2021).
3. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв.
ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 01.04.2020 г.) - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ (дата обращения: 16.01.2021).
4. Об информации, информационных технологиях и о защите
информации. ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. Ы149-ФЗ. - URL:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 16.01.2021).
5. О государственной гражданской службе Российской Федерации. ФЗ РФ № 79-ФЗ (принят 27 июля 2004 г.; ред. с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения: 16.01.2021).
6. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации. ФЗ РФ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ (в редакции на основе
изменений, внесенных Федеральным законом от 27.12.2018 N 528-ФЗ. - URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_59999/ (дата обращения: 16.01.2021).
7. Электронная Россия (2002-2010 годы). Федеральная целевая
программа: Утверждена постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 г. № 65. - URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/6/ (дата обращения:
16.01.2021).
8. Информационное общество (2011-2020 годы). Государственная
программа Российской Федерации: Утверждена распоряжением
Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 313. - URL:
https://digital.gov.ru/ru/documents/4137/ (дата обращения: 16.01.2021).
9. Развитие культуры и туризма на 2013-2024 годы.
Государственная программа Российской Федерации: Утверждена
постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №317. - URL:
https://ach.gov.ru/upload/iblock/9d9/9d996ff06ca16819b887cb38763863a5.pdf (дата обращения: 16.01.2021).
10. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. №326-р. - URL: http://static.government.ru/ media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 16.01.2021).
11. О реализации Стратегии государственной культурной политики
на период до 2030 года в субъектах Российской Федерации. Постановление СФ ФС РФ от 1.02.2017 г. № 20-СФ. - URL:
http://council. gov.ru/activity/documents/76702/ (дата обращения: 16.01.2021).
12. О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива». Указ Президента РФ от 04.03.2013 № 183.
13. Концепция открытости федеральных органов исполнительной
власти. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года №93-р. - URL: http://static.government.ru/media/files
/41d4ba8c720529ed4d5e.pdf (дата обращения: 16.01.2021).
14. Методические рекомендации по реализации принципов
открытости в федеральных органах исполнительной власти: Утверждены Правительственной комиссией по координации деятельности Открытого правительства от 26 декабря 2013 г. № АМ-П36-89пр. - URL:
https://data.gov.ru/sites/default/files/documents/metodicheskie_rekomendacii.doc (дата обращения 11.01.21).
15. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской
Федерации в 2019 году. - URL: https://culture.gov.ru/upload/iblock/
eae/eaedf136a89568759f15297ed82c763a.pdf (дата обращения 2.01.2 021)...107