Введение 3
§1. Общее понятие о навыке чтения. Требования ФГОС НОО к навыку чтения учащихся 1 класса по классам 6
1.1 Этапы становления навыка чтения 7
1.2 Требования к навыку чтения по классам 9
§2. Психолого - педагогические условия повышения эффективности работы над навыком чтения 11
§3. Исследование уровня сформированности навыка чтения учащихся 1 класса 15
3.1 Организация исследования 16
3.2 Анализ ошибок чтения 17
3.3 Характеристика групп испытуемых 20
§4. Анализ современных букварей и азбук по проблеме исследования 22
§5. Приёмы работы над навыком чтения по слогам в 1 классе 32
§6. Контрольный эксперимент. Анализ результатов исследования 42
Заключение 45
Список использованной литературы 46
До 80-х годов 20 века существовала одна программа и единый учебник, по которому обучались все школы Российской Федерации. В настоящее время имеется большое количество разнообразных учебно-методических комплектов, утвержденных Министерством образования РФ («Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Перспективная начальная школа », «Школа России», «Планета знаний» «Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова» и другие). Содержание программ и учебников, сам процесс обучения регулируют Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (второго поколения). В связи с такими изменениями поменялись методы и приемы обучения детей. Но не изменилась значимость процесса обучения грамоте в школьном образовании. Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки учащихся начальной школы.
Чтение представляет собой сложный синтетический навык, который включает в себя более простые знания и умения. Для того чтобы дети овладели навыком чтения, им необходимо: уметь распознавать звуки речи, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове, уметь дать им характеристику (гласный звук или согласный, согласный твердый или согласный мягкий), знать буквы и соотносить их с соответствующими звуками речи. Поэтому методики и учебные пособия по обучению грамоте должны содержать знания о родном языке, развивать интерес к языку, формировать осознание некоторых закономерностей родного языка.
Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Поэтому методики по обучению грамоте направлены на решение следующих задач: развитие личности ребенка, обогащение его внутреннего мира, развитие мыслительной деятельности учащегося, воспитание у детей любви к родному языку, обучение чтению сначала слогов, затем слов и, наконец, предложений и текстов.
На уроках чтения в начальных классах и литературы в основной школе значительная роль принадлежит анализу содержания произведения, а задача совершенствования беглости чтения зачастую лишь формально присутствует на уроке, а ведь именно от навыка чтения во многом зависит успеваемость ребенка в школе. В.А. Сухомлинский назвал чтение окошком в мир, важнейшим инструментом учения. Он сказал, что оно должно быть беглым - лишь тогда этот инструмент будет готов к действию[20].
У современных учеников начальной школы возрастает интерес к навыку чтения (по сравнению с прошлыми годами), однако это не вызывает полного удовлетворения. От 5% до 12% учащихся начальных классов овладевают навыком чтения ниже требуемого уровня, прежде всего, по темпу, способу и правильности чтения.
Все вышеперечисленное подтверждает актуальность выбора темы нашего дипломного проекта - «Методика работы над техникой чтения учащихся в период обучения грамоте».
Цель исследования - выявить наиболее эффективные приемы работы по развитию навыков слогового чтения.
Объект исследования - процесс формирования первоначального навыка чтения у первоклассников.
Предмет исследования - приемы обучения младших школьников чтению по слогам.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать и обобщить все доступные материалы о навыке чтения младших школьников.
2. Рассмотреть условия повышения эффективности работы над навыком чтения.
3. Дать характеристику приемам работы над навыком чтения по слогам.
4. Провести исследование уровня сформированности навыка чтения у учащихся.
5. Проанализировать результаты исследования.
6. Выявить наиболее эффективные приемы обучения навыку чтения.
Выпускная аттестационная работа состоит из введения, шести параграфов, заключения и списка литературы.
Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Важную роль в обучении младшего школьника имеет формирование навыка чтения.
2. Навык чтения представляет собой синтез четырех качеств: правильность, беглость, выразительность и сознательность. В 1 классе особое значение имеет техническая сторона чтения, представленная правильностью и беглостью.
3. В методической науке выделяют три этапа становления навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Путь - от аналитического этапа до этапа автоматизации - может быть пройден ребенком в начальной школе.
4. Анализ уровня сформированности навыка чтения убеждает нас в том, что проблема обучения детей слоговому чтению в 1 классе остается актуальной и в настоящее время, так как остается много нечитающих детей или читающих по слогам.
5. Анализ современных букварей и азбук показывает, что дидактический материал в них представлен в большом объеме. Однако разнообразить его можно, подобрав дополнительные упражнения.
6. В методике существует большое количество разнообразных приемов работы над навыком чтения, систематическое применение которых приводит к хорошим результатам у младших школьников.
7. Контрольный экспериментальный анализ уровня сформированности навыка чтения в конце года выявил значительные улучшения навыка чтения у учащихся. При использовании дополнительных приемов у всех учеников увеличилась скорость чтения, а также уменьшилось количество ошибок.
I. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников. / Под ред. Васильевой М.С., Омороковой М.И., Светловской Н.Н. - М.: Педагогика, 1997. - 215 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология. М.: Просвещение, 1990.
3. Андреев О.А. Учитесь быстро читать /Андреев О.А., Хромов Л.Н. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
4. Горецкий В.Г. Русская азбука / Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф., Берестов В.Д. - М.: Просвещение, 1999. - 160 с.
5. Горецкий В.Г. Обучение грамоте, 1 класс, Методические рекомендации с поурочными разработками к учебнику для 1 класса: пособие для учителя/ Горецкий В.Г., Белянкова Н.М. - М.: Просвещение, 2012. — 301 с.
6. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1953. - 264 с.
7. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Оценка достижения планируемых результатов обучения. М.: Вентана - Граф, 2014. - 152 с.
8. Журова Л. Е. Букварь / Журова Л. Е., Евдокимова А.О. - М.: Вентана - Граф, 2015. - 160 с.
9. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем - М.: Лаида, 1994. - 192с.
10. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы - М.: Просвещение, 2000. - 215с.
II. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. -3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 464 с.
12. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2000. - 274с.
12. Методика обучения чтению / Сост. Т.П. Сальникова.- М.: Сфера, Творческий центр, 2000.- 240 с.
13. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя / М. И. Оморокова ; М-во общ. и проф. образования РФ. - М.: Аркти, 1999. - 153 с.
14. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе: Методические рекомендации для учителей начальных классов / Сост.: С.Г. Калашникова. - Омск: Омск. Гос. ун-т, 2004. - 42 с.
15. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 128 с.
16. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 320 с.
17. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М.:
Просвещение, 1991. - 207 с.
18. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников: Теоретико-экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 1980. - 160 с.
19. Светловская Н.Н. Теория методики обучения чтению. М.: Просвещение, 1998. - 174 с.
20. Соловейчик М. С. Букварь / Соловейчик М. С., Бетенькова Н.М, Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. - С.: Ассоциация 21 век, 2010. - 112 с.
21. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. - М.: Просвещение, 1982. - 206 с.
22. Уроки чтения в 1 классе/ Сост. и отв. ред. В.Г.Горецкий.- М.: Просвещение,1986. - 144 с.
23. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах. - Т.2: Проблемы русской школы.- М., 1974.- 438 с.
24. Федоренко И.Т. Пути совершенствования техники чтения школьников. - X., 1978. - 34с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС/ под ред. Казаковой А. А. - М.: Просвещение, 2016. - 53 с.
26. Фомин Д.С. Слог и обучение слоговому чтению / Д.С. Фомин //
Начальная школа. - 1999. - № 10 - С. 12- 16.
27. Цукекрман Г.А. Игровые форы обучения чтению / Г.А. Цукекрман // Начальная школа. - 1985. - № 5 - С. 19- 22.
28. Эльконин Д.Б. Как научить детей читать.- М.: Знание, 1991.-80с.
29. Яшина Н. П. Учить читать трудно, но интересно / Н.П. Яшина // Начальная школа. - 2001. - № 6 - С. 25- 32.