Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения видо-временной системы английского глагола 6
1.1 Глагол и его грамматические категории в английском языке
1.2 Система категорий времени и вида английского глагола
1.3 Категориальные особенности английского глагола в сравнении с
русским глаголом 15
Выводы по первой главе 19
Глава 2 Обучение старших школьников видо-временной системе английского глагола 20
2.1 Особенности обучения на старшем этапе в средней
общеобразовательной школе 21
2.2 Изучение глагольных форм на уроках английского языка в
старших классах 24
2.3 Конспекты уроков английского языка по обучению видо-временной системе английского глагола
Выводы по второй главе 35
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Использованные источники
Приложение 1
Приложение 2
В процессе изучения иностранного языка, мы часто сталкиваемся с различными трудностями в понимании практических и теоретических аспектов языка, отличных от аспектов нашего родного наречия.
Поиск новых способов подачи материала является важной темой в современной методике преподавания английского языка, т.к. с каждым годом требования и спрос на иностранный язык только увеличивается.
Наибольшее количество вопросов у учеников возникает при изучении видо-временных форм английского глагола. Наличие 16 видо-временных форм пугает и отталкивает, настраивая заранее на факт, что это очень сложно и совершенно непонятно. Изучив понятия совершенного и несовершенного вида, а также другие глагольные категории в русском языке обучающимся старшего звена сложно перейти в другую плоскость изображения времени и перестроиться на четыре аспекта каждого из трех времен. Поэтому тот факт, что видо-временные формы глаголы продолжают оставаться наиболее сложной темой в изучении английского языка, определяет актуальность данной работы.
Объектом исследования являются видо-временные формы глаголов в английском языке.
Предмет исследования: способы обучения видо-временным формам английского глагола на старшем этапе средней общеобразовательной школы.
Целью исследования является составление подборки материалов для успешного обучения видо-временным формам английского глагола в старших классах средней общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения системы видо-временных форм английского глагола;
2. Детально рассмотреть систему категорий времени и вида в английском языке;
3. Рассмотреть, классифицировать и сопоставить виды и времена английского и русского глаголов;
4. Изучить особенности обучения старших школьников;
5. Рассмотреть способы обучения глагольным формам на уроках английского языка;
6. Провести анализ УМК и разработать на его базе конспекты уроков по заданным темам.
Методологической основой данного исследования являются труды таких отечественных ученых, как М.Я. Блох, Б.А. Ильиш, Л.С. Бархударов, посвященных видо-временным формам глагола.
Для решения задач использовались следующие методы исследования:
1) изучение и анализ исследований системы глагола в английском языке.
2) наблюдение за процессом обучения особенностям видовременных форм английского глагола.
3) анализ материала по обучению английским формам глагола.
Практическая значимость выпускной работы состоит в разработке конспектов уроков, направленных на обучение видо-временным формам.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Список использованной литературы включает в себя более 50 источников.
Во введении задается актуальность темы исследования, определяются объект, предмет, цель, задачи, методы исследования и его актуальность.
В первой главе «Теоретические аспекты изучения видовременной системы английского глагола в средней общеобразовательной школе» рассматриваются различные мнения ученых по вопросу категорий английского глагола и различия видовременных форм английского и русского глаголов.
Во второй главе «Обучение видовременной системе глагола в английском языке старших школьников» рассмотрены психолого-возрастные особенности обучения старшеклассников и методы обучения видо¬временным формам глагола английского языка. Последний пункт является описанием конспектов уроков, направленных на комплексное обучение заданной темы английской грамматики.
В заключении сформулированы выводы, сделанные на основе анализа и обобщения результатов исследования.
В списке литературы есть работы как отечественных, так и зарубежных авторов.
В приложении представлены фрагменты уроков по обучению видо-временным формам английского глагола для 10 классов средней общеобразовательной школы с применением дополнительного материала.
Работа посвящена особенностям изучения видовременной системы английского глагола на старшем этапе обучения в средней общеобразовательной школе. Грамматические категории различаются во всех языках и, при изучении иностранного языка могут возникать трудности в связи с тем, что грамматические категории изучаемого языка не соотносятся с уже привычными категориями родного наречия. Именно поэтому поиск новых способов и систем изучения грамматических явлений никогда не теряет актуальности.
Во время исследования был выполнен анализ теоретического материала по заданной проблеме. Его результат показал, что Глагол является наиболее сложной частью речи, т.к. в сравнении с другими знаменательными частями речи глагол обладает самым большим количеством словоизменительных категорий. По количеству возможных видоизменений и по способам образования различных грамматических форм английский глагол не имеет себе равных среди других частей речи английского языка. Все категории глагола связаны между собой и могут влиять друг на друга.
Вопрос вида и времени в английском языке до сих пор остается открытым. Хотя общее число видовременных форм английского глагола является общепризнанным, существуют различные точки зрения на вопрос взаимосвязи категорий вида и времени между собой.
В ходе работы были выявлены возрастные и психологические особенности обучения старшеклассников. На основе этого анализа, а также анализа УМК «Spotlight» для 10 классов были разработаны конспекты уроков по изучению видовременных форм английского глагола.
Учитывая введение Единого Государственного Экзамена и высокие требования к его успешной сдаче, а также необходимость владения коммуникативными компетенциями на высоком уровне для свободного общения с носителями иностранного языка, перед учащимися старших классов стоит сложная задача в освоении и совершенствовании грамматических навыков касательно употребления видовременных форм английского глагола в устной и письменной речи. Практика показывает, что к концу обучения в средней общеобразовательной школе у многих старшеклассников все равно остаются вопросы на тему правильного употребления всех видо-временных форм глагола. Вовремя и правильно сформированные грамматические навыки снимают трудности в общении и употреблении необходимых видовременных форм во время выполнения тестовых и каких-либо других видов заданий, связанных с грамматикой английского языка.
На основании разработанных конспектов можно увидеть, как делать акцент на видовременных формах в рамках коммуникативного и когнитивного подхода при обучении иностранным языкам. Разнообразные формы работы, направленные на формирование коммуникативной компетенции помогают обучающимся повторить упущенный материал в необычной форме. Изучение грамматики с помощью таких типов упражнений позволяет закрепить и навыки разговорной речи, что тоже важно. Поскольку данные виды деятельности отражают реальную действительность, они затрагивают чувства учащихся, используют их воображение, качества личности. Развитые грамматические навыки и способность выражать свои мысли в устной и письменной речи показывает уровень владения языком и помогает при коммуникации с носителями языка в абсолютно разных сферах жизнедеятельности.
1. Аракин В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2000. 232 с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. 418 с.
3. Березин Ф.М. История русского языкознания. М.: Высш. школа, 1979. 223 с.
4. Блох М.Я. Теоретические основы грамматики. М.: Высшая школа, 2004. 239 с.
5. Блох М.Я. Теоретическая грамматика английского языка. М.: Высш. школа, 1983. 383 с.
6. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола (значение и употребление). Пособие для студентов. М. Просвещение , 1971. 239 с.
7. Васильев А. Английский: правила произношения и чтения, грамматика, разговорный язык. СПб., Интернет-издание, 2005. 332 с.
8. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. Учебное пособие. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1972. 601 с.
9. Витлин Ж. Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2000. N 5. С. 22-26.
10. Гак В.Г. Неопределенная личность в плане содержания и в плане выражения // Теория функциональной грамматики. Персональность. Залоговость. СПб.: Наука, 1991. 121 с.
11. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам:
Лингводидактика и методика: Учебное пособие для студентов
лингвистических университетов и факультетов иностранных языков высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 336 с.
12. Голованова Н.Ф. Общая педагогика, СПб.: Речь, 2005. - 317 с.
13. Гуревич, В.В. Теоретическая грамматика английского языка. Сравнительная типология английского и русского языков: учеб. пособие. М.: Флинта, 2008. 168 с.
14. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996. 208 с.
15. Есперсен О. Философия грамматики английского языка. М.: Высш. школа, 2004. 316 с.
16. Жигадло В.Н., Иванова И.П., Иофик Л.Л. Современный
английский язык. М.: Изд-во лит. на иностр. яз., 1956. 349 с.
17. Иванова И. П., Бурлакова В. В., Почепцов Г. Г. Теоретическая грамматика современного английского языка: М.: Высш. школа, 1981. 285с.
18. Иванова И.П. Вид и время в современном английском языке. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. 198 с.
19. Ильиш Б.А. Строй современного английского языка. Л. Просвещение. 1971. 364 с.
20. Казанцева Я.Н., Немчинова Н.В., Семенова Е.В. Теоретическая грамматика английского языка. Учебное пособие. Красноярск: Сибирский фед. ун-т, 2015. 135 с.
21. Каушанская В.Л. Грамматика английского языка. М.:
Просвещение. 2008. 384 с.
22. Киселева К.Т., Шпекина Н. И., Храмова М. Ю. Английская грамматика в диалогах. Видовременные формы глагола. Учебное пособие 2¬е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Высшая школа», 2007. 343с.
23. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., Педагогика, 1987. 176 с.
24. Климов Е. А. Социальное и биологическое в контексте формирования профессиональной пригодности. М., 1975. 370 с.
25. Кобрина Н. А., Корнеева Е. А., Оссовская М. И., Гузеева К. А. Грамматика английского языка: Морфология. Синтаксис. СПб.:Союз, 1999. 496 с.
26. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. 192 с.
27. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед.
училищ. - М.: Просвещение, 1980. 352 с.
28. Крылова И.П., Гордон Е.М. Грамматика современного
английского языка. М.: Книжный дом Университет, 2003. 442 с.
29. Крылова И.П., Крылова Е.В. Английская грамматика для всех. Справочное пособие. М. : Высшая школа, 1989. 271 с.
30. Левицкий Ю.А. Альтернативные грамматики: Стадии развития человеческого языка. М.: Берлин, 2010. 176 с.
31. Литвинов П.П. Три главных шага к речи на английском. М.,
Яхонт, 2000. 268 с.
32. Мечковская, Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков : учеб. пособие. М.: Амалфея, 2000. 312 с.
33. Об образовании. Закон Российской Федерации. N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. Режим доступа к рес. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_140174/
34. Оганджанян Н.Л. Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку. // Первое сентября.2006, №6. с.13-15.
35. Павлова Е.А. Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка. М.: Чистые Пруды. 2007. 29 с.
36. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2008. 474 с.
37. Поршнева Е.Р., Спиридонова О.В. Грамматические концепты и способы их построения при изучении иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2008 . №6. 258 с.
38. Резвецова, М.Д., Афанасьева О.В., Самохина Т.С. Практикум по
сравнительной типологии английского и русского языков. М.:
ФИЗМАТЛИТ, 2009. 176 с.
39. Розенова М.И. Педагогическая психология. М.: МГУП, 2003. 253 с.
40. Розенова М.И. Психология обучения и воспитания. М.: Эксмо, 2004. 373 с.
41. Русинов Н.Д. Древнерусский язык: учебное пособие. М.: Высшая школа, 1977. 207 с.
42. Смирницкий А. И. Грамматика английского языка. М.: Изд-во
лит. на иностр. яз., 1959. 440 с.
43. Смирницкий А.И. Морфология английского языка. М., 1959. 318с.
44. Стёпин В.С. Новая философская энциклопедия: в 4 тт. М.: Советская энциклопедия, 2010. 2816 с.
45. Щепилова А.В. Когнитивный принцип в обучении второму иностранному языку к вопросу о теоретическом обосновании // Иностранные языки в школе. Просвещение, 2003 №2. 247 с.
46. Эльконин Д.Б. Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. М.: Просвещение, 2004. 360 с.
47. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.:
Педагогика, 1989. 560 с.
48. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.:
Педагогика, 1989. 560 с.
49. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
50. Bache С. The Study of Aspect, Tense and Action. Berlin/New York: Peter Lang, 1997. 348 p.
51. Blokh M.Y. Theoretical English Grammar. М.: Высш. школа, 2004. 170 с.
52. Comrie В. Aspect. An Introduction to the Study of Verbal Aspect and Related Problems. Cambridge/London/New York: Cambridge University Press, 1976. 142 p.
53. Gordon E.M., Krylova I.P. A Grammar of Present Day English. Moscow, 1980. 210 p.
54. Leech G.N. Meaning and the English Verb. London/New York: Longman, 1974. 131 p.