ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ ДИКИХ ЗВЕРЕЙ К УСЛОВИЯМ СРЕДЫ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
|
Введение 3
Глава 1 .Теория формирования представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет
1.1. Особенности возрастного развития детей 5-7 лет 6
1.2. Приспособления диких зверей к условиям среды 8
1.3. Методика формирования представлений о приспособленности
диких зверей в дошкольном образовании
Выводы по 1 главе 17
Глава 2 . Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды
2.1. Выявление исходного уровня формирования представлений
о диких зверей у детей 5-7 лет 118
2.2. Работа по совершенствованию формирования представлений
о диких зверях в дошкольном образовании 55
2.3. Обобщение и анализ проведенного исследования и проверка правильности гипотезы 46
Выводы по 2 главе 49
Заключение 5 5
Список литературы 51
Приложении 55
Глава 1 .Теория формирования представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет
1.1. Особенности возрастного развития детей 5-7 лет 6
1.2. Приспособления диких зверей к условиям среды 8
1.3. Методика формирования представлений о приспособленности
диких зверей в дошкольном образовании
Выводы по 1 главе 17
Глава 2 . Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды
2.1. Выявление исходного уровня формирования представлений
о диких зверей у детей 5-7 лет 118
2.2. Работа по совершенствованию формирования представлений
о диких зверях в дошкольном образовании 55
2.3. Обобщение и анализ проведенного исследования и проверка правильности гипотезы 46
Выводы по 2 главе 49
Заключение 5 5
Список литературы 51
Приложении 55
Актуальность темы исследования. Формирование представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды является необходимой частью экологического образования детей дошкольного образования.
Среда обитания — это компоненты неживой и живой природы, окружающие животного и воздействующие на него. В среде обитания животные находят пищу, убежище и другие потребности для жизни в любое время года. Температура, влажность, освещение, наличие пищи, состояние воздуха и многие другие условия среды могут меняться в течение суток, или на протяжении сезона и года. Животные должны приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Жизнь животного вне связи со средой невозможна. Находить жизненные потребности, оставаться сытым, здоровым, защищенным от врагов зависит от приспособления животных. Слабые, малоприспособленные животные гибнут от болезней, морозов, станут жертвой хищников и паразитов.
Дети в возрасте 5-7 лет через формирование представлений о приспособленности животных к условиям среды начинают понимать, что в природе все взаимосвязано и сохранение многообразия видов необходимо: травоядные и хищные животные, вредители и паразиты одинаково нужны в природе.
Формирование представлений о приспособлениях диких зверей к изменяющимся условиям среды является сложной частью программы дошкольного образования из-за трудности непосредственного наблюдения их в природе детьми дошкольного возраста. Однако, внедрение информационно-образовательных средств и технологий в дошкольное образование в связи с реализаций требований федерального государственного образовательного стандарта, намного облегчалось ознакомление детей с жизнью диких зверей в разных средах обитания.
С необходимостью совершенствования форм и методов формирования представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды в дошкольном образовании, выбранная нами тема для исследования, является актуальной.
Проблема исследования: каковы педагогические условия для эффективного формирования представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально определить педагогические условия для эффективного формирования представлений о диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет.
Область исследования: теория и технология экологического образования детей.
Объект исследования: формы и методы экологического образования детей.
Предмет исследования: процесс формирования представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что, формирование представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет будет более успешным, если целенаправленно использовать информационно-образовательные средства и технологии на интегрированных занятиях.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить исходный уровень формирования о диких зверей у детей 5-7 лет.
3. Разработать и апробировать пробные интегрированные занятия с использованием информационно-образовательных средств и технологий, направленных на формирование представлений о диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет.
4.Определить эффективность использования информационно-образовательных средств и технологий в формировании представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет.
Теоретическая и практическая значимость работы. В работе с использованием информационно-образовательных средств и технологий достигнуто оптимальное формирование представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет. Цели и задач исследования решались интегрировано с социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим, физическим развитием детей.
Работа может быть использована студентами во время педагогической практики и при выполнении курсовой и выпускной квалификационной работы. Работа полезна и для педагогов дошкольного образования.
Апробация работы: основное содержание работы доложено на открытом занятии по теме «Белка и её приспособления к условиям сезонов года» в детском саду № 32; на республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания на современном этапе» 26 марта 2016 года (г.Кызыл), где автор настоящей работы заняла первое место, тезисы доклада включены в сборник научных работ студентов ТувГУ.
Основные методы исследования: анализ литературы, беседа, тестирование, наблюдения, педагогический эксперимент, обобщение, статистическая и графическая обработка результатов.
Организация исследования: Экспериментальной базой исследования является МБДОУ детский сад № 32 г. Кызыла. В эксперименте принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Методическую основу исследования составили работы авторов комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Среда обитания — это компоненты неживой и живой природы, окружающие животного и воздействующие на него. В среде обитания животные находят пищу, убежище и другие потребности для жизни в любое время года. Температура, влажность, освещение, наличие пищи, состояние воздуха и многие другие условия среды могут меняться в течение суток, или на протяжении сезона и года. Животные должны приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Жизнь животного вне связи со средой невозможна. Находить жизненные потребности, оставаться сытым, здоровым, защищенным от врагов зависит от приспособления животных. Слабые, малоприспособленные животные гибнут от болезней, морозов, станут жертвой хищников и паразитов.
Дети в возрасте 5-7 лет через формирование представлений о приспособленности животных к условиям среды начинают понимать, что в природе все взаимосвязано и сохранение многообразия видов необходимо: травоядные и хищные животные, вредители и паразиты одинаково нужны в природе.
Формирование представлений о приспособлениях диких зверей к изменяющимся условиям среды является сложной частью программы дошкольного образования из-за трудности непосредственного наблюдения их в природе детьми дошкольного возраста. Однако, внедрение информационно-образовательных средств и технологий в дошкольное образование в связи с реализаций требований федерального государственного образовательного стандарта, намного облегчалось ознакомление детей с жизнью диких зверей в разных средах обитания.
С необходимостью совершенствования форм и методов формирования представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды в дошкольном образовании, выбранная нами тема для исследования, является актуальной.
Проблема исследования: каковы педагогические условия для эффективного формирования представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально определить педагогические условия для эффективного формирования представлений о диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет.
Область исследования: теория и технология экологического образования детей.
Объект исследования: формы и методы экологического образования детей.
Предмет исследования: процесс формирования представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что, формирование представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет будет более успешным, если целенаправленно использовать информационно-образовательные средства и технологии на интегрированных занятиях.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить исходный уровень формирования о диких зверей у детей 5-7 лет.
3. Разработать и апробировать пробные интегрированные занятия с использованием информационно-образовательных средств и технологий, направленных на формирование представлений о диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет.
4.Определить эффективность использования информационно-образовательных средств и технологий в формировании представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет.
Теоретическая и практическая значимость работы. В работе с использованием информационно-образовательных средств и технологий достигнуто оптимальное формирование представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет. Цели и задач исследования решались интегрировано с социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим, физическим развитием детей.
Работа может быть использована студентами во время педагогической практики и при выполнении курсовой и выпускной квалификационной работы. Работа полезна и для педагогов дошкольного образования.
Апробация работы: основное содержание работы доложено на открытом занятии по теме «Белка и её приспособления к условиям сезонов года» в детском саду № 32; на республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания на современном этапе» 26 марта 2016 года (г.Кызыл), где автор настоящей работы заняла первое место, тезисы доклада включены в сборник научных работ студентов ТувГУ.
Основные методы исследования: анализ литературы, беседа, тестирование, наблюдения, педагогический эксперимент, обобщение, статистическая и графическая обработка результатов.
Организация исследования: Экспериментальной базой исследования является МБДОУ детский сад № 32 г. Кызыла. В эксперименте принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Методическую основу исследования составили работы авторов комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Анализ изученной литературы показал, что сущность развития детей 5¬7 лет заключается в их постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение различными видами деятельности, в том числе и электронными детскими играми.
Многообразие животных, сложность взаимосвязи их с окружающими растениями, животными и средой обитания создает объективные трудности для формирования представлений о приспособительных особенностях животных у дошкольников. Это приводит к совершенствованию отбора дидактического материала и поискам более доступных форм и методов ознакомления детей с жизнью диких зверей.
Нами проведены 5 интегрированных занятий с использованием информационно-обрaзовательных средств и технологий. В результате проведенных занятий дети в возрасте 5-7 лет стали понимать, что в природе каждое животное связано с неживой и живой компонентами среды обитания и что любое животное выполняет свою «работу» в природе. Дети рассказывали, что находить жизненные потребности, оставаться сытым, здоровым, защищенным от врагов зависит от приспособления животных, а не приспособленные и слабо приспособленные животные в природе погибают. Через формирования представлений о приспособленности животных к условиям среды дети начинают осознанно понимать, что в природе все взаимосвязано, что сохранение многообразия видов необходимо.
В заключение нашей работы, в контрольном эксперименте, гипотеза выдвинутая в начале работы подтвердилась: мы предполагаем, что, формирование представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет будет более успешным, если целенаправленно использовать информационно-образовательные средства и технологии на интегрированных занятиях.
Многообразие животных, сложность взаимосвязи их с окружающими растениями, животными и средой обитания создает объективные трудности для формирования представлений о приспособительных особенностях животных у дошкольников. Это приводит к совершенствованию отбора дидактического материала и поискам более доступных форм и методов ознакомления детей с жизнью диких зверей.
Нами проведены 5 интегрированных занятий с использованием информационно-обрaзовательных средств и технологий. В результате проведенных занятий дети в возрасте 5-7 лет стали понимать, что в природе каждое животное связано с неживой и живой компонентами среды обитания и что любое животное выполняет свою «работу» в природе. Дети рассказывали, что находить жизненные потребности, оставаться сытым, здоровым, защищенным от врагов зависит от приспособления животных, а не приспособленные и слабо приспособленные животные в природе погибают. Через формирования представлений о приспособленности животных к условиям среды дети начинают осознанно понимать, что в природе все взаимосвязано, что сохранение многообразия видов необходимо.
В заключение нашей работы, в контрольном эксперименте, гипотеза выдвинутая в начале работы подтвердилась: мы предполагаем, что, формирование представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет будет более успешным, если целенаправленно использовать информационно-образовательные средства и технологии на интегрированных занятиях.



