Введение 3
Глава 1 .Теория формирования представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет
1.1. Особенности возрастного развития детей 5-7 лет 6
1.2. Приспособления диких зверей к условиям среды 8
1.3. Методика формирования представлений о приспособленности
диких зверей в дошкольном образовании
Выводы по 1 главе 17
Глава 2 . Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды
2.1. Выявление исходного уровня формирования представлений
о диких зверей у детей 5-7 лет 118
2.2. Работа по совершенствованию формирования представлений
о диких зверях в дошкольном образовании 55
2.3. Обобщение и анализ проведенного исследования и проверка правильности гипотезы 46
Выводы по 2 главе 49
Заключение 5 5
Список литературы 51
Приложении 55
Актуальность темы исследования. Формирование представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды является необходимой частью экологического образования детей дошкольного образования.
Среда обитания — это компоненты неживой и живой природы, окружающие животного и воздействующие на него. В среде обитания животные находят пищу, убежище и другие потребности для жизни в любое время года. Температура, влажность, освещение, наличие пищи, состояние воздуха и многие другие условия среды могут меняться в течение суток, или на протяжении сезона и года. Животные должны приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Жизнь животного вне связи со средой невозможна. Находить жизненные потребности, оставаться сытым, здоровым, защищенным от врагов зависит от приспособления животных. Слабые, малоприспособленные животные гибнут от болезней, морозов, станут жертвой хищников и паразитов.
Дети в возрасте 5-7 лет через формирование представлений о приспособленности животных к условиям среды начинают понимать, что в природе все взаимосвязано и сохранение многообразия видов необходимо: травоядные и хищные животные, вредители и паразиты одинаково нужны в природе.
Формирование представлений о приспособлениях диких зверей к изменяющимся условиям среды является сложной частью программы дошкольного образования из-за трудности непосредственного наблюдения их в природе детьми дошкольного возраста. Однако, внедрение информационно-образовательных средств и технологий в дошкольное образование в связи с реализаций требований федерального государственного образовательного стандарта, намного облегчалось ознакомление детей с жизнью диких зверей в разных средах обитания.
С необходимостью совершенствования форм и методов формирования представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды в дошкольном образовании, выбранная нами тема для исследования, является актуальной.
Проблема исследования: каковы педагогические условия для эффективного формирования представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально определить педагогические условия для эффективного формирования представлений о диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет.
Область исследования: теория и технология экологического образования детей.
Объект исследования: формы и методы экологического образования детей.
Предмет исследования: процесс формирования представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что, формирование представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет будет более успешным, если целенаправленно использовать информационно-образовательные средства и технологии на интегрированных занятиях.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить исходный уровень формирования о диких зверей у детей 5-7 лет.
3. Разработать и апробировать пробные интегрированные занятия с использованием информационно-образовательных средств и технологий, направленных на формирование представлений о диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет.
4.Определить эффективность использования информационно-образовательных средств и технологий в формировании представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет.
Теоретическая и практическая значимость работы. В работе с использованием информационно-образовательных средств и технологий достигнуто оптимальное формирование представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет. Цели и задач исследования решались интегрировано с социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим, физическим развитием детей.
Работа может быть использована студентами во время педагогической практики и при выполнении курсовой и выпускной квалификационной работы. Работа полезна и для педагогов дошкольного образования.
Апробация работы: основное содержание работы доложено на открытом занятии по теме «Белка и её приспособления к условиям сезонов года» в детском саду № 32; на республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания на современном этапе» 26 марта 2016 года (г.Кызыл), где автор настоящей работы заняла первое место, тезисы доклада включены в сборник научных работ студентов ТувГУ.
Основные методы исследования: анализ литературы, беседа, тестирование, наблюдения, педагогический эксперимент, обобщение, статистическая и графическая обработка результатов.
Организация исследования: Экспериментальной базой исследования является МБДОУ детский сад № 32 г. Кызыла. В эксперименте принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Методическую основу исследования составили работы авторов комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Анализ изученной литературы показал, что сущность развития детей 5¬7 лет заключается в их постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение различными видами деятельности, в том числе и электронными детскими играми.
Многообразие животных, сложность взаимосвязи их с окружающими растениями, животными и средой обитания создает объективные трудности для формирования представлений о приспособительных особенностях животных у дошкольников. Это приводит к совершенствованию отбора дидактического материала и поискам более доступных форм и методов ознакомления детей с жизнью диких зверей.
Нами проведены 5 интегрированных занятий с использованием информационно-обрaзовательных средств и технологий. В результате проведенных занятий дети в возрасте 5-7 лет стали понимать, что в природе каждое животное связано с неживой и живой компонентами среды обитания и что любое животное выполняет свою «работу» в природе. Дети рассказывали, что находить жизненные потребности, оставаться сытым, здоровым, защищенным от врагов зависит от приспособления животных, а не приспособленные и слабо приспособленные животные в природе погибают. Через формирования представлений о приспособленности животных к условиям среды дети начинают осознанно понимать, что в природе все взаимосвязано, что сохранение многообразия видов необходимо.
В заключение нашей работы, в контрольном эксперименте, гипотеза выдвинутая в начале работы подтвердилась: мы предполагаем, что, формирование представлений о приспособленности диких зверей к условиям среды у детей 5-7 лет будет более успешным, если целенаправленно использовать информационно-образовательные средства и технологии на интегрированных занятиях.
1. Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.- 666с.
2. Васильева, С.А Мир животных. Дикие звери и птицы жарких и холодных стран [Текст]: тематический словарь в картинках / С.А.Васильева, В.И. Мирясова. - В 4 кн.Кн.3 -М.: Школьная Пресса, 2007.-32 с
3. Веракса, Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Вержса. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.- 463с.
4. Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.Для работы с детьми 4 7 лет [Электронный ресурс] / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 80 с. - - Режим доступа: http://biblioclub.ruZindex.php?page=book&id=213458
5. Газина, О.М. Теория и методика экологического образования детей
дошкольного возраста: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / О.М. Газина, В.Г. Фокина. - М.: МШУ; Издательство «Прометей», 2013. - 254 с. - Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240137
6. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст]: программа и
методические рекомендации / Н.Ф. Губанова - М.: Мозаика-Синтез,2008.-128с.
7. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир [Текст]: программа и метод, рекомендации / О. Б. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
8. Згурская, Л. Знакомим с окружающим миром [Текст] / Л. Згурская // Дошкольное образование. - 2004. - № 1. - С. 52-58.
9. Зебзеева, В. А. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учебно-методическое пособие/В.А.Зебзеева. — М., 2009.
10. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст]: пособие для работников дошкольных учреждений/А.И.Иванова. - М.:ТЦ Сфера, 2003.- 56 с.
11. Казарчук, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников. Ребёнок в детском саду [Текст] / Г.Н. Казарчук. - 2005. - №2. -С. 38-41.
12. Казаручик, Г. Н. Развитие экологических представлений у дошкольников [Текст]/Казаручик Г. Н. // Дошкольная педагогика. -2009.-№1.-С.33-37.
13. Козина, Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшаольном возрасте. Учебное пособие для студентов вузов [Электронный ресурс] / Е. Ф. Козина. - М.: Прометей, 2011. - 488 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=105797
14. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ. сред, проф. учеб.заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 416 с.
15. Комарова, Т.С., Коллективное творчество дошкольников [Текст] / Т.С. Комарова, А.И. Савенков. — М. Педагогическое общество 2014. - 345с.
16. Комплексные панятия ДО проиамме рог редакцией ]е1.а^. ^ДСИЖ.А)Й, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа [Текст] / авт. - сост. Н.В. Лободина. Изд. 2-е - Волгоград: Учитель, 2012. - 364с.
17. Молодова, Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию [Текст]: пособие для воспитателей дошк. учреждений и учителей нач.шк / Л.П. Молодова. - М.: ООО «Современная школа», 2005.-512с.
18. Мусатова, Л.Я. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика экологического образования детей» [Электронный ресурс]/ Л.Я.Мусатова. - Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. - 109с. - Режим доступа: http://biblioclub.iu/index. php?page book&icl 271884
19. Мусатова, Л.Я. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: методические указания к выполнению курсовых работ (для студентов факультета педагогики и психологии дошкольной)/ Л.Я. Мусатова. - Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2011. - 144 с.
20. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учеб, пособие для студ. высш. учеб. Заведений / С.Н. Николаева. - М: Издательский центр «Академия», 2002.-336с.
21. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Электронный ресурс]: книга для воспитателей дет.сада / С.Н. Николаева
- М: Просвещение, 2002.- 208.с. - Режим доступа: http://www.prosv.ru
22. Николаева, (и .Н. Теария и методика эколодиче ского образооания детей [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений / С.Н. Николаева.— 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.
23.Оодужающий мир. Система лосляе для детей 5-7 лет [Электронный ресурс]
/ С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Тoпядояее, С. В. Щербинина. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 108 с.—Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=213460
24. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 368 с.
25. Программа воспитания и обучения в долсоям саду [Элeотдянныlй ресурс]. / под ред. В.В. Гербова, Т.С. Кoмедяее. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 209 с.— Режим доступа:
26. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212595
27. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детскоА саду / Н.А.
Рыжова М.: Карапуз, 2001 432 с.
28. Рыжова, Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 7. - С. 61-69.
29. Сагды, Ч.Т. Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении [Т(екст]/<Сагды Ч.Т., Саая Л.С., Ооржак Э.К - Кызыла: ГУП «Типография МВД РТ», 2005.-78 с.
30. Сагды, Ч.Т.Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре тувинского народа/ Методическое руководство для педагогов дошкольных образовательные учреждений [Текст]/ Сагды Ч.Т., Саая Л.С., Ооржак Э.К.-К^1зыл: ГУП «Типография МВД, 2006.-84с.
31. Сажина, С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ [Текст]: методическое пособие / С.Д. Сажина.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128с.
32. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст]: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Т.А. Серебрякова. - 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.-208с.
33. Смирнова, Е.О., Tтaупикa в пpакаод. Экoуoуикeесoу oУpаауоване в детском саду [Текст]: программа и конспекты занятий / Е.О. Смирнова, Н.И. Балуева, Г.М. Парфенова. - СПб.: Издательство «Союз»; Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 208 с.
34. Соломенникова, О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников [Текст] / О.А. Соломенникова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - С. 21-25.
35. Соломенникова, О.А. 0aухаия по фopмиpoвaпую уанмеуваpиъIx
экологических представлений в старей группе детского сада [Текст] / О.А Соломенникова. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 173 с.
36. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / О.А. Соломенникова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 112 с. [Электронный ресурс].- Режим доступа:
37. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ [Электронный ресурс]: режим доступа:
http: //www. zakonrf. info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
38. Уолтерз, М. Животные. Большая детская энциклопедия [Текст] / М.Уолтерз, Дж. Джонсон; пер с англ. Т.Н. Петриной. - М.: АСТ: Астрель, 2008.- 256с.
39. Уpyнтaеиз, Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб.
заведений Текст] /Г.А.Уpyнтaеиз .-7-е изд., испр.- М.: Издательский цент «Академия», 2008.-368с.
40. Целищева, И., Большакова М. Дикие животные [Текст]: интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных математических представлений/И. Целищева, М. Большакова М. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 11. - С. 53-64.
Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.