Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста (Шадринский государственный педагогический университет)

Работа №130346

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы67
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследования.
База исследования: детский сад «Журавушка» (структурное подразделение МКОУ «Канашская средняя общеобразовательная школа» ).
Выборка: 13 дошкольников (5-7 лет).
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАСЕКОМЫХ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Сущность представлений об окружающем мире и условий их формирования в дошкольном возрасте ……8
1.2. Психолого-педагогические основы формирования представлений о насекомых в старшем дошкольном возрасте ……18
1.3. Формы и методы формирования представлений о насекомых в старшем дошкольном возрасте……………………… 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАСЕКОМЫХ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности представлений о насекомых в старшем дошкольном возрасте……35
2.2. Методика формирования представления о насекомых у детей дошкольного возраста..43
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы………………………….. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………61
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………... 66

Актуальность исследования. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей. Нормативно-правовая база, на основе которой базируется руководство дошкольными образовательными учреждениями, возводит экологическое образование в разряд первостепенных проблем на государственном уровне. В дошкольный период начинается формироваться личность человека, его ценностные ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания, согласно Федерального государственного стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве [48, с. 17].
В современных условиях работы дошкольных образовательных организаций педагоги ограничены в организации необходимого взаимодействия детей с природой. Эти ограничения связаны в первую очередь с требованиями СанПиН. Не каждый детский сад имеет возможность организовать «Уголок живой природы», а тем более иметь широкий выбор живых экспонатов. Специально организованные формы работы, хотя и являются систематическими, но имеют свои временные рамки. Дети в своей повседневной деятельности сталкиваются с живой и неживой природой неограниченное количество раз. Прогулки в лес, к водоему, наблюдение за пчелами, кружащими над цветами, завораживающим порханием бабочек― все это развивает у детей наблюдательность, внимание, вызывает положительные эмоции, дает богатую пищу для их развития. Именно в этот период детства необходимо сформировать у ребенка представления не только о природе в целом, но и о живой природе, в том числе и о насекомых родного края. Однако, в настоящее время в дошкольных образовательных организациях формированию представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраст уделяется недостаточное внимание в силу отсутствия дидактического обеспечения.
В связи с этим выделяется ряд противоречий между:
- необходимостью создавать условия для достижения успешности в формировании представлений о живой природе у дошкольников, в том числе и о насекомых, и сложившейся системой экологического воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации;
- необходимостью формирования у детей старшего дошкольников возраста представлений о насекомых и неразработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
Данные противоречия обусловили актуальность проблемы исследования заключающейся в теоретическом обосновании и практической реализации методики формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Методика формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста».
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании и практической апробации методики формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс реализации методики формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – методика формирования представления о насекомых у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что работа по реализации методики формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста будет успешной, если:
- будет разработана специальная эколого-развивающая среда;
- работа будет выстроена на основе регионального компонента;
- будут использованы в работе с дошкольниками наглядные методы.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить показатели оценки сформированности представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста и подобрать соответствующий диагностический инструментарий.
3. Разработать и апробировать методику формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выполнить анализ и систематизацию результатов опытно-поисковой работы по реализации методики формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическую основу исследования составляют:
- взгляды отечественных педагогов и психологов на проблему экологического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях (С.Н. Николаева, Л.И. Пономарева, Н. Рыжова и др.);
- современные подходы к формированию у дошкольников представлений об окружающем мире на основе регионального компонента (Т.В. Владимирова, О.Л. Зверева, О.В. Крежевских и др.);
- дидактические подходы к разработке методики формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста (Н.Л. Белозерцева, Л.М. Захарова, И.А. Королева и др.).
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение философской, педагогической и психологической литературы, содержательная интерпретация и анализ результатов) и эмпирических (беседа, наблюдение, анкетирование, анализ документов, психодиагностические методы, методы математической статистики и графической обработки результатов).
Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт в области педагогики с целью выявления теоретических основ и современных тенденций разработки методики формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, уточнялась гипотеза исследования; разрабатывались условия реализации методики формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста; проводился формирующий этап опытно-поисковой работы, а также обработка полученной информации.
На третьем этапе проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление.
Практическая база исследования. Опытно-поисковая работа осуществлялась в МКОУ «Канашская СОШ» – структурное подразделение детский сад «Журавушка». В исследовании приняли участие 13 детей 5-7 лет старшего дошкольного возраста.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Уточнено определение понятия «экологические представления» применительно к детям дошкольного возраста, которые рассматриваются как сведения взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; о ценностях природы; об использовании природных богатств..
Конкретизированы условия, обеспечивающие успешность реализации методики формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста.
Разработано содержание методики формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста.
Объем и структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (53 источника), приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дошкольное детство важно для дальнейшего развития ребенка. Именно в первые семь лет жизни происходит формирование личности малыша, непрерывно совершенствуются его психические и физические параметры, происходит становление полноценной личности. В дошкольный период происходит закладывание основ взаимодействия с живым миром. Экологическое образование детей дошкольного возраста подразумевает формирование у них ценности живого мира, эту задачу решает воспитатель детского сада. Наличие правильных реалистичных представлений о природе – есть залог доброго отношения детей к живым существам.
К концу дошкольного детства формируются многие личностные установки и позиции. Даже на примере формирования ведущего типа мотивационной установки к насекомым можно проследить, что тип мотивационной установки в отношении насекомых к концу дошкольного детства является уже сформированным. А с возрастом он просто совершенствуется. Видно, что уже к более взрослому возрасту отношение к насекомым, и ко всем объектам природы остается в своей основе таким, каким было заложено в период самого его формирования. Важным в работе по формированию представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста учитывать познавательные интересы детей, их мотивационные установки и эмоциональное отношение.
Анализ результатов диагностики на констатирующем этапе детей показал недостаточный уровень сформированности представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста и то, что предлагаемые нами условия недостаточно представлены в педагогической практике. В целом у детей старшего дошкольного возраста сформированы представления о насекомых, но имеются существенные проблемы. Уровень сформированности представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста следующий: высокий уровень – 2 дошкольников (15,3%); средний уровень – 9 дошкольников (69,4%); низкий уровень – 2 дошкольников (15,3%).
Формирующий этап исследования был направлен на разработку и реализацию методики формирования представлений о насекомых у детей дошкольного возраста.
После реализации разработанной методики формирования представлений о насекомых у детей дошкольного возраста был проведен контрольный этап исследования. Старших дошкольников с высоким уровнем сформированности представлений о насекомых на контрольном этапе выявлено 4 (30,6%), что на 2 дошкольника больше, чем на констатирующем этапе; со средним уровнем сформированности представлений о насекомых выявлено 9 детей (69,4%); с низким уровнем сформированности представлений о насекомых детей старшего дошкольного возраста не выявлено. Сказанное, позволяет заключить, что реализация методики формирования представлений о насекомых у детей дошкольного возраста эффективна и оказывает положительное воздействие на старших дошкольников, значительно расширяя их представления о насекомых.
Таким образом, в процессе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст] / Н.В. Алешина. – Москва: Инфра-М, 2014. – 541 с.
2. Баклагина, Г.В. Формирование представлений об окружающем мире у дошкольника через дидактическую игру [Текст] / Г.В. Баклагина // Молодой ученый. –2018. – № 13 (199). – С. 113-114.
3. Белозерцева, Н.В. Экологическое воспитание дошкольников как основа воспитания любви к родине [Текст] / Н.В. Белозерцева // В сборнике: Современные ориентиры и проблемы дошкольного и начального образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Липецк, 2023. – С. 238-242.
4. Белолюбская, С.С. Содержание экологического воспитания дошкольников [Текст] / С.С. Белолюбская // В сборнике: Прорывные научные исследования: актуальные вопросы теории и практики. сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2021. – С. 187-189.
5. Болдырихина, В.Н. Использование интегрированного подхода в экологическом образовании детей дошкольного возраста [Текст] / В.Н. Болдырихина // В сборнике: Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования. Сборник статей по материалам IX международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 25-29.
6. Владимирова, Т.В. Организация естественнонаучного образования дошкольников в условиях ДОУ [Текст] / Т.В. Владимирова // В сборнике: Опыт, инновации и перспективы организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников и учащихся. материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. – Краснодар, 2021. – С. 138-142.
7. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995. – С.147.
8. Дубовец, Л.Н. Роль педагога в формировании экологических представлений дошкольников [Текст] / Л.Н. Дубовец, З.И. Мустафаева // Наука и образование: новое время. – 2018. – № 5 (28). – С. 689-696.
9. Захарова, Л.М. Применение современных дистанционных технологий и инструментов в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.М. Захарова // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 64-4. – С. 55-58.
10. Зверева, О.Л. Проблемы работы с дошкольниками и их родителями [Текст] / О.Л. Зверева. – Москва: АСТ, 2014. – 784 с.
11. Королева, И.А. Роль экологической тропы в формировании у детей бережного отношения к природе [Текст] / И.А. Королева // Современный детский сад. – 2016. – № 5. – С. 42-44.
12. Коурова, С.И. Развитие экологической культуры дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / С.И. Коурова, Н.И. Яковлева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2018. – № 4 (40). – С. 39-44.
13. Крежевских, О.В. Преемственность в эколого-валеологическом образовании дошкольников и младших школьников: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.07 [Текст] / Крежевских Ольга Валерьевна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. – Екатеринбург, 2009. – 23 с.
14. Крежевских, О.В. Специфика разработки региональных программ экологического образования дошкольников (на примере Курганской области) [Текст] / О.В. Крежевских // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2016. – С. 42-46.
15. Кудашова, Н.В. Экологическое воспитание дошкольников как средство формирования бережного отношения к природе [Текст] / Н.В. Кудашова // В сборнике: Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения». сборник научных статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции. – Саранск, 2019. – С. 229-234.
16. Макарова, О.В. Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / О.В. Макарова // Современные исследования социальных проблем. – 2018. – Т. 9. – № 5-2. – С. 95-104.
17. Михалева, Н.С. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.С. Михалева, И.С. Сотова // Мир педагогики и психологии. – 2018. – № 12 (29). – С. 41-48.
18. Николаева, С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников [Текст] / С.Н. Николаева. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 245 с.
19. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учеб.пособие для студ.пед.вузов / С.Н. Николаева. – Москва: Академия, 2012. – 336 с.
20. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. рекомендации [Текст] / под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – Москва: АРКТИ, 2015. – 236 с.
21. Орлова, А.А. Формирование экологической позиции у детей старшего дошкольного возраста в детском саду как условие их разностороннего развития [Текст] / А.А. Орлова // Педагогика. – 2014. – №2. – С. 52-55
22. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [Текст]. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.
23. Пименова, Л.В. Формирование представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Пименова, О.Л. Егорова // В сборнике: Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. – 2019. – С. 264-267.
24. Пономарева, Л.И. Воспитание природолюбия в процессе экологического образования дошкольников: монография [Текст] / Л.И. Пономарева; Междунар. ин-т назависимых пед. исслед. МИНПИ-ЮНЕСКО. – Санкт-Петербург: МИНПИ: Астерион, 2005. – 183 с.
25. Попова, О.Т. Формирование экологического сознания в проектной работе [Текст] / О.Т. Попова // Детский сад от А до Я. – 2012. – №2. – С. 44-45.
26. Программа Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС / Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» [Текст] / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т. И. Гризик и др.; сост. Т.Н. Доронова. – Москва: Просвещение, 2012. – 232 с.
27. Развитие+: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Часть 2. Старший дошкольный возраст [Текст] / Под ред. А.И. Булычёвой – Москва: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2012 г. – 289 с.
28. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия [Текст] / Е.С. Рапацевич. – Москва: Современное слово, 2016. – 720 с.
29. Рыжова, Н. Экологическое образование в детском саду: кн. для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студ. пед. ун-тов и колледжей [Текст] / Н. Рыжова. – Москва: Карапуз, 2015. – 432 с.
30. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: Учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – 4-е изд., стер. [Текст] / Т.А. Серебрякова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2014. – 208 с.
31. Сидельникова, Е.П. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Е.П. Сидельникова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 8 (35). – С. 20-22.
32. Смирнова, Т.В. Экологическое воспитание в детском саду [Текст] / Т.В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 174 с.
33. Соломенникова, О.А. Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности: прогр. и метод.рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / О.А. Соломенникова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2015. – 104 с.
34. Сухомлинский В.А. О воспитании/ В.А.Сухомлинский; Вступ. очерки С.Соловейчика.-5-е изд.-Москва: Политиздат, 1985. – 270с.
35. Щепина, И.Н. Экологическая тропа в формировании экологического сознания дошкольников [Текст] / И.Н. Щепина // Дошкольная педагогика. – 2020. – № 9 (164). – С. 21-25.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2022. – 50 с.
37. Федорова, Т.Т. Формирование экологического сознания в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Т.Т. Федорова // Современный детский сад. – 2013. – № 3. – С. 19-22.
38. Фокина, Е.П. Особенность формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения экскурсий [Текст] / Е.П. Фокина // Детский сад от А до Я. – 2015. – №1. – С. 17-22
39. Черныш, Н.Г. Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации «Экологической тропы» в условиях детского сада. Социальный аспект [Текст] / Н.Г. Черныш // Концепт. – 2021. – №3. – С. 47-49.
40. Эрнст, О.Д. Экологическое воспитание в детском саду как средство развития дошкольников [Текст] / О.Д. Эрнст. – Москва: Флинта, 2014. – 265 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ