Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования молодёжных субкультур . 9
1.1. Молодёжная субкультура: понятие, признаки, социально-исторические предпосылки формирования 9
1.2. Виды молодёжных субкультур 22
1.3. Субкультура как фактор социализации молодёжи 29
Глава II. Особенности и развитие молодёжных субкультур 30
2.1. Особенности молодёжных субкультур в России 30
2.2. Развитие молодёжных субкультур в зарубежных странах (на примере
США, Великобритании, Южной Кореи, Японии) 35
2.3. Педагогическое сопровождение участников молодёжных
субкультур 43
Глава III. Методическая разработка применения результатов исследования в образовательных организациях 58
Заключение 65
Список использованных источников и литературы.
Актуальность темы исследования. Среди современной молодёжи огромной популярностью пользуются социальное приложение TikTok. По итогам 2019 года в среднем каждый месяц российские пользователи просматривали 16,25 млрд. и размещали 20,83 млн. видео; делились 23 млн. и ставили лайки 1,62 млрд. видео. В сентябре 2021 года ежемесячная аудитория TikTok превысила 1 млрд. пользователей из 150 стран . Возрастные рамки регулярных пользователей приложения находятся в диапазоне от 16-40 лет. Данная тенденция свидетельствует о том, что молодёжь, как и прежде, стремиться выразить себя, найти способ поделиться с внешним миром своим мировоззрением, найти единомышленников, то есть образовать субкультуру. Пусть даже в виртуальном пространстве.
В современном обществе часто возникают проблемы самоопределения, культурной идентичности, профессиональной ориентации молодёжи. Это связано с высокой социальной мобильностью, постоянно меняющимися технологическими тенденциями. Процесс социализации происходит под влиянием социокультурных ценностей, которые происходят в динамичном обществе. Одним из способов прохождения социализации молодёжь выбирает участие в субкультурном объединении.
Актуальность исследования связана с тем, что в современной России появилось множество разновидностей молодёжных субкультур с девиантной стороной. Под влиянием подобных ценностей молодёжь теряет связь с реальностью, наносит себе увечья (культура суицида, например), разрушает себя. поэтому необходимо изучить подробно ценности, взгляды, правила поведения представителей различных субкультур, чтобы выработать рычаги воздействия на детей и молодёжь с целью исправления норм и ценностей на созидательные.
Молодёжные субкультуры нуждаются в детальном анализе причин возникновения, внутренних особенностях развития. Молодёжные объединения являются основным оплотом формирования ценностей в подростковом возрасте, когда ведущей деятельностью является общение и важным для социального определения становится мнение сверстников.
В настоящее время большое поле для исследований может дать рассмотрение субкультуры с точки зрения педагогики. Понимая тот факт, что субкультура формирует нормы, ценности и паттерны поведения молодёжи, стоит учесть, что этот опыт можно использовать для достижения образовательных и воспитательных задач образовательно процесса.
Все вышесказанное составляет актуальность данного исследования.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, которые возникают в ходе участия представителей молодёжной социальной группы в субкультурных объединениях.
Предметом работы выступают существующие в России молодёжные субкультуры; их внешняя атрибутика и поведенческие особенности.
Степень изученности проблемы. Подробности возникновения и исторических особенностей развития субкультурных объединений подробно изложены в работе К.А. Беляевой «Молодёжные субкультуры: социально-философский феномен» . В данной работе автор делает вывод о том, что на субкультуры влияет социально-экономическая ситуация в обществе в конкретны исторический период.
С.И. Левикова в своей статье «Молодёжные субкультуры и объединения» подробно анализирует причины вступления молодёжи в субкультуры. Сделан вывод о том, что решающим фактором является желание молодых людей вести нонконформистский образ жизни, их высокая социальная мобильность.
Работа «Символика молодёжной субкультуры и объединения: опыт исследования системы»1 Т.Б. Щепанской дает характеристику символам и атрибутам различных субкультур. В работе сделан вывод о том, что помимо внешних элементов (одежды, прически и т.д.) большое значение имеют внутренние вкусы и модели поведения участников субкультур.
В.В. Стрельцов в своей статье «Девиантное поведение российской молодёжи в субкультурном контексте» рассмотрел созидательные деструктивные субкультуры, их влияние на социализацию и адаптацию молодёжи в обществе.
Роль субкультуры в социализации молодёжных групп рассмотрела Т.Н. Иванова. В работе «Субкультура как альтернативная форма социализации личности» были затронуты подробности процесса социализации, социальные лифты, одним из которых является субкультура.
Работа А.К. Викулова «Особенности влияния социума на формирование молодёжных субкультур в России, странах Европы и США» рассматривает отличия и сходства субкультур в России, Великобритании и США. Делается вывод о том, что в зарубежных странах наблюдается тенденция к коммерциализации субкультурных атрибутов.
Е.Н. Рамзаева в своем исследовании «Педагогические ситуации в процессе формирования субкультурной грамотности подростка» рассказывает о способах, методах, формах педагогической работы с представителями молодёжных субкультурных групп и каким образом их можно использовать для коррекции деструктивного поведения подростков. В основе этих средств лежит индивидуальный подход, который поможет успешному процессу социализации обучающегося.
Целью данного исследования является комплексная, углубленная характеристика российских молодёжных субкультур.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи работы задачи исследования:
- проанализировать исторические предпосылки формирования молодёжных субкультур;
- исследовать понятие молодёжной субкультуры и её признаки;
- рассмотреть виды молодёжных субкультур;
- определить какую роль субкультура играет в социализации молодёжи;
- выявить сходства и различия молодёжных субкультур в России и за рубежом;
- изучить формы и методы педагогического взаимодействия с представителями молодёжных субкультур;
- разработать программу фестиваля «Союз субкультур».
Источниковая база исследования. В работе использовалось Конституция Российской Федерации, в которой закреплено идеологическое многообразие, и разрешена деятельность общественных объединений. И хотя субкультуры не являются общественными объединениями в полном смысле этого слова, их существование реализует принцип идеологического плюрализма.
Были применены положения Уголовного Кодекса Российской Федерации, которые запрещают деятельность экстремистских организаций, которые можно отнести к деструктивным субкультурам.
Поскольку субкультура является формой проявления культуры, то для ее исследования были использованы Основы законодательства Российской Федерации о культуре. В этом документе закреплены: право создавать общественные объединения в области культуры, право на личную культурную самобытность, неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность.
Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года предполагает рассматривает молодёжь как активного субъекта преобразования общества, драйвера развития и лидерства страны, так и объекта социализации, ценнейший кадровый ресурс экономического роста. С этой точки зрения стоит учесть все особенности молодёжи как социальной группы, в том числе их участие в субкультурах.
Национальный проект «Образование. Успех каждого ребенка». предполагает обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием. Педагогическое сопровождение субкультурных объединений может послужить инструментом для реализации этой цели.
Так же для написания работы применялись статьи газеты «РИА новости» и данные статистики Высшей Школы Экономики.
Таким образом, перечисленные нормативно-правовые акты помогли в полной мере рассмотреть разные аспекты молодёжных субкультур: историческое становление, понятие, виды, признаки, и современное состояние данного элемента социальной структуры общества.
Методологическая основа исследования. При написании настоящей работы были использованы и общенаучные, так и специальные методы исследования. Среди общенаучных применялся анализ и синтез. Аналитический метод помог выявить особенности молодёжных субкультур, их основные элементы, атрибутику. Метод синтеза использовался для выявления общих тенденций развития субкультур на сегодняшний момент.
Использовался исторический метод, благодаря которому можно было проследить развитие молодёжных субкультур, их отличительные черты на разных исторических этапах.
Был применен метод сравнения, с помощью которого были выделены признаки, отграничивающие российскую молодёжную субкультуру от иностранных.
Метод абстрагирования и обобщения исследования позволили изучить основные методы и формы педагогического взаимодействия с молодёжными субкультурами.
Научная новизна исследования состоит в том, что данная работа рассматривает не отдельные аспекты молодёжных субкультур, а изучает их комплексно, как целостный элемент социальной структуры общества со своими особенностями. Кроме того, была прослежена вся история становления и развития молодёжных субкультурных объединений в России.
Практическая значимость исследования. Материалы и основные выводы исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по обществознанию, культурологии, психологии. Основные положения работы могут быть применены на факультативах по обществознанию социологии.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Молодёжь на любом этапе исторического развития старалась отделиться от общих социокультурных тенденций общества, стремилась к созданию субкультурных объединений, на их формирование большое влияние оказывают исторические особенности того или иного периода.
2. Субкультура как обособившаяся часть доминирующей культуры общества, имеет ряд признаков: общность интересов участников объединения, особый тип поведения; внешние атрибуты. Все существующие субкультуры можно поделить на деструктивные и созидательные.
3. Субкультурные объединения характерны для зарубежных стран: Великобритании, США, Южной Кореи и Японии. В развитии отечественных и зарубежных субкультурах есть общие черты (причины вступления в сообщество) и отличительные черты (в зарубежных странах субкультуры являются частью доминирующей культуры и начинают носить коммерческий характер).
4. Учитель в силу своей профессии имеет постоянный контакт с представителями различных субкультурных объединений. Для того, чтобы облегчить протекание учебного процесса необходимо учитывать особенности развития подростковых объединений, и возможно, применять специальные формы работы с ними. К подобным формам можно отнести: тестирование, индивидуальную работу, игровые технологии. Главным условием является реальная заинтересованность учителя в личности ученика, его предпочтениях.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, третьей главы, в которой представлена методическая разработка, заключения, списка использованных источников и литературы.
Апробация работы. Работа была апробирована на Всероссийской научно-практической конференции «ХХ11 Лебедевские чтения», на IX Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы истории, политики и права», по итогам которых были изданы сборники статей, рецензируемых в РИНЦ.
Итак, субкультура является важным элементом развития современного общества. Именно в субкультурных объединениях происходит процесс социализации, адаптации человека к социальным ценностям. Так как молодёжь является социальной группой, характеризующейся высокой социальной мобильностью, нигилизмом, ярко выраженной индивидуальностью, то их попытки преобразовать традиционные ценности смогут быть реализованы именно в субкультурной среде.
В современном понимании субкультуры начали возникать в Европе и США после окончания II Мировой войны, это было связано с подъемом экономики. Распространение индустриальных отношений привело к повышению рабочего возраста молодежи, тем самым увеличив срок подростковой социализации.
Однако если говорить о субкультурах как о замкнутых объединениях с фиксированным набором социальных норм, ценностей, паттернов поведения, то к ним можно будет отнести средневековые цеховые организации, рыцарство, странствующие артисты. Историческое становление субкультур можно разделить на несколько основных периодов: 1. «Золотой век Голливуда», характеризующийся повышенным интересов к киноиндустрии и всему, что с ней связано. 2. «Эра рок-н-ролла». Олицетворением рок-н-ролла до сих пор является Элвис Пресли, наречённый «королём рок-н-ролла» ещё в 1956 году и оказавший огромное музыкальное и стилистическое влияние на молодое поколение не только США, но и всего мира. Именно тогда появляются такие субкультуры как «гризеры» в США и «тедди-бои» в Великобритании, «стиляги» в СССР. 3. «Эпоха пацифизма» или движение «хиппи». Данное движение пропагандировало мир, равенство, свободную любовь, а также всячески демонстрировала пренебрежение к оружию. 4. Период неформалов. Возникновение различных неформальных, нонконформистских социальных групп связано с волной глобализации, захватившей мир в 1980-е гг. Эмо, панки, готы, кантри, и множества других субкультур то становились невероятно популярными, то вмиг теряли свою актуальность. Молодежь находилась в постоянном поиске своей идентичности. 5. Современный этап развития субкультур характеризуется высокой динамикой и изменчивостью. Множество субкультур перестали быть популярными, однако возникают новые: аниме, косплей, станд-ап. Однако цель современных культур не отличается от их предшественников помочь молодежи социализироваться и выразить свою индивидуальность.
Современные субкультуры как социальные феномены, рождающиеся внутри различных общественных групп, имеют разную специфику. Одни субкультуры имеют разрушительный характер, как для личности, так и для общества в целом. Их цель не просто создание новых социальных норм и ценностей, а уничтожение и деморализация традиционной культуры. К подобным деструктивным сообществам можно отнести: АУЕ, шмот, скинхеды. Они балансируют на тонкой грани с контркультурой. Другие субкультуры имеют нравственную полезную социальную основу. Они выступают либо агентом социализации, либо социальным лифтом для отдельных участников молодежных объединений. К подобным сообщестаам можно отнести зожников, косплей, к-рор.
Не смотря на большое количество определений, в общем смысле, под субкультурой мы понимаем часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.
С.И. Левикова выделяет следующие характерные для молодежной субкультуры черты:
- принадлежность к определенной социальной группе, а так же осознание себя членом этой группы; принятие и разделение индивидом субкультурных норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон); кооперирование вокруг какого-либо «центра», выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям.
На становление представителя молодого поколения влияет огромное количество факторов: СМИ, ближайшее окружение, школа, этнические особенности. Молодежная субкультура является созданной молодыми людьми в результате реакции на общественно-политическую обстановку системой ценностей, установок, моделей поведения и жизненного стиля, направленной на обособление от господствующей в обществе идеологии и формирующей свою собственную картину мира. Субкультура один из ключевых факторов формирования личности подростка. Со временем молодые люди могут покинуть неформальные объединения, однако сформированные в подростковом возрасте в период участия индивида в субкультуре, социальные знания, умения, навыки будут проявляться на протяжении всей жизни и определять модели поведения в разных ситуациях.
Отечественные и зарубежные субкультуры будут иметь ряд отличительных особенностей. Российские субкультурные объединения являются результатом постоянных социальных вызовов и катаклизмов, происходивших в стране. Это результат социально-культурной деятельности молодёжи, которая для реализации своего творческого потенциала или выражения протеста против существующего социального порядка формирует особые социальные - формальные или неформальные структуры. Известно, что в период существования жесткой советской цензуры вся творческая интеллигенция ушла в подполье, образовывая там андеграунд. Для андеграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Андеграунд отвергает и часто нарушает принятые в обществе политические, моральные и этические ориентации и стереотипы поведения, внедряя в повседневность новые схемы поведения. Кроме этого, участниками субкультур в России, чаще всего, становятся представители маргинальных слоев населения. Это связано с тем, что в привычной среде к ни возникает снисходительное или даже пренебрежительное отношение, а молодёжь требует того, что бы с их мнением считались в любом случае.
Субкультуры в зарубежных странах развиваются в рамках классовой логики - изначально как внеклассовое образование. В контексте отношения к государству зарубежные субкультуры, изначально воспринимавшиеся как протест, бунт против общества, постепенно начинают восприниматься как неотделимую часть доминирующей культуры. Кроме этого, представителями зарубежных субкультур являются не только маргинальные личности, но также представители более обеспеченных слоев населения. Более того, некоторые субкультуры, например тедди-бои, пропагандируют светский образ жизни.
Следующей общей тенденцией является то, что большая часть субкультур начинает коммерциализироваться. Большой сегмент рынка занимают товары субкультурного характера.
В странах Юго-Восточной Азии свои культурные традиции государство целенаправленно превратило в субкультуру и транслирует ее по всему миру. Тем самым, они пропагандируют и свои национальные ценности и традиции. Кроме этого, мы видим, что интерес к субкультурам Запада постепенно угасает, а к культуре Востока наоборот.
Однако существуют и общие черты развития субкультур России и зарубежных стран. Во-первых, постоянным участником субкультур является подростковая молодёжь. Несомненно, что субкультура - один из основных факторов социализации личности. Формирование субкультур зависит от исторических реалий развития государства.
Учитель в силу своей профессии имеет постоянный контакт с представителями различных субкультурных объединений. Для того, чтобы облегчить протекание учебного процесса необходимо учитывать особенности развития подростковых объединений, и возможно, применять специальные формы работы с ними. К подобным формам можно отнести, тестирование, индивидуальную работу, игровые технологии. Главным условием является реальная заинтересованность учителя в личности ученика, его предпочтениях. Коррекция взаимодействия педагогов с подростками -представителями разных субкультур может послужить хорошим инструментом для того, чтобы реализовать их творческий и интеллектуальный потенциал. Говоря об истории субкультур, ее видах и атрибутах учитель демонстрирует подростку, что он его понимает и принимает. Такой подход позволит более эффективно планировать образовательный процесс, обеспечить эмоциональную безопасность подростка, рост его эмоционального интеллекта. Педагог сможет найти новые способы изложения учебного материала и сохранить свое ментальное здоровье.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 01.07.2020 № 11-ФКЗ). - [Электронный
ресурс]: http://www.constitution.ru/(дата обращения: 20.02.2022).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред.
от 28.01.2022) - [Электронный ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 20.02.2022).
3. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (ред. от
30.04.2021 № 114-ФЗ). - [Электронный ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ (дата обращения: 20.02.2022).
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об
утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации» на период до 2025 года. - [Электронный ресурс]:
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/39133.html/(дата обращения: 20.02.2022).
5. Национальный проект «Образование». Утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам № 10 (от 03.09.2018). - [Электронный ресурс]:
https://edu.gov.ru/national-project/projects/success/(дата обращения: 20.02.2022).
II. Монографии и статьи по теме исследования
6. Алимова, О.В. Современные субкультуры: понятие и особенности / О.В. Алимова // Социология. - 2019. - № 2. - С. 82 - 90.
7. Беляева, К.А. Молодежные субкультуры: социально-философский феномен / К.А. Беляева // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2020. - № 1. - С. 126 - 131.
8. Боев, Е.О. Коррекция взаимодействия педагогов с подростками представителями различных субкультур. // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2014. - № 2. - С. 21 - 27.
9. Викулов, А.К. Особенности влияния социума на формирование молодёжных субкультур в России и странах Европы и США (отличия и общие тенденции). - [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti- vliyaniya-sotsiuma-na-formirovanie-molodezhnyh-subkultur-v-rossii-i-stranah- evropy-i-ssha-otlichiya-i-obschie-tendentsii(дата обращения: 09.12.2021).
10. Воронов, В.В. Технология воспитания / В.В. Воронов. - М.:
Просвещение, 2018. - 450 с.
11. Галаган, Д.Д. Субкультуры молодежи как поиск смыслов и как вызов общественности. // The Scientific Heritage. - 2021. - № 69. - С. 4 - 8.
12. Гордон, М. Ассимиляция в американской жизни: роль расы, религии и
национального происхождения. - [Электронный ресурс]:
https://archive.org/details/assimilationinam0000gord(дата обращения: 05.06.2021).
13. Глебова, Е.А. Социально-исторические условия формирования западной молодежной субкультуры / Е.А. Глебова // Известия ВолгГТУ. - № 2. - 2019. - С. 94 - 110.
14. Гребеньков, А.А. Пропаганда социально-негативного поведения среди несовершеннолетних как общественно опасное явление / А.А. Гребеньков, Л.А. Гребенькова // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2019. - № 3. - С. 24 - 30.
15. Денисова, А.А. Семантика субкультуры «аниме» / А.А. Денисова // Аналитика культурологии. - 2019. - № 1. - С. 8 - 11.
16. Дюкин, С.Г. Официальный советский рок-дискурс: исторические этапы и смысловое наполнение / С.Г. Дюкин // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2019. - № 1. - С. 5 - 9.
17. Еремина, А.Г. Молодежная субкультура и сложности социализации / А.Г. Ремина // Эксперимент и инновации в школе. - № 6. - 2020. - С. 10 - 14.
18. Захарова. О.М. Влияние Stand-Up культуры на развитие общества: история и современность / О.М. Захарова // Лебедевские чтения: сборник статей XXII Всероссийской научно-практической конференции / МНИЦ ПГАУ, - 2021. - С. 180 - 185.
19. Захарова, О.М. Некоторые аспекты исторического развития субкультур / О.М. Захарова // Столица науки. - 2020. - № 7. - С. 121-127.
20. Захарова, О.М., Семина, Н.В. Современные субкультуры / О.М. Захарова, Н.В. Семина // Актуальные проблемы истории, политики и права: сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции / МНИЦ ПГАУ. - Пенза: РИО ПГАУ, 2020 - С. 133 -137.
21. Захарова, О.М., Семина, Н.В. Коммерциализация молодёжных субкультур / О.М. Захарова, Н.В. Семина // Актуальные проблемы истории, политики и права: сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции / Изд-во ПГУ, 2021. - С. 350 - 354.
22. Захлебова, В.В. Социально-педагогические функции организатора молодежной работы. // Наука и реальность. - 2020. - № 4. - С. 30 - 36.
23. Иванова, Т.Н. Субкультура как альтернативная форма социализации личности / Т.Н. Иванова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - № 10. - 2021. - С. 78 - 90.
24. Комиссаренко, С.С. Социокультурная дифференциация как базис порождения. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2021. - № 1. - С. 16 - 20.
25. Клочнева, Д.А. Эскапизм в пространстве подростковой субкультуры / Д.А. Клочнева // Вестник науки и образования. - 2020. - № 1. - С. 95 - 100.
26. Левикова, С.И. Молодежные субкультуры и объединения. -
[Электронный ресурс]:
http://www.civisbook.ru/files/File/Levikova_Molodezhnie.pdf (дата
обращения: 05.06.2021).
27. Мангейм, К. Диагноз нашего времени // Хрестоматия по социологии / Сост. К.М. Аверьянов. М.: Юрайт, 2019. - 300 с.
28. Мансурова, З.Р. Субкультура в молодёжной среде / З.Р. Мансурова // Право: ретроспектива и перспектива. - № 1. - 2021. - С. 72 - 80.
29. Пастухова, Л.С. Социально-проектная деятельность как открытое воспитательное пространство развития гражданских качеств молодежи // Вестник Марийского государственного университета. - 2019. - № 1. - С.11- 18.
30. Поподько, В.А. Прогибиционистское движение в США в эру прогрессизма / В.А. Поподько // Вестник Брянского государственного университета. - 2019. - № 2. - С. 41 - 44.
31. Рамзаева, Е.Н. Педагогическая ситуация в процессе формирования субкультурной грамотности подростка. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2017. - № 1. - С. 82 - 86.
32. Рамзаева, Е.Н. Субкультурная грамотность как неотъемлемый компонент профессиональной компетентности современного учителя. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2016. - № 2. - С. 12 - 18.
33. Самотеева, А.А. Молодёжная субкультура как социальное явление / А.А. Самотеева // Совершенствование науки в наши дни: междисциплинарные аспекты. - 2022. - № 2. - С. 261 - 264.
34. Скакун, А.С. Основные подходы к дефиниции понятий «Молодежная культура» и «Молодежные субкультуры» / А.С. Скакун // Регионология. - № 1. - 2020. - С. 167 - 171.
35. Стрельцов, В.В. Девиантное поведение российской молодёжи в
субкультурном контексте (концептуальный анализ). - [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/ article/v/deviantnoe-povedenie-rossiyskoy-molodezhi-v-
subkulturnom-kontekste-kontseptualnyy-analiz (дата обращения: 05.06.2021).
36. Троицкий, А.К. Субкультура. История сопротивления российской молодежи 1815-2018 / А.К. Троицкий. - М.: Юрайт, 2019. - 511 с.
37. Хасуев, А.Э. Субкультурные сообщества современности: к анализу гендерной специфики в интернет-пространстве / А.Э. Хасуев // Вестник культуры и искусств. - 2021. - № 2. - С. 115 - 119.
38. Хренов Н.А. Субкультурные картины мира в российской цивилизации / Н.А. Хренов. - М.: Эксмо, 2020. - 500 с.
39. Хэбридж, Д. Субкультура: значение стиля. - [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21717605(дата обращения: 05.06.2021).
40. Челак, Е.А. Сленг участников текстовых ролевых игр / Е.А. Челак // Гуманитарный научный вестник. - 2022. - № 1. - С. 99 - 105.
41. Шиняев, К.А. Профилактика деструктивного поведения личности несовершеннолетнего // Вестник практической психологии образования. - 2018. - № 1. - С. 78 -83.
42. Швецова, М.А. Методы противодействия молодёжным деструктивным субкультурам / М.А. Швецова // Интерактивная наука. - 2021. - № 1. - С. 86 - 90.
43. Шумкова, Н.В. Молодёжные субкультуры как фактор социализации учащейся молодёжи / Н.В. Шумкова // Интеграция образования. - № 1. - 2019. - С. 117 - 120.
44. Щепанская, Т.Б. «Символика молодёжной субкультуры: опыт исследования системы». - [Электронный ресурс]:
https://search.rsl.ru/ru/record/01001670327(дата обращения: 05.06.2021).
45. Эрнст, Д. 1930-1950-е. Золотой век Голливуда / Д. Эрнст // История моды. - 2018. - № 81. - С. 4 - 9.
III. Интернет-ресурсы
46. Закреплен новый возраст молодежи. - [Электронный ресурс]:
http://duma.gov.ru/news/50394/(дата обращения: 18.10.2021).
47. Молодёжная субкультура хиппи. Истоки, генезис, закат. - [Электронный ресурс]: http://lfk.dp.ua/notes-psychologist/flower-children/(дата обращения: 05.06.2021).
48. Стиляги. Отважные денди Страны Советов. - [Электронный ресурс]: https://www.be-in.ru/subject/532-stilyagi_otvazhnie_dendi_stran/(дата обращения: 05.06.2021).
IV. Источники на иностранном языке
49. Berzano L. Lifestyles and Subcultures. History and a New Perspective.
New York / L. Berzano. - [Электронный ресурс]:
https://web.archive.org/web/20070317052819/http://www.intcul.tohoku.ac.jp/~holde n/MediatedSociety/Readings/2003_04/Appadurai.html(gaTa обращения:
09.12.2021).
50. Melissa M. Concise History of the British Mod Movement. -
[Электронный ресурс]: http://www.gbacg.org/costume-
resources/original/articles/mods.pdf (дата обращения: 05.06.2021).