Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственная молодежная политика в контексте реализации социальных потребностей современной российской молодежи

Работа №37383

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы96
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
478
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1. Теоретико - методологические подходы к изучению потребностей современной молодежи 8
Раздел 2. Российская молодежь: потребности и возможности их реализации 26
Раздел 3. ГМП РТ: соответствие потребностям молодежи: опыт эмпирического исследования 50
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 67
Приложения 71

Актуальность темы исследования. Молодёжь на каждом историческом этапе общественного развития является главной движущей силой развития общества. Путь изучения потребностей молодежи и способов их удовлетворения строился столетиями. Ведь ценности, взгляды, благосостояние и социальное самочувствие молодёжи определяют настоящее и будущее общества. Государственная молодёжная политика играет огромную роль в прогрессивном развитии общества, в реализации задач, стоящих перед обществом. Она создает условия по реализации жизненных устремлений и планов молодёжи. От того, насколько эффективна будет эта государственная молодёжная политика на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, будут зависеть социальное и профессиональное развитие самой молодёжи, а также стратегическое развитие государства и его стабильное будущее.
Стратегия молодежной политики в РФ находится в стадии становления. Однако следует признать, что в нашей стране и ее регионах термин «ГМП» не только вошел в обиход, но и сама политика получила некоторое признание как неотъемлемая часть социальной политики государства, его регионов и ряда общественных институтов. Обозначился процесс активной регионализации молодежной политики (в данное время законы о молодежи приняты уже более, чем в 30 субъектах РФ). В условиях социально-политических трансформаций, вместе с изменениями в обществе постоянно изменяется и ГМП. Молодежная политика дифференцирована по уровням формирования и реализации, по группам молодежи. Поэтому, в отношении студенчества, в силу его интеллектуального и творческого потенциала, ГМП должна иметь свои особенности и свое специфическое преломление. Социальное расслоение, снижение общественной активности, повышение уровня алкоголизма и наркомании в студенческой среде придают особую актуальность разработке реальной молодежной политики.
Проблемная ситуация. В любом обществе и историческом этапе молодежь имеет определенные проблемы и потребности. Молодежные проблемы - это не
только проблемы самой молодежи, но и проблемы всего общества, если оно заинтересовано в своем настоящем и будущем. Поэтому молодежную политику нужно рассматривать как стратегическое направление деятельности государства, определяющего перспективы развития общества. Государственная молодежная политика направлена на решение данных проблем и определяет ряд мер по их решению. Однако главный вопрос заключается в том, насколько существующие декларируемые стратегии соответствуют актуальным потребностям молодых людей.
Также одним из основных условий реализации программ является информированность молодежи о перспективах и возможностях развития, вовлечения в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь нашего общества.
Однако многие молодые люди не имеют представление о том, какие проекты реализуются в рамках молодежной политики, а также чем занимаются такие молодежные общественные организации, как Общественная Молодежная палата при Государственном Совете, Федеральное агентство по делам молодежи, Региональная молодежная общественная организация «Лига студентов РТ» и т.д. Недостаточный уровень информированности обостряют вопросы об актуальности существующих программ и возможности реализации данных пунктов стратегии для решения собственных проблем.
Объект выпускной квалификационной работы: российская молодежь в возрасте от 14 до 30 лет.
Предмет работы: потребности российской молодежи и возможности их реализации в рамках ГМП
Цель заключается в выявлении соответствия направлений ГМП потребностям современной российской молодежи.
Задачи, поставленные в работе для достижения намеченной цели:
- определить теоретико- методологические основы изучения потребностей молодежи;
- охарактеризовать молодежь, как объект государственной молодежной политики;
- выявить актуальные существующие проблемы молодежи;
- проанализировать федеральное, региональное и муниципальное законодательство в области молодежной политики и особенности реализации данных нормативных актов в деятельности государственных органов по отношению к студенчеству, охарактеризовать государственную молодежную политику;
- определить представления молодежи о существующей молодежной политике;
- выявить эффективность и соответствие существующих программ ГМП потребностям молодежи (на примере Республики Татарстан);
- провести исследование на тему соответствия ГМП существующим проблемам молодежи Республики Татарстан.
При написании работы общетеоретическую и методическую основу составили положения, содержащиеся в трудах отечественных специалистов в области социологии молодежи.
Методологическая база и теоретические источники работы. Изучению вопросов понятия молодежи, социальных потребностей молодежи, ее социализации, особенностей интегрирования в российское общество, посвятили свои работы: В.Т.Лисовский, И.С. Кон В.А. Луков, Ф.Р. Филиппов, Ч. Рейч, Ю.А. Зубок, В.И. Чупров и другие. Важность методологических оснований и факторов влияния политики на молодое поколение отмечали в своих трудах Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Мангейм, М. Мид, Ш. Эйзенштадт и другие.
Анализ актуальных проблем молодежи, ее участия в общественн-ополитической жизни, анализ ценностных ориентаций современной молодежи дан в работах социологов Н.М. Блинова, Б.А. Грушина, И.М. Ильинского,
A. И. Ковалевой, П.И. Бабочкина, И.С. Кона, М.Х. Титма, В.Ф. Левичева,
B. Т. Лисовского, В.Л. Лукова, М.Н. Руткевич, В.Н. Шубкина и др.
Эмпирические источники и методы исследования. В качестве эмпирических источников при анализе молодежной политики по отношению к студенчеству были использованы:
- нормативно-правовые документы федерального, регионального и муниципального уровней (Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760- р (ред. от 16.07.2009) «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации»; Закон Республики Татарстан от 19 октября 1993 года N 1983-XII "О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан"; Стратегия развития государственной молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2016- 2021 годы И на период до 2030 года);
- вторичный анализ эмпирических данных, полученных отечественными
исследователями молодежных проблем (Исследование «Изучение состояния и развития сферы государственной молодежной политики в Республике Карелия» под руководством агентства «ИМИДЖ-ФАКТОР» в декабре 2016 года по заказу Министерства по делам молодёжи, физической культуре и спорту Республики Карелия ГК № б/н от 20.11.2016 г.; исследование «Проблемы реализации государственной молодежной политики в Свердловской области» под руководством Уральского института управления, авторы: Гаранина
Е.О. , Зерчанинова Т.Е., 2016 год; Исследование «Жизненные стратегии молодежи Республики Татарстан» проведенное региональным общественным фондом поддержки молодежных инициатив «Фактор будущего» в 2015 году)
- статистические данные о реализации ГМП в Российской Федерации и ее
субъектах (Мониторинг "Молодежный экстремизм в Республике Татарстан: состояние, предпосылки и последствия исследования"; Данным
Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан; Экспресс-диагностика в рамках подготовки Стратегии развития Республики Татарстан до 2030).
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты позволяют обоснованно сформировать молодежную политику в Республики
Татарстан, городах и районах и, исходя из проблем молодежи, планировать дальнейшие мероприятия.
Структура. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, сформулирована цель, поставлены задачи, указана структура работа.
В первом разделе раскрываются теоретическо-методологические основы изучения молодежи, ее потребностей и способов их удовлетворения в рамках государственной молодежной политики. Описываются взгляды ученых на понятие молодежи, ее социализации, адаптации и роли политики в формировании молодого поколения.
Во втором разделе представлены актуальные молодежные проблемы (потребности) и существующая государственная молодежная политика. А также приведены вторичные исследования на предмет эффективности ГМП в субъектах России.
Третий раздел посвящен исследованию выпускной квалификационной работы. В третьем разделе анализируются количественное и качественное исследования на тему молодежных проблем и мер их решения путем государственной молодежной политики. Также рассматриваются эффективность программ молодежной политики в Республике Татарстан. Исследование включает в себя онлайн-опрос и интервью. В конце третьего раздела даны рекомендации по устранению данных проблем в Республике Татарстан
Далее в заключении приведены все результаты и итоги всей работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Большое количество точек зрения на классификацию существующих подходов к определению понятия “молодежь” в социологии явно свидетельствует об активном развитии социологии молодежи в России. Немаловажным фактором здесь также является то, что развитие социологии молодежи осуществляется в рамках существования и реализации государственной молодежной политики.
Молодежь - это социально-демографическая группа (поколение людей в возрастном диапазоне от 14 до 30 лет), находящаяся в своем развитии на стадии становления и обретения социальной зрелости, а именно - процессе усвоения основных социальных ролей и функций, выбора жизненного пути, самоопределения, самоидентификации и осознания своих ценностей и интересов, своего места в мире. В силу этого положение молодежи в обществе всегда было и будет нестабильным, переходным, обусловленным специфическими возрастными, социальными и психологическими характеристиками, а также историческими, социально- экономическими, политическими и ситуационными факторами.
Существует множество способов изучения молодого поколения и синтезом всех подходов стало интегративное (или ювенологическое) направление, суть которого заключается в объединении всех аспектов для изучения молодежи. Оно появилось в конце 80-х-начале 90-х годов, когда отечественные исследователи начали изучать молодежь во всем многообразии проявлений ее сознания и поведения в сложных взаимосвязях с окружающим миром.
Перспективным направлением социологических исследований в настоящее время могут стать исследования молодежной проблематики. В частности, изучения целенаправленного воздействия на молодежь различных неоднозначных субъектов общественной жизнедеятельности, в том числе и государственная молодежная политика, использующих ее как объект манипуляций.
Исследования проблем молодежи в России и ее субъектах многообразны и по проблематике, и по реализуемым подходам. Однако есть неизменные проблемы молодежи во всех областях. На данный момент существующая государственная политики не решает все актуальные проблемы.
На примере Татарстана, можно сказать, что есть аспекты, в которых активно ведется работа. Одни из них: чрезмерное развитие лагерей, множества центров, профилактика экстремизма. Однако остаются острые нерешенные проблемы: жилищные проблемы, проблемы трудоустройства, усиление негативных тенденций в демографическом развитии, сокращение бюджетных мест в ВУЗах, низкий уровень информированности.
Действительно эффективной работой являются общественные объединения и организация грантов в различных сферах, тем самым ощущается значительная поддержка молодежных инициатив. В рамках мероприятий данных движений ведется профилактика социально-негативных явлений в молодежной среде, устанавливается мода здорового и спортивного образа жизни.
Таким образом, можно подвести итоги:
1. Среди главных молодежных проблем студенты выделяют дефицит перспективных рабочих мест, уменьшение количества бюджетных мест в ВУЗах и низкая доступность жилья. Молодежь считает главными ценностями образование, материальный достаток, карьеру и семейные ценности. В настроении студентов преобладает позитивное настроение (66%).
2. Информированность о возможностях самореализации студенты в среднем оценивают на 3 балла из 5. Большинство респондентов (89%) интересуются молодежными мероприятиями в своем городе, в основном респонденты узнают о них через интернет (64%). Однако даже если знают о ГМП больше половины опрошенных (61%), то о ее Стратегии, а значит и о возможности принять участие в той или иной программе, информированы лишь треть опрошенных (29%). Также низкими показателями остаются знания о представленных программах и концепциях в Стратегии ГМП РТ.
3. Доля охваченной молодежи среди опрошенных оказалась значительно низкой, всего 29 человек из 474. Из 29 респондентов, что пользовались какой- либо программой 6 студентов отметили Концепцию развития и поддержки
молодежного добровольческого движения в Республике Татарстан, 7 -
подпрограмму «Организация отдыха детей и молодежи», 12 - Концепцию развития деятельности студенческих и молодежных трудовых отрядов в РТ, 2 респондента ответили о жилищной ипотеки для молодой семьи и также 2 студента написали о программе «Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы». Остальные программы не были использованы нашими респондентами. Все 29 респондентов довольны участием в выбранной ими программе. Подавляющее большинство - 20 студентов отмечают, что данные программы решили их проблемы.
4. Доля охваченной молодежи общественным движением напротив оказалась велика. Больше половины студентов принимают участие в молодежных мероприятиях (58%) и две трети респондентов состоят в различных общественных объединениях (66%).
5. На вопросы о соответствии пунктов ГМП реальным проблемам ответы распределились следующим образом. 41% считают, что пункты ГМП полностью соответствуют, однако 59% с этим не согласны. На вопрос о том, какие проблемы может решить ГМП, 31,5% респондентов отмечают проблему низкой доступности жилья. В то же время анализируя ответы на следующий вопрос, о том, что не может решить ГМП РТ, другая часть, 34,5%, сомневаются в возможности решить жилищную проблему. Возможно, данная проблема остается острой, потому что сами представители молодежи не верят и не знаю о возможности решения данной проблемы путем ГМП.
6. Треть респондентов удовлетворены имеющимися возможностями для самореализации - творческой, профессиональной, образовательной, личностной и т.д (33%). И 21% респондентов оценивают существующую ГМП в РТ на «отлично», а 30% считают, что все «хорошо». Негативные оценки набирают в сумме 44%. Также преобладание негативной окраски можно заметить в ответах на вопрос «Считаете ли Вы деятельность молодежной политики эффективной?». Больше половины респондентов ответили «нет» и «скорее нет» - 52% (в сумме 248 ответов), положительные ответы дали 48% (226 человек). Однако на заключительный вопрос о перспективах ГМП «Как Вам кажется, в будущем в Татарстане...» множество студентов, а именно 67% отметили, что «ситуация улучшиться».
Также было проведено качественное исследование среди тех студентов, которые являлись участниками одной из программы или концепции Стратегии ГМП РТ. Проведено 5 глубинных интервью на выявлении значимости и эффективности в решения молодежных проблем путем участия в выбранной мере реализации молодежной политики.
Все 5 информантов знают о существовании ГМП РТ и о ее Стратегии. Актуальными проблемами считают: вторичную занятость студентов, низкую доступность жилья, поддержки молодых семей и участие в молодежной политики. Для решения первой проблемы отмечают программу трудовых отрядов, которые предлагают вторичную занятость студентов на летний сезон. Данная программа предлагает студентам поработать вожатыми, педагогами, строителями и прочие профессии. Для следующей проблемы существует закон об улучшении жилищных условий молодых семей, однако один из респондентов отметил, что данная программа не подразумевает финансовую поддержку молодых семей, а значит нет такой программы, решающую полностью проблемы молодых семей.
Об информированности говорят в негативном ключе. Один из респондентов высказался следующим образом: «о данных возможностях знают лишь те, кто близок ко всему этому, а точнее к молодежной политике. Остальные ребята, которые заняты заработком денег и прочими заботами, не имеют возможности решить свои проблемы с помощью этих стратегий. Возможно, они просто не знают, что так можно и это печально». Подобным мнением высказываются и остальные участники интервью.
Об возможности участия в данных программах информанты узнали из общественных организациях, в которых состоят. Также популярным источником является интернет. Сайты министерства по делам молодежи и социальные сети.
2 из 5 информантов приняли участие в программе, посвященной трудовым отрядам. Они довольны участием в данной программе и считают, что их проблема
решена. «Возможность съездить на море и заработать денег, пока все отдыхают - это хорошее преимущество» - отмечает один из студентов. Еще один респондент стал участником стратегии ипотечного кредитования для приобретения жилища. «Конечно, там много нюансов и нужно подготовить много документов, в том числе первоначальный взнос должен быть 10% от стоимости жилья, не все имеют такие финансы, но все же программа хорошая» - отвечает данный участник программы. Один из студентов пользовался различными грантами и проектами. В частности, транспортный грант. Крайний респондент пользовался программой физического развития и спорта. Однако их проблемы они не считают острыми и решение их не стоит в первую очередь: «Если бы я имел реальные проблемы, не уверен, что ГМП смогла бы решить мои проблемы».
Эффективность ГМП оценивают средне. Большинство респондентов считают, что важно быть приближенными к молодежной политики: «состоять в молодежном правительстве сегодня престижно, есть много условий». Не все респонденты удовлетворены имеющимися возможностями
Для самореализации или решении собственных проблем. «Не думаю, что правительство хотело бы действительно решать наши проблемы, мы сами по себе, они сами. Если бы условия были хорошие, наверное, и проблем то не было бы» - высказался на эту тему информант.
В конце работы на основании полученных результатов были предложены рекомендации по устранению данных проблем.


1. Федеральный закон от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ (ред от. 28.12.2016) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7041/ (дата обращения: 12.03.2019)
2. Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1992 г. № 1075 (ред. от
18.04.2017) «О первоочередных мерах в области государственной молодежной
политики» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=223898#0563970 495107391 (дата обращения: 14.03.2019)
3. Постановление ВС РФ от 03.06.1993г. № 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 2138/ (дата обращения:
14.03.2019)
4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 192149/ (дата обращения:
26.03.2019)
5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 82134/ (дата обращения: 27.03.2019)
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 г. № 2570-р «О плане мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс].
URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 190661/ (дата обращения:
30.03.2019)
7. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от 16.07.2009)
«О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 98451/ (дата обращения:
14.03.2019)
8. Закон Республики Татарстан от 19 октября 1993 года N 1983-XII «О
молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан». [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW363&n=119#07 063600809878185 (дата обращения: 15.03.2019)
9. Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ «Об утверждении стратегии развития сферы государственной молодежной политики, физической культуры и спорта в республике татарстан на 2016 - 2021 годы и на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/543558016 (дата обращения: 15.03.2019)
10. Бабинцев. В. П. Социология молодежи: учебник / В. П. Бабинцев, Ю. В. Коврижных, Е. В. Реутов. - М. : КОНСТАНТА, 2008. - 218 с.
11. Березутский, Ю.В. Оценка влияния государственной молодёжной политики на социальную субъектность молодёжи региона: итоги десятилетия / Ю.В. Березутский. - М. : 2009. № 8. - 312 с.
12. Боряз, В. Н. Молодежь: методологические проблемы исследования / В. Н. Боряз. - Л. : Наука, 1973. - 155 с.
13. Вишневский, Ю. Р. Социология молодежи: учебник / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко. - Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТИ-УПИ, 2006. - 430 с.
14. Гришин О.Е., Атаев Т.Б. Политическая видеореклама в интернете как инструмент выражения политической позиции молодежи / О.Е. Гришин.- М. :
2013. №2. - 241 с.
15. Горшков, М. К. Молодежь России: социологический портрет / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. - М. : ИС РАН, 2010. - 541 с.
16. Добреньков, В. И. Фундаментальная социология в 15 томах / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. Т. 9. Возрасты человеческой жизни. - М. : ИНФРА- М, 2005. - 1094 с.
17. Добрынин В. Молодежь как социально-демографическая группа в транзитивном обществе / В. Добрынин, Т. Емчура. - М. : ИЧРАН, 2004. - 324 с.
18. Зубок, Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска / Ю.А. Зубок // Социологические исследования. - М. : Мысль, 2003. - № 4. - 345 с.
19. Зубок, Ю. А. Феномен риска в социологии: опыт исследования молодежи / Ю. А. Зубок. - М. : Мысль, 2007. - 356 с.
20. Зубок, Ю.А. Риск в социальном развитии молодежи // Социальногуманитарные знания. - М. : Норма, 2008. - 236 с.
21. Зубок, Ю. А. Социология молодежи / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. - М.: Норма, 2011. - 336 с.
22. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. Теория. История / И.М. Ильинский. - М.: Голос, 2013. - 696 с.
23. Ковалева, А. И. Социология молодежи: теоретические вопросы. / А. И. Ковалева, В. А. Луков. - М.: Социум. 2004. - 208 с.
24. Кон, И.С. Молодежь // Социология молодежи. Энциклопедический словарь. - М., 2008. - 413 с.
25. Кон, И. С. НТР и проблемы социализации молодежи / И. С. Кон. - М. : Знание, 1988. - 64 с.
26. Левикова, С. И. Молодежная субкультура / С. И. Левикова. - М. : Фаир- Пресс, 2004. - 608 с.
27. Луков, В. А. Теории молодежи : Междисциплинарный анализ : науч. монография. - М. : «Канон+» ; РООИ «Реабилитация», 2012. - 528 с.
28. Луков, В.А. Концептуализация молодёжи в XXI веке: новые идеи и подходы // СОЦИС. 2012. - 342 с.
29. Манхейм, К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. - М. : Юрист, 2004. - 700 с.
30. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. - М. : Наука, 1988. - 429 с.
31. Омельченко, Е. Л. Молодежь: открытый вопрос / Е. Л. Омельченко. - Ульяновск : Симбирская книга, 2004. - 184 с.
32. Садриев, М. М. Социология молодежи : учебное пособие / М. М. Садриев. - Уфа : Гилем, 2005. - 308 с.
33. Семенова, В. В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность / СЗО ; В. В. Семенова. - М. : Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2009. - 271 с.
34. Семенова, В. В. Социология молодежи / В. В. Семенова // Социология в России / под ред. В. А. Ядова. - М. : Ин-т социологии РАН, 1996. - 461 с.
35. Смакотина, Н. Л. Основы социологии нестабильности и риска: философский, социологический и социально-психологический аспекты : монография. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КДУ, 2009. - 242 с.
36. Социология молодежи: учеб. пособие / Ю. Г. Волков [и др.] / под ред. проф. Ю. Г. Волкова. - Ростов, : Феникс, 2001. - 576 с.
37. Социология молодежи : учебник для вузов / под ред. В. Н. Кузнецова ; М-во образования и науки РФ. - М. : Гардарики, 2005. - 335 с.
38. Социология молодежи: учебник / под ред. проф. В. Т. Лисовского. - СПб.: СПбГУ, 2004. - 460 с.
39. Социология молодежи : учебник / под ред. д-ра социол. наук, проф., чл.-кор. РАН В. Н. Кузнецова. - М.: Гардарики, 2005. - 335 с.
40. Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению: Социальная подвижность. - М.: Мысль, 1989. — 237 с.
41. Чупров В. И. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок. - М. : Ин-т соц.-полит. исслед. РАН, 2000. - 114 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ