Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ героя в представлениях современных россиян: социологический анализ

Работа №162598

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы образа героя 6
1.1 Понятия героя и образа героя. Изучение образа героя в отечественной и
зарубежной науке 6
1.2. Образ героя как предмет современных социологических 18
исследований 18
Глава 2. Социологический анализ образа героя в оценках современных россиян
(на примере жителей г. Пензы) 24
2.1 Отношение представителей разных поколений к героям 24
2.2 Кинофильмы как способ формирования образа героя 45
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложение


Тема героя, его образа актуальна в наши дни как никогда прежде. Любая тема становится актуальной тогда, когда лежащая в ее основе проблема оказывается кричащей, требует своего ответа и разрешения. В «героическую эпоху» древности о героях рассказывали мифы, а героизм и доблесть были общепризнанным эталоном поведения. Не каждый мог быть героем, но многие стремились походить на славных героев, старались достигнуть уровня и размаха героического.
В наши дни «формат» героизма изменился. Героизм потерял в общественном сознании свою прежде несомненную привлекательность, он стал предметом иронии, шуток, высмеивания. Означает ли это, что образ Героя полностью ушел из современной жизни? Означает ли это, что человечество больше не нуждается в героизме и героях?
Поэтому тема героя нуждается в научном обсуждении и изучении. Нам следует разобраться в том, что по-прежнему считается героическим, как изменилось содержание действий героя, и какие фигуры претендуют на героический статус.
Образ героя - это оценочное понятие, сформированное в общественном сознании. «Образ героя» прошел долгий путь формирования в сознании людей и сохранял один и тот же принцип до эпохи новейшего времени. С древности понятия «героя» и «героизма» связывались с подвигами и благородством, превосходством над самим собой и самопожертвованием ради других. Однако, изучая толковые словари, можно отметить, что термин «герой» неизбежно приближается к раздроблению и его образ становится более расплывчатым.
Современные исследователи проблемы героев утверждают, что «образ героя» сейчас теряет свою значимость. Сейчас в российском обществе отсутствует его четкое представление, а понятия «герой» и «кумир» вовсе превращаются в синонимичные. Личностные и внешние характеристики трансформируются, а также, с одной стороны, снижается уровень требований к «героям» - они превращаются в обычных людей, с другой - становятся обладателями сверхъестественных способностей, не подвластных человеку, возвышаются над ним.
Наличие или отсутствие положительного героя - важная ценность для всех возрастов, не только молодежи, и потому в нашей работе четко очерчены поколенные рамки. Опираясь на теорию поколений, адаптированную для россиян Ю. Левадой, предполагается составить поколенческий анализ образа героя. Ведь именно возраст является основной опорной точкой в изучении представлений граждан. Именно с позиции разнопоколенного анализа можно просмотреть тенденции изменений образа героя, появления новых требований к нему...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Образ героя трансформируется с каждым десятилетием. Лишь одно поколение сменяет другое, как возникает новый образ. С древних времен образ героя ассоциировался у людей с подвигами, жертвенностью и благородством. Каждый временной промежуток показывает нам новые образы, от «доблестного патриота» до «справедливого защитника». Все эти портреты связаны с представлениями людей, их характером, сформированным временем их жизни, событиями, которые происходят вокруг них. Образ героя широко распространяется от личного, только своего, до масштабного, знаменитого на весь мир. Он многообразен и изменчив и роль его в историческом процессе и социокультурном развитии неоценима. Г ерой - важный нравственный идеал, он как никто иной может заставить людей стремится к чему-либо или отказать от этого. Посредством образа героя можно не только наладить общественные отношения, вернуть забытые нравственный и моральные ценности, но и управлять сознанием людей, делать его таким, каким угодно. Образ героя - это связи личного с социальным, времени и человека, прошлого и будущего.
В первой главе работы образ героя был заявлен как теоретическая проблема и рассмотрен с нескольких сторон. Во-первых, были проанализированы перечень трактовок «герой» и «героизм», основные подходы к проблеме образа героя, рассмотрена история данного феномена. Во-вторых, проанализированы работы современных отечественных и зарубежных ученых, занимающихся темой образа героя по различным направлениям, выявлены основные закономерности в их исследованиях. В-третьих, собраны основные показатели и характерные черты, формирующие данный образ для дальнейшего практического изучения.
На основе теоретических данных, поставленной цели, решаемых задач и выдвигаемых гипотез было проведено социологическое исследование. Исследование предполагало применение трех эмпирических методов: анкетный опрос, анализ документов и интервьюирование.
Итак, можно утверждать, что поставленная цель и вытекающие из нее задачи решены в полном объеме: были определены и выявлены основные подходы к пониманию терминов героя и образа героя, а также проведен теоретический обзор по данной проблеме, в котором рассматривали работы как отечественных, так и зарубежных ученых и исследователей. Среди жителей г. Пензы было проведен опрос, который позволил нам выявить образ героя в представлениях граждан, а также способы его формирования. Также был проведен анализ кинофильмов разных исторических периодов, были выявлены закономерности их влияния на образ героя.
Была поставлена основная гипотеза, которая частично подтвердилась. На основе теоретического анализа была показана динамичность и многообразие содержания терминов «героя» и «образа героя». Также во второй главе подтвердилось широта и неоднозначность понимания этих понятий респондентами. Поколенческий анализ, проведенный в соответствии с адаптированной теорией поколений Ю. Левады, позволил обосновать зависимость представлений о герое от возрастного, гендерного и образовательного факторов...


1. Артишевская Т.М. Влияние СМИ на образ героя нашего времени // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2013. - №1. (11) - С. 31-33
2. Белинская Е.П. Идентификационные модели подростков и молодежи: «герои нашего времени»//Психологические исследования: электрон. журн. 2017. № 54. URL. http://psystudy.ru/ (дата обращения. 15.03.2019).
3. Вико Дж. Основания Новой науки об общей природе наций: пер. с итал. - М.— К.: «REFL-book»—«ИСА», 1994. - 656 с.
4. Гаврилюк В. В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальных трансформаций (поколенный подход) // Социологические исследования. - 2002. - № 1. - С. 96-105.
5. Голубинская А.В. К вопросу о поколенной модели Хоува-Штрауса // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №1. - С. 98-101
6. Дмитриев Д.В. Толковый словарь русского языка. - М.: Астрель: АСТ, 2003. — 1578 с. — (Словари Академии Российской).
7. Зайцева Н.А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2015. - №2 (3). - С. 220-236.
8. Замилова Р.Р. А кто он — герой нашего времени? // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1088-1090.
9. Землянский К.А. Формирование образа героя в годы Великой Отечественной войны (на материалах Ростовской области) // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2016. - №1 (37). - С. 42-49.
10. Кара П.А., Михайлова Т.Л. Образ героя Второй мировой войны в современной рекламе, или о границах конструирования социальной реальности // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». - 2015. - №3. - С. 33-41.
11. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. - М.: Эксмо, 2008. - 864 с.
12. Касимов Р.Н. К вопросу формирования образа героя у современных детей и подростков // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. - 2015. - №3 (28). - С. 141-144.
13. Ким В.В. Героизм и фанатизм: производство псевдогероев в
современном мире // Исламоведение. - 2017. - №1. - С. 19-28.
14. КиноПоиск - портал о кино. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.kinopoisk.ru/ (дата обращения. 25.04.2019).
15. Кривощекова Г.А. Герои и героизм в культурно-историческом бытии народов Европы и России: автореф. дис. ... канд. фил. наук: 24. 00. 01 / Г. А. Кривощекова; Тюмен. гос.нефт. ун-т.; рук. работы К.Г. Рожко. - Тюмень: [б. и.], 2003. - 22 с...43


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ