Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Работа №162548

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

обществознание

Объем работы77
Год сдачи2020
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические основы формирования экологического мышления учащихся 10
1.1. Экологическое мышление как составная часть обучения и воспитания
в школе 10
1.2. Условия формирования экологического мышления школьников в
средней школе 21
Глава 2. Методические основы процесса формирования экологического мышления 29
2.1. Приемы и методы формирования экологического мышления 29
2.2. Методические разработки для формирования экологического
мышления 40
2.3. Урок по теме «Закон на страже порядка» по обществознанию в
дистанционной модели обучения 55
2.4.Отражение темы формирования экологического мышления на
образовательных онлайн-платформах 63
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 68
Приложение


Актуальность исследования. Третье тысячелетие человечество встречает в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько нарушил равновесие в природе, настолько изменил свою окружающую среду, что все чаще ставятся вопросы о выживании самого человека. До тех пор, пока человек не поймет, что он не царь природы, а всего лишь ее часть, решить нависшую угрозу просто невозможно.
Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не только от возможностей современной науки и техники, но и от формирования нового, экоцентрического сознания и экологического мышления.
Термин «экологическое мышление» вошел в практический обиход в 80х годах XX века. Это было связано с формированием в советском обществе с начала 80-х годов прошлого века экологического информационного пространства, а также с активизацией экологического аспекта социального бытия. В него включались те члены общества, кого волновала эта сфера жизни. Они не только познавали эту сферу бытия и глубину экологических проблем, но и искали способы их решения, развивая в себе экологическое мышление.
Задача формирования экологического мышления у обучающихся, и его развития в последующем образовании является, по нашему мнению, чрезвычайно продуктивной, но мало исследованной. Идея формирования экологического мышления, как цели экологического образования школьников, высказывалась Э.А.Турдикуловым (1982), С.С. Хромовым (1984) и др. Одним из первых в своем диссертационном исследовании Э.А. Турдикулов предложил ставить задачу «развития экологического мышления» наряду с задачей формирования экологических знаний у школьников. Под экологическим образованием и воспитанием Э.А.Турдикулов подразумевал «...формирование у человека сознания, отражающего различные стороны материального единства мира и взаимоотношений человека и природы, экологического стиля мышления, юридических, политических, нравственных и эстетических взглядов на окружающий мир и место человека в нем». Ученый подчеркивал, что «формирование экологического мышления не сводится только к усвоению научных фактов и законов, оно связано с выработкой у школьников собственной внутренней позиции к реальному миру». То есть, для формирования внутренней позиции, основанной на научных знаниях нужно экологическое мышление.
Уже на современном этапе человечество столкнулось с целым рядом глобальных экологических проблем, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья людей, ставящих под вопрос возможность устойчивого развития человеческой цивилизации на Земле.
Современные экологические проблемы имеют ярко выраженную тенденцию к своему дальнейшему обострению. Особую тревогу вызывает тот факт, что сегодня нет убедительных признаков улучшения экологической обстановки в ближайшем будущем. В средней школе, в настоящее время, данному вопросу уделяется мало времени. Экологическое мышление формируется во внеурочной деятельности, в проектной работе и исследованиях школьников. Для успешного формирования экологического мышления на уроках обществознания важно работать в этом направлении. Проблема актуальности экологического мышления, вследствие взаимоотношений общества и природы, находит отражение во всех известных науках и проецируется на все школьные дисциплины.
Степень изученности проблемы. Разработкой психологопедагогических аспектов экологического образования и воспитания занимались Э.В. Гирусов, Т.С. Ильина, Д.Н. Кавтарадзе, Б.Т. Лихачев, А.Г. Шевцов, А.Г. Шейнина и др. Основная цель этих исследований заключалась в поиске наиболее чувствительных психологических аспектов личности школьника, эффективно реагирующих на педагогические приемы и приносящих позитивные результаты в изменении отношения к природе.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Экологическое мышление - это инструмент экологического познания мира, то есть познания взаимосвязей, взаимоотношений и самих объектов и субъектов экологических отношений. С точки зрения интеллектуальной деятельности, экологическое мышление представляет собой мыслительный процесс, протекающий в человеческом сознании и выражающийся в анализе конкретной ситуации, в сравнении и сопоставлении ее с экологическими законами и природными закономерностями, приводящий к выбору целесообразного с точки зрения баланса интересов общества и природы .
Как продукт эколого-образовательной деятельности - экологическое мышление - это такое сформированное качество личности ученика, которое позволяет познавать природные и социальные явления в их взаимосвязи, путем оперирования экологическими понятиями, категориями, закономерностями и, на основе этого, ориентироваться в реальных и воображаемых ситуациях, выбирая поведение и решение конкретных вопросов, подчиняющихся экологическому императиву.
Задача в формировании экологической грамотности у подростков является одной из сложных и, в то же время, актуальных в современных условиях реформирования образования. Экологическое мышление представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие человека, формирование ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой.
Очень долгое время экологическому мышлению школьников не уделялось должного внимания. Но в последние годы, формирование экологического мышления является актуальной и важной составляющей всей системы образования.
По итогу работы мы разработали урок с применением технологий кейс - стади, игровой и проектной деятельности.
Так же создали урок с применением дистанционной модели обучения.



1. Об охране окружающей среды : Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ:текст с изменениями на 27 декабря 2019 года :[ принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года] // СЗ РФ. — 2006. — № 31 (1 ч.). — С. 3434. Текст: непосредственный.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ: текст с изменениями 2020 года:[ принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года] // СЗ РФ. — 2006. — № 31 (1 ч.). — С. 3434. Текст: непосредственный.
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 июля 1992 г. N 3266-1. // СЗ РФ. — 2006. — № 31 (1 ч.). — С. 3434. Текст: непосредственный.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/
5. Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. [Электронный ресурс]:приказ Министерства просвещения Российской федерации от 25 ноября 2019г. № 637. - Режим доступа https://docs.edu.gov.ru/id491- (Дата обращения: 02.03.2020).
6. Обществознание. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов и др.]. — М. : Просвещение, 2019. — 159 с.
7. Обществознание.7 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений с приложением на электронном носителе / [ Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова , Л.Ф.Ивановой; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение».-М. : Просвещение,2013.-159с.
8. Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов и др.]. — М.: Просвещение, 2019. — 271 с.
9. Обществознание 9 класс : учеб, для общеобразоват. организаций с прил. на электрон, носителе / [Л. Н. Боголюбов, А. И. Матвеев, Е. И. Жильцова и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М. : Просвещение, 2014. — 208 с
10. Окружающий мир. 1кл. :учеб. для общебразоват. организаций : в 2
ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. - 8-е изд. - М. : Просвещение,2016. - 95 с.
11. Безруких, В.А., Кириллов М.В. Физическая география Красноярского края и республики Хакасия: хрестоматия / В.А. Безруких, М.В. Кириллов. —Красноярск : Красноярское книжное изд- во,1995- 288с.
12. Гирусов Э. В. От экологического знания к экологическому сознанию / Э. В. Гирусов // Взаимодействие общества и природы. - М.: Наука, 1986. - 352 с.
13. Горобец Людмила Николаевна «Метод проекта» как педагогическая технология // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7metod-proekta-kak-pedagogicheskaya- tehnologiya (дата обращения: 19.10.2019).
14. Дерябо С. Д., Ясвин В.А. Экологическая психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов на Дону : Феникс, 1996. - 477 с.
15. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика
экологического сознания : Учебное пособие. —М., 1999.- 310 с.
... всего 47 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ