Концерты для скрипки с оркестром № 1 a-moll и № 2 cis-moll Дмитрия Дмитриевича Шостаковича: Методико-исполнительский анализ (Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство))
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Творческое становление Дмитрия Дмитриевича Шостаковича………6
Глава 2. Концерт для скрипки с оркестром № 1 (a-moll) Дмитрия Дмитриевича Шостаковича: методико-исполнительский анализ…………………………….37
Глава 3. Концерт для скрипки с оркестром № 2 (cis-moll) Дмитрия Дмитриевича Шостаковича: методико-исполнительский анализ…………….54
Заключение……………………………………………………………………….63
Список источников и литературы…67
Актуальность исследования. Концерты для скрипки с оркестром № 1 (a-moll) и № 2 (cis-moll) Д. Д. Шостаковича являются одними из наиболее популярных и актуальных сочинений не только в творчестве выдающихся исполнителей XX столетия, но и современных музыкантов. Музыкальная ткань данных произведений содержит в себе огромное количество разнообразной скрипичной техники правой и левой руки. Среди основных приемов наблюдаются такие как staccato, spiccato, ricochet, пассажи двойными нотами, обильная аккордовая техника и многие другие. Среди ведущих скрипачей, которые исполняли данные сочинения, были такие выдающиеся музыканты, как Д. Ойстрах, И. Ойстрах, Л. Коган, Я. Хейфец, Н. Мильштейн и многие другие.
В настоящей музыкально-исполнительской практике данные концерты входят в число обязательных сочинений при трудоустройстве в различные ведущие мировые коллективы. Произведения зачастую исполняются во множестве основных конкурсных состязаний. Однако, несмотря на всю актуальность и конструктивность заявленных сочинений, в современном искусствоведении отмечена только некоторая часть трудов, затрагивающих анализ Концертов для скрипки с оркестром № 1 (a-moll) и № 2 (cis-moll) Д. Д. Шостаковича. В современной практике данные сочинения зачастую исполняются и студентами средних и высших учебных музыкальных заведений. По этим причинам настоящий труд отличается особенной актуальностью, результаты которой будут в дальнейшем применяться и в практической деятельности современных преподавателей и обучающихся.
Степень научной разработанности проблемы. Как мы отмечали ранее, в настоящее время нами не выявлено достаточного количества исследований, затрагивающих анализ заявленных сочинений. Тем не менее автором выпускной квалификационной работы были прочитаны и проанализированы следующие труды. В частности, автореферат М. А. Зварич «Инструментальные концерты Д.Д. Шостаковича в контексте эволюции жанра» , труды Л. Раабена «Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов» , «Советский инструментальный концерт» , В. Юзефовича «Давид Ойстрах. Беседы с Игорем Ойстрахом» , Л. Ауэра «Моя школа игры на скрипке» , «Моя долгая жизнь в искусстве» , К. Флеша «Искусство скрипичной игры» , В. Ю. Григорьева «Методика обучения игре на инструменте» , В. М. Зеленина «К вопросу классификации скрипичных штрихов» , Ш. Берио «Новейшая скрипичная школа» , Ю. И. Янкелевича «Педагогическое наследие» .
Объект исследования – Концерты для скрипки с оркестром № 1 (a-moll) и № 2 (cis-moll) Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
Предмет исследования – основы исполнительских интерпретаций сочинений, принципы обогащения скрипичного исполнительства посредством музыкальной ткани заявленных сочинений, особенности композиционных и исполнительских критерий произведений.
Целью настоящего исследования является проведение многоаспектного анализа Концертов для скрипки с оркестром № 1 (a-moll) и № 2 (cis-moll) Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, выявление основных особенностей и исполнительских сложностей для последующего их анализа и классификации. В ходе исследования будут выполнены следующие задачи:
– изучить и проанализировать творчество Д. Д. Шостаковича;
– выявить основные предпосылки создания Концертов для скрипки с оркестром № 1 (a-moll) и № 2 (cis-moll);
– определить основные сложности в процессе разучивания и последующего исполнения заявленных сочинений;
– привести ведущие мировые исполнения заявленных сочинений в творчестве выдающихся музыкантов.
Материал исследования. В качестве материала исследования будут использованы различные аудио- и видеозаписи выступлений, мастер-классы выдающихся музыкантов.
Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении базы современного искусствоведения трудом, в котором будет изучено творчество Д. Д. Шостаковича, проведен анализ двух скрипичных концертов композитора, выявлены основные технические сложности в процессе изучения музыкальной ткани сочинений.
Практическая значимость исследования заключается в применении его результатов в системе среднего и высшего музыкального образования, в таких лекционных курсах как «История исполнительского искусства», «Методика обучения игры на инструменте», «Методика преподавания профессиональных дисциплин». Более того выводы работы могут в дальнейшем применяться и в классах Специального инструмента в российских и зарубежных музыкальных учебных заведениях.
Концерты для скрипки с оркестром № 1 (a-moll) и № 2 (cis-moll) Д. Д. Шостаковича являются одними из наиболее популярных и актуальных сочинений не только в творчестве выдающихся исполнителей XX столетия, но и современных музыкантов. Музыкальная ткань данных произведений содержит в себе огромное количество разнообразной скрипичной техники правой и левой руки. Среди основных приемов наблюдаются такие как staccato, spiccato, ricochet, пассажи двойными нотами, обильная аккордовая техника и многие другие. Среди ведущих скрипачей, которые исполняли данные сочинения, были такие выдающиеся музыканты, как Д. Ойстрах, И. Ойстрах, Л. Коган, Я. Хейфец, Н. Мильштейн и многие другие.
Концерт для скрипки с оркестром № 1 a-moll Д. Д. Шостаковича является одним из наиболее сложных и при этом актуальных и популярных сочинений в творчестве современных музыкантов. Данный концерт представляет собой конгломерат всех технических и художественных приемов скрипичного исполнительства. Концерт для скрипки с оркестром представляет собой сочинение, на основе которого скрипач способен развить свой исполнительский уровень, расширить художественное и образное восприятие. Несмотря на всю сложность сочинения, концерт является достаточно удобным с точки зрения игры для скрипачей. Как мы отмечали ранее, он был написал Давиду Ойстраху, который всячески советовал и корректировал музыкальную ткань сочинения.
Актуальность концерта подтверждается фактом его постоянного исполнения на различных ведущих мировых музыкальных площадках, известными музыкантами и оркестрами, в сопровождении всевозможных дирижеров. Однако, несмотря на всю популярность сочинения, в настоящее время нами не обнаружено исследования, так или иначе затрагивающего анализ заявленного произведения. Тем не менее, как мы отмечали ранее, именно данное сочинение является особенно популярным в творчестве современных скрипачей, как уже состоявшихся, так и студентов высших учебных музыкальных заведений. Зачастую множество студентов сталкивается с трудностями разучивания и последующего качественного исполнения сочинения. По этой причине нам показалось особенно актуальным провести данный методико-исполнительский анализ, что поспособствует более качественному и легкому изучению музыкальной ткани сочинения. Результаты и выводы работы могут в дальнейшем использоваться современными скрипачами и преподавателями для профессионального исполнения сочинения. Теоретическая значимость данной главы заключается в том, что множество исследователей может использовать выводы работы в своих трудах по истории и теории русской музыки, по истории скрипичного исполнительского искусства, методики преподавания профессиональных дисциплин. Самое основное – в классе специального инструмента в высших учебных заведениях нашей страны.
Концерт № 2 для скрипки с оркестром композитора представляет собой небольшую копию Концерта № 2 для скрипки с оркестром. Что касается схожих черт, то оба концерта были посвящены выдающемуся советскому скрипачу, дирижеру, альтисту Давиду Фишелевичу (Федоровичу) Ойстраху. Именно Ойстрах помогал композитору в части удобства скрипичной партии, выявлению различных штрихов и приемов игры, определению наиболее удобной аппликатуры, которой до сих пор пользуются современные скрипачи. Исходя из штриховой палитры Концертов, можно выделить, что композитор ввел в музыкальную ткань такие всевозможные приемы как staccato, spiccato, legato. Двойные ноты и аккорды преобладают в музыкальной ткани обоих концертов. Пассажная техника также встречается как в первом, так и во втором Концерте.
Что касается различия, то Концерт для скрипки с оркестром № 1 – программный. Все его четыре части носят свое название, исходя из основной специфики и художественной наполненности, образной составляющей части. Композитор неслучайно дал названия каждой части, таким образом, он стремился максимально точно передать свой замысел, который исполняется по настоящее время современными музыкантами. Помимо этого, форма концертов также различна. Первый концерт – четырехчастный, в то время как концерт под номером 2 – трех. Однако каденции и в первом, и втором концертах являются вполне самостоятельным произведением, сочетающим в себе основные штрихи и приемы скрипичного исполнительства.
Как мы отмечали ранее, оба концерта для скрипки с оркестром являются особенно популярными в настоящее время. По этой причине настоящее исследование отличается своей актуальностью, так как все выводы, советы, выявленные в данной работе, каждый из современных скрипачей может активно применить в своей практике. Данные сочинения, помимо этого, являются также и особенно сложными среди множества скрипичного репертуара. Именно поэтому данное исследование является особо продуктивным и необходимым для обучающихся в различных высших учебных музыкальных заведениях не только нашей страны, но и зарубежья. Не стоит считать, что музыкальная ткань, штриховые особенности, художественное содержание и образная составляющая Концерта № 2 для скрипки с оркестром является проще. На наш взгляд, каждый из заявленных в настоящей работе сочинений представляет свою сложность, над которой современным музыкантам необходимо скрупулезно и тщательно работать.
Особенная практическая значимость настоящего труда заключается в применении его результатов в системе среднего и высшего музыкального образования, в таких лекционных курсах как «История исполнительского искусства», «Методика обучения игры на инструменте», «Методика преподавания профессиональных дисциплин». Более того выводы работы могут в дальнейшем применяться и в классах Специального инструмента в российских и зарубежных музыкальных учебных заведениях. Множество современных музыкантов могут использовать данный труд в процессе разучивания и последующего концертного или конкурсного исполнения данных сочинений. Как мы отмечали ранее, Концерты для скрипки с оркестром под номерами 1 и 2 в настоящее время пользуются особенной популярностью. По этим причинам данное исследование отличается особой актуальностью.
1. ГОСТ 7.0.12–2011. Библиографическая запись. Сокращения слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила / Феде-ральное агентство по техническому регулированию и метрологии. — Введ. 13.12.2011. — М. : Стандартинформ, 2012. — 24 с. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
2. ГОСТ 7.0.5–2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления / Федеральное агентство по техническому регулиро-ванию и метрологии. — Введ. 28.04.2008. — М. : Стандартинформ, 2008. — 20 с. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издательско-му делу).
3. ГОСТ 7.11–2004. Библиографическая запись. Сокращения слов и словосочетаний на иностранных европейских языках / Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации. — Взамен ГОСТ 7.11–78 ; введ. 01.09.2005. — Переизд. — М. : Стандартинформ, 2009. — 83 с. — (Си-стема стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
4. ГОСТ 7.1–2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления / Межгос. совет по стан-дартизации, метрологии и сертификации. — Взамен ГОСТ 7.1–84, 7.16–79, 7.18–79, 7.34–81, 7.40–82 ; введ. 25.11.2003. — Переизд. — М. : Стандартин-форм, 2010. — 48 с. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
5. ГОСТ 7.80–2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления. — Введ. 01.07.2001. — Переизд. — Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации,2003. — 8 с. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издатель-скому делу).
6. ГОСТ 7.82–2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. — Введ. 01.07.2002. — Минск : Межгос. совет по стандартизации, метроло-гии и сертификации, 2001. — 24 с. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
Литература
7. Акопян, Л. О. Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества / Л. О. Акопян. — СПб. : ГИИ, 2004. — 74 с.
8. Арановский, М. Г. Синтаксическая структура мелодии: исследование / М. Г. Арановский. — М. : Музыка, 1991. — 318 с.
9. Арановский, М. Музыкальные «антиутопии» Шостаковича / М. М. Кизин // Русская музыка XX века. — 1991. — С. 17–43.
10. Асафьев, Б. О музыке XX века / Б. Асафьев. — Л. : Музыка, 1982. — 200 с.
11. Асафьев, Б. Русская музыка: XIX и начало XX века / Б. Асафьев. — 2-е изд. — Л. : Музыка, 1979. — 344 с.
12. Береговский, М. Я. Еврейская народная инструментальная музыка / М. Я. Береговский. — М. : Советский композитор, 1987. — 280 с.
13. Берлинский, В. Лучшая музыка написана для квартета / В. Берлинский // Музыкальное обозрение. — 2000. — № 1. — С. 7–10.
14. Бобровский, В. О двух методах тематического развития в симфониях и квартетах Шостаковича / В. Бобровский // Советский композитор. — 1967. — С. 359–396.
15. Бобровский, В. Одиннадцать квартетов Шостаковича / В. Бобровский // Советская музыка. — 1968. — № 2. — С. 53–60
16. Бобровский В. Камерные инструментальные ансамбли Д. Шостаковича / В. Бобровский. — М. : Советский композитор, 1961. — 216 с.
17. Бобровский, В. Претворение жанра пассакалии в сонатно-симфонических циклах Д. Шостаковича. Музыка и современность / В. Бобровский. — М. : Советский композитор, 1962. — 153 с.
18. Бобровский, В. Музыкальное мышление Д. Шостаковича и основы его тематизма / В. Бобровский // Музыкальная академия. — 1997. — № 4. — С. 120–126.
19. Бобровский, В. Новые квартеты Шостаковича / В. Бобровский // М. : Советская культура, 1965. — 236 с.
20. Бобровский, В. О музыкальном мышлении Шостаковича / В. Бобровский // Шостаковичу посвящается : сборник статей к (90-летию композитора) / сост. Е. Долинская. — 1997. — С. 39–62.
21. Власова, Е. С. 1948 год в советской музыке / Е. С. Власова. — М. : Классика-XXI, 2010. — 456 с.
22. Гилельс, Е. Г. Ежедневные упражнения скрипача : 24 гаммы и арпеджио : Для студентов муз. уч-щ и консерваторий / Е. Г. Гилельс // Предисл. Авт. — М. : Советский композитор, 1985. — 67 с.
23. Гинзбург, Л. С. История скрипичного искусства / Л. С. Гинзбург, В. Григорьев. — М. : Музыка. — 1990. — Вып. №1. — 282 с.
24. Григорьева, Г. Из наблюдений над ранним стилем Д. Шостаковича / Г. Григорьева // Проблемы музыкальной науки. — 1973. — Вып. 2. — С. 150–159.
25. Григорьев, В. В. Вопрос исполнительской формы и пути ее реализации / В. В. Григорьев // Музыкальное исполнительство и современность : сборник статей. — М. : Музыка, 1988. — Вып. 1. — С. 69–86.
26. Григорьев, В. Ю. Методика обучения игре на скрипке / В. Ю. Григорьев. — М. : Классика-XXI, 2007. — 254 с.
27. Донт, Я. Этюды и каприсы : Для скрипки / ред. М. Шпанова. — М. : Музыка, 2005. — 44 с.
28. Дружинин, Ф. О Дмитрии Дмитриевиче Шостаковиче / Ф. Дружинин // Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. — 2006. — Вып. 7. — С. 219–224.
29. Житомирский, Д. М. Из размышлений о стиле Шостаковича / Д. М. Житомирский. — М. : Советская музыка, 1976. — 125 с.
30. Земцовский, И. Д. Шостакович и музыкальный идишизм / И. Д. Земцовский // Вестник Еврейского университета. — 2001. — No. 6 (24). — С. 470–476.
31. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. — СПб. : Петрополис, 1996. — 415 с.
32. Крейцер, Р. Этюды : Для скрипки соло / Р. Крейцер. — М. : Музыка, 1973. — 79 с.
33. Крунтяева, Т. С. Словарь иностранных музыкальных терминов / Т. С. Крунтяева, Н. В. Молокова. — М. : Музыка, 2009. — 182 с.
34. Кузьмина, Н. И. О квартетном творчестве Шостаковича / Н. И. Кузьмина. — М. : Советская музыка, 1977. — 519 с.
35. Мазель, Л. А. Вопросы анализа музыки / Л. А. Мазель. — М. : Советский композитор, 1987. — 376 с.
36. Мазель, Л. А. Симфонии Д. Д. Шостаковича. Путеводитель / Л. А. Мазель. — М. : Советский композитор, 1960. — 151 с.
37. Мострас, К. Г. Система домашних занятий скрипача : методический очерк / ред. В. Рабея. — М. : МУЗГИЗ, 1956. — 56 с.
38. Паганини, Н. Каприсы : Для скрипки соло / ред. А. И. Ямпольского. — М. : Музыка, 1998. — 50 с.
39. Полякова, Г. Вокальный цикл Д. Шостаковича «Из еврейской народной поэзии / Г. Полякова. — М. : Советский композитор, 1957. — 24 с.
40. Раабен, Л. Н. Советский инструментальный концерт / Л. Н. Раабен. — М. : Музыка, 1967. — 307 с.
41. Роде, П. 24 каприса : Для скрипки / П. Роде. — М. : Музыка, 1998. — 50 с.
42. Сабинина, М. Шостакович-симфонист. Драматургия, эстетика, стиль / М. Сабинина. — М. : Музыка, 1976. — 477 с.
43. Степанская, Н. Д. Шостакович и еврейская культура / Н. Степанская / К 90-летию Д. Д. Шостаковича: материалы науч.-теор. конф. — Минск : БГК, 1997. — 206 с.
44. Тараканов, М. Е. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке (60-70-е годы) / М. Е. Тараканов. — М. : Советский композитор, 1988. — 271 с.
45. Уилсон, Э. Жизнь Шостаковича, рассказанная современниками / Э. Уилсон. — СПб. : Композитор, 2006. — 536 с.
46. Флеш, К. Искусство скрипичной игры. Художественное исполнение и педагогика / перев. В. Рабей. — М. : Классика-XXI, 2007. — 302 с.
47. Флеш, К. Искусство скрипичной игры / ред. К. Фортунатов. — М. : Музыка, 1964. — 272 с.
48. Хентова, С. М. Еврейская тема у Шостаковича. Удивительный Шостакович / С. М. Хентова. — СПб. : Вариант, 1993. — 52 с.
49. Хентова, С. М. Молодые годы Шостаковича / С. М. Хентова. — Л. : Советский композитор, 1975. — 333 с.
50. Хентова, С. М. Шостакович. Жизнь и творчество / С. М. Хентова. — Л. : Советский композитор, 1986. — 624 с.
51. Цвибель, Д. Г. Еврейская доминанта Дмитрия Шостаковича / Д. Г. Цвибель. — Петродзаводск : Издательский дом «ПИН», 2004. — 92 с.
52. Цуккерман, В. А. Анализ музыкальных произведений: Вариационная форма / В. А. Цуккерман. — М. : Музыка, 1974. — 244 с.
53. Ширинский, А. Скрипичные произведения Д. Шостаковича (Проблемы интерпретации) / А. Ширинский. — М. : Музыка, 1988. — 110 с.
54. Широкова, В. И. О стилистической семантике инструментальной музыки Шостаковича / В. И. Широкова // Анализ, концепции, критика: статьи молодых музыковедов. — 1977. — С. 19–30.
55. Шнеерсон, Г. Д. Д. Шостакович. Статьи и материалы / Г. Д. Шнеерсон. — М. : Музыка, 1976. — 336 с.
56. Шрадик, Г. Упражнения для скрипки / Г. Шрадик. — М. Музыка, 1989. — 33 с.
57. Any, C. The Soviet Writers' Union and Its Leaders: Identity and Authority under Stalin / C. Any. — Evanston, Illinois : Northwestern University Press, 2020. — 344 p.
58. Bartal, I. Tangled Roots: The Emergence of Israeli Culture / I. Bartal. — Providence, Rhode Island : The Society of Biblical Literature, 2020. — 126 p.
59. Braun, J. The Double Meaning of Jewish Elements in Dimitri Shostakovich's Music / J. Braun. — Oxford : Oxford University Press, 1985. — 80 p.
60. Brown, M. H. A Shostakovich Casebook / M. H. Brown. — Indianapolis : Indiana University Press. — 2004. — 424 p.
61. Deery, P. Red Apple: Communism and McCarthyism in Cold War New York / P. Deery. — New York : Fordham University Press, 2014. — 385 p.
62. Gitelman, Z. New Jewish Identities: Contemporary Europe and Beyond / Z. Gitelman. — New York : Central European University Press, 2002. — 388 p.
63. Hulme, D. С. Dmitri Shostakovich: A Catalogue, Bibliogarphy, and Discography / D. Hulme. — New Jersey : Scarecrow Press, 2002. — 701 p.
64. Katz, M. Drawing the Iron Curtain: Jews and the Golden Age of Soviet Animation / Katz. M. — London : Rutgers University Press, 2016. — 304 p.
65. Klokova, A. Einbahnstraße oder "die heilige Brücke": Jüdische Musik und die europäische Musikkultur / A. Klokova. — Wiesbaden : Harrassowitz Verlag, 2016. — 125 p.
66. Kronenberg, K. A History of Jews in Germany since 1945: Politics, Culture, and Society / K. Kronenberg. — Bloomington, Indiana : Indiana University Press, 2018. — 850 p.
67. Lesser, W. Music for Silenced Voices: Shostakovich and His Fifteen Quartets / W. Lesser. — London : Yale University Press, 2011. — 368 p.
68. Loeffler, J. The Most Musical Nation: Jews and Culture in the Late Russian Empire / J. Loeffler. — New Haven; London : Yale University Press, 2010. — 256 p.
69. Mazullo, M. Shostakovich's Preludes and Fugues / M. Mazullo. — New Haven; London : Yale University Press, 2010. — 256 p.
70. Moshevich, S. Dmitri Shostakovich, Pianist / S. Moshevich. — Montreal : McGill-Queen's University Press, 2004. — 256 p.
71. Moshevich, S. Shostakovich's Music for Piano Solo: Interpretation and Performance / S. Moshevich. — Bloomington : Indiana University Press, 2015. — 248 p.
72. Philip, R. The Classical Music Lover's Companion to Orchestral Music / R. Philip. — London : Yale University Press, 2018. — 1024 p
73. Pyke, C. Benjamin Britten and Russia / C. Pyke. — Rochester : Boydell & Brewer, 2016. — 368 p.
74. Radice, M. Chamber Music: An Essential History / M. Radice. — Ann Arbor : University of Michigan Press, 2012. — 375 p.
75. Randall, D. Sound System: The Political Power of Music / D. Randall. — London : Pluto Press, 2017. — 224 p.
76. Taruskin, R. Defining Russia Musically: Historical and Hermeneutical Essays / R. Taruskin. — Princeton, Oxford : Princeton University Press, 1997. — 345 p.
77. Taruskin, R. On Russian music / R. Taruskin. — Oakland : University of California Press, 2009. — 416 p.
78. Tomoff, K. Virtuosi Abroad: Soviet Music and Imperial Competition during the Early Cold War, 1945–1958 / K. Tomoff. — London : Cornell University Press, 2015. — 256 p.
79. Volkov, S. Testimony. The Memoirs of Dmitry Shostakovich / S. Volkov. — Pompton Plains : Limelight, 2004. — 350 p.
80. Walker, L. Benjamin Britten: New Perspectives on His Life and Work / L. Walker. — Rochester, NY : Boydell & Brewer, 2009. — 205 p.
Электронные ресурсы
81. Волков, С. Шостакович: Трагедия его последних лет Отрывок из новой книги Соломона Волкова «Шостакович и Сталин», специально подготовленный автором для журнала «Чайка» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.chayka.org/node/752 (дата обращения: 15.04.2020).
82. Сдобнов, С. «И вместе, значит, с Всеволодом Эмильевичем, в общем, мы открыли… открыли дверь». Шостакович о Мейерхольде. Устные воспоминания 1972 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.colta.ru/articles/specials/13643-i-vmeste-znachit-s-vsevolodom-emilievichem-v-obschem-my-otkryli-otkryli-dver (дата обращения: 17.04.2020).
83. Орлов, В. Мстислав Ростропович: Когда я дирижирую музыкой Шостаковича, или играю ее, я часто вижу его лицо [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vestnik.com/issues/2002/1030/win/orlov.htm (дата обращения: 16.04.2020).
84. Яд Вашем. Мемориальный комплекс истории Холокоста. Историческая справка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.yadvashem.org/ru/righteous/stories/kiev.html (дата обращения: 18.04.2020).
Нотные источники
85. Гилельс, Е. Г. Ежедневные упражнения скрипача : 24 гаммы и арпеджио : Для студентов муз. уч-щ и консерваторий / Е. Г. Гилельс // Предисл. Авт. — М. : Советский композитор, 1985. — 67 с.
86. Донт, Я. Этюды и каприсы : Для скрипки / ред. М. Шпанова. — М. : Музыка, 2005. — 44 с.
87. Крейцер, Р. Этюды : Для скрипки соло / Р. Крейцер. — М. : Музыка, 1973. — 79 с.
88. Паганини, Н. Каприсы : Для скрипки соло / ред. А. И. Ямпольского. — М. : Музыка, 1998. — 50 с.
89. Прокофьев, С. С. Концерт №1 для скрипки с оркестром : op. 19 / Перелож. для скрипки и ф.-п. авт.; Ред. партии скрипки Д. Ф. Ойстраха. — М. : Музыка, 1921. — 48 с.
90. Прокофьев, С. С. Концерт №2 для скрипки с оркестром : op. 63 / Перелож. для скрипки и ф.-п. авт.; Ред. партии скрипки А. И. Ямпольского. — М. : Музыка, 1937. — 71 с.
91. Роде, П. 24 каприса : Для скрипки / П. Роде. — М. : Музыка, 1998. — 50 с.
92. Шрадик, Г. Упражнения для скрипки / Г. Шрадик. — М. Музыка, 1989. — 33 с.
Аудио- и видеоисточники
93. Бах, И. С. — Шуман, Р. Партита d-moll : видеозапись / И. С. Бах — Р. Шуман ; исп. А. Бруни, Е. Кривицкая. — 2008.
94. Диалог под часами. В студии народный артист России Алексей Бруни : видеозапись ; ТК Спас. — 2017.
95. Stainer, Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Скрипичные миниатюры XIX-XX веков : исп. А. Бруни, Л. Огринчук. — Москва, 2006. — 1 CD-ROM
96. Stradivari, Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Музыка русских и итальянских композиторов для скрипки и фортепиано : исп. А. Бруни, Л. Огринчук. — Москва, 2006. — 1 CD-ROM.