Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Хоровые концерты Ю.Фалика на стихи поэтов серебряного века

Работа №60854

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

музыка

Объем работы45
Год сдачи2020
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
317
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения хормейстером хоровых концертов Ю. Фалика 5
1.1 Жанр хорового концерта: особенности творчество российских композиторов второй половины XX века 5
1.2 Творчество поэтов Серебряного века в хоровой музыке 14
1.3 Хоровой концерт в творчестве Ю. Фалика 18
Глава 2 Исполнительский анализ хоровых концертов Ю. Фалика на стихи поэтов Серебряного века 25
2.1 Исполнительский анализ хоровых концертов в работе дирижера-хормейстера: значение, особенности интерпретации хоровых концертов Ю. Фалика 25
2.2 Исполнительский анализ хорового концерта «Поэзы Игоря Северянина» на стихи Ю. Северянина 32
Заключение 41
Библиографический список 43


На сегодняшний день хоровое творчество Ю. Фалика и его авторский стиль мало изучены, многие произведения ещё не введены в научный обиход. Отсутствует обобщающая труд о его хоровых сочинениях, составляющих одну из ведущих областей творчества. Это определяет актуальность и значимость темы работы.
Цель – представить и проанализировать хоровой концерт Ю. Фалика на стихи поэтов Серебряного века и выстроить исполнительский анализ, основанный на положениях, раскрывающих особенности этой музыки.
Задачи:
1. Обобщить сведения о хоровом концерте как музыкальном жанре и выявить его особенности в творчестве композиторов XX века.
2. Изучить и обобщить положение музыковедческой литературы раскрывающую особенности хоровых концертов Ю.Фалика.
3. Систематизировать сведения о исполнительском анализе и определить его значение в хормейстерской деятельности.
4. Провести исполнительский анализ хорового концерта Ю.Фалика «Поэзы Игоря Северянина».
Объект исследования – жанр хорового концерта в музыке ХХ века.
Предмет исследования – варианты исполнительских трактовок хорового концерта Ю. Фалика «Поэзы Игоря Северянина» написанного на стихи поэта серебряного века Игоря Северянина.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, синтез и обобщение; исполнительский анализ хорового концерта.
Теоретческую основу работы составили научные труды таких ученых, как Р.В. Сладкопевец, О.В. Тарасова, П.Г. Чесноков и др. Хоровой концерт как жанр охарактеризован в работах А.И. Анисимова, П.Г. Чеснокова и др. Проблема становления жанра хорового концерта охарактеризована в исследованиях О.В. Радзецкой, В.И. Юшмановым и др. Анализ хоровых концертов Ю. Фалика проведен в диссертации О.В. Тарасовой.
Практическая значимость курсовой работы. Работа может быть использована в дальнейшей педагогической деятельности автора, как практический и теоретический материал для изучения творчества Ю. Фалика при проведении дисциплин профессиональной подготовки студентов.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, библиографический список.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Специфика музыкальных форм сочинений, написанных для хора, в том, что они очень гибки и часто обнаруживают взаимопроникновение различных принципов формообразования. Целостный анализ хоровых произведений требует от исполнителя глубокого знания всей многогранной и разветвлённой проблематики музыкальных форм. Только это позволит по- настоящему понять и раскрыть художественный замысел композитора, создавшего хоровое сочинение. При этом важно относится к хоровому произведению как к живому организму, трепетно и с пониманием. Это под силу человеку эрудированному, обладающему высоким профессионализмом, общегуманитарной культурой и хорошим музыкальным вкусом.
Существуют два вида хорового исполнительства: пение a cappella – пение без инструментального сопровождения и хоровое пение с инструментальным сопровождением. Наиболее характерным для хорового искусства является пение a cappella. Эта музыка предполагает воплощение художественного замысла исключительно вокально-хоровыми средствами. Пение a cappella – исторически самый древний вид хоровой музыки,как в народном, так и в профессиональном искусстве.
Сочинения Ю. Фалика входят в репертуар крупнейших оркестров, дирижеров и солистов по всему миру, звучат в музыкальных столицах и на престижных фестивалях. Композитор и сам становился за пульт многих оркестров в России и за рубежом, исполняя не только собственные произведения, но и классические партитуры, музыку современников.
Показательным фактом является то, что все хоровые произведения Ю. Фалика (за исключением Мессы) написаны для хора а’cappella. Это принципиальная эстетическая установка композитора, по мнению которого звучание хора с сопровождением рояля создаёт впечатление нестройности и фальши , ведь это два инструмента, имеющих совершенно разную природу, различный строй (темперированный и нетемперированный). Чуткое ухо не терпит их сочетания. Принадлежность к жанрам музыки а’cappella, пожалуй, является важным объединяющим фактором, придающим цельность и единство всему хоровому творчеству Ю. Фалика.
Ю. Фалик чутко уловил главнейшую сегодня тенденцию в искусстве – стремление к обретению гармонии, к восстановлению поруганной красоты. Спасет ли она мир – Бог весть. Но «злодейство на земле получит воздаянье» (А.С. Пушкин). За несколько дней до кончины Юрия Александровича прозвучала его «Молитва о России» на слова Александра Солженицына. Она оказалась символическим прощанием художника со своей страной, со своим временем, с любимым искусством.
Был дан инструментальный анализ хоровому концерту Ю. Фалика «Поэзы Игоря Северянина». Поэзия И. Северянина – сплошная метафора. Для Ю. Фалика такой текст предоставляет огромные возможности образного решения, многочисленные варианты расшифровки подтекста.
Проведен детальный анализ произведения «Народная». Был сформулирован вывод о том, что это по жанру это хоровая миниатюра, в которой создаётся образ любовных отношений Солнца и Земли. Сам Северянин в названии «Народная» заложил идею параллелизма природы и человеческих чувств, что характерно для народного стиха.



1. Анисимов, А. И. Дирижер-хормейстер : учебное пособие / А. И. Анисимов. – Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2017. – 228 с.
2. Батюк, И. В. Современная хоровая музыка: теория и исполнение. Изд 2 / И. В. Батюк. – Санкт-Петербург : Лань, 2015. – 245 с.
3. Беляева, Н. А. Вокальная работа в хоре по системе С.А. Казачкова / Н. А. Беляева // Музыковедение. – 2014. – № 3. – С. 50-53.
4. Бельская, Е. В. Вокальная подготовка студентов театральной специализации : учеб. пособие / Бельская, Е. В. – Санкт-Петербург : Лань, ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2013. – 160 с.
5. Варламов, А. Е. Полная школа пения : Учебное пособие / А. Е. Варламов. – Санкт-Петербург : Лань, 2012. – 120 c.
6. Васильева, О. В. Школа пения. Часть 1. – «Семнадцать вокализов» / О. В . Васильева. – Москва : РиС, 2015. – 52 c.
7. Васильева, О. В. Школа пения. Часть 2. – «Пятнадцать вокализов» / О. В. Васильева. – Москва : РиС, 2015. – 64 c.
8. Демедюк, И. П. Особенности профессиональной подготовки вокалистов в вузах культуры и искусств / И. П. Демедюк // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – № 3 . – С. 226- 233.
9. Дмитревский, Г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс : учебное пособие / Г. А. Дмитревский. – Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2017. – 112 с.
10. Евсеев, Ф. Е. Школа пения. Теория и практика для всех голосов : Учебное пособие / Ф. Е. Евсеев. – Санкт-Петербург : Лань, 2015. – 80 c.
11. Заседателев, Ф. Ф. Научные основы постановки голоса / Ф. Ф. Заседателев. – Москва : Либроком, 2013. – 120 c.
12. Имамутдинов, Р. М. О написании аннотации на хоровое произведение : учебное пособие / Р. М. Имамутдинов. – Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2018. – 120 с.
13. Карелин, В. Л. Новая теория постановки голоса / В. Л. Карелин. – Москва : Типография Н. Л. Ныркина, 2015. – 228 c.
14. Казанцева, Л. Анализ художественного содержания вокального и хорового произведения / Л. Казанцева. – Астрахань : Волга, 2011. – 368 с.
15. Карулина, З. Фонетика и художественный образ в вокальном искусстве / З. Карулина // Музыкальная академия. – 2014. – № 3. – С. 174-179.
16. Клабукова, А.В. Некоторые принципиальные подходы к развитию сценического мастерства вокалистов в вузах культуры / А. В. Клабукова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – № 5. – С. 207-214.
17. Ламперти, Д. Б. Практическая школа пения для сопрано или тенора в сопровождении фортепиано : Уч.-методическое пособие / Д. Б. Ламперти. – Санкт-Петербург : Планета Музыки, 2015. – 144 c.
18. Лобанова, О. Г. Полная школа пения : Учебное пособие / О. Г. Лобанова. – Санкт-Петербург : Планета Музыки, 2012. – 120 c.
19. Лысенко, Н. П. Упражнения для усовершенствования голоса. Школа пения для сопрано : Учебное пособие / Н. П. Лысенко, В. В. Пак, Л. В. Рогожина и др. – Санкт-Петербург : Планета Музыки, 2012. – 72 c.
20. Макарец, Л. Школа пения. Теория и практика для всех голосов : Учебное пособие / Л. Макарец, М. Макарец. – Санкт-Петербург : Планета Музыки, 2015. – 80 c.
21. Маркези, М. Школа пения: Практическое руководство в трех частях / М. Маркези. – Москва : Музыка, 2015. – 152 c.
22. Матвеев, А. Н. Школа пения : Учебное пособие / А. Н. Матвеев. – Санкт-Петербург : Планета Музыки, 2015. – 440 c.
23. Мелющук, В. В. Вокально-хоровое искусство Древнего Египта. Трудовые песни / В. В. Мелющук // Музыка и время. – 2014. – № 2. – С. 3-6.
24. Морозов, Л. Н. Школа классического вокала. Мастер-класс (+ DVD-ROM) / Л. Н. Морозов. – Москва : Лань, Планета музыки, 2013. – 862 c.
25. Огороднов, Д. Е. Методика музыкально-певческого воспитания : Учебное пособие. – 4-е изд., испр. / Д. Н. Огороднов. – Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2014. – 224 с.
26. Осеннева, М. С. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / М. С. Осеннева. – Москва : Издат. центр «Академия», 2013. – 272 с.
27. Плужников, К. И. Механика пения. Принципы постановки голоса : Учебное пособие. 2-е изд., испр. / К. И. Плужников. – Санкт-Петербург : Лань, 2013. – 96 с.
28. Радзецкая, О. В. Евразийские контексты хронотопа вокально-хоровой музыки Мордовии / О. В. Радзецкая // Интеграция образования. – 2014. – № 2. – С. 99-104
29. Сладкопевец, Р. В. Работа над созданием художественного образа хорового произведения / Р. В. Сладкопевец // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – № 3 (59). – С.196-200.
30. Стулова, Г. П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором : Учебное пособие. – 2-е изд., стер. / Г. П. Стулова. – Санкт-Петербург : Лань. – 176 с.
31. Тарасова, О. В. Хоровое творчество Юрия Фалика : диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.02 / О. В. Тарасова. – Москва, 2009. – 191 с.
32. Тарасова, О. В. Хоровой стиль ранних сочинений Юрия Фалика / О. В. Тарасова // Материалы Двенадцатой Нижегородской сессии молодых учёных. – Нижний Новгород : Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, 2007. – С. 149-150.
33. Тарасова, О. В. Духовные сочинения Георгия Свиридова и Юрия Фалика / О. В. Тарасова // Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции «Г. В. Свиридов и современная отечественная и мировая культура». – Курск : Изд-во Курского музыкального колледжа, 2007. – С. 92-96.
34. Тарасова, О. В. Хоровые концерты Юрия Фалика. К проблеме концертности / О. В. Тарасова // Материалы Тринадцатой Нижегородской сессии молодых учёных. – Нижний Новгород : Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, 2008. – С. 274-275.
35. Чесноков, П. Г. Хор и управление им : учебное пособие / П. Г. Чесноков. – Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2015. – 200 с.
36. Холопова, В. Формы музыкальных произведений: учебное пособие для студентов вузов искусств и культуры / Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского. 4-е, изд. испр. / В. Холопова. – Санкт-Петербург : Лань, 2013. – 490 с.
37. Хомутова, А. А. Коммуникативно-комплексный подход к формированию фонологической компетенции / А. А. Хомутова // Вестн. Южно–Уральского гос. ун–та. Сер. : Лингвистика. – 2007. – Т. 87, № 15. – С. 92–96.
38. Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности : учеб. пособие / Ю. А. Цагарелли. – Санкт-Петербург : Композитор, 2008. – 368 с.
39. Фалик, Ю. Хоровая музыка. Том 1. Концерты для хора без сопровождения / Ю. Фалик. –Москва : Академия, 2007. – 152 с.
40. Юшманов, В. И. Хоровая техника и ее парадоксы / В. И. Юшманов. – Москва : ДЕАН, 2017. – 128 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ