Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ОПТИKO-ПРОСТРАНСТВЕННЫX ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Работа №162203

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы70
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Определение стертой дизартрии 6
1.2. Причины и особенности проявлений стертой дизартрии 9
1.3. Неречевые нарушения у детей дошкольного возраста со стертой
дизартрией 15
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
2.1. Приемы обследования неречевых функций, проведение
обследования 20
2.2. Анализ результатов практической работы 29
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
3.1. Цель, задачи, организация работы 33
3.2. Методика развития оптико-пространственных представлений у
дошкольников с дизартрией 35
3.3. Контрольное обследование, сравнение результатов 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 62

Одной из самых актуальных проблем последних лет является увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями.
Среди них весьма распространенным нарушением является дизартрия - нарушение фонетической стороны речи, которое обусловлено органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). При нем расстраивается двигательный механизм речи, ее моторная реализация. В литературе XX в. понятие «дизартрия» переводили как расстройство членораздельной речи, речь организуется невнятно, словно «каша во рту».
В настоящее время дизартрия - это самая распространённая речевая патология (из 7 детей рождается 5 с поражением ЦНС). В 1852г. впервые акушер - учёный Литтль [34] описал клинику дизартрии при ДЦП. В 1911г. логотерапевт Гуцман выделил признаки дизартрии у людей, которые не имеют ДЦП. Врач Маргулис [34] впервые вводит классификацию дизартрии, он заложил учение о дизартрии. Конец 50-х годов ознаменовался работой Е.Н. Винарской [12], которая рассматривает дизартрию с
психолингвистической стороны.
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого и неречевого развития. Большинство из них имеют недоразвитие фонематических процессов. Таким детям свойственны: заниженный порог восприятия, слухового внимания и памяти, не сформированность эмоционально-волевой и мотивационной сфер, сниженные темп учебной деятельности и самоконтроль. В этом смысле на первый план выходит такое нарушение у детей дошкольного возраста как дизартрия.
Дизартрия является актуальной сложной медико-психолого­педагогической проблемой на современном этапе развития логопедии, как для врачей-неврологов, так и учителей-логопедов.
Глубина и сложность проблемы дизартрии заключается, прежде всего, в том, что между уровнем речевого развития и уровнем развития основных функций психики, а также уровнем развития интеллекта существует прямая взаимосвязь. Иначе говоря, ребенок, имеющий нарушения речи, может сталкиваться с серьезными сложностями в овладении грамотой и письмом, проблемы с развитием внимания и мышления, воображения и восприятия, памяти. В этой связи возникает необходимость дополнительного изучения речевых проблем, а также разработки способов их преодоления и коррекции.
В последние годы в связи с распространенностью дизартрии продолжаются теоретические и практические исследования данного нарушения, а также разрабатывается система логопедической работы по ее коррекции. Они связаны с именами Е.Ф. Архиповой, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой, Г.В.Чиркиной, М.Б. Эйдиновой и др. [1, 24, 33].
В рамках данной работы проводится изучение проявлений особенностей отклонений в развитии неречевых психических функций у дошкольников со стертой дизартрией.
Объектом исследования являются особенности неречевых психических функций у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Предметом исследования является комплекс заданий по развитию оптико-пространственных представлений у дошкольников с дизартрией на логопедических занятиях.
Целью исследования является выявление особенностей оптико­пространственных представлений детей дошкольного возраста с дизартрией и их развитие на логопедических занятиях
Задачи исследования:
1. Изучить психические особенности дошкольников со стертой дизартрией.
2. Раскрыть содержание понятия «стертая дизартрия».
3. Выявить и проанализировать возможные неречевые нарушений у дошкольников с дизартрией, провести изучение особенностей внимания, мышления, памяти, восприятия у дошкольников со стертой дизартрией входе констатирующего эксперимента.
4. Разработать методику, подобрать задания и упражнения по развитию оптико-пространственных представлений у дошкольников с дизартрией.
5. Провести коррекционную работу.
6. Оценить результативность проделанной работы.
Методы исследования - методы анализа и обобщения литературных источников, констатирующий эксперимент, наблюдение.
Практическая значимость: полученные данные могут быть использованы в логопедической работе на диагностическом и коррекционном этапах.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги исследования, можно отметить, что дизартрия относится к числу главных речевых нарушений среди дошкольников. Многие авторы из разных отраслей педагогики и медицины занимаются ее изучение, что было рассмотрено в первой главе. Проявлением стертой дизартрии становится ограниченная подвижность органов периферического речевого аппарата, что приводит к нарушениям в тембре и звукопроизношении голоса. Дошкольники со стертой дизартрией в силу отставания в развитии до речевого и речевого периодов не в полной мере овладевают языковой и речевой нормами. У них наблюдаются антропофонические (различные виды искажений) и фонологические дефекты (замены, смешения, пропуски). На фоне отставания в развитии речи у дошкольников наблюдаются нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы.
Во второй главе работы был описан констатирующий эксперимент, который проводился в логопедической группе дошкольников с дизартрией. В результате выяснилось, что у десяти обследуемых детей - есть отклонения в развитии неречевых функций.
Обследование состояния речи позволяет сформулировать правильное заключение и, соответственно, подобрать наиболее оптимальную систему коррекционных мер, направленных на устранение недостатков речи.
Необходимо периодически обследовать ребенка у невропатолога и выполнять его рекомендации. Важно поддерживать здоровый образ жизни (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима дня).
В третьей главе работы разработана методика по развитию оптико­пространственных представлений у дошкольников с дизартрией. У детей отмечается низкий объем зрительной памяти, затруднения в ориентировке в схеме собственного тела, определении направлений в пространстве относительно себя и в пространственном отношении между предметами, при узнавании предметов по контурным изображениям, по наложенным друг на друга изображениям и при составлении картинки из частей. Предложенные упражнения отражают содержание коррекционно-педагогической работы по развитию оптико-пространственных функций у дошкольников с дизартрией. Методика работы включает два этапа: подготовительный и основной, каждому из которых соответствуют определенные направления работы. Предложены конкретные задания к каждому направления и представлена работа. На заключительном этапе исследования мною были проведены повторные диагностическое исследование.
Все речевые и неречевые нарушения, о которых было сказано в работе, сейчас можно наблюдать у многих современных детей, следовательно, дизартрия является одной из самых распространенных патологий, поэтому важно, чтобы логопеды ориентировались в основных проявлениях дизартрии. Исследование дизартрии доказали, что все дети - дизартрики для подтверждения органической природы этого дефекта нуждаются в как можно раннем их выявлении, комплексном обследовании и специальном обучении.
Это поможет вовремя выявить и дифференцировать дизартрию от других речевых дефектов, а значит, вовремя и правильно начать коррекционную работу.
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И очень важную роль в становлении личности играет речь.


1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Электронный ресурс] /
Е.Ф. Архипова. - Спб.: АСТ, 2010. - 320 с. - Режим доступа:
https://vk.com/doc248820329 468003280?hash=c762cd68651edc01bb&dl=9986f 1f7e674c97fa9, свободный (дата обращения: 25.11.2021).
2. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства [Электронный ресурс]. / Рыбалко, Е.Ф. - Спб.: АСТ, 2009. - 213 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1008349/, свободный (дата обращения: 14.01.2022).
3. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ, 2007. - 224 с.
4. Ахутина, Т.В. Актуальные проблемы логопедической практики: Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной 100-летию проф.. Трауготт Н. Н / отв. ред. Храковская М. Г.. - СПб.: Акционер и К, 2004. - 145-238 с.
5. Ахутина, Т.В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Пылаева, Н.М. - М.: Академия, 2013. - 64 с.
6. Бабина, Г. В. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): учебно-методическое пособие [Текст] / Г. В. Бабина,
Л. И. Белякова, Р. Е. Идес ; под ред. Г. В. Бабиной. - М. : Прометей, 2012. - 104 с.
7. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. - СПБ.: Детство-пресс, 2001. - 361 с.
8. Борякова, Н.Ю. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям / Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева, В.В. Ткачева. - М.: АСТ, 1999. - 98 с.
9. Беккер, К.П. Логопедия: [монография] / К.П. Беккер, М. Совак; пер. с нем. Г.В. Барышниковой [Электронный ресурс] / под ред. Н.А. Власовой. - Спб.: АСТ, 2013. - 120 с. - Режим доступа: http: //tlib .gbs.spb .ru/dl/5/Беккер КП Логопедия.рд£, свободный (дата обращения: 21.04.2022).
10. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст]: /Волосков, Н. Н - М.: ВЛАДОС, 2019. - 287 с.
11. Волкова, Л.С. Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. Вузов / В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - Кн. I: Нарушения голоса и звуко-произносительной стороны речи: В 2 ч. - Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. - 304 с.
12. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : АСТ : Астрель, Хранитель, 2006. - 141 с.
13. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание,
бессознательное (собрание трудов) / комм. И.В. Пешкова. - М.: Лабиринт,
2016. - 368 с.
14. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин // Психология как объективная наука. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модек, 1998. - 272 - 317 с.
15. Гребнева, Е.А. К проблеме изучения стертой формы дизартрии у
дошкольников // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 5
[Электронный ресурс] / Е.А. Гребнева - Спб.: АСТ, 2015. - 228 с.
URL: https://human.snauka.ru/2021/05/44426 (дата обращения: 12.05.2022)....36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ