Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование логических приемов мышления при формировании геометрических представлений у дошкольников

Работа №99182

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
106
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Формирование логических приемов мышления у детей дошкольного
возраста 6
1.2 Условия использования логических приемов мышления при формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста 15
1.3 Анализ программ для ДОУ с точки зрения формирования геометрических
представлений у детей дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ 27
2.1 Изучение начального уровня сформированности геометрических
представлений в группе старших дошкольников 5-6 лет 27
2.2 Экспериментальное обоснование методики по развитию геометрических
представлений на примере старшей группы детского сада 5-6 лет 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Развитие мышления у детей дошкольного возраста имеет не маловажное значение для будущего школьника и очень важно в наши дни. Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил.
В соответствии с ФГОС, в дошкольном образовании выделены основные цели обучения - обучение воспитанников приемам мышления и методам познания, формирование у них качеств логического мышления, логических мыслительных способностей и умений [58]. Важность исследований отмеченных проблем усиливается возрастающим значением применения логики в различных областях науки, экономики и производства.
Необходимость развития логического мышления дошкольника на современном этапе обусловлено тем, что на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей.
Одним из приемов, где используется логическое мышление, является формирование геометрических представлений у дошкольников, являющейся задачей дошкольного воспитания как формирование представлений о геометрических фигурах. Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и формой предмета, рассматривали такие педагоги как: Т.С. Будько, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, А.А. Столяр, Л.А. Парамонова. Были разработаны методики ознакомления детей с геометрическими фигурами.
Развитие мышления у детей дошкольного возраста имеет не маловажное значение для будущего школьника и очень важно в наши дни. Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил.
Проблема исследования: каковы условия для использования логических приемов мышления при формировании геометрических представлений у дошкольников.
Цель данной работы: выявить и обосновать условия использования логических приемов мышления при формировании геометрических представлений у дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия использования логических приемов мышления при формировании геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи.
1. Изучить теоретическую литературу по данной проблеме, раскрыть содержание геометрических представлений, изучаемых в дошкольных учреждениях.
2. Описать условия использования логических приемов мышления при формировании геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать программы для ДОУ с точки зрения формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
4. Провести опытно-поисковую работу, направленную на формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста с помощью использования логических приемов мышления.
5. Проанализировать полученные результаты.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются труды таких педагогов-методистов, как Л.Б. Баряева, А.В. Белошистая, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Е.С. Демина, М. Монтессори, А.А. Столяр, Е.И. Щербакова, З.А. Михайлова, Л.С. Метлина.
Тема, цель, задачи исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы, включали: наблюдение и тестирование;
- методы количественной обработки данных: сравнительный и графический анализ.
База опытной работы: МБДОУ № 239 г. Екатеринбург, старшая группа.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный и апробированный комплекс заданий по формированию геометрических представлений с помощью использования логических приемов мышления может быть использован педагогами дошкольных организаций в учебно-воспитательном процессе.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе изучены проблемы формирования геометрических представлений у дошкольников с помощью использования логических приемов мышления.
В первой главе работы проведен анализ теоретических основ формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста при использовании логических приемов мышления.
На основе анализа литературы мы пришли к выводу, что основными дидактическими приемами развития логического мышления в дошкольном возрасте выступают: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, смысловые соотнесения, закономерности и т. д.
Использование логических приемов мышления при формировании геометрических представлений способствует развитию самостоятельности, активности, творческого мышления, развитию зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, внимания, памяти, мыслительных операция и т.д.
Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста имеет большое значение для дальнейшего развития у них математических способностей, навыков детального рассмотрения объекта, умения анализировать, выделять главное, чувства положения объектов в пространстве, а также развития логического мышления.
В качественного основного вывода следует отметить, что использование логических приемов мышления - это целесообразная деятельность педагога, которая в непроизвольной форме способствует психологической комфортности.
Нами были определены критерии сформированности геометрических представлений у детей дошкольного возраста. Критерии оценивания сформированности геометрических представлений определялись по следующим умениям: умение называть и различать геометрические фигуры, их свойства и признаки; знание терминологии, способность выразить действие с помощью речи;) умение разделять изображения различных геометрических предметов на части и строить сложную форму из этих частей, умение использовать знания о геометрических фигурах для решения задач игрового характера.
Так же нами была проведена диагностика уровня сформированности геометрических представлений на начальном этапе. Результаты проведенного констатирующего этапа исследования показали, что в экспериментальной и контрольной группах у дошкольников преобладает средний уровень сформированности геометрических представлений.
Были составлены и апробированы условия по использованию логических приемов мышления при формировании геометрических представлений. Было реализовано три условия: целенаправленное использование логических приемов мышления, соблюдение этапов формирования логических приемов мышления, формирование логических приемов мышления в игровой деятельности.
На констатирующем этапе была проведена повторная диагностика. На основе итогов повторной диагностики, мы провели сравнительный анализ сформированности геометрических представлений у детей дошкольного возраста. Исследования доказали, что если реализовать условия, описанные выше, в образовательном процессе, то это позволит более эффективно решать проблему формирования геометрических представлений. Показатели по всем критериям в экспериментальной группе изменились в лучшую сторону. В контрольной группе, где формирующий этап исследования нами не проводился - показатели уровня сформированности геометрических остались на прежнем уровне.



1. Альтхауз, Д. Цвет - форма - количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста Русский перевод под ред. В. В. Юртайкина [Текст] / Д. Альтхауз, Э. Дум. - М.: Просвещение, 1994. - 64 с.
2. Арапова-Пискарева, Н. Формирование элементарных
математических представлений в детском саду [Текст] / Н. Арапова- Пискарева. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
3. Аромштам, М. С. Пространственная геометрия для малышей. Приключения Ластика и Скрепочки. Развивающие занятия [Текст] / М. С. Аромштам, Баранова О.В. - М.: Айрес-пресс, 2004.
4. Бабунова, Т. М. К вопросу о воспитании умственной активности детей дошкольного возраста в дидактических играх [Текст] / Т. М. Бабунова - М.: Наука, 1995.
5. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] : учеб. для вузов. / А. В. Белошистая - М.: Владос, 2004. - 400 с.
6. Белошистая, А. В. Занятия по развитию математических
способностей детей 5-6 лет [Текст] / А. В. Белошистая - М.: Владос, 2005.
7. Белошистая, А. В. Занятия по развитию математических
способностей детей 5-6 лет [Текст] : задания для индивид. работы с детьми /
А. В. Белошистая - М.: Владос, 2004.
8. Белошистая, А. В. Обучение математике в ДОУ [Текст] :
методическое пособие / А. В. Белошистая - М.: Айрес-пресс, 2005.
9. Белошистая, А. В. Современные программы математического
образования дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая - Р./на Дону, 2005.
10. Блехер, Ф. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Ф. Блехер // Дошкольное воспитание - 2008. - № 11. - С. 14.
11. Богуславская, З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей дошкольников в условиях дидактической игры [Текст] / З. М. Богуславская - М.: Баласс, 1996.
12. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] / Л. А. Венгер, Э. Г. Тимошина. - М. : Просвещение, 1989. - 144 с.
13. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст] : пособие для педагогов школьных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М.: Мозаика-синтез - 2008.
14. Водопьянов, Е. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников [Текст] / Е. Водопьянов // Дошкольное воспитание. - 1984. - №8. - С. 17.
15. Волокитина, М. Н. Особенности восприятия и изображения плоскостных фигур в дошкольном возрасте [Текст] / М. Н. Волокитина - М.: Педагогика, 2000.
16. Воронина, Л. В. Теоретические основы обучения математике в период детства. [Текст] : учебное пособие / Л. В. Воронина, Г. В. Воробьева, Утюмова Е.А. - Екатеринбург: УрГПУ, 2013. - 348 с.
17. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский - М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005.
18. Габова, М. А. Знакомство детей с геометрическими фигурами [Текст] / М. А. Габова, / Дошкольное воспитание. - 2000. -№ 9.
19. Габова, М. А. Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет [Текст] / М. А. Габова - М.: Олма-Пресс, 2008.
20. Гальперин, П.Я. Идеи Л.С. Выготского и задачи психологии сегодня [Текст] / П.Я. Гальперин - М.: Б. и., 2004 - 198 с.
21. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию [Текст] / Дж. Гибсон ; пер. с англ. ; общ. ред. А. Д. Логвиненко. - М.: Прогресс. - 464 с.
22. Громова, О. Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста [Текст] / О. Е. Громова - М.: Баласс,
2006.
23. Грэхем, Кл. Зрение и зрительное восприятие [Текст] / Кл. Грэхем. - М.: Речь. - 114 с.
24. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет [Текст] / под. ред. А. А. Столяра. - М.: Дрофа, 1991.
25. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В.В. Давыдов - М.: Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 613 с.
26. Данилова, В. В. Обучение математике в детском саду [Текст] / В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова - М.: Академия, 1997.
27. Детство [Текст] : Программа развития и воспитание детей в детском саду / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. - СПб.: Речь, 1996.
28. Ерофеева, Т. И. Дневник математических достижений [Текст] / Т. И. Ерофеева - М.: Академия, 2006.
29. Ерофеева, Т. И. Дошкольник изучает математику [Текст] : метод. пособие для воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет / Т. И. Ерофеева - М.: Просвещение, 2006. (Программа «Из детства - в отрочество»)
30. Ерофеева, Т. И. Дошкольник изучает математику [Текст] : метод.
пособие для воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни / Т.И. Ерофеева - М.: Просвещение, 2006. (Программа «Из детства - в
отрочество»)
31. Ерофеева, Т. И. Знакомство с математикой [Текст] : пособие для
детей старшего дошкольного возраста / Т. И. Ерофеева - М.: Педагогика,
2006.
32. Житомирский, В. Г. Геометрия для малышей [Текст] / В.Г. Житомирский. - М.: Педагогика, 2008.
33. Зайцев, В. В. Математика для детей дошкольного возраста [Текст] /
В.В. Зайцев - М.: Детство, 2011.
34. Запорожец, А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности [Текст] / А.В. Запорожец - М.: Наука, 1978.
- 368 с.
35. Зинченко, В. П. Сознание и творческий акт [Текст] / В.П. Зинченко.
- М.: Прогресс. - 920 с.
36. Зусне, Л. Зрительное восприятие формы [Текст] / Л. Зусне. - М.: Знание. - 314 с.
37. Истоки [Текст] : базисная программа развития ребёнка-дошкольника / под ред. Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчук и др. - М.: Наука,1997.
38. Козина, Л. Ю. Игры по математике для дошкольников [Текст] / Л.Ю. Козина - М.: Знание, 2008.
39. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2007. - 416 с.
40. Корепанова, С. А. Моя математика [Текст] : пособие для старших дошкольников / М. В. Корепанова, Козлова С. А., Пронина О.В. - М.: Баласс,
2007. Ч.1-3. (программа «Детский сад 2100»)
41. Леонтьев, А. Н. Вступительная статья [Текст] / А.Н. Леонтьев // Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.1. - М.: Педагогика, 1982. - 487 с.
42. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина - М.: Просвещение, 1994. - 367 с.
43. Логика. Математика. Конструирование и ИЗО: сб. практических материалов для ДОУ к программе «Развитие» [Текст] / ред.-сост. О.Г. Жукова. - М.: Аркти, 2007.
44. Логинова, В. И. Формирования умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / В.И. Логинова - М.: Педагогика, 1990.
45. Математическое развитие: развернутое перспективное
планирование. Образовательная система «Детский сад 2100» [Текст] / авт.- сост. О.В. Матросова. - Волгоград: Учитель, 2011.
46. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка [Текст] / Н. А. Менчинская - М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004. — 512 с.
47. Метлина, Л. С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина - М.: Педагогика. 2004 г.
48. Михайлова, З. А. Формирование элементарных геометрических фигур с использованием игровых приемов [Текст] : учебное пособие / З. А. Михайлова - М.: Педагогика, 2005 г.
49. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2008. - 184 с. с ил.
50. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
51. Новикова, В. П. Математика в детском саду [Текст] : конспекты занятий с детьми 6-7 лет / В. П. Новикова - М.: Аркти, 2009.
52. Перова М. П. Дидактические игры и упражнения по математике для детей дошкольного возраста [Текст] / М.П. Перова - М.: Педагогика, 2016.
53. Петерсон, Л. Г. Раз - ступенька, два - ступенька. Практический курс математики для дошкольников [Текст] : метод. рекомендации / Л. Г. Петерсон, Н.П. Холина. - М.: Баласс, 2009.
54. Петерсон, Л. Г. Раз - ступенька, два - ступенька... Математика для детей 5-6 лет [Текст] / Л. Г. Петерсон, Н.П . Холина. - М.: Баласс, 2006. Ч.1.
55. Петерсон, Л. Г. Раз - ступенька, два - ступенька. Математика для детей 6-7 лет [Текст] / Л.Г. Петерсон, Н. П. Холина. - М.: Баласс, 2006. Ч.2.
56. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже ; сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова - М.: Римис, 2008. - 448 с.
57. Поддьяков, Н. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Поддьяков, Ф. А. Сокина - М.: Педагогика, 2008.
58. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 октября: - 2013 г. №1155 [Текст] / «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
59. Программа воспитания и обучения детей в детском саду [Текст] /
под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.:
Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2014.
60. Репина, Г. А. Диагностика логико-математического развития детей с помощью материалов для математического моделирования [Текст] / Г. А. Репина // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 4. - С. 16-21.
61. Рубинштейн, С. Л.. Основы общей психологии: В 2 т. - Т.1 [Текст] /
С.Л. Рубинштейн - М., 1989. - С. 369-370.
62. Сай, М. К. Математика в детском саду [Текст] / М.К. Сай, Е.И. Удальцова - Минск, 2010.
63. Сербина, Е. В Математика для малышей [Текст] / Е.В. Сербина - М.: Просвещение - 2012. - 80 с
64. Сербина, Е. В. Математика для малышей [Текст] / Е.В. Сербина - М.: Просвещение - 2012.
65. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием [Текст] / А.А. Смоленцева - М.: Академия, 2013.
66. Смоленцева, А. А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей [Текст] / А. А. Смоленцева, О.В. Суворова. - СПб.: Питер, 2014.
67. Соловьева, Е. В. Математика и логика для дошкольников [Текст] / Е.В. Соловьева - М.: Академия, 2016.
68. Столяр, А. А. Формирование элементарных понятий геометрический представлений у дошкольников [Текст] / А. А. Столяр - М.: Просвещение, 2015. - 376 с.
69. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология. [Текст] : учебное пособие / Н.Ф. Талызина. - М.: Academia, 2013. - 288 c.
70. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических
представлений у дошкольников [Текст] / Т. В. Тарунтаева - М.: Акри, 2010.
71. Толстихина, Г. А. Математика: множества, соответствия,
утверждения [Текст] : конспект лекций / Г. А. Толстихина, Т. А. Лозгачева - Тверь: ТвГУ, 2010.
72. Усова, А. П. Сенсорное воспитание в дидактике детского сада [Текст] / Усова - М.: Педагогика, 2001.
73. Фалькович, Т. А. Формирование математических представлений [Текст] / Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина - М.: Наука, 2009. - 290 с.
74. Фаусек, Ю. И. Детский сад Монтессори [Текст] / Ю. И. Фаусек - М.: Педагогика, 2007.
75. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособие для студентов [Текст] / под ред. А. А. Столяра. М.: Академия, 2008.
76. Целищева, И. Математика - не отвлеченная наука [Текст] / И. Целищева // Дошкольное воспитание . - 2000. - № 9.
77. Чернова Ю. О. Понятие «формирование геометрических представлений» в психолого-педагогической литературе [Текст] / Ю. О. Чернова, Е. В. Резникова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы VIII Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 8 мая 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н.Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 2 (8). - С. 139-141.
78. Щербакова, И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / И. Щербакова - М.: Академия, 2000. - 272 с.
79. Яблоков Л.А., Френкель И.А. Педагогика и психология [Текст] / Л.А Яблоков, И.А. Френкель - М.: Проспект, 1998.
80. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.10.17).
81. Профессиональное сообщество работников дошкольного образования [Электронный ресурс] - URL: http://doshkol-edu.ru/ (дата обращения: 18.10.17).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ