Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛИЛИНГВАЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №162107

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Понятие и сущность мышления в психолого-педагогической
литературе 9
1.2. Формирование наглядно-образного мышления у детей младшего
дошкольного возраста 14
1.3. Современное состояние изучения проблемы развития мышления детей
младшего дошкольного возраста в полилингвальной среде 23
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Организация, методы и методики исследования 29
2.2. Анализ результатов исследования 34
Выводы по второй главе 38
ГЛАВА III. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
3.1. Научно-методологическое обоснование развития наглядно-образного мышления детей младшего дошкольного возраста 39
3.1. Содержание психологической программы развития мышления детей
младшего дошкольного возраста 42
3.2. Результаты формирующего эксперимента 57
Выводы по третьей главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 75


На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества дошкольного образования, что требует поиска путей и средств развития логических приемов мыслительных действий с учетом потребностей и интересов дошкольников. Исследования психологов на тему развития детского мышления доказывают, что методическое руководство по способам и условиям развития мышления, не только возможно, но и вполне эффективно. Иными словами, направленная работа по формированию приемов мышления, в значительной степени влияет на продуктивность учебного процесса вне зависимости от начального уровня развития ребенка.
Проблема развития и совершенствования мышления детей младшего школьного возраста является важнейшей в психолого-педагогической практике. Стоит отметить, что главный способ решения данной проблемы- правильно организованный учебный процесс.
Зарубежный опыт обучения детей показывает, что изучение иностранных языков в раннем детстве полезно и эффективно. Определенно, это лучшее время для овладения иностранным языком, поскольку приходится на активный сензитивный период развития ребенка, в связи с чем овладение иностранными языками проходит быстро и эффективно.
Дошкольники особенно чувствительны к языковым явлениям, развивают интерес к пониманию своего речевого опыта, легко и уверенно запоминают небольшой объем языкового материала и прекрасно воспроизводят его. При условии, что система обучения иностранному языку построена верно, то успех в овладении иностранным языком, а также создание необходимых предпосылок для дальнейшего овладения каждым языком обеспечен практически всем детям. Дошкольный возраст - это период, когда основным занятием ребенка является игра. В игре легче усваиваются знания, навыки, умения, с помощью игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал, поэтому логическое мышление лучше всего развивать у дошкольников. помощь дидактических игр. Этой проблеме уделяли внимание А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже, К. Распэ, Л. А. Венгер, А. А. Столяр, А. З. Зак, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков.
Игры с некоторыми изменениями, вызванными необходимостью их соотнесения с программой формирования общеучебных интеллектуальных умений, реализующих учебную деятельность младших дошкольников, заимствованы у разных авторов (А. Бондаренко, А. Барташников и И. А. Барташникова, Е. А. Катаева и Е. А. Стребелева и др.) [теория и методика игры Степанова]. Разработкой технологий игротерапии занимались ученые социологи, психологи, педагоги (М. Кляйн, А. Фрейд, Я. Морено, Д. Леви, Ж. Соломон, А. Акслайн, М. Левенфельд). Опыт игровой терапии с детьми в отечественной психологии представлен технологиями Чистяковой, А. В., Спиваковской А. С, Захарова А. А., Романова М. И., и других авторов, созданными в русле теории игровой деятельности Д. Б. Эльконина [теория и методика игры Степанова].
В исследованиях, посвященных вопросу о том, имеют ли двуязычные дети преимущество перед своими одноязычными сверстниками в развитии мышления, ответ был неоднозначным часто даже в рамках одного исследования. Чтобы помочь устранить неоднозначность в литературе, текущее исследование статистически объединило данные многих предыдущих исследований и обусловило выбор темы нашего исследования.
Проблема исследования заключается в том, что, несмотря на актуальность использования полилингвальной среды в качестве средства развития мышления детей младшего школьного возраста, процесс внедрения полилингвального образования в раннем возрасте требуют дополнительных исследований, систематизации знаний, создания моделей и программ сопровождения детей.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение обозначим кратко обозначим ключевые аспекты нашей работы. В первой главе нами были рассмотрены различные взгляды и подходы к теории развития человеческого интеллекта. Особое внимание мы уделили подходам, описывающим развитие мышления у детей. Мы рассмотрели стадии развития мыслительных операций у детей. Определили, что по характеру задач, решаемых в ходе мыслительной деятельности, мышление делится на теоретическое и практическое. Дали подробное описание видам мышления, характерным для каждого возрастного периода ребенка. В младшем дошкольном возрасте происходит переход от нагляднодейственного мышления, суть которого заключается в практической преобразующей деятельности, осуществляемой с реальными материальными объектами и преобладающей у детей до двух-трех лет включительно, к наглядно-образному мышлению, которое осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и не может быть реализовано без него. Появление ролевых игр, особенно с использованием правил, способствует развитию наглядно-образного мышления у дошкольников. Наиболее подходящим возрастом для начала осуществления познавательной деятельности является дошкольный период. Поэтому максимально эффективно построение образовательного процесса с применением полилингвальной среды в дошкольном образовательном учреждении. Несмотря на распространенность двуязычия, по этой теме было проведено на удивление мало исследований, особенно по основам двуязычного изучения языка у младенцев и детей ясельного возраста. Наука о двуязычии - молодая область, и окончательных ответов на многие вопросы пока нет. Интересом к влиянию полилингвальной среды на развитие мышления младших дошкольников обусловлена актуальность нашей научной работы. На основе анализа теоретической литературы было организовано и проведено исследование уровня зрительного и образного мышления младших дошкольников.
Вторая глава отражает результаты исследовательской работы, которые позволили выявить, что наглядно-образное мышление младших дошкольников имеет преимущественно средний уровень развития. По результатам исследования на формирующем этапе были подобраны занятия с использованием дидактических игр и апробированы в условиях полилингвальной среды. Все эксперименты, проводимые с детьми, систематизированы и разделены между собой по месяцам, что позволило сформировать наиболее конструктивный подход к игровым процессам.
В третьей главе магистерской диссертации непосредственно описана программа развития мышления младших дошкольников посредством полилингвальной среды. Программа разработана, опираясь на успешный зарубежный опыт развития мышления детей, и учитывает физические и психические особенности данной категории обучающихся. Программа прошла успешную апробацию и доказала свою эффективность. После реализации программы была проведена повторная диагностика детей по тем же методикам и в тех же условиях, что и на констатирующем этапе. Из результатов сравнительного анализа следует, что на контрольном этапе преобладает высокий уровень развития наглядно-образного мышления, в отличие от констатирующего, где преобладал преимущественно средний уровень. Важно отметить, что полилингвальная среда - не единственный тип опыта, связанный с когнитивными преимуществами дошкольников. Подобные когнитивные преимущества также наблюдаются у лиц с ранним музыкальным образованием, обозначая, что несколько типов обогащенного раннего опыта могут способствовать когнитивному развитию.
Тем не менее, на основании полученных данных, можно сделать вывод, что гипотеза нашла свое подтверждение: полилингвальная среда способствует развитию мышления у детей младшего дошкольного возраста.



1. Аксарина НМ. Развитие и воспитание детей раннего возраста. - Л.: Медицина, 1965. -291 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-486 с.
3. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1964. - 304 с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл, 2007. - 528 с.
5. Бауэр Т. Психологическое развитие младенца / пер. с англ. А.Б. Леоновой; под ред. А.В. Запорожца, Б.М. Величковского. - М.: Прогресс, 1979. - 319 с.
6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
7. Блонский П.П. Память и мышление / под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика. 1979. - Т. 2. - С. 118-340.
8. Брунер Дж. Исследование развития познавательной деятельности / пер. с англ. М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1971. - 39 с.
9. Брунер Дж. Психология познания / пер. с англ. К.И. Бабицкого; под ред. А.Р. Лурия. - М.: Прогресс, 1977. - 412 с.
10. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. - М.: Изд-во Мысль, 1979. - 148 с.
11. Брушлинский А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение. - М.: Изд- во Наука, 1982. - 285 с.
12. Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребенок идет в школу. - М.: Педагогика,
1. - 160 с.
13. Валлон А. От действия к мысли / пер. с фр. - М.: Иностранная литература, 1956. - 168 с.
14. Валлон А. Психическое развитие ребенка / пер. с фр. Л.И. Анцы- феровой.
- М.: Просвещение, 1967. - 195 с.
15. Варламова В.А., Барахсанова Е.А. Формирования информационной компетентности будущих педагогов в условиях двуязычия / Международный научно-образовательный Форум «Education, forward!» «Образование в течение всей жизни: непрерывное образование в условиях глобализации» / Материалы форума. М.: Мир науки, 2015. - С.102-105.
16. Варламова В.А., Спиридонова М.Е. Формирование ИКТкомпетенций будущих педагогов на основе принципа регионализации образования / Современное образование: традиции и инновации. СПб: ООО «НИЦ АРТ», 2016. -№3. - С.28-32.
... всего 94 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ