Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме
исследования 7
1.1. Характеристики старшего юношеского возраста 7
1.2. Особенности когнитивной сферы студентов 14
1.3. Подходы к изучению когнитивных стилей мышления 17
1.4. Понятие когнитивных стилей и типов мышления 33
Выводы по Главе 1 39
Глава 2. Изучение связи когнитивных стилей и типов мышления у студентов 45
2.1. Описание процедуры и методов исследования 45
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 47
Выводы 60
Заключение 63
Список используемых источников 65
Приложение 71
Когнитивные стили рассматриваются через призму различных подходов. Ключевой подход в определении когнитивных стилей рассматривает данное понятие в аспекте восприятия. Считалось, что когнитивные стили являются врождённо обусловленными особенностями. В рамках другого подхода когнитивные стили являются биполярными, например, полезависимость-поленезависимость, аналитичность-
холистичность и другие.
В третьем подходе основной упор делается на то, что когнитивный стиль - это универсальный компонент личности, влияющий на все сферы психической деятельности [14].
В отечественной психологии активным изучением данной проблемы занималась М.А. Холодная, под когнитивными стилями она понимала индивидуальные способы переработки информации поступающей из окружающего мира в виде различий в восприятии информации, анализа, структурирования и категоризации, а так же оценивании происходящего [38].
В зарубежной психологии проблему когнитивных стилей личности разрабатывали Р. Гарднер, Х. Шлезингеp, Дж. Клейн и др.
Пик изучения когнитивных стилей в отечественной психологи пришёлся на середину 70-х гг. 20 в. под руководством И.Н. Козловой, В.А. Колга. Затем изучением данного феномена занимались М.А. Холодная, А.В. Либин, И.П. Шкуратова и ряд других авторов. Результатом столь масштабных исследований является представление о когнитивных стилях, как о дифференцированности качеств, используемых для оценки себя и других, подчёркивании различий или сходства оценок и их стабильности проявляющийся в социальном взаимодействии [27].
Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью изучения когнитивных стилей мышления и их взаимосвязи с типами мышления у студентов с целью выработки способов решения возникающих проблем с учётом их индивидуальных особенностей.
На данный момент когнитивная психология приобрела особую популярность за счёт изучения когнитивных стилей. Сам термин «когнитивный стиль» употребляется в психологии в качестве обозначения устойчивых характеристик того, как индивидуум воспринимает, запоминает информацию, и каким способом решает определённые задачи. Так же когнитивный стиль стоит отличать от когнитивных способностей, так как он обозначает способ реагирования на действительность, особенности общения и адаптации, а не только интеллектуальные данные. Когнитивный стиль проявляет себя в особенности индивидуальной познавательной активности и своеобразия восприятия внешнего мира. Каждый когнитивный стиль по- разному влияет на «картину мира», и каждый когнитивный стиль служит определённым посредником между внутренним восприятием мира и реальной действительностью, обеспечивая тем самым способность к творческим началам индивидуума [37].
Одним из наиболее изученных и популярных когнитивных стилей, является полезависимость, где под полем подразумеваются факторы, воздействующие на индивида в данный момент. Различия между полезависимыми и поленезависимыми испытуемыми будут проявляться в способности отходить от воздействия прямых средовых факторов и возможности осуществлять относительную свободу действий.
В период популяризации высшего образования появляется необходимость улучшать способы и методы приобретения и обработки новых знаний. Особую актуальность в данном случае приобретает роль педагога и психолога, которые в свое деятельности могут применять методы, способствующие более активному усвоению новой информации и развитию познавательных способностей человека. Данная проблема весьма актуальна в период студенчества, когда необходимо усваивать большое количество специфической профессиональной информации. Разрешению этой проблемы способствует реализация педагогических приёмов и способов обучения с учетом когнитивных стилей и типов мышления у студентов.
Цель исследования: выявление связи показателей стилевых характеристик мышления с типами мышления для использования диагностических данных в коррекционно-развивающей работе со студентами...
В отечественной психологии активным изучением данной проблемы занималась М.А. Холодная, которая определяла когнитивные стили как индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего [38].
В зарубежной психологии проблему когнитивных стилей личности разрабатывали Р. Гарднер, Х. Шлезингеp, Дж. Клейн и др.
Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью изучения когнитивных стилей мышления и их взаимосвязи с типами мышления у студентов с целью выработки способов решения возникающих проблем с учётом их индивидуальных особенностей.
Таким образом, возникла потребность провести исследование направленное на выявление связи показателей типов мышления и когнитивных стилей мышления для использования диагностических данных в коррекционно-развивающей работе с юношами, в консультативной практике с педагогами.
В ходе исследования была выявлена связь реалистического типа мышления с поленезависимостью, и связь прагматического типа мышления с узким диапазоном эквивалентности, с холистическим стилем мышления, с холистический стиль по шкале фокус внимания и холистическим стилем по шкале толерантность к противоречиям.
Таким образом можно сделать вывод, что гипотеза о существовании связи показателей стилевых характеристик мышления, таких как полезависмость/поленезависимость, аналитичность/холистичность и узость/широта даиапазона эквивалентности с типами мышления студентов. Лица с прагматическим и реалистическим типом мышления характеризуются поленезависимостью, холистичностью и более узким диапазоном эквивалентности по сравнению лицами с синтетическим, идеалистическим и аналитическим типом мышления, была частично подтверждена.
Результаты данного исследования могут быть полезны при использовании в коррекционно-развивающей работе с юношами и в консультативной практике с педагогами.