Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы мотивации студентов к обучению 11
1.1 Проблема развития познавательной мотивации студентов 11
1.2 Мотивация в рамках теории самодетерминации Р. Райана и
Э. Деси 18
1.3 Продуктивные профили мотивации студентов в
педагогическом вузе 24
Глава 2 Исследование познавательной мотивации студентов педагогического вуза 36
2.1 Процедура и методы исследования 36
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего
эксперимента 44
2.3 Анализ и интерпретация результатов формирующего эксперимента
2.4 Пути повышения познавательной мотивации студентов 69
Заключение 78
Список использованных источников 82
Приложения 88
Актуальность исследования. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Важным приоритетом в Национальном проекте «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. № 10) названо внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников. Преподаватели вузов должны ориентироваться не только на передачу определенного объема знаний будущим специалистам, но и развивать субъектность в учащемся, создавая условия для развития учебной самостоятельности, когнитивных и творческих способностей. В документе «Об образовании в Российской Федерации», под обучением понимается целенаправленный процесс организации деятельности
обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Поэтому, ключевым элементом образовательного процесса является стимулирование учебной мотивации студентов. Особенно важным этот аспект становится при обучении будущих педагогов. Только увлеченный учитель, стремящийся к постоянному саморазвитию и познанию, способен заинтересовать ученика, развить его познавательную мотивацию.
В последние годы современные психологи все чаще обращают внимание на необходимость улучшения качества подготовки будущих специалистов в системе образования. Одной из основных причин, выделяемых исследователями, является проблема мотивации студентов педагогических вузов. Именно уровень мотивации учения влияет на успешное усвоение учебного материала, удовлетворенность учебным процессом, способность работать в коллективе и, как следствие, на общее качество подготовки будущих специалистов.
Степень научной разработанности проблемы. В отечественной психологии проблемы учения разрабатываются на базе культурноисторической теории Л.С. Выготского, принципа единства психики и деятельности, представленного в работах С.Л.Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, в рамках теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной.
В научной литературе последних десятилетий широко обсуждается многогранная проблема формирования мотивации учения. Исследования сосредоточены на разработке условий и ситуаций для стимулирования активности, учете прошлого опыта, анализе внутренних и внешних факторов, влияющих на мотивацию. Труды А.К. Марковой посвящены формированию мотивации учения школьников, В.Г. Леонтьев заостряет внимание на формировании потребностей, A.A. Вербицкий и H.A. Бакшаева - на проблеме формирования учебной мотивации в контекстном обучении. В работах Р.И. Цветковой и Г.И. Щукиной рассматриваются общие вопросы формирования мотивации студентов.
Рассмотрению особенностей учебной мотивации студентов на различных ступенях образования посвящены труды А.В. Усовой, И.А. Игнатковой, Е.Л. Афасенковой, Н.М. Сараевой и др. В исследованиях И.В. Арендачук, Ю.Н. Слепко, Н.Е. Горской установлена связь учебной мотивации с академической успешностью. В работах А.В. Батаршева, Е.Г. Изотовой, Е.В. Карповой, В.Г. Каташева, Н.А. Канаевой учебная мотивация связывается с учебно-профессиональной деятельностью. Г.А. Думенко, А.Н. Бражникова, Н.М. Сараева устанавливают тесные взаимосвязи учебной и познавательной мотивации с профессиональной идентичностью, нравственностью и субъектностью обучающихся.
Таким образом, возникает противоречие между осознанием важности и необходимости организации психолого-педагогических условий по формированию познавательной мотивации в образовательной организации высшей школы и недостаточностью методической обеспеченности психологопедагогического сопровождения студенчества в плане создания условий для формирования устойчивой познавательной мотивации.
Обозначенное противоречие определяет проблему исследования - спроектировать условия в педагогическом вузе для осуществления психологопедагогического сопровождения в целях формирования устойчивой познавательной мотивации будущих учителей.
Цель - построение режима психолого-педагогического сопровождения для формирования устойчивой познавательной мотивации будущих учителей.
Объектом изучения нашей работы являются социально-психологические условия формирования учебной мотивации студентов педагогического вуза .
Предмет изучения - особенности организации сопровождения, позволяющие формировать познавательную мотивацию в первый год обучения в вузе.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что при создании психологопедагогических условий развития познавательной мотивации, а именно: организации прохождения учебной практики (адаптационной) в сочетании с организацией деловой игры в студенческих группах кураторами по разработанным нами рекомендациям, а также после проведенного адаптационного тренинга, отмечается положительная динамика в развитии познавательной мотивации уже ко второму году обучения.
Задачи исследования:
1) анализ теоретического материала, касающегося вопросов мотивации студентов к обучению;
2) изучение проблемы развития мотивации в рамках теории самодетерминации Р. Райана и Э. Деси;
3) изучение и анализ материалов, касающиеся продуктивных профилей мотивации студентов в педагогическом вузе;
4) разработка и проведение констатирующего и формирующего экспериментов, позволяющих оценить уровень сформированности мотивов учебной мотивации, сформировать мотивационные профили студентов разных курсов;
5) разработка социально-психологических условий сопровождения студентов первого курса педагогического вуза для формирования устойчивой познавательной мотивации.
Методологической основой исследования являются положения о содержании факторов мотивации, сущности и структуре мотивации (А. Маслоу, Д. МакКлелланд, Х. Хекхаузер, В.Г. Асеев, Л.И. Божович,
B. К. Вилюнас, П.Е. Ильин, Л.Ю. Лебедкина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,
Л.Д. Столяренко, А.В. Филиппов, В.Д. Шадриков, П.М. Якобсон);
представления о мотивации учебной деятельности студентов вузов (Р. Райан, Э. Деси, С.В. Бобровицкая, Ю.П. Вавилов, Е.Ю. Пятаева, Ф.М. Рахматуллина, A.A. Реан, О.Н. Родина, П.Н. Прудков, В.А. Якунин и др.).
Теоретическая основа исследования. Мы опирались на труды ведущих специалистов, разрабатывающих:
• основные положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев,
C. Л. Рубинштейн) и системного подхода в психологии (В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов и др.);
• теоретические положения изучения профессиональной деятельности (Е.М. Иванова, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Ю.К. Стрелков и др.);
• концепции мотивации (Р. Райан, Э. Деси, В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, Е.П.Ильин, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин, П.М. Якобсон и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования нами использовались следующие методы:
• теоретические, включающие анализ полученных данных, сбор и обработку психологической и психолого-педагогической литературы по вопросам формирования познавательной мотивации студентов и организации психолого-педагогического сопровождения в условиях педагогического вуза;
• эмпирические, которые предполагают использование эмпирических методик, а именно:
«Шкала академической мотивации» (ШАМ) (разработана Гордеевой Т.О., Сычевым О.А. и Осиным Е.Н., 2014);
«Методика диагностики учебной мотивации студентов» (Реан А.А., Якунин В.А., в модификации Бадмаевой Н.Ц., 2004).
3. Метод математической обработки данных - критерий Пирсона (хи- квадрат).
Комбинация и сочетание данных методов соответствуют целям и задачам, объекту и предмету исследования данной магистерской диссертации.
Исследование проводилось в 4 этапа.
1 этап - подготовительный. Теоретический анализ психологической и психолого-педагогической литературы по изучению академической мотивации в студенчестве, изучение психолого-педагогических условий формирования познавательной мотивации в образовательном учреждении, выдвижение гипотезы, формирование замысла исследования, определение критериев и показателей познавательной мотивации, определение методик исследования.
2 этап - констатирующий эксперимент. Сбор диагностической информации и интерпретация полученных результатов, сопоставительный анализ с применением методов математической статистики.
3 этап - формирующий эксперимент. Разработка и апробация программы психолого-педагогического сопровождения, направленной на развитие познавательной мотивации студентов, сбор диагностической информации до и после формирующего воздействия.
4 этап - аналитический. Математико-статистическая обработка
полученного массива данных с использованием метода математической статистики - критерия Пирсона (хи-квадрат). Обобщение и интерпретация полученных результатов, формулировка выводов.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования Пензенском государственном университете, в педагогическом институте им. В.Г. Белинского. Общее количество испытуемых, принявших участие в эксперименте - 178 человек. Студенты 1 курса - 101 человек (группы 22ИПА1-2; 22ИПС1; 22ИПО1; 22ИПИ1).
Студенты выпускного (4 или 5) курса - 77 человек (группы 20ИПА1-2; 19ИПС1; 19ИПО1).
Надежность полученных результатов обусловлена теоретической обоснованностью проблемы, соответствием применяемых методов целям и задачам, логикой исследования.
Научная новизна исследования заключается:
• в постановке проблемы организации сопровождения для специального формирования познавательной мотивации студентов педагогического вуза;
• в увеличении спектра имеющихся знаний об особенностях психологопедагогического сопровождения студентов в общеобразовательном учреждении с перспективой формирования продуктивного мотивационного профиля.
Теоретическая значимость исследования:
• результаты исследования способствуют расширению понимания особенностей формирования учебной мотивации у студентов педагогического вуза;
• совершенствование системы психолого-педагогического
сопровождения позволит повысить эффективность решения образовательных задач.
Практическая значимость исследования данной работы заключается в получении в ходе нашего исследования результатов, которые могут быть использованы в практике организации воспитательной и образовательной работы со студентами первых/вторых курсов с целью создания благоприятной для развития познавательной мотивации образовательной среды.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Организация учебной и социальной работы на историкофилологическом факультете эффективны в плане развития учебной мотивации.
2. Организационный режим проведения учебной практики (адаптационной), работа куратора в формате деловой игры для становления форм ученического самоуправления, адаптационный тренинг - это социальнопсихологические условия, способствующие развитию познавательной мотивации.
3. В условиях специально организованных социально-психологических условий формирования познавательной мотивации возможен вариант раннего формирования продуктивного мотивационного профиля будущего учителя, а именно: сформированные учебно-познавательные, профессиональные и мотивы саморазвития в сочетании с изначально высоким уровнем коммуникативных и социальных мотивов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и результаты исследования были представлены в выступлении на XXXIII университетской НПК обучающихся и научно-педагогических работников «Актуальные проблемы науки и образования» 18 апреля 2023 г. в ФГБОУ ВО ПГУ на секции, организованной кафедрой «Педагогика и психология».
Материалы исследования опубликованы:
1. Широков, Д.В. Учебная мотивация студентов педагогического вуза / Д.В. Широков, М.Е. Питанова // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность: сборник статей X Всероссийской научно-практической конференции / ПГУ, ВГПУ [и др.]; под ред. Гагаева П.А. - Пенза: Пензен. гос. аграр. ун-т, 2024. - С. 167-172.
2. Широков, Д.В. Формирование учебной мотивации в режиме практик / Д.В.Широков, М. Е. Питанова // Молодёжь. Образование. Наука: научный журнал. - Пенза: Филиал ВА МТО, Пенз. арт. инж. ин-т. - №1(19). - 2024. - С.146-153.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, содержит приложение. Основной объём работы составляет 95 страниц.
Одним из ключевых факторов, влияющих на совершенствование подготовки будущих специалистов в современной системе образования, является мотивация студентов. Проблема мотивации студентов занимает важное место в педагогической психологии, так как от нее зависит успешность учебного процесса, удовлетворенность учением, взаимоотношения в учебном коллективе и, в конечном итоге, качество подготовки специалистов. Уровень мотивации студента имеет прямое влияние на его успех в учебе, психологическое состояние и общее качество жизни. Поэтому изучению мотивации уделяется большое внимание в различных научных областях, изучающих человека.
Индивидуальное отношение к любой деятельности определяется не одними отдельными факторами, такими как личностные или социальные, а их совокупностью. Именно эти факторы инициируют, контролируют и направляют данную деятельность. При этом каждый фактор имеет определенное значение по отдельности. Например, мотивация рассматривается как сложное системное психологическое явление с множеством компонентов. Будущие педагоги, не обладающие знанием о методах мотивации учащихся, не смогут успешно развивать мотивацию учения школьников в своей профессиональной практике.
Анализ проблемы формирования познавательной мотивации студентов педагогического вуза показал необходимость создания и проверки модели формирования такой мотивации, направленной на изменение баланса структурных компонентов учебной мотивации и обеспечение психологопедагогического взаимодействия между субъектами образовательного процесса.
В учебной деятельности в вузе основное внимание уделяется саморазвитию и самосовершенствованию студентов. Целью обучения является усвоение системных знаний, развитие обобщенных способов действий и их применение в различных ситуациях. Процесс обучения студентов в вузе можно разделить на несколько этапов, на каждом из которых организация учения имеет свои особенности, такие как учебно-познавательная, учебноисследовательская и учебно-профессиональная деятельность. Это приводит к изменениям в структуре мотивации у студентов. Структура мотивации студентов объединяет познавательную, мотивацию к достижению успеха, личностные мотивационно-смысловые образования и реализуется через мотивационные стратегии.
Мотивация студента не является постоянной величиной, она изменяется от курса к курсу, зависит от текущей ситуации и контекста обучения. Студенты переосмысливают свое представление о себе как о потенциальных специалистах по мере учебы. Это восприятие связано с их ценностными убеждениями, самооценкой и стремлением к обучению.
Основными способами стимулирования познавательной мотивации студентов педагогического вуза являются: развитие умения ставить цели, что содействует осознанию и принятию смысла обучения, пониманию важности учебного процесса для личного роста и будущей карьеры; создание обстановок, где студент достигает успеха за счёт своей активности и стремлений к саморазвитию; осмысление временной перспективы обучения, объединяющей прошлый опыт, настоящие условия, профессиональные амбиции и завершающееся формированием образа «профессионального будущего»; формирование позитивного отношения к учению путём развития внутренней структуры мотивации учения.
Для развития познавательной мотивации студентов необходимо проходить через три этапа: 1) анализ и оценка мотивации обучения студентов; 2) стимулирование познавательной активности в процессе обучения; 3) развитие познавательной мотивации через психологические тренинги.
Исследование формирования познавательной мотивации студентов проводилось в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования Пензенском государственном университете, в педагогическом институте им. В.Г. Белинского. Оценка эффективности психолого-педагогических условий формирования познавательной мотивации в образовательном пространстве педагогического вуза позволяет утверждать, что организация учебной и социальной работы на историко-филологическом факультете эффективна в плане развития учебной мотивации, о чем свидетельствуют достоверные различия при сопоставлении результатов диагностики первокурсников и студентов выпускных курсов.
Эффективны социально-психологические условия для формирования продуктивного профиля учебной мотивации, а именно: организационный режим проведения учебной практики (адаптационной), работа куратора в формате деловой игры для становления форм ученического самоуправления, адаптационный тренинг в начале обучения по выбранному профилю. За первые
1,5 года обучения отмечены статистически подтвержденные сдвиги: сокращение количества студентов с низким уровнем познавательной мотивации, с одновременным увеличением до двух третей выборки студентов с высоким уровнем сформированности познавательных мотивов; формирование высокого уровня мотивации достижения и мотивации саморазвития у трети выборки; сокращение количества студентов с низким мотивов самоуважения, с одновременным увеличением количества студентов с высоким уровнем стремления учиться ради собственной значимости.
В условиях специально организованных социально-психологических условий формирования познавательной мотивации возможен вариант раннего формирования продуктивного мотивационного профиля будущего учителя: сформированные учебно-познавательные, профессиональные и мотивы саморазвития в сочетании с изначально высоким уровнем коммуникативных и социальных мотивов.
1. Александровская Э.М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении. М.: Просвещение. 2012. 199 с.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: ВЛАДОС. 2010. 167 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968. 464 с.
4. Бугрименко А.Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. 2016. Том. 11. № 4. С. 51-60.
5. Введение в профессию. Учебная практика (адаптационная): учеб.-метод. пособие / сост.: Щербакова Н.Е., Груздова О.Г., Лыгина М.А., Питанова М.Е. Пенза: Изд-во ПГУ, 2021. 104 с.
6. Вилкова К.А., Лебедева Н.В. Динамика академической мотивации в университете: есть ли гендерные различия? // Психологические исследования. 2020. Т 13. № 74. http://psystudy.ru (дата обращения 23.02.2024 г.)
7. Герасименко Н.А. Мотивация студентов к обучению: социальнопсихологический аспект // Вестник ГУУ. 2017. № 7-8. С. 179-182.
8. Гордеева Т.О. Мотивация школьников XXI века: практические советы. M.: Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2022. 135 c.
9. Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития. М.: МГУ, 2017. 444 с.
10. Гордеева Т.О. Базовые типы мотивации деятельности: потребностная модель // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2014. № 3. С. 63-78.
11. Гордеева Т.О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 38-53.
12. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная
мотивация студентов: ее источники и влияние на психологическое
благополучие // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 35-45.
13. Гордеева Т.О., Сычев О.А. Внутренние источники настойчивости и ее роль в успешности учебной деятельности // Психология обучения. 2012. № 1. С. 33-48.
14. Демешина А.Р. Г.И. Щукина о познавательном интересе // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 69-71.
15. Епифанова С.В. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. 2020. №3. С.106-107...51