Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Учебная деловая игра в организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов

Работа №7079

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы170стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1076
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования учебных деловых игр в организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов 12
1.1. Самостоятельная работа как вид учебной деятельности
и способ обеспечения познавательной и творческой активности 12
1.1.1. Современное состояние проблемы организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов 12
1.1.2. Самостоятельная работа и творческое развитие личности 20
1.1.3. Обзор классификаций самостоятельных работ 24
1.2. Учебная деловая игра и ее функции в организации самостоятельной работы студентов 30
1.2.1. Деловая игра как метод активного обучения в отечественной и зарубежной школе 30
1.2.2. Подходы и современные классификации деловых
игр 46
1.2.3. Учебная деловая игра как способ проведения педагогического эксперимента 63 Глава 2. Практическое использование учебных деловых игр в организации самостоятельной работы студентов 78
2.1. Вопросы разработки структурных элементов учебной деловой игры 78
2.2. Методика проведения и практика конструирования учебной деловой игры «Самостоятельная работа студентов педагогических вузов» 91
2.3. Построение модели организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов 117 Заключение 135 Библиография 141 Приложение 1. Анкета «Самостоятельная работа студентов педагогических вузов» 163 Приложение 2. Результаты анкетирования студентов 3-5 курсов педагогических вузов по выяснению отношения к организации
их самостоятельной работы 166
Приложение 3. Результаты проведения учебной деловой игры «СРСПВ» 167
Приложение 4. Фрагмент экспериментальной части по исследованию проблемы организации самостоятельной работы студентов 168


Повышение требований к качеству педагогического образования становится насущной проблемой и условием развития системы непрерывного педагогического образования, стимулом обновления его содержания на основе принципов фундаментальности, интегративности, преемственности и практической направленности.
Целью современного образования является дальнейшее развитие исторически сложившейся педагогической системы на основе создания условий для формирования профессионально компетентной, социально активной, творчески самостоятельной личности педагога. Возрастание роли образования в современной социально-экономической ситуации приводит к тому, что наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание и т. д.) в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды.
В настоящее время мы наблюдаем также преобразование образовательного пространства, которое из парадигмы «подражание» вступило в парадигму «информация». Колоссальные успехи информационной системы образования породили стремление расширять объемы информации и соответственно увеличивать время обучения, что приводит к необходимости совершенствовать ее. Главным недостатком вузовского образования при этом является отсутствие деятельности студента, который зачастую пассивно воспринимает информацию, что не соответствует современным потребностям. При переходе к информационному обществу все более важным для педагога становится приобщение студентов педагогических вузов к самостоятельной работе для достижения заданного качества подготовки кадров к продуктивной профессиональной деятельности в

4
условиях модернизации образования, реализации современных технологий обучения, развития у студентов культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля.
Таким образом, современное состояние подготовки специалистов в высших педагогических учебных заведениях диктует необходимость поиска новых путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное - средств и методов подготовки выпускника педагогического вуза к практической и профессиональной деятельности.
Проблема становления самостоятельной активной личности студента в ходе его подготовки к будущей профессиональной деятельности - одна из ключевых в психолого-педагогических исследованиях. Ее изучению посвящены многочисленные научные исследования, в том числе работы Б.П.Есипова [60], П.И.Пидкасистого [148, 149], С.В.Недбаевой и
В.И.Спирина [120], А.В.Усовой [208, 209] и др. Самостоятельность в обучении и непрерывность самообразования обязательны не только для студентов, но и для преподавателей - не приобретая предварительных теоретических и практических навыков преподавания, молодые специалисты вынуждены действовать методом проб и ошибок.
Учитывая многообразие всех этих фактов, мы в данном исследовании хотим остановиться на роли активных методов обучения и, в частности, учебных деловых игр в обеспечении эффективности организации самостоятельной работы студентов прежде всего педагогических вузов. Поскольку на выпускников учебных заведений данного профиля возлагаются определенные обязанности по организации самостоятельной работы также их будущих обучаемых, а, следовательно, от педагога зависит качество подготовки следующих поколений специалистов различных профессий. Сразу же отметим, что проблема организации самостоятельной работы

5
студентов педагогических вузов в дидактике, психологии и частных методиках исследована явно недостаточно.
В течение последних десятилетий деловые игры достаточно широко внедрились в производство, общественную деятельность, экономику, теорию управления, образование, - это подтверждают многочисленные научные исследования и литературные публикации. Среди этих работ можно выделить те, которые являются основополагающими при конструировании и использовании деловых игр. Прежде всего это работы Ю.С.Арутюнова [12, 13, 14], М.М.Бирштейн [21], Н.В.Борисовой [25, 26, 27], В.Н.Буркова [30], С.В.Емельянова и А.Г.Ивановского [58], В.Ф.Комарова [61], И.С.Ладенко [94], Л.Н.Матросовой [103], В.Я.Платова [152], В.А.Трайнева [201, 202] и др. В работах последнего выделены основные характеристики учебной деловой игры, дан развернутый анализ проблемы внедрения учебных деловых игр в процесс обучения. Психологическая сторона использования деловых игр отражена в работах А.А.Вербицкого [33, 34]. В.М.Ефимовым и Г.Л.Пельманом [144] предпринята попытка определить место деловой игры с общей системе игр.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате диссертационного исследования был изучен ряд вопросов:
1. Проанализировано современное состояние проблемы организации самостоятельной работы студентов, которая остается еще достаточно открытой и не вполне проработанной. Рассмотрены различные трактовки понятия «самостоятельная работа студентов» с точки зрения ее места в творческом развитии личности.
Поскольку нас интересовала проблема организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов, в плане обеспечения познавательной и творческой активности студентов, то значительная часть работы (§ 1.1.2.) посвящена описанию различных подходов к данному вопросу.
2. Осуществлен обзор существующих классификаций самостоятельных работ. В целях лучшего понимания сущности исследуемых явлений освещены различные направления и подходы в решении проблем определения и классификации самостоятельных работ, анализ которых еще раз доказывает, что эти вопросы всегда привлекали и продолжают привлекать внимание методистов и дидактов.
3. Описан круг педагогических проблем в организации самостоятельной работы студентов педагогических специальностей.
4. Осуществлен анализ современных методов активного обучения, в том числе и за рубежом.
5. Рассмотрены современные классификации деловых игр. Нами предложена классификация учебных деловых игр (с. 62).
6. Дан собственный подход к самому понятию «учебная деловая игра».
2. Рассмотрена сущность учебной деловой игры как метода активного
обучения.
8. Изучены возможности учебных деловых игр как способа проведения педагогического эксперимента.

9. Изложен подход к построению модели организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
1. В настоящее время перед педагогами и исследователями в рамках организации самостоятельной работы стоят задачи по разработке такой системы обучения, при которой у студентов появится интерес к самостоятельному добыванию знаний; к самостоятельному решению нестандартных задач, что позволит формировать такие качества личности как самостоятельность и ответственность. То есть самостоятельная работа должна обеспечить не только усвоение студентами знаний, но и помочь формированию навыков самостоятельного их приобретения.
При этом необходимо решить следующие задачи:
- определить мотивацию студентов для улучшения качества организации самостоятельной работы;
- применять широкий репертуар педагогических воздействий с целью активизации деятельности студентов;
- рассчитывать работу с учетом базы актуальных научных психолого-педагогических проблем;
- дать студенту возможность почувствовать, что результатом его работы будет отработка навыков системного мышления, необходимого ему в дальнейшей педагогической практике;
- сообщить учащимся установку на творческое восприятие излагаемых
задач;
- позаботиться о санитарно-гигиенических условиях организации самостоятельной работы, в частности создать гуманную среду обучения;
- создать психологически комфортные условия, в которых студенты будут высказывать новые идеи, независимо от их правильности;
- организовать текущий контроль за данным видом деятельности студентов;

- подчеркнуть в целях стимулирования профессиональную значимость решаемых психолого-педагогических проблем и задач.
2. Моделирование будущей профессиональной деятельности предполагает самостоятельное разрешение проблемных ситуаций и активное решение учебных задач, вытекающих из формулировки проблемы.
3. Одним из способов решения проблем в исследуемой области является обдуманный подбор методов обучения, при котором студенты включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям на наш взгляд в наибольшей степени отвечают активные методы обучения, в частности учебные деловые игры.
4. В рамках исследования проблемы организации самостоятельной работы нами была предложена собственная методика проведения эксперимента, изложенная в параграфе 1.2.3. (с. 63 - 77).
5. В связи с тем, что мы изучаем возможности и особенности использования учебных деловых игр в организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов, то в нашей работы мы достаточно подробно раскрываем круг вопросов, связанных с самим понятием учебная деловая игра. В своем исследовании мы исходим из того, что учебная деловая игра сама по себе не является моделью, а выступает средством работы с моделью, заложенной в структуре деловой игры.
6. Существенным результатом нашего исследования является подробная разработка нового варианта учебной деловой игры «Самостоятельная работа студентов педагогических вузов», находящей практическое применение в организации самостоятельной работы студентов ряда факультетов МПГУ (раздел 2.2; с. 91 - 116 ).
Наша деятельность по экспериментальной проверке возможностей использования этой учебной деловой игры, показала, что последняя позволяет

за короткое время глубоко вникнуть в проблему организации самостоятельной работы.
Эта игра преследует следующие цели:
1. Определение направлений, в рамках которых выпускник способен вести самостоятельную творческую работу; а также предъявляемых к ним требований;
2. Совершенствование навыков и умений принятия коллективного решения;
3. Выработка самостоятельности, креативности мышления;
4. Выработка индивидуальных профессиональных навыков.
5. Введение обучаемых в ситуацию проведения научного педагогического эксперимента. В связи с этим в игре реализуется попытка конструирования идеализированной модели организации самостоятельной работы студентов. Предлагаемый подход позволяет внести в данный процесс такие элементы как: проблемность, умение вести научную дискуссию, выделить суть решения проблемы, проводить анализ результатов.
Кроме того, в разработанной учебной деловой игре оценивались самими обучаемыми такие профессионально значимые качества личности выпускника педагогического вуза как: рефлексия, объективность, владение педагогическим тактом, способность критически оценивать информацию, умение признавать свою ошибку и другие.



1. Агапов И.Г. Организационно-педагогические условия применения деловых игр в процессе экономической подготовки учащихся: Автореф. ... канд. пед. наук. - М., 1997. - 18 с.
2. Адельбаева Н.А. Развитие концепции самостоятельной работы Б.П.Есипова в системе современной дидактики: Автореф. ... канд. пед. наук. - М., 1994. - 18 с.
3. Активные методы и формы обучения: (Методические рекомендации и материалы для преподавателей общественных наук) / Мин-во нар. образования БССР, Бел. гос. ун-т им. В.И.Ленина. - Минск: Б.и., 1989. - 73 с.
4. Активные методы обучения в акмеологии: Сб. науч. тр./ СПб гос. инж-эк. ак. - СПб: СпбГиза, 1996. - 116 с.
5. Активные методы обучения в природоохранительном образовании. / Под ред. Д.Н.Кавторадзе. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 91 с.
6. Активные методы обучения в системе многоуровневого образования: Сб. науч. тр./ СПб гос. инж-эк. ак. - СПб: СПбГИЭА, 1995. - 126 с.
7. Алексюк А.Н. Методы обучения и методы учения. - Киев, 1980. -
215 с.
8. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд. Казанского университета, 1988. - 230 с.
9. Анисимов О.С., Данько Т.П. Игровой тренинг мыслительной деятельности: уч. пос./ Моск. ин-т нар. хоз. им. Г.В.Плеханова. - М.: МИНХ,
1990. - 86 с.
10. Арстанов М.Ж. и др. Дидактическая имитационная игра «Педагогическая практика» - Алма-Ата, 1982. - 11 с.
11. Арстанов М.Ж. и др. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии / Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. - Алма-Ата, 1980. - 352 с.

12. Арутюнов Ю.С. Деловая игра «Выбор руководителя»: Метод. Пособие. - М.: ИПКИР, 1989. - 77 с.
13. Арутюнов Ю.С. и др. Деловая игра «Мозговая атака»: Метод. пособие / Арутюнов Ю.С., Дера В.Г., Слободян В.П. - М.: ИПКИР, 1990. - 25 с.
14. Арутюнов Ю.С. и др. Деловая игра «Назначение 2» / Арутюнов Ю.С., Егоров С.С., Колесниченко С.Г. - М.: ИПКИР, 1979. - 89 с.
15. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа, 1980. - 380 с.
16. Ахметов Н.К., Хайдаров Ж.С. Игра как процесс обучения. - Алма- Ата, 1985. - 39 с.
17. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. - М.: Педагогика, 1977. - 254 с.
18. Батурина Г.И., Шамова Т.И. Цели образования как основа связи содержания и методов обучения. // Советская педагогика. - 1980. - № 8. - С. 69
- 75.
19. Батракова С.Н. Игра как средство освоения эмоционально¬нравственного содержания педагогической деятельности. // Нетрадиционные формы и методы обучения и контроль качества знаний: Межвуз. сб. науч. тр. / Под общей ред. Н.П.Макаркина. - Саранск: Изд. Мордовского ун-та, 1994. - С. 168 -172.
20. Белкин Е.Л. и др. Педагогические основы организации самостоятельной работы студентов в вузе. - Орел; Моск. ин-т приборостроения. Орлов. фил., 1989. - 65 с.
21. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. - Рига: Авотс, 1989. - 304 с.
22. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: Изд.во ВГУ, 1977. - 304 с.
23. Бир Ст. Мозг фирмы: Развитие кибернетики как науки управления. // www.holmogorov.rossia.org/libr/.

24. Боголюбов В.М. Введение в педагогическую технологию. - Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 1996. - 233 с.
25. Борисова Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения систем активных методов обучения в институте повышения квалификации: Дисс... кандидата педагогических наук. - М., 1987. - 164 с.
26. Борисова Н.В. Новые технологии активного обучения: Сборник образоват.-проф. программ. - М.: ИЦПКПС, 2000. - 146 с.
27. Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию. - М.; Домодедово: ВИПК МВД России, 2000. - 174 с.
28. Борисова Н.В., Вербицкий А.А. Методические рекомендации по проведению деловых игр. - М., 1990.
29. Борисова Н.В., Князев А.М. Дидактические условия использования игровых технологий в подготовке специалистов. - М.: Домодедово: ВПИК МВД России, 1999. - 59 с.
30. Бурков В.Н. и др. Деловая игра в принятии управленческого решения / В.Н.Бурков, А.Г.Ивановский, С.К.Мурзаев- М., 1980. - 144 с.
31. Васютин Ю.С., Горелов И.Е. Основы методики учебных занятий. Самостоятельная работа - основа учебы слушателя заочного отделения: В пом. слушателям, соискателям, организаторам уч-мет. работы. - Курск: Изд. Центр «ЮМЭКС», 1996. - 45 с.
32. Васютин Ю.С. Рекомендации по методике организации учебных занятий: самостоятельная работа (Из опыта преподавания). - М.: Изд-во РАГС, 1997. - 33 с.
33. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 204 с.
34. Вербицкий А. А. Вопросы генезиса и саморегуляции познавательной и профессиональной деятельности. // Новые исследования в психологии. - М.: Высшая школа, 1977. - вып. 1/16. - С. 19 - 28.

35. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения. // Современная высшая школа. - 1982. - № 3/39. - С. 129 -142.
36. Веселков Ф.С., Нинциев К.Х. Методическое пособие по написанию и защите дипломных работ. - СПб: Изд. СПбУЭФ, 1996. - 55 с.
37. Выготский Л.С. Избранные педагогические исследования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 234 с.
38. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От знания - к профессиональному творчеству: уч-мет. пос. - Минск: Университетское, 1989. - 123 с.
39. Гаврилова Г.Л. Формирование профессиональной самостоятельности у будущего учителя в процессе обучения в вузе: (на примере преподавания в университете предметов общепедагогического цикла): Автореферат дисс... на соискание уч. ст. к. п. н. - Казань, 1992. - 16 с.
40. Гапон Э.В. Педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы: Автореф. ... канд. пед. наук. - Киев, 1991. - 30 с.
41. Гапонов Г.М. Самостоятельная работа студентов. В сб.: Организация самостоятельной работы студентов. - Воронеж: Изд. Воронежского университета, 1969. - 123 с.
42. Гарред Ч., Лондон Дж. Основы анализа операции на море. - М.: Воениздат, 1974. - 270 с.
43. Гелашвили Н.И. Педагогические основы управления самостоятельной работой студентов в процессе обучения. - Тбилиси: Ганатлеба, 1988. - 202 с.
44. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. - М.: Знание, 1989. - 208
с.
45. Гидрович С.Р. и др. Деловая игра «Деятельность сельскохозяйственных предприятий в условиях сельского производства». / Гидрович С.Р., Перешивкин С.А., Толордава Ж.К. // Материалы 7-ой межведомственной школы-семинара по активным методам обучения. - М.,
1985. - вып. 5. - С. 16 - 17.

46. Гидрович С.Р., Сыроежин И.М. Игровое моделирование экономических процессов (деловые игры). - М.: Экономика, 1976. - 116 с.
47. Глушков В.М. Опыт проведения деловых игр в США. - М.: Наука,
1972. - 207 с.
48. Голант Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения. // Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. - вып. 67. - Сб. 2, ч. 1. - Казань, 1969. - С. 32 - 44.
49. Голубкова О.А., Кефели И.Ф. Использование активных методов обучения в учебном процессе: Уч-мет. пос./ Балт. гос. техн. ун-т «Военмех». - СПб: БГТУ, 1998. - 42 с.
50. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. - М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1957. - 518 с.
51. Деловые игры и имитационное моделирование: Тез. Докл. 16-го семинара ИФАК, провед. в июне 1985 г. в г. Алма-Ата. - М., 1985. - 123 с.
52. Деловая игра как метод активного обучения профсоюзных кадров. / Авт. сост. Платов В.Я., Подиновский В.В. - М., 1986. - 93 с.
53. Деловые и ролевые игры в учебном процессе вуза и школы: Библиогр. указ.: М.: Изд-во ун-та др. нар., 1989. - 51 л.
54. Денисов А.Е. Принципы применения средств обучения в учебном процессе вуза. Киев: УМКВО, 1991. - 126 с.
55. Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1956. - 374 с.
56. Добровольская Н.А., Калошина И.П. Творческие задачи на создание дополнительных построений. Ростов-на-Дону: Изд. Ростовского университета, 1984. - 160 с.
57. Дьюи Дж. Беседы о педагогике: Контуры теории концентрации. - Нью-Йорк, 1984. - 231 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ