Введение 3
Глава 1. Изучение эргонимов в отечественной лингвистике
1.1. Понятие «эргоним» 6
1.2. Место эргонимов в ономастической системе современного русского
языка 8
1.3. Эргонимы как компонент языкового пространства города 10
1.4. Аспекты изучения эргонимов 13
1.4.1. Словообразовательный аспект изучения эргонимов 13
1.4.2. Лексико-семантический аспект изучения эргонимов 14
1.4.3. Функциональный аспект изучения эргонимов 15
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Структурно-семантические особенности эргонимов (на материале названий заведений общественного питания г. Пензы)
2.1. Семантические особенности эргонимов г. Пензы 22
2.2. Структурные особенности пензенских эргонимов 26
2.3. Специфика функционирования эргонимов 31
2.4. Совершенствование знаний, умений и навыков учащихся по
ономастическому краеведению с помощью системы упражнений 33
Выводы по 2 главе 43
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложение «Названия кафе, баров, ресторанов г. Пензы» 54
Имена собственные являются одной из самых интересных тем для исследования в лингвистике на современном этапе.
Онимы являются не только носителями номинативного значения, но также содержат в себе большое количество самой разнообразной информации: о языке, географии и природе местности, истории и обычаях этноса.
За последние годы в отечественной лингвистике появилось значительное количество работ, посвященных данному виду наименований (Супрун В. И., Суперанская А. В., Шмелева Т В. и др.).
Социальные изменения в России конца ХХ - начала XXI вв., новые пути развития экономики повлекли за собой появление большого количества предприятий различного функционального профиля (деловых объединений людей, объектов коммерции, культуры, спортивных заведений, турагентств и т. д.).
Многообразные городские объекты получают индивидуальные собственные имена (эргонимы). Старые названия, связанные с другой формой собственности, заменяются новыми, соответствующими текущим потребностям, что спровоцировало ономастический «бум», вызвавший интерес языковедов.
Большинство имеющихся на настоящий момент исследований в области эргонимии выполнены на языковом материале крупных городов России: Москвы, Омска, Санкт-Петербурга и др. Однако эргонимы и их особенности провинциальных городов, в частности г. Пензы, на данный момент исследованы недостаточно, что и обусловило актуальность исследования.
Объектом пристального внимания ученых, исследующих собственные имена, являются преимущественно ядерные разряды ономастики (антропонимы и топонимы), а среди исследований периферийных разрядов, например, эргонимов, большинство работ выполнено в рамках описательной лингвистики.
Цель исследования - выявить и описать структурно-семантические и функциональные особенности эргонимов (на материале названий кафе, баров, ресторанов г. Пензы).
Данная цель предполагает решение следующих задач:
• определить понятие эргонима и его лингвистический статус в русском языке в целом и в ономастике в частности;
• проанализировать структурно-семантические характеристики эргонимов (на материале названий кафе, баров, ресторанов г. Пензы);
• выявить особенности функционирования данных номинаций в лингвистическом пространстве г. Пензы;
• составить систему школьных упражнений по ономастическому краеведению.
Объектом исследования являются наименования кафе, баров,
ресторанов, расположенных в г. Пензе.
Предмет исследования - структурно-семантические особенности эргонимов (на материале названий заведений общественного питания г. Пензы).
Материалом для исследования являются названия кафе, баров, ресторанов, расположенных в г. Пензе. Всего проанализировано 145 языковых единиц.
Методы исследования, использованные в работе:
• описательный (реализованный в приёмах сбора, систематизации, обобщения и интерпретации материала);
• статистический метод (установление наиболее типичных семантических и словообразовательных типов);
• метод компонентного анализа (описание семантики эргонима).
Апробация. По теме исследования опубликована статья:
Вепаева М. Семантические особенности эргонимов г. Пензы // Языковая политика и вопросы гуманитарного образования: материалы IV Международной научно-практической конференции (г. Пенза, 26-28 марта 2020 г.) / под ред. Г. И. Канакиной, И. Г. Родионовой. - Пенза: Издательство ПГУ, 2020. - С. 387-390.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при изучении структурно- семантическихи функциональных особенностей эргонимов других населенных пунктов.
Практическая значимость работы связана с возможностью использовать ее результаты на факультативных занятиях по ономастике, в школьных лингвокраеведческих кружках.
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Эргонимы занимают значительное место в ономастическом пространстве и характеризуются подвижностью корпуса, недолговечностью и разнообразием форм наименований, полученных по определенным семантическим моделям.
В нашем исследовании мы проанализировали 145 наименований кафе, баров, ресторанов г. Пензы с точки зрения их структурно-семантических особенностей и специфики функционирования в пространстве города.
Исследование показало, что эргонимы, имея все признаки имени собственного, служат для конкретного называния отдельных предметов действительности и выделяют единичный предмет из ряда однородных. Однако эргонимическое название ещё и формирует конкретный образ в сознании индивида и характеризуется наличием выраженной социально- закреплённой информации.
Стремясь достигнуть эффективной коммуникации, номинаторы изобретают массу различных и оригинальных названий для кафе, баров, ресторанов.
Анализ эргонимов г. Пензы показал, что наиболее многочисленную группу представляют эргонимы, образованные от имён неодушевленных предметов (105 наименований - 72,4 %), второй по численности является группа эргонимов, в основе номинации которых - имена собственные (35 наименований - 26,9 %). Эргонимы, образованные от наименований живых существ и существ, воспринимаемых как живые составляют всего 2,8 % (4 наименования). Самой малочисленной является группа наименований с затемненной семантикой (1 наименование - 0,7 %):
Анализ эргонимов г. Пензы со словообразовательной точки зрения показал, что более продуктивным способом является семантический (88 % единиц). Самыми частотными являются эргонимы-слова, полученные путём трансонимизации (23 % единиц), онимизации (37 % единиц) и заимствования (28 % единиц). Собственно словообразовательным способом образовано 12 % наименований.
С точки зрения выполнения основных функций (номинативной, рекламной и информативной) все эргонимы Пензы были разделены нами на 2 группы: информативные, рекламные. Конечно же, самой многочисленной оказалась группа рекламных эргонимов (72 % единиц), что объясняется желанием номинатора привлечь внимание клиента ярким, индивидуальным названием. Второй по численности является группа информативных эргонимов (28 % единиц).
Эргоним становится эффективным, если номинатор следует ряду правил: создает чёткую концепцию, анализирует предполагаемую аудиторию, вырабатывает в соответствии с этим необходимые стратегии и тактики, тщательно выбирает речевые средства, так как восприятие и оценка эргонима носителем языка осуществляется по некоторому целостному образу мыслеречевой ситуации.
Эргонимы - лингвокультурный феномен, который является результатом взаимодействия собственно лингвистических и экстралингвистических факторов. Подчиняясь законам языка, эргонимы отражают особенности экономики, права, географии определённого региона, поскольку создаются названия для конкретной территории со сложившимися культурными традициями.
Результаты нашего исследования являются предпосылкой для дальнейшего описания эргонимов как единиц ономастического пространства языка города с точки зрения когнитивной, коммуникативной лингвистики, лингвокультурологии, социоономастики, а также разработки практического руководства-пособия для создателей эргонимов.
Нами разработана система упражнений по ономастическому краеведению, включающему региональный компонент, изучение родного края через наименования заведений общественного питания г. Пензы.
1. Аюпова Л. Л. Вопросы социолингвистики: типы двуязычия в Башкирии. - Свердловск, 1988. - 69 с.
2. Афанасьева И. А. Способы номинаций в речевой ситуации города: на материале ойкодомонимов г. Омска: автореферат дис. канд. филол. наук: 10.02.01. - Москва, 1996. - 19 с.
3. Бондалетов В. Д. Русская ономастика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1983. - С. 20 - 21.
4. Гольман И. А., Добробабенко Н. С. Практика рекламы. Десять уроков для современного бизнесмена: Учебник. - Новосибирск: СП Интербук, 1991. - 340 с.
5. Карпенко Ю. А. Современное развитие русской ономастической системы // Актуальные вопросы русской ономастики. - Киев, 1988. - С. 5-14.
6. Козлов Р. И. Эргоурбонимы как новый разряд городской ономастики: автореферат дис. канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2000. - 23 с.
7. Колесов, В. В. Язык города / В. В. Колесов. - М., 1991. - 192 с.
8. Коршунков В. А. Новые названия в старой Вятке // Русская речь. - 1997. - №4. - С. 85-92.
9. Крюкова И. В. Пограничные разряды ономастики в современном русском языке. - Волгоград, 1993. - 21 с.
10. Крюкова И. В. Рекламное имя: рождение, узуализация, восприятие // Вопросы ономастики: учебное пособие - Волгоград: Перемена, 2003. - 173 с.
11. Крюкова И. В. Рекламное имя от изобретения до прецедентности. - Волгоград, 2004.
12. Курилович Е. Положение имени собственного в языке // Очерки по лингвистике. - М., 1962. - С. 251-266.
13. Ларин Б. А. О лингвистическом изучении города // История русского языка и общее языкознание. - М., 1977. - С. 175-189.
14. Мадиева Г. Б. Теория и практика ономастики. - Алма-Аты, 2005.
15. Мезенин С. М. Образность как лингвистическая категория // Вопросы языкознания. - 1983. - №6. - С. 48-57....30