ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РОБОТОТЕХНИКИ
1.1. Развитие конструктивных умений у детей дошкольного возраста
как педагогическая проблема 9
1.2. Робототехника как новое направление в работе с детьми
дошкольного возраста 18
1.3. Возможности использования робототехники в процессе развития
конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста 26
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
РОБОТОТЕХНИКИ
2.1. Изучение уровня сформированности конструктивных умений у
детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Содержание работы по развитию конструктивных умений у детей
старшего дошкольного возраста с использованием робототехники 45
2.3. Определение эффективности использования робототехники в процессе развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного
возраста 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности - вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [24] (далее - ФГОС ДО). Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отводится конструированию.
Конструирование во ФГОС определяется как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. Когда ребёнок строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение, а также в процессе осуществляется физическое совершенствование ребёнка.
В отечественной педагогике и психологии исследованиям детского конструирования посвящены работы З.В. Лиштван [13], В.Г. Нечаевой [17], А.Н. Давидчук [4], А.Р. Лурия, Н.Н. Поддьякова [26], Л.А. Парамоновой [21], Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной [28] и др.
Реализация ФГОС ДО требует создания инновационной образовательной среды для развития конструктивных умений детей, их интеллектуального, умственного, творческого развития. В последние годы получает развитие использование робототехники в детском саду. Проблема развития конструктивных умений детей дошкольного возраста средствами робототехники определяет возможности решения задач образовательной области «Познавательное развитие» в том числе с помощью организации игрового обучения конструкторами «LEGO».
Роботоконструирование из конструкторов нового поколения, программирование, исследование, а также общение в процессе работы предоставляет уникальную возможность для детей дошкольного возраста освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов.
Робототехника - это научная и техническая база для проектирования, производства и применения роботов.
Первый человекоподобный рыцарь был предложен Леонардо да Винчи в 1495 году, в 1738 году французский механик Жак де Вокансон создал первого андроида, а в 1921 году чешский драматург Карел Чапек впервые использовал слово «робот». В написанной им книге «Универсальные роботы Россума» говорилось об искусственно созданных человекоподобных [35].
Научно-технический прогресс влечёт за собой современных детей, которые шагают в ногу со временем и стремятся не отставая идти вслед за ним. Ребёнок нового времени - это исследователь и изобретатель.
В настоящее время, когда миром правит техника, существует огромное количество возможностей развития детей. Компанией «LEGO» созданы образовательные конструкторы с возможностью программирования с помощью компьютера, ориентированные и на детей дошкольного возраста. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью, его использование направлено на составление управляющих алгоритмов собранной модели. Ребёнок получает представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов [35, с. 5]...
Тема выпускной квалификационной работы актуальна. Конструктор способен выполнить серьезную задачу, связанную с гармоничным и полноценным развитием ребёнка. С одной стороны, ребёнок увлечен творческой познавательной игрой, с другой, применение новой формы игры способствует всестороннему развитию ребёнка в соответствии с ФГОС ДО.
Робототехника - направление новое, инновационное, тем самым привлекает и детей, и родителей. Занятие данным видом деятельности - отличная возможность дать возможность ребёнку проявить конструктивные, творческие способности, а детскому саду возможность привлечь детей дошкольного возраста к техническому творчеству.
В первой главе ВКР рассмотрены теоретические основы развития конструктивных умений у детей дошкольного возраста с использованием робототехники. В первом параграфе освещён широкий круг вопросов, связанных с развитием конструктивных умений. Рассматривается конструктивная деятельность детей дошкольного возраста. Даются определения понятий конструирования, конструктивных умений, конструктивного творчества. Делается вывод, что конструктивная деятельность способствует решению образовательных задач, так как в процессе конструирования детьми приобретаются умения и навыки построения, целенаправленного рассмотрения, наблюдения, формируются психические процессы, такие, как восприятие, ощущение, воображение, мышление. Конструктивные умения - это умения: узнавать и выделять объект; собрать объект из готовых частей; расчленить объект, выделить его составные части; видоизменять объект, трансформировать его в другой, с заданными параметрами.
Во втором параграфе затронута проблема использования в деятельности ДОО нового направления - робототехники. В настоящее время актуальной становится идея развития конструктивных умений дошкольников, их интеллектуального, творческого развития на основе использования инновационных подходов, среди которых ведущее место занимает робототехника. Использование робототехники позволяет расширить возможности ОО «Познавательное развитие» с помощью организации игрового обучения конструкторами «LEGO». Образовательные конструкторы с возможностью программирования с помощью компьютера находят применение и в ДОО.
В третьем параграфе рассмотрены возможности использования робототехники в процессе развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста. Основная идея внедрения LEGO- конструирования и робототехники заключается в реализации более широкого использования в образовательной деятельности конструкторов LEGO.
Конструкторы LEGO построены по принципу от простого к сложному, обладают свойствами такими как: стремиться к бесконечности, заложена идея усложнения, несет полноценно смысловую нагрузку и знания.
Конструкторы ЛЕГО серии Образование (LEGO Education) - это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребёнок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить её.
Вторая глава ВКР включает описание и анализ экспериментальной работы по развитию конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с использованием робототехники. В ходе констатирующего этапа эксперимента нами решались следующие задачи: подбор методик по выявлению уровня сформированности конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста, диагностика уровня сформированности конструктивных умений у детей, анализ РППС, анкетирование родителей воспитанников, анализ и обобщение результатов исследования . Показано, что уровень сформированности конструктивных умений у детей выявлен как средний и низкий. Большинство детей не умели правильно «читать» схему, ошибались в выборе деталей и их расположении относительно друг от друга, допускали ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имела чётких контуров, требовалась постоянная помощь взрослого. РННС в старшей группе «Ромашка» недостаточно оборудована материалами для формирования конструктивных умений у детей. Родители не имеют достаточного представления о робототехнических конструкторах. Тем не менее, заинтересованность родителей в данной области остаётся высокой. Они возлагают самые различные ожидания на занятия робототехникой и даже проявляют желание к её освоению.
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента данных на следующем этапе был осуществлен формирующий эксперимент. Мы предположили, что конструктивные умения у детей старшего дошкольного возраста будут развиваться более эффективно средствами робототехники при следующих педагогических условиях: создание специальной LEGO-конструирующей среды; разработка и проведение ООД, направленной на развитие конструктивных умений у детей; совместная деятельность воспитателей с родителями...
1. Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях. // Детский сад от А до Я. - 2009. - № 4. - С. 23-35.
2. Болотова А.К. Представления родителей детей дошкольного возраста о робототехнике. // Молодой ученый. - 2017. - № 10.1. - С. 15-16. - URL: https: //moluch.ru/archive/144/40438/
3. Володина И.А. Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС. // Молодой учёный. - 2015. - № 11. - С. 1301-1304. - URL: https://moluch.ru/archive/91/19683/
4. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. - М.:
Просвещение, 1973. - 79 с.
5. Дятлова Н.В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста. // Молодой ученый. - 2016. - № 14. - С. 536-537. - URL: https://moluch.ru/archive/118/32529/
6. Евдокимова В.Е., Устинова Н.Н. Использование робототехнических устройств как основы для обучения конструированию и программированию в старшем дошкольном возрасте. // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 2 (69). - С. 250-252. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie- robototehnicheskih-ustroystv-kak-osnovy-dlya-obucheniya-konstruirovaniyu-i- pro grammirovaniyu-v- starshem- do shkolnom
7. Ерофеева Е.М. Конструирование для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 339 с.
8. Заболоцкая В.В., Николаева Л.В. Робототехника как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста. // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 4-9. - URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17694
9. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. - М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013. - 100 с.
10. Коноваленко С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 112 с.
11. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 76 с.
12. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 259 с.
13. Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом. - М.: Просвещение, 1971. - 160 с.
14. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое
пособие. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с. - URL:
http://pedlib.rU/Books/1/0481/1 0481-1.shtml
15. Лоренсо Л.С. Формирование способностей к наглядному моделированию на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада. // Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве. - М., 2010. - 175 с...35