Введение 3
Глава 1. Общетеоретические аспекты использования здоровьесберегающих технологий в средней
общеобразовательной школе 6
1.1. Понятие «педагогическая технология». Сущность,
структура, классификация 6
1.2. Здоровьесберегающие технологии как разновидность
педагогических технологий, применяемых в средней школе 14
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Практические аспекты использования здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе 25
2.1 Здоровьесберегающий потенциал урока иностранного языка 25
2.2. Конспект урока английского языка с использованием
здоровьесберегающих технологий 37
Выводы по 2 главе 51
Заключение 52
Список литературы 57
Актуальность исследования.
Конец XIX - начало XX века характеризуется резким ухудшением здоровья граждан Российской Федерации. Причины патологий и заболеваний различны: техногенные воздействия, плохая экологическая обстановка, несбалансированное питание, информационные перегрузки, потребительское отношение к здоровью и пр.
По мнению Э. С. Шакбасаровой, основой современной педагогической науки является «не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного обучающегося, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан» [31, с. 41]. Б. А. Намаканов и Н. Н. Старшинина также отмечают, что в современной системе образования «на протяжении многих лет демонстрируются здоровьезатратные тенденции [16, с. 16], ей присущи дезинтегрированность и противоречивость. Многочисленные исследования учёных (педагогов, психологов, валеологов, врачей и др.) подтверждают, что организация образовательного процесса в средней школе мало ориентирована на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. К сожалению, следует констатировать, что школьная среда часто оказывает на обучающихся негативное влияние и является мощным стрессогенным фактором. К этому относится школьное расписание, составленное без учёта трудности предметов и работоспособности учащихся, жёсткие требования, несоответствие технологии и организации учебного процесса функциональным возможностям ребёнка, чрезмерная интенсификация учебного процесса, гиподинамия, отсутствие индивидуального подхода к обучающимся, эмоциональное напряжение, разнообразные «школьные стрессы» у детей с низкой социальной адаптацией, использование малоэффективных педагогических технологий, нерациональная организация учебного времени (увеличение продолжительности рабочего дня до 7-8 уроков, сокращение перемен до 5-10 минут, занятия в обязательных факультативах и у репетиторов, объемные домашние задания) и, как следствие, недостаток времени на сон и эффективный отдых.
Последствиями являются: тревожность, раздражительность,
повышенная утомляемость, проблемы поведения, слабое речевое развитие, снижение скорости мыслительных операций, психосоматические проявления (головная и желудочно-кишечная боль, повышенное артериальное давление) и пр.
Данная проблема актуальна и при обучении иностранным языкам в средней общеобразовательной школе. Считаем, что включение в процесс обучения иностранному языку элементов здоровьесберегающих технологий облегчит трудности в усвоении материала, активизирует мышление и способствует снижению эмоционального напряжения.
Таким образом, проблема организации педагогического процесса по иностранному языку с использованием элементов здоровьесберегающих технологий представляется актуальной и недостаточно изученной.
Объект исследования - здоровьесберегающие педагогические технологии.
Предмет исследования - использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Цель исследования - изучить возможности использования здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Цель исследования обусловили следующие задачи:
• определить понятие «педагогическая технология», выявить структуру и представить классификации педагогических технологий;
• рассмотреть здоровьесберегающие технологии как разновидность педагогических технологий, применяемых в средней школе;
• выявить здоровьесберегающий потенциал урока иностранного языка;
• представить конспект урока английского языка с использованием элементов здоровьесберегающих технологий в средней общеобразовательной школе;
• сформулировать практические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Логика исследования определила следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение и систематизация полученной информации.
Практическая значимость исследования заключается в разработке конспекта с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе и
соответствующих практических рекомендаций.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы.
Сохранение и укрепление здоровья подрастающих поколений - важная задача, которая возникает перед любым образовательным учреждением. Проблема использования здоровьесберегающих технологий также актуальна при обучении иностранному языку, что позволило изучить возможности использования здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе
В данной работе было определено понятие «педагогическая технология», выявлена его структура и представлена классификации педагогических технологий.
Очевидно, однозначного толкования понятие «педагогическая технология» не имеет. В обобщённом виде определим понятие «педагогическая технология» как набор взаимосвязанных последовательных технологических процедур / операций / действий, обеспечивающих воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса для гарантированного достижения педагогических целей.
По мнению Г. К. Селевко, к структурным компонентам педагогической технологии относятся:
1. Концептуальная основа;
2. Содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного материала);
3. Процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы работы учителя и деятельности учащихся, диагностика).
Г. К. Селевко выделяет несколько классов педагогических технологий, сгруппированных по определенному признаку:
- по философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские технологии;
• по ведущему фактору психического развития: биогенные,
социогенные, психогенные и идеалистскиетехнологии;
• по научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативнорефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии,
интериоризаторские, развивающие технологии;
• по ориентации на личностные структуры: информационные, операционные, эмоционально-художественные и эмоциональнонравственные, технологии саморазвития, эвристические и прикладные технологии;
• по характеру содержания и структуры: обучающие и
воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные технологии.
На наш взгляд, главным критерием оценки педагогической технологии, выступает не только её результативность и эффективность в обучении, воспитании и развитии, но и её потенциальная оздоровительная направленность, обеспечивающая включение в профилактическую деятельность и здоровьесбережение.
Здоровьесберегающие технологии рассматриваются в данном исследовании как разновидность педагогических технологий, применяемых в средней школе.
По мнению Н. К. Смирнова, здоровьесберегающие технологии - это технологии, которые ориентированы на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представлений о здоровье как ценности и мотивации на ведение здорового образа жизни. Данное определение является наиболее существенным для проводимого исследования.
По мнению И. Д. Шуманкова, цель разнообразных здоровьесберегающих технологий - обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующее сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности».
В состав здоровьесберегающей технологии входят следующие компоненты: аксиологический, гносеологический, санитарно
оздоровительный, эмоционально-волевой, экологический и физкультурнооздоровительный.
Здоровьесберегающие технологии выполняют ряд функций: формирующую, информативно-коммуникативную, диагностическую, адаптивную, рефлексивную, интегративную функции.
Н. К. Смирнов выделяет несколько видов здоровьесберегающих образовательных технологий:
A) организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса и способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других состояний;
Б) психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке и касающиеся психолого - педагогического сопровождения всех элементов образовательного процесса;
B) учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков.
Здоровьесберегающие технологии реализуются в процессе обучения иностранному языку с помощью отдельных здоровьесберегающих приёмов: активизация отдельных здоровьесберегающих воздействий
(проведение физкультминуток до урока, во время урока, подвижные перемены, дыхательная гимнастика), предупреждение утомления, пропаганда здорового образа жизни, рациональная организация труда учащихся, создание комфортного психологического климата, чередование различных видов деятельности на уроке, рефлексия, позволяющая выявить индивидуальный прогресс ребёнка в овладении иностранным языком, дисциплинарный тренинг, релаксация и др.
В практической части исследования были приведены примеры реализации организационно-педагогических здоровьесберегающих технологий (использование физкультминуток, с авторскими вариантами движений, скороговорок, игр) и учебно-воспитательных технологий преподавания иностранного языка. В частности, представлен конспект с использованием элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
По результатам исследования сформулированы практические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе:
1. В течение урока необходимо использовать частую смену видов учебной деятельности (опрос, письмо, аудирование, чтение, рассказ, составление диалогов, просмотр наглядных материалов, работу с интерактивной доской и т.д.)
2. Следует применять не менее трех видов форм работы (групповая, парная, индивидуальная, самостоятельная работа), чередуя их каждые 1015 минут;
3. Для снятия усталости и повышения работоспособности следует проводить короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен и танцев. Целесообразно применять динамические паузы или минуты релаксации дважды за занятие через 15-20 мин. урока по 1 мин. из трех упражнений.
4. При подборе считалок / рифмовок к уроку необходимо обращать внимание на следующее:
• Преимущественно подбирать считалки и рифмовки с чётким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;
• Важно, чтобы их лексическое и грамматическое оформление сочетались с темой урока.
5. Создание у учащихся положительного эмоционального настроя на уроке - необходимое условие здоровьесбережения. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий и стресса на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к английскому языку. Позитивная психологическая поддержка обучающихся - важный момент реализации здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Абрамова И. А. Игры на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 1. - С. 36.
2. Английский язык «Starlight». 6 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка / К. М. Баранова, Дж. Дули, В. В.Копылова, Р. П. Мильруд, В. Эванс. - М.: Express-Publishing; Просвещение. - 2013. - 184 с.
3. Астафьева М. Д. Игры для детей, изучающих английский язык. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 64 с.
4. Богатырёва В. А. Инновационные технологии и повышение качества обучения с использованием здоровьесберегающих технологий // Сборники конференций НИЦ Социосфера (Прага). - 2011. - № 41. - С. 2830.
5. Большая советская энциклопедия. Электронное издание. - URL: http: //dic.academic.ru
6. Бурханов А. И., Хорошева Т. А. Здоровьесберегающие аспекты образовательных технологий // Вестник ВЭГУ. - 2014. - №1 (39). - С. 6570.
7. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
8. Говорушкина Т. К. К вопросу о построении модели здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании детей // Человек и образование. - 2005. - №1. - С. 56-58.
9. Демакова И. Г. Логоритмика в системе здоровьесберегающих
технологий в дошкольном образовательном учреждении для детей с тяжёлыми нарушениями речи. - Электронный ресурс: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logoritmika-v-sisteme-zdoroviesberegayuschih- tehnologiy-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii-dlya-detey-s- tyazhelymi
10. Дронова В. Н. Особенности речеязыковой коммуникативной деятельности учителя начальных классов в условиях реализации здоровьесберегающих технологий обучения // Психолого-педагогический журнал Гуадеамус. - 2006. - №2 (10). - С. 177-181.
11. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. - М.: Русский язык, 2000. - 1233 с.
12. Кларин М. В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения // Советская педагогика. - 1984. - № 4. - С. 117-122.
13. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2002. - 368 с.
14. Косова Л. Б. Динамика ценностных ориентаций // Социологические исследования. - 1994. - №2. - С. 114-118.
15. Кулиш В. Г. Занимательный английский для детей: Сказки, загадки, увлекательные истории. - М.: ООО Издательсто АСТ; Донецк: Сталкер, 2002. - 319 с....36