Введение 3
1 Теоретические и правовые основы противодействия коррупции 7
1.1 Коррупция как социальный феномен 7
1.2 Нормативно-правовая база противодействия коррупции в
Российской Федерации 23
2 Реализация государственной политики противодействия
коррупции в г. Пензе 36
2.1 Система противодействия коррупции в городском округе
г. Пенза 36
2.2 Деятельность администрации г. Пензы по противодействию
коррупции 49
3 Основные направления совершенствования политики
противодействия коррупции 65
Заключение 78
Список использованных источников 83
Приложения 93
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы объясняется тем, что в современных условиях особый интерес со стороны учёных, политиков, специалистов, вызывает такое явление как коррупция, которая стала одной из составляющих элементов социально-экономической системы. Она проявляется в различных формах во всех странах современного мира, независимо от типа государственного устройства, экономического и социального развития, существующих традиций и ценностей. Коррупция находит живительную почву не только в странах, совершающих переход от государственного социализма к рыночным отношениям, но и в государствах с развитой экономикой, нанося обществу огромный ущерб, который нельзя оценивать только с позиций экономики.
Говоря о коррупции как о общественно-вредном явлении необходимо отметить также, что коррупционные проявления влекут за собой целый ряд негативных последствий. К числу последних можно отнести вред, причиняемый социально-экономической сфере жизнедеятельности государства и общества.
Коррупция в наши дни также становится реальной политической угрозой государству. О недостаточности мер противодействия коррупции свидетельствует уровень коррупционной преступности в разнообразных сферах деятельности должностных лиц и возникновение ее новых форм. В связи с этим сохраняются проблемы коррупции, в поисках решения которых используются всевозможные меры, но, тем не менее, проблемы продолжают оставаться актуальными во всем мире, превращаясь во все большие угрозы.
Решение назревших проблем противодействия коррупции в РФ видится главным образом в совершенствовании его государственного регулирования и, в первую очередь, в обеспечении общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов управления.
Научная новизна данной работы определяется тем, что в ней содержится комплексный анализ сущности коррупции, организационных основ и нормативно-правового регулирования противодействия ее проявлениям, мероприятий по противодействию коррупции в г. Пензе в 2014-2016 годах, а также рекомендации по совершенствованию механизма противодействия коррупции.
В трудах Охотского Е.В., Годунова И.В., Проявы С.М., Билинской М.Н. определена социально-политическая, экономическая и нравственная сущность коррупции, ее юридический смысл как превращенной формы бюрократизации власти; выявлены достоинства и слабости действующего российского антикоррупционного законодательства и государственной стратегии противодействия коррупции; изучены причины устойчивости коррупционных отношений; проанализированы конституционно-правовые, социальноэкономические и политические факторы, затрудняющие реализацию курса на эффективное противодействие коррупции; обоснован комплекс мер правового, административно-управленческого и социально-воспитательного воздействия на субъекты коррупционных отношений в направлении выявления, предупреждения и пресечения коррупции.
Работы Астанина В.С. Сатарова Г.А. и Моисеева В.В. обусловливают необходимость выработки и реализации новой антикоррупционной политики. Авторы стремились не только вскрыть причины её небывалого роста в последнее десятилетие, но и показать, как в стране поставлена государственная антикоррупционная политика и каковы реальные результаты борьбы с коррупцией. В книгах обозначены достаточно эффективные пути противодействия коррупции на основе зарубежного опыта.
Исследования Айрапетян Э.С., Кузнецова Е.А., Михолап Я.В. посвящены улучшению механизма противодействия коррупции. В них предложены некоторые рекомендации по совершенствованию и ужесточению законодательной базы РФ, регулирующей антикоррупционную деятельность, выявлена и обоснована необходимость общественного контроля и влияния на процесс принятия общественно важных решений.
Целью бакалаврской работы является анализ системы организации противодействия коррупции в г. Пензе, в том числе ее нормативно-правовых и организационных основ.
Для достижения поставленной цели в процессе написания работы решены следующие задачи:
• изучена сущность коррупции как социального явления;
• исследованы нормативно-правовые основы противодействия коррупции;
• рассмотрены организационные основы противодействия коррупции;
• проанализированы проводимые мероприятия по противодействию коррупции в г. Пензе в 2014-2016 годах;
• разработаны рекомендации, направленные на повышение совершенствование механизма противодействия коррупции.
Объектом исследования является система организации противодействия коррупции в г. Пенза.
В качестве предмета исследования выступает коррупция как социальное явление, а также нормативно-правовые и организационные основы ее противодействию.
В процессе написания данной работы применялись системный, институциональный и структурно-функциональный подходы, на основе которых проведен комплексный анализ системы противодействия коррупции в Российской Федерации и г. Пензе.
При изучении поставленной проблемы были использованы законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации, Пензенской области и г. Пензы.
Эмпирической базой исследования послужили данные отчетов Администрации города Пензы о реализации органами местного самоуправления планов мероприятий по противодействию коррупции на муниципальной службе за 2014-2016 годы.
Бакалаврская работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к ее оформлению, и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В ходе работы над изучением комплексного механизма противодействия коррупции были решены поставленные задачи и достигнута главная цель исследования - проанализированы основы противодействия коррупции в Российской Федерации в целом и в г. Пензе в частности.
В первой главе данной работы были исследованы теоретико-правовые основы организации противодействия коррупции.
Результатом анализа коррупции как социального явления стало осознание того, что проблема коррупции в той или иной степени существует во всех государствах, и наша страна не является исключением. Коррупция в России проникла во все сферы деятельности общества, но наиболее подвержены этому явлению органы государственной власти и местного самоуправления.
Анализ нормативно-правовых основ противодействия коррупции показал, что за последнее десятилетие активизировалась деятельность государственных гражданских и правоохранительных органов, что сказывается на результате предупреждения и пресечения коррупционных факторов. Принято множество нормативных правовых актов, направленных на противодействие коррупционным проявлениям в российском обществе, в том числе на контроль за доходами и расходами государственных и муниципальных служащих. Так, в работе были рассмотрены и проанализированы Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, федеральный закон от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», федеральный закон от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 г. №172-ФЗ, федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03.12.2012 г. №230-ФЗ, указ Президента РФ от 19.05.2008 г. №815 «О мерах по противодействию коррупции», указ Президента РФ от 01.04.2016 г. №147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы», указ Президента РФ от 18.05.2009 г. №558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», указ Президента РФ от 21.09.2009 г. №1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации», указ Президента РФ от 08.07.2013 г. №613 «Вопросы противодействия коррупции», закон Пензенской области от 14.11.2006 г. №1141-ЗПО «О противодействии коррупции в Пензенской области», постановление Губернатора Пензенской области от 03.06.2009 г. №171 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов Губернатора Пензенской области, Правительства Пензенской области», постановление Губернатора Пензенской области от 28.03.2013 г. №60 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности Пензенской области, и иных лиц их доходам», постановление Губернатора Пензенской области от 05.10.2015 г. №120 «О комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Пензенской области», постановление Правительства Пензенской области от 22.10.2013 г. №782-пП «Об утверждении государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Пензенской области в 2014-2020 годах», и другие.
Можно сделать вывод, что в России сформирована системная законодательная база в данной области. Вместе с тем для повышения эффективности противодействия коррупции в органах власти и управления видится необходимым привлечение граждан к участию в законотворческой деятельности для выражения общественной инициативы.
Во второй главе была рассмотрена система противодействия коррупции в г. Пенза. При изучении организационных основ противодействия коррупции было выявлено большое количество государственных органов, комиссий и Советов, занимающихся противодействием распространению коррупции как в Российской федерации, так и в Пензенской области, в том числе были рассмотрены полномочия Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства РФ, правоохранительных органов, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты Российской Федерации, Министерства юстиции РФ, Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции, Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Пензенской области, являющейся постоянно действующим координационным органом при Губернаторе Пензенской области, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в отношении государственных гражданских служащих Пензенской области, замещающих должности государственной гражданской службы Пензенской области в Правительстве Пензенской области, и отдельных категорий лиц, Совета общественности по противодействию «бытовой» коррупции при главе администрации города Пензы, Совет по противодействию коррупции при главе администрации города Пензы, а также межрегиональных общественных организаций «Против коррупции», «Общественный антикоррупционный комитет», «Комитет по борьбе с коррупцией». Все они в совокупности обладают достаточными полномочиями для реализации своего потенциала по противодействию коррупции на вверенной территории.
В результате анализа мероприятий по противодействию коррупции в г. Пензе в 2014-2016 годах был установлен положительный эффект от их реализации, в том числе периодическая разработка планов мероприятий по противодействию коррупции на муниципальной службе, проведение разъяснительной работы с муниципальными служащими органов местного самоуправления города Пензы о необходимости соблюдения ограничений, запретов, установленных в целях противодействия коррупции, проверок по каждому случаю несоблюдения муниципальными служащими органов местного самоуправления города Пензы ограничений, запретов и неисполнения обязанностей, проверок надлежащего использования муниципального имущества, находящегося в аренде или безвозмездном пользовании, анализа практики заключения муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, выездных и камеральных проверок исполнения органами местного самоуправления законодательства о государственной службе, анализа обращений граждан и организаций на предмет наличия в них информации по фактам коррупции, обучающих семинаров для муниципальных служащих по разъяснению положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, а также взаимодействие правоохранительных органов, общественных организаций и граждан в борьбе с коррупционными преступлениями способствовали снижению отрицательных показателей проявления и распространения коррупции в органах местного самоуправления.
По окончании комплексного рассмотрения состояния МСП в России и регионе были разработаны рекомендации, направленные на совершенствование механизма противодействия коррупции.
Самыми значимыми рекомендациями из предложенных можно считать:
• совершенствование нормативно-правовой базы антикоррупционной деятельности;
• усиление роли прокурорского надзора за исполнением антикоррупционного законодательства и внесение соответствующих поправок в законодательные акты;
• введение «презумпции виновности» чиновника любого государственного или муниципального ведомства;
• ужесточение наказания за получение и дачу взяток вплоть до реального лишения свободы и невозможности занимать государственные и муниципальные посты в будущем;
• введение ротации муниципальных служащих как меры, направленной на снижение коррупционных проявлений;
• принятие нормативного акта или ряда нормативных актов, обуславливающих открытость проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов, принятия значимых решений должностными лицами государства;
• создание механизма учета общественного мнения, влияния на процесс принятия решений учреждения.
Данные рекомендации при их непосредственном воплощении будут способствовать устранению пробелов в регулировании противодействия коррупции, увеличению уровня правосознания населения, информированности ответственных органов и лиц о коррупционных правонарушениях, а также формированию нетерпимости граждан к проявлениям коррупции .
1. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка: принят 17.12.1979 г. резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс]. Дата обновления: 17.12.1979. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2017.
2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции: принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 г. резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс]. Дата обновления: 31.10.2003. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2017.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 07.02.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2017.
4. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон
Российской Федерации от 17.01.1992 г. №2202-1-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 19.12.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2017.
5. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 г. №115-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 28.12.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2017.
6. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 г. №79-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 19.12.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2017.
7. О муниципальной службе в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 02.03.2007 г. №25-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 30.06.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2017.
8. Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 22.12.2008 г. №262-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 23.06.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2017.
9. О противодействии коррупции: федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 г. №273-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 03.07.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2017.
10. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федеральный закон Российской Федерации от 17.07.2009 г. №172-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 23.10.2013. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2017.
11. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 г. №210-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 19.12.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2017.
12. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: федеральный закон Российской Федерации от 03.12.2012 г. №230-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 03.11.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2017.
13. О Счетной палате Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2013 г. №41-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 03.07.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2017.
14. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции: федеральный закон Российской Федерации от 22.12.2014 г. №431-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 22.12.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2017.
15. О мерах по противодействию коррупции: указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 г. №815 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 14.02.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2017....60