Введение 3
Глава 1. Реформирование системы российского образования в контексте федерального государственного образовательного стандарта 8
1.1. Традиционная система образования в Российской Федерации 8
1.2. Федеральный государственный образовательный стандарт РФ 18
1.3. ЕГЭ. Этапы перехода к стандартам образования третьего поколения 25
Глава 2. Преподавание уроков истории и обществознании в условиях перехода на ФГОС 28
2.1. Формирование универсальных учебных действий и новые подходы к
обучению истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС 28
2.2. Личностно - деятельностный подход при работе с историческими источниками 37
2.3 Особенности преподавания истории при переходе к Федеральным образовательным стандартам 45
Заключение 62
Список использованных источников и литературы: 69
Актуальность темы исследования продиктована необходимостью изучения и анализа развития, функционирования исторического образования в условиях перехода на ФГОС. Так как идут острые споры о целесообразности реформирования системы образования. Целью современной школы как одного из базовых социальных институтов является создание оптимальных условий для формирования творческой личности, способной реализовать свой потенциал в быстро меняющихся социально-экономических условиях, в гармоничном сочетании собственных жизненных устремлений и прогресса общества.
Качество образования становится ведущей темой образовательной политики нашего государства. «Качество образования - это уровень успешности, социализации гражданина, а также уровень условий освоения им образовательной программы школы (образовательного учреждения). А результаты, обеспечивающие высокий уровень качества, - это академические знания, социальные и иные компетентности, плюс социальный опыт, приобретенный учащимися в ходе освоения образовательной программы школы (образовательного учреждения)».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) качественное образование направлено на формирование личности, обладающей определенными качествами: навыками самообразования, мотивированностью на получение образования на протяжении жизни, социальной зрелостью и адаптивностью, восприятием ценностных ориентиров и многими другими, дающими возможность быть успешным в современном мире.
Приоритетный национальный проект «ОБРАЗОВАНИЕ». Что такое качество образования?/ под ред. А. И.Адамского. - М.. 2009. - С. 7.
Большую роль играют школьные дисциплины «история» и «обществознание» в достижении обучающимися необходимых личностных, метапредметных и предметных результатов. «Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности» .
Школа должна давать не абстрактные знания, а готовить человека к жизни в конкретном обществе. Трудно не согласиться с данным базовым направлением, осуществляемым при разработке Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Гели говорить об исторических дисциплинах, то их изучение предусматривается ФГОС в основной и в старшей школе (на базовом либо профильном уровне). Изучение исторических курсов на протяжении всего периода школьного обучения, безусловно, необходимо. Это свидетельствует о понимании общественной роли исторического образования в становлении мировоззрения современной личности.
Степень изученности темы. Данная проблема на современном этапе является особо актуальной, поэтому специальные труды отсутствуют, но имеется огромное количество статей, к примеру статьи А. А. Андреева «Знания или компетенции?»3, А. В. Хорошенкова «Интеграция в современном историческом образовании: проблемы и перспективы»1 и «Историческое образование в современной высшей школе: компетентностный подход»3, Н. 3. Шиловской «Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в
Стандарты второго поколения. Учебная программа по предметам. История. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?Catalogld=2658 .
Теоретические основы индивидуализации обучения получили освещение в работах А. А. Кирсанова , Г. Ф. Кумариной и И. Е. Токарь , Е. С. Рабунского, И. Э. Унта111 и др. Несмотря на то, что перечисленные труды, относятся к советской педагогике, в них рассмотрены нетипичная для советской коллективной системы индивидуализация обучения, в зависимости от способностей, каждого ученика, а не целого класса. Именно индивидуализация является одним из главных черт системы ФГОС.
В исследованиях ученых рассматривались различные аспекты индивидуализации обучения: историографический и сравнительный анализ проблемы индивидуализации обучения в отечественной и зарубежной педагогике (А.Н. Джуринский , М.А. Мартынович , М.Ф. Федина и др.); педагогические условия реализации индивидуализации обучения в целом и на отдельных этапах (Н.Н. Ушакова, Л.В. Шмелькова и др.); индивидуализация и дифференциация обучения как средство решения частных педагогических задач (Т.П. Михневич , Л.А. Яцыневич и др.); индивидуализация обучения
средствами проблемного и программированного обучения (В.П. Беспалько , Б.Ф. Скиннер и др.) и т.д.
Цель исследования - изучить процесс реформирования исторического образования в условиях перехода на ФГОС.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть гю отдельности традиционную систему и ФГОС.
2. Раскрыть этапы перехода к стандартам образования третьего поколения и особенности ЕГЭ.
3. Изучить особенности преподавания истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС.
Объектом исследования избрано историческое образование.
Предмет исследования - преподавание истории и обществознания по ФГОС.
Методы исследования базируются на принципе объективности. Принцип научной объективности диктует рассмотрение событий во взаимосвязи и отказа от излишних эмоциональных оценочных суждений. Также данный принцип предполагает критическое отношение к прошлым и современным оценкам, выработку своего взгляда на проблемы. При этом не исключается совпадение некоторых оценок с мнениями других авторов.
Во время работы использовался ряд общенаучных методов: анализ, синтез, дедукции, индукция, классификация, системный и статистический метод. В частности, дедукция позволяет выделить частное и единичное из общего, индукция - на основании знания конкретного материала подойти к общим вопросам и выявить общие закономерности. Статистический метод позволяет прослеживать количественные изменения и делать качественные оценки. Использовались и специально-исторические методы. Историко-генетический метод позволил выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Историко-типологический метод - выделять наиболее общее в
исследуемой теме. Эвристический метод - метод поиска и сбора документов, необходимых для изучения того или иного вопроса и др. Использование указанных методов позволило раскрыть внутреннюю логику и характер
происходивших процессов.
Новизна работы заключается в том, что тема не исследована, не введен в научный оборот опыт учителей, работающих по ФГОС.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что данная работа может быть использована студентами в написании докладов, рефератов, курсовых работ, а также в преподавании ТМОИ и ТИМОП.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы, приложений.
Первая глава выпускной квалификационной работы описывает реформирование системы российского образования в контексте федерального государственного образовательного стандарта.
Во второй главе исследования преподавание истории и обществознания рассматривается в условиях перехода на ФГОС.
Таким образом, ФГОС стал основой новой системы образования в РФ, которая дала новые подходы и стандарты для школьного обучения истории и обществознания. Образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы. В основе стандарта лежит общественный договор - новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина.
Качество исторического образования обеспечивается не просто предъявлением нового материала и его воспроизведением учениками. Преподавание курсов социально-гуманитарных дисциплин будет эффективным, если будут реализованы следующие условия: не обучение учащихся, а развитие; использование активных методов обучения; отношения между учителями и учащимися будут строиться на основе педагогики сотрудничества; диалоговые формы обучения.
В России профессиональное образование также считается средним (средним специальным), хотя за рубежом оно может относиться к высшему образованию. В отличие от начального и среднего, высшее образование даже в развитых странах не является всеобщим. В наиболее развитых странах через систему высшего образования проходит до половины населения . Она сама по себе является значимой отраслью экономики, как источник научных знаний и образованных работников для прочих отраслей. Традиционно высшее образование разделяется на два этапа: бакалавриат и магистратура/аспирантура,
5' Гуревич. ПС ЛичноетныГ- Аспект образования Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. - № 2 - С. 24.
но в России до присоединения к Болонскому процессу такое разделение относилось только к аспирантуре, а вместо бакалавров и магистров советские ВУЗы готовили специалистов. Основными учреждениями высшего образования являются университеты и колледжи. Выпускники ВУЗов обычно получают диплом, а аспирантам по итогам защиты кандидатской диссертации может быть присуждена учёная степень. На последнем этапе обучения студенты и аспиранты обязаны не только получать образование в обычном смысле этого слова, но и принимать непосредственное участие в научных исследованиях, а получение диплома или ученой степени зависит от результатов научной работы.
Федеральным государственный образовательный стандарт - это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса i в т: « числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению). В итоге, новые стандарты ФГОС позволили сделать обучение истории более индивидуальным для учащихся, пг.~ -тем сохраняя профильное направление обучения истории и обществознания
Таким образом, роль учебного предмета "История" в подготовке учащихся к жизни в обществе в значительной мере связана с тем,насколько он помнит и ответить на сущностные вопросы миропонимания и мировоззрения ? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие под Енежжами младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и опыта своей страны, своей этнической, религиозной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории чел :квс-IB-ЕЕХ цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других чипа. Учебный предмет "История" дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Нами изучены новые образовательные стандарты по истории и обществознанию. Мы в полной мере разделяем основные положения в историческом и обществоведческом образовании, а именно формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, активное освоение исторического и культурного наследия своего народа, родного края, России и мира, развитие стремления сохранять и приумножать культурное наследие прошлого, формирование умений получать социальную информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки, создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению знаний в области общественных дисциплин.
1. Бабанский Ю.К Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение. 1985.
2. Вяземский ЕЕ Как сегодня преподавать историю // Вяземский Е.Е.,Стрелова
О.Ю. Как преподавать историю - М.: Просвещение, 1999.
3. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельности. сюратная связь. Идеальность: Пособие для учителей./ А. А. Гин.
— Луганск: > 'ная книга, 2003.
4. Елисеев В В О. - ->ма В.Л. Управление образовательным процессом в школе. - Ульяновск. 2«2
5. Запорожеъ Н И Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания ие-?РИИ.- М., 1985.
6. Зимняя И А Кл ючевые компетентности как результативно-целевая основа
компетент: подхода в образовании: авторская версия. М.:
Исслед эзател.эч.« тснтр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
7. Зимняя 11А Пгт_г этическая психология. М., 1999. С. 217-233.
8. Ковал- реализации стратегических целей обновления школы. М., 2000.
9. Конар. Анализ урока. - М.: Образовательный центр «
педагогичен < ’ тс к . 1999.
ХО.Кабаноеа Е Н Формирование приёмов умственной деятельности ,-М., 1968.
11 .Кулюполля ьгздухов В.Г1. Ценностные ориентиры и когнитивные
структура в дажтс...:-тсти учителя. Самара : СамГПУ, 2002.
1 2.Махм-нх?-' V тсленный урок.-М. :Просвещение, 1985.
3.Немов Р С П - М,- Владос. 2001.
А.Никит:ш^ ^... ^някова О. М., Петухов М. А. « Основы профессионально- Ульяновск.2002.
5.Панасюк В.П. Школа и качество выбор будущего. - СПб.: КАРО, 2003.
16. Петровский Л. В. Ярошевский М. Г. Психология,- М.: Издательский центр « Академия», 2000.
17. Приоритетный национальный проект «ОБРАЗОВАНИЕ». Что такое качество образования?/ под ред. А. И.Адамского. - М.: Эврика, 2009. - 272 с.
Т&.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
9.Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе / М. Т. Студеникин.- М., Владос, 2004.
20. Поташника М.М. Управление качеством образования:
Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
11. Научные статьи
1. Андреев А.А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. 2005. Вып. 2.-С. 78-83.
2. Масленникова А.В. Традиционные и личностно-ориентированные технологии // Практика административной работы в школе. - 2003. - №7. - С. 12-17.
3. Хорошенкова Л.В. Интеграция в современном историческом образовании: проблемы и перспективы // Историческое образование в современном мире: сб. научн. ст. Волгоград: Принт. 2009. - С. 34-37.
4. Хорошенкова А.В. Метрическое образование в современной высшей школе: компетентностный подход // Нижнее Поволжье в экой., полит., социокульт, пр- ве России: истооия и современность: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.Ю. Болотова. Волгоград : 11зд-эо В. АПК РО. 2010. - С. 121-126.
5. Хуторской АВ Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированногэ «жпоза.чня Народное образование. - 2003. - №2. - С. 43¬48.
6. Шиловская Н. 3 <Лзг»чигч>5гниг универсальных учебных действий на уроках истории в ФГОС // Модернизация исторического и обществоведческого образован.- i в условиях перехода на ФГОС: опыт, проблемы: сб. статей и тезисов отв. ред. Л. И. Некрасова. Томск: ТОИПКРО, 2014.-С. 12-16.
111. Ciarbii в журналах:
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентостная модель: от идеи к образовательной программе// Педагсгика. № 10. 2003. - С. 56-61.
2. Краевский В.В., Хуторской Л.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах ' Педагогика. № 2. 2003. - С. 8-14.
IV. Электронные ресурсы:
1. http: www.qrani.vspu.ru Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ "Грани познания" №7 12“ (декабрь 2013 г.
2. http: standart.edu.^Федеральный государственный стандарт по истории (основ.-ая школа).
3. http: Standart.edu.ru Федеральный государственный стандарт по истории (старшая школа).
4. ПИР: standart.edu.Tu/cataloa.aspx?CatalogId=2658 Стандарты второго поколения. Учебная программа по предметам. История.
5. http: eidos.journal.ru. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». Интернет- журнал "Эйдос".
6) http: eidos.iournal.ru.1креломова И. А. Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход. // Интернет-журнал "Эйдос".
7) http: eidos.joumal.ru.Зимняя И.А.. Статья «Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос".