Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование стереотипов межнационального восприятия в студенческой среде

Работа №161289

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы132
Год сдачи2019
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования стереотипов межнационального восприятия в студенческой среде 7
1.1. Понятие стереотипов в психологической науке 7
1.2. Факторы, способствующие формированию этнических стереотипов .. 18
1.3. Особенности и виды стереотипов межнационального восприятия в
студенческой среде 25
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Эмпирическое исследование стереотипов межнационального восприятия в студенческой среде 41
2.1. Описание процедуры и методов исследования 41
2.2. Анализ результатов исследования стереотипов межнационального
восприятия в студенческой среде 43
2.3. Результаты исследования стереотипов межнационального восприятия в
студенческой среде 95
Выводы 103
Заключение 111
Список используемых источников 113
Приложение 117

В настоящее время в обществе существует множество проблем, связанных со стремительным ростом миграции и межэтнических конфликтов, которые обусловлены рядом факторов: политических, экономических, психологических, культурных и др.
Основные различия этносов состоят в особенностях их культуры, национального сознания, традициях, а также в языковых нормах. При этом не малую значимость имеет изучение этикета, этнических форм общения, стереотипов, а также этнического самосознания.
Решая определенные проблемы, возникающие в различных сферах жизнедеятельности, у человека складывается определенное отношение и установки к различным явлениям, процессам, людям, что в дальнейшем позволяет ему придерживаться определенной специфики решения проблем и взаимодействия с людьми, как в своей общности, так и в других этнических группах.
Стоит отметить, что восприятие одних и тех же явлений, и процессов в этнических общностях различно, что может приводить к проблемам взаимодействия народов.
На основании существующей установки к представителю той или иной этнической общности у личности формируются стереотипы по отношению к определенному этносу. Формирование стереотипа в большинстве случаев препятствует объективной оценки ситуации представителями других этнических общностей.
Рассматривая условия сплочения различных этнических групп, стереотипы играют основную роль при выборе тактики поведения с представителями той или иной этнической общности. При этом основным условием для поддержания мирных отношений между различными народами является сохранение слаженности всех этнических культур.
В настоящее время существует недостаточное количество исследований, описывающих стереотипы межнационального восприятия в студенческой среде. Недостаточная изученность этого вопроса составляет проблему данного исследования.
Цель исследования: изучение стереотипов межнационального восприятия в студенческой среде для использования полученных данных в работе педагогов-психологов для разработки рекомендаций, затрагивающих особенности межличностного и межгруппового взаимодействия в различных этнических общностях, а также профилактических мероприятий по предупреждению формирования в студенческой среде этнической интолерантности.
Объект исследования: стереотипы межнационального восприятия.
Предмет исследования: стереотипы межнационального восприятия в студенческой среде.
Гипотеза: существует связь между некоторыми показателями, отражающими стереотипы межнационального восприятия в студенческой среде, такими, как амбивалентность, выраженность, направленность, сила, активность, оценка, социальная дистанция.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать данные теоретических и практических исследований по проблеме стереотипов межнационального восприятия в студенческой среде.
2. Провести эмпирическое исследование стереотипов межнационального восприятия в студенческой среде .
3. Проанализировать результаты диагностики и интерпретировать полученные связи между некоторыми показателями, отражающими стереотипы межнационального восприятия в студенческой среде.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы по рассматриваемой проблеме,
- количественный и качественный анализ эмпирических данных.
В качестве основного метода был использован диагностический эксперимент с применением следующих методик:
1. «Диагностический тест отношений» (Г.У. Солдатова);
2. «Метод приписывания качеств» (Д. Кац, К. Брайль);
3. «Шкала социальной дистанции» (Э. Богардус);
4. «Методика семантического дифференциала».
Эмпирическое исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». В исследовании приняли участие 60 студентов различных национальностей (40 девушек и 20 юношей), обучающихся на 2-4 курсах, в возрасте 19-24 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе исследовались стереотипы межнационального восприятия в студенческой среде.
В ходе изучения теоретической базы по данной теме было установлено, что социальные стереотипы представляют собой некую слаженную картину мира, в которую входят надежды и способности людей, а также какие-либо привычки, предпочтения и удовольствия.
Этнический стереотип - это уже сложившиеся представления о нормах поведения, менталитете, складе ума, культуры и традиций того или иного этноса.
Существует несколько разновидностей этнических стереотипов:
1. По качеству оценки (отрицательные или положительные);
2. По уровню усвоения человеческим сознанием (стереотипы-мнения и стереотипы-убеждения, что в первом случае означает применение данного подвида стереотипов при получении новой информации, а во втором случае уже устойчивые стереотипы, которые могут послужить мотивом поведения человека);
3. По воспринимаемому объекту (авто- и гетеростереотипы).
В ходе эмпирического исследования было установлено, что существует связь между некоторыми показателями, отражающими стереотипы межнационального восприятия в студенческой среде .
Так, на уровне автостереотипов существует связь между показателями амбивалентности и силы у студентов русской национальности и между показателями амбивалентности и социальной дистанции у студентов киргизской национальности.
На уровне гетеростереотипов существует связь показателей выраженности и активности, а также направленности и активности у студентов русской национальности в отношении студентов туркменской национальности.
У представителей таджикской национальности существует связь между показателями амбивалентности и социальной дистанции по отношению к представителям русской национальности; связь между показателями амбивалентности и оценки по отношению к представителям киргизской национальности; связь между показателями направленности и силы по отношению к представителям туркменской национальности.
У представителей туркменской национальности выявлена связь показателей направленности и активности по отношению к русским; существует обратная связь по показателям выраженности и социальной дистанции по отношению к представителям таджикской национальности. Это можно объяснить тем, что для представителей туркменской национальности характерна национальная изолированность по отношению к представителям Таджикистана, что может быть связано с проявлением таких качеств, как: импульсивность, эмоциональность, гордость, высокомерие, которые не соотносятся с моральными устоями и нравами представителей туркменской национальности.
Таким образом, гипотеза о том, что существует связь между некоторыми показателями, отражающими стереотипы межнационального восприятия в студенческой среде, нашла свое подтверждение.
Полученные результаты можно использовать в работе педагога- психолога при разработке рекомендаций, затрагивающих особенности межличностного и межгруппового взаимодействия в различных этнических общностях, а также профилактических мероприятий по предупреждению формирования в студенческой среде этнической интолерантности.



1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-
психологические проблемы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 240 с.
2. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных
стереотипов/ В.С. Агеев// Вопросы психологии. - 1986. - №1. - С. 95-97.
3. Алистанова З.Ф. Исследование этнических стереотипов: подходы и методы/ З.Ф. Алистанова // Теория и практика общественного развития. - 2018.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 363 с.
5. Баронин А.С. Этнопсихология: Учеб. пособие. - К.: МАУП, 2000. - 116 с.
6. Бочкарева А.В. Этнические стереотипы: основные
методологические подходы к исследованию и особенности использования психосемантических методов: диссертация кан-та соц. наук: 22.00.01/ Бочкарева Анна Владимировна. - Москва, 2014. - 203 с.
7. Веревкин О.Л. Стереотипы восприятия этнических групп // Мониторинг общественного мнения. - 2009. - №6 (94). - С. 193-207.
8. Завалишин А.Ю. Этнические стереотипы: экспликация и анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2017. - № 20(2). - С. 177-196.
9. Ильюшкин В.В. Социальный стереотип как концентрированное выражение социальной установки // Вестник науки и образования. - 2015. - С. 58-66.
10. Кон И.С. Психология предрассудка/ И. С. Кон// Новый мир. -1961. - № 10. - С. 187-205.
11. Корючкина П.С. Этнизация и способы формирования этнических стереотипов// Человек в мире культуры. - 2017. - № 2/3 (21). - С. 175-178.
12. Кочнова К.А. Роль этнических стереотипов в межкультурной коммуникации// Вестник Мининского университета. - 2013. - № 2. - С. 27-36.
13. Крысько В.Г. Этническая психология: учебник для бакалавров /В. Г. Крысько. - 10-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 359 с.
14. Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчуновой; редакторы перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с.
15. Манапова В.Э. Национальный характер: истоки формирования и стереотипы поведения в межкультурном диалоге// Омский научный вестник - 2013. - № 3 (119). - С. 227-229.
16. Мирзоян С.В. Межнациональные конфликты: характеристика, причины и основные классификации// Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. -2016. -№ 2. - С. 107-113.
17. Мутавчи Е.П., Глотова Ж.В. Этнические стереотипы в межкультурной коммуникации// Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2018. - С. 93-96.
18. Новикова И.А. Сравнительные характеристики этнических авто- и гетеростереотипов российских студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2010. - №1. - С. 14-19.
19. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2005. - 480 с.
20. Петров В.Н., Ракачев В.Н., Ракачева Я.В., Ващенко А.В. Особенности адаптации иностранных студентов// Социологические исследования. - 2009. - № 2. - С. 117-121.
21. Питерова А.Ю. Культурный шок: особенности и пути преодоления// Наука. Общество. Государство. - 2014. - № 4 (8). - С. 1-14.
22. Питерова А.Ю. Социальные стереотипы: особенности формирования и изучения // Наука. Общество. Государство. - 2016. - Т. 4. - № 1 (13). - С. 69-75.
23. Попова В.О. Роль средств массовой информации в формировании стереотипов массового сознания //Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2015. - №2(22). - С. 88-94.
24. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2012. - 336 с.
25. Проблемы толерантности в молодежной среде: Материалы Всероссийской онлайн-конференции студентов, магистрантов и аспирантов, 12 декабря 2014 г., Курск / отв. ред. Е.А. Никитина. - Курск: Юго-Зап. гос. ун-т. -159 с.
26. Пузанова Ж.В. Использование психосемантических методов в изучении этнических стереотипов // Вестник Российского университетадружбы народов. Серия: Социология. - 2013. - №1. - С. 87-115.
27. Разумкова А.В. Этнокультурная специфика образа «Себя» и образа «Другого» в языковом сознании русских, татар, коми (зырян): дис. ... кан-та филол. наук: 10.02.19/ Разумкова Анна Викторовна. - Москва, 2018. - 236 с.
28. Рождественская Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии. - 1986. - № 4. - С. 69-76.
29. Савченко И.А. Этнические стереотипы в студенческом сообществе// В мире научных открытий. - 2011. - Т. 15. - № 3(1). - С. 658-666.
30. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998, 389 с.
31. Сорокин Н.В. Национальный стереотип как междисциплинарная проблема // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2011.а №1(25). - С. 51-59.
32. Социальные процессы в полиэтническом обществе: II Казанские студенческие социологические чтения / сборник материалов конференции студентов и аспирантов с международным участием (Казань, 18 апреля 2017 г.) / под ред. С.А. Ахметовой, С.Г. Галимовой. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2017. - 350 с.
33. Старченко В.В. Этнические стереотипы в межэтническом взаимодействии в поликультурном регионе // Наука и современность. - 2016. - № 49. - С. 43-50.
34. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.
35. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Т. Г. Стефаненко. — М: Аспект Пресс, 2006. — 208 с.
36. Супонова К.В. Стереотип как предмет научного изучения в отечественных исследованиях// Дискуссия. - 2011. - № 10 (18). - С. 86-88.
37. Толстых А.А. Исследование отношения современной молодежи к представителям другой национальности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 1956-1960.
38. Узнадзе Д.Н. Психология установки. - М.: Питер, 2001. - 209 с.
39. Хантаев С.Н. Медиапространство как среда распространения этнических стереотипов// Манускрипт. - 2017. - № 3 (77). - Часть 2. - С. 187 -191.
40. Чеснокова Л.В. Стереотипы в межкультурной коммуникации// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 4 (апрель). - С. 91-95.
41. Этнопсихологический словарь/ под ред. В.Г. Крысько. М., 1999.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ