Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Работа №14800

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
809
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Исследование проблем девиаций личности в отечественной и
зарубежной науках 7
1.1 Ксенофобия как социально-педагогический феномен 7
1.2 Подросток как субъект взаимодействия 15
1.3 Активные методы обучения как средство профилактики отклоняющего
поведения подростков 21
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Экспериментальное изучение эффективности активных методов обучения в профилактике ксенофобии в подростковой среде 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ и описание результатов 35
Выводы по второй главе 45
Заключение 46
Библиографический список 50
Приложения 55


Процесс социального расслоения, нивелировка традиционных ценностей и идеалов, рост социальной и межэтнической напряженности в российском обществе являются питательной средой для развития ксенофобии.
Многочисленные исследования, связанные с мониторингом
толерантности и ксенофобии, констатировали, что наименее толерантная и
наиболее склонная к ксенофобическим установкам часть общества - подростки и молодежь. Именно в этот период закладываются основы ксенофобического мышления.
Предубеждения появляются еще в детском возрасте: малыш понимает различия в цвете кожи, гордится или страдает от этого. В подростковом возрасте приобретаются стереотипы о расовых, этнических и религиозных группах, по отношению к которым оправдывается и обосновывается ненависть.
Обучение в школе является важным этапом развития человека, которое осуществляется в процессе учебной и внеурочной деятельности. У ребенка в школьной среде должны формироваться психологические способности для решения жизненных задач, одной из которой является развитие толерантности. Школьное обучение складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, что увеличивает требования не только к психофизиологической конституции учащегося или его интеллектуальным возможностям, но и к социально-психологическому уровню личности.
Профилактика ксенофобии в учебной и внеурочной деятельности может осуществляться в усвоении школьных норм поведения на уроке и перемене, взаимодействии с одноклассниками и учителями. Большую роль в профилактике ксенофобии в школьной среде играют особенности характера и личности учащегося, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Умение общаться с другими людьми, владение необходимыми навыками коммуникации необходимы школьнику, т.к. учебная и внеурочная деятельность носят коллективный характер.
Профилактика ксенофобии в школьной среде предполагает создание в процессе учебной и внеурочной деятельности воспитывающей среды, нацеленной на нравственное развитие каждого учащегося, вовлечение школьников в коллективную деятельность и систему классных часов, способствующих профилактике ксенофобии. Коллективная деятельность позволяет снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными учащимися, учит их находить компромиссы при коллективном планировании и выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения корректно, доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей.
Профилактика ксенофобии в школьной среде требует поиска комплексных, наиболее эффективных и адекватных возрастным особенностям подходов, технологий, форм, методов и средств, направленных на развитие их субъектности, способности самостоятельно реализовать толерантное отношение к людям инокультурного окружения как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Система образования, в которой реализуется диалог, сотрудничество, уважение между обучающей и
обучаемой сторонами, способствует профилактике ксенофобии.
Цель исследования - изучить эффективность активных методов обучения в профилактике ксенофобии в подростковой среде.
Объект исследования - подростковая ксенофобия.
Предмет исследования - профилактика ксенофобии посредством активных методов обучения.
Гипотеза исследования: активные методы обучения являются эффективным средством профилактики ксенофобии в подростковой среде.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Выявить уровень и характер проявлений ксенофобии в подростковой среде.
3) Составить, внедрить в практику работы образовательной организации и экспериментально проверить эффективность программы, основанной на применении методов активного обучения, в профилактике ксенофобии в подростковой среде.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, анкетирование «Межнациональные отношения», изучение документов, психолого-педагогический эксперимент, методы количественной и качественной обработки данных.
Практическая значимость исследования: результаты
экспериментальной работы могут быть полезны в работе школьной психологической службы в рамках просветительской и коррекционно-развивающей работы и гармонизации личностного развития учащихся.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Челушманская
сош»
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования были представлены на заседании педагогического совета МБОУ «Челушманская сош»


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Ксенофобия - это страх или ненависть к чему-либо или кому-либо чужому, незнакомому, непривычному, восприятие чужого как враждебного.
Профилактические меры по борьбе с ксенофобией должны быть ориентированы на устранение причин и факторов, вызывающих ее формирование на различных уровнях: личностном, групповом и социально¬экономическом.
В современном обществе ксенофобия распространяется на очень широкий круг объектов, в соответствии с которыми выделяют следующие ее виды:
а) расовые и этнические фобии (этнофобии), определяющие предубеждение и дискриминацию по отношению к лицам другой расы или этнической группы (например, белый и черный расизм, антисемитизм, синофобия - фобия по отношению к китайцам, и др.);
б) религиозные фобии, определяющие страх и предубеждение по отношению к приверженцам различных религиозных ориентаций (например, исламофобия, фобии по отношению к представителям различных религиозных культов);
в) фобии по отношению к группам, отличающимся по социальным, культурным, материальным и физическим признакам.
В последние годы, в связи с общесистемным кризисом нашего общества, интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос. Актуальна необходимость более тщательного исследования причин, форм и динамики отклоняющегося поведения, поиска более эффективных мер его преодоления - превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др.
Кардинальные перемены, переживаемые нашим обществом во всех сферах политической и социально-экономической жизни, не могут не распространяться на психолого-педагогическую практику в области предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения подростков. Особую роль в этом играют активные методы обучения. Отличительной особенностью всей группы активных методов является то, что осуществляется не только сообщение знаний, но и обучение умениям практического использования, что, в свою очередь, требует формирования определенных психологических качеств обучающихся, при этом организуется формирование новой, качественно иной установки на обучение в эмоционально насыщенном процессе коллективного творческого труда.
В общеобразовательной школе больше всего проблем возникает у подростков и педагогам приходится их решать. Для определенной части подростков характерным является отклоняющееся поведение, которое формировалось у них в семье. В этих условиях нельзя допускать его закрепление или усиление в условиях школы. Необходима целенаправленная социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения подростков со стороны всего педагогического коллектива школы.
В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.
В практической части ВКР было проведено исследование по профилактике ксенофобии в подростковой среде с применением активных методов обучения. Всего в исследовании приняли участии 54 учащихся.
По итогам изучения национального состава 8-х классов было отмечено, что наиболее часто конфликты происходят в 8 «Б» классе. Среди учащихся данного класса есть учащийся цыганской национальности, который имеет склонность к проявлению противоправного поведения.
По данным материального положения в семьях учащихся 8 классов видно, что 13% учащихся делят своих сверстников на «богатых» и «бедных».
Кроме того, эти учащиеся могут быть склонны к проявлению противоправного поведения на почве зависти. Такое поведение может быть направленно на своих одноклассников, чей материальный уровень в семье выше среднего. Это также может повлечь за собой подростковую ксенофобию.
Для определения склонности к проявлению ксенофобии было проведено анкетирование на тему «Межнациональные отношения», по данным анкетирования была выявлена группа учащихся, которые ощущают неприятие в общении с одноклассниками других национальностей. По результатам диагностики были выявлены 16 учащихся 8-х классов, которые способны к проявлению подростковой ксенофобии.
С этими учащимися была проведена работа по профилактике ксенофобии посредством активных методов обучения.
Всего было проведено 12 занятий продолжительностью по 2 часа каждое с периодичностью - 1 занятие каждые две недели.
После того, как с учащимися была проведена профилактическая работа по устранению выявленных в ходе диагностики причин подростковой ксенофобии, их социально-педагогическому просвещению, развитию навыков и формированию толерантного поведения, проводилось повторное исследование склонности учащихся к ксенофобии.
По итогам повторного исследования было выявлено, что количество учащихся позитивно относящихся к представителям других национальностей и осуждающими стычки на межнациональной почве возросло. По результатам повторной диагностики количество учащихся, проявляющих негативное отношение к лицам других национальностей, снизилось на 26%.
Таким образом, из представленных выше данных, можно увидеть положительные изменения среди подростков, которые произошли после реализации программы по профилактике ксенофобии с применением активных методов обучения. На основании полученных результатов следует, что проведенная программа имеет положительные результаты и является эффективной в применении.


1. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогический аспект преодоления ксенофобии среди молодежи //[Текст]: Л.А.Апанасюк, Балтийский гуманитарный журнал. - Калининград. - 2013. - №2. - С. 5-10.
1. Апанасюк Л.А. Социально-культурная профилактика ксенофобии в
студенческой среде: //[Текст] Л.А.Апанасюк, монография. -
Международный научный журнал «Символ науки». - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. - 528 с.
2. Апанасюк Л.А. Алгоритм подготовки студентов-мигрантов к межкультурной коммуникации при преодолении ксенофобии // [Текст] Л.А.Апанасюк, Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - № 2 (24). - С. 383-388.
3. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогические подходы к преодолению проявлений ксенофобии в молодежной среде средствами социально-культурной деятельности //[Текст] Л.А.Апанасюк, Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - № 12 (116). - С. 153¬157.
4. Ардашкин, И.Б. Методы и технология социальной работы: учебное пособие //[Текст]: И.Б. Ардашкин. - Томск: Изд. ТПУ, 2010. - 143 с.
5. Безюлева, Г.В. Основы толерантного образования //[Текст]: Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова // Образовательная политика, 2014. - № 7. - С. 33 - 38.
6. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. //[Текст]: - СПб.: Нева, 2012. - 248 с.
7. Брилинг Е.Е. Подросток: бить или любить? Уроки любви и терпения для родителей. //[Текст]: - М.: Дрофа-Плюс, 2010. - 105 с.
8. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. //[Текст]: - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2016. - 197 с.
9. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. //[Текст]: - СПб.:
Академический проспект, 2012. - 398 с.
10. Есипова, А.А. Интеграция общего и дополнительного образования как
возможный путь повышения эффективности формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников //[Текст]: А.А.Есипова //
Молодой ученый, 2014. - № 5-1 (64). - С.21-22.
11. Есипова А.А. Междисциплинарные связи курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и других школьных дисциплин //[Текст]: А.А.Есипова // Молодой ученый, 2014. - № 18-1. - С.38-40.
12. Есипова А.А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности
населения как основа безопасного будущего //[Текст]: А.А.Есипова,
Безопасность жизнедеятельности. 2012. - № 4. - С. 32-34.
13. Кельберг А.А. Ксенофобия как социально-психологический феномен
//[Текст]: А.А.Кельберг, Вестник СПбГУ, 2012. - № 18. - С. 44-48.
14. Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника //[Текст]: Т.Е. Конникова. - М.: Просвещение, 2000. - С.53-58.
15. Короленко Ц., Загоруйко Е. Бегство от реальности. Проблемы аддиктивного поведения //[Текст]: Ц.Короленко,Е.Загоруйуо, Социальная педагогика, 2015. - №12. - С. 55.
16. Муравьев А. Ксенофобия: от инстинкта к идее //[Текст]: А. Муравьев Отечественные записки, 2014. - № 5. - С. 22-24.
17. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. //[Текст]:
А.В.Петровский, - М.: Наука, 2006. - 160 с.
18. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение. //[Текст]: В.Я.Платов, - М.: Профиздат, 2009. - 254 с.
19. Психолингвистическая экспертиза ксенофобии в средствах массовой информации: методические рекомендации для работников правоохранительных органов. - М.: Просвещение, 2003. - 84 с.
20. Ракович Н.К. Практикум по психодиагностике личности. //[Текст]:
Н.К.Ракович, - Мн.: БГПУ, 2012. - 248с.
21. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся / Под ред. В.А. Татенко, Т.М. Титаренко. //[Текст]:В.А.Татенко, - Киев, 2009. - 200
с.
22. Романова О.Л. Программа профилактики жестокости «Остановить жестокость». . //[Текст]: О.Л.Романова, - М.: Глобус, 2006. - 46 с.
23. Семенюк Л.К. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. //[Текст]: Л.К.Семенюк, - М.:
Флинта, 2008. - 327 с.
24. Смолкин А.М. Методы активного обучения . //[Текст]: А.М.Смолкин // Науч.- метод. пособие. - М.: Высш. шк., 2008. - 241 с.
25. Солдатова, Г.У., Макарчук, А.В. Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. //[Текст]: - М.: Генезис, 2006. - 256 с.
26. Степанов П.В. Воспитание толерантности у подростков //
Образовательная политика, //[Текст]: 2016. - № 6. - С. 30-33.
27. Федорова Е.М. Подростковые страхи (опыт исследования на основе
проективных методик) //, //[Текст]: Обретение Отечества: истоки и
современность: Сборник материалов III научно-практической
конференции студентов СППК (г. Омск, 25 февраля 2000 г.) / Под ред. Н.А. Левочкиной. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. - С. 64 - 69.
28. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст]: учебник / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - 367
29.8. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения [Текст]: методическое пособие / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2013. - 368 c.
30.10. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст]: сборник статей / Л.И. Божович. - М.: Педагогика», 1999. - 352 с
31.11. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учеб. пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 526 с.
32. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология [Текст]: учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 c.
33. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии [Текст]: учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, 2013. - 192 c.
34.. Иванников, В.А. Общая психология [Текст]: учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 480 c.
35. Котова, И.Б. Общая психология [Текст]: учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, 2013. - 480 c.
36.. Кравченко, А.И. Психология и педагогика [Текст]: учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 c.
37.. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 c.
38. Мандель, Б.Р. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 352 c.
39. Мухина, B.C. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 608 с.
40. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Общая психология [Текст]: учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 2472 c.
41.. Нуркова, В.В. Общая психология [Текст]: учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 524 c.
42.Основы социальной работы [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 288 с.
43. Психология [Текст]: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведе¬ний / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. - М., Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.
44. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум [Текст]: учебник / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2013. - 304 c.
45. Регуш, Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста) [Текст]: учебник / Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2012. - 320 с.
46. Столяренко, Л.Д. Психология общения [Текст]: учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 317 c.
47. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.:
Юрайт, 2013. - 367 c.
48. Шадриков, В.Д. Общая психология [Текст]: учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2016. -
411 c.
49. БорДовская, Н.В. Психология и педагогика [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. БорДовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
50. Большой энциклопедический словарь [Текст]: словарь. - М.: АСТ, 2003. - 1213 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ